Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основным предметом изучения общей психологии являются такие формы психической активности, как память, характер, мышление, темперамент, восприятие, мотивации, эмоции, ощущения и другие процессы.
Подробному изучению подлежат познавательные процессы, личность человека и ее развитие внутри и вне общества, межличностные взаимоотношения в разных группах людей Общая психология имеет огромнейшее значение для таких наук, как педагогика, социология, философия, искусствоведение, языкознание.
Теоретический курс общей психологии обычно включает в себя изучение каких-либо определенных тематических разделов, направлений, исследований, истории и проблем этой науки. Практический курс - это, как правило, освоение методов исследовательской, педагогической и практической психологической работы[10, c.301].
Как и любая другая наука, общая психология использует систему разнообразных методов Базовыми методами для получения различных фактов в психологии принято считать наблюдение, беседу и эксперименты. Каждый из этих методов может быть модифицирован для улучшения результата.
Наблюдение - это наиболее древний способ познания. Самая простая его форма - житейские наблюдения Им пользуется в своей повседневной жизни каждый человек. В общей психологии выделяют такие виды наблюдения, как кратковременное, долговременное (может проходить даже в течение нескольких лет), выборочное сплошное и специальное (включенное наблюдение, во время которого наблюдатель погружается в исследуемую им самим группу)
Стандартная процедура наблюдения состоит из нескольких этапов:
-
постановка целей и задач; -
определение ситуации предмета и объекта;
определение способов, которые будут оказывать на исследуемый объект наименьшее влияние, и обеспечивать получение необходимых данных;
-
определение способа ведения данных;
-
обработка полученных данных.
Внешнее наблюдение (посторонним человеком) считается объективным.
Оно тоже может быть косвенным.
Также существует самонаблюдение. Оно может быть, как непосредственным - в текущем моменте, так и отсроченным, основывающимся на воспоминаниях, записях из дневников мемуаров. В этом случае человек сам анализирует свои мысли, чувства и переживания.
Наблюдение является неотъемлемой частью двух других методов: беседы и эксперимента.
Беседа как психологический метод предполагает прямой/косвенный, устный/письменный сбор сведений об изучаемом человеке и его деятельности, вследствие чего определяются характерные для него психологические явления. Существуют такие виды бесед, как сбор сведений о человеке и его жизни (от самого человека или от знакомых с ним людей), интервью (человек отвечает на заранее подготовленные вопросы), опросники и разные виды анкет (письменные ответы на вопросы). Лучше всего действует личная беседа исследователя и обследуемого человека. При этом важно предварительно беседу продумать, составить ее план и определить проблемы, которые следует выявить. В ходе беседы предполагаются и вопросы от обследуемого человека двусторонняя беседа дает наилучший результат и предоставляет больше информации, чем просто ответы на вопросы [5, c.103].
Но основным способом исследования является эксперимент.
Эксперимент - это активное вмешательство специалиста в процесс деятельности обследуемого для того, чтобы создать определенные условия при которых будет выявлен психологический факт.
Есть лабораторный эксперимент, протекающий в особых условиях с использованием специальной аппаратуры. Все действия испытуемого направляются инструкцией. Человек знает об эксперименте, хотя об истинном его смысле он может и не догадываться. Некоторые эксперименты проводятся многократно и на целой группе людей – это позволяет установить важные закономерности в развитии психических явлений.
Еще один метод – тесты. Это испытания, служащие для установления у человека каких-либо психических качеств [3, c.304].
Тесты представляют собой кратковременные и аналогичные для всех задания по результатам выполнения которых определяется наличие у испытуемых определенных психических качеств и уровень их развития. Разные тесты созданы для того чтобы сделать какие-то прогнозы или же поставить диагноз. Они всегда должны иметь научное обоснование, а также должны быть надежными и выявлять точные характеристики [3, c.305].
Так как в методах психологических исследований особую роль играет генетический принцип, то выделяют еще генетический метод. Его сутью является изучение развития психики для того чтобы раскрыть общие психологические закономерности. Это способ основывается на наблюдениях и экспериментах и строится на их результатах.
В процессе использования различных методов нужно принимать во внимание и особенности изучаемой проблемы.
Поэтому наряду с основными методами психологических исследований нередко используют и ряд особых вспомогательных и промежуточных методик.
Любая наука характеризуется помимо всего прочего наличием своего предмета и объекта исследования. Причем предмет и объект науки - это разные вещи. Объект - это лишь аспект предмета науки, который исследуется субъектом то есть исследователем. Осознание этого факта очень важно для понимания специфики общей психологии как науки многогранной и разноплановой. Учитывая данный факт, можно сказать следующее: объект общей психологии и - это сама психика как форма взаимодействия живых существ с миром, которая выражается в их способности претворять в действительность свои побуждения и функционировать в мире на основе имеющейся информации, а психика человека с точки зрения современной науки выполняет функцию посредника между субъективным и объективным, а также реализует представления человека о внешнем и внутреннем телесном и душевном [3, c.211].
Предмет общей психологии - это закономерности психики как формы взаимодействия человека с окружающим миром данная форма в связи со своей многогранностью подлежит исследованию в совершенно разных аспектах, которые исследуются разными ответвлениями психологической науки. В качестве объекта выступает развитие психики нормы и патологии в ней, виды деятельности человека в жизни, а также его отношение к окружающему миру.
Благодаря масштабности предмета общей психологии и возможности выделять в ее составе множество объектов для исследований в настоящее время в психологической науке существуют общие теории психологии, которые ориентируются на разные научные идеалы и саму психологическую практику, которая вырабатывает определенные психотехники для воздействия на сознание и его управления. Но как бы, ни были сложны пути, которыми продвигается психологическая мысль, постоянно трансформируя объект своего исследования и глубже погружаясь благодаря этому в предмет, каким бы изменениям и дополнениям он не был подвержен и какими бы терминами ни обозначался, можно все же выделить основные блоки терминов, которыми характеризуется объект психологии. К ним относятся [3, c.214]:
-
психические процессы - психология изучает психические явления в процессе формирования и развития, продуктом которого становятся результаты оформившиеся в образы, мысли, эмоции; -
психические состояния - активность, подавленность, бодрость; -
психические свойства личности - целеустремленность, трудолюбие, темперамент, характер; -
психические новообразования - те знания, навыки и умения, которые приобретает человек в течение жизни.
Естественно, все психические феномены не могут существовать обособленно, а тесно связаны друг с другом и оказывают влияние друг на друга.
Ощущения - это психические процессы, которые представляют собой психические отражения отдельных состояний и свойств внешнего мира, возникающие при прямом воздействии на органы чувств, субъективное восприятие человеком внешних и внутренних раздражителей при участии нервной системы. В психологии под ощущениями обычно понимается процесс отражения различных свойств объектов в окружающем мире [1, c.326].
Ощущения обладают следующими свойствами:
-
модальность - качественный показатель ощущений (для зрения - цвет, насыщенность, для слуха - громкость, тембр), -
интенсивность - количественный показатель ощущений, -
длительность - временной показатель ощущений, -
локализация - пространственный показатель.
Существует несколько классификаций ощущений. Первая из них принадлежит Аристотелю. Им было выделено пять основных чувств осязание, слух, зрение, вкус и обоняние. Но в последствии, благодаря увеличению видов ощущений появилась необходимость более серьезной их классификации. На сегодняшний день существуют следующие классификации:
Классификация Вундта - в зависимости от механических химических и физических свойств раздражителей,
Классификация Шерринггона - основана на расположении рецепторов зкстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные ощущения.
Восприятие - это познавательный процесс, который формирует картину мира у субъекта.
Психическая операция, отражающая предмет или явление, воздействующее на рецепторы органов чувств. Восприятие - это сложнейшая функция, определяющая прием и преобразование информации и формирующая субъективный образ объекта для субъекта. Посредством внимания обнаруживается целый объект, выделяются его особые признаки и содержание.
Восприятие разделяется на четыре уровня:
-
обнаружение (перцептивное действие) - формирование образа. -
различение (перцептивное действие) - само восприятие образа. -
идентификация (опознавательное действие) - отождествление объекта с уже имеющимися образами. -
опознание (опознавательное действие) - категоризация объекта.
У восприятия есть и свои свойства структурность, предметность, апперцептивность, избирательность, константность, осмысленность.
Внимание - это избирательное восприятие того или иного объекта. Выражается в том, как относится человек к объекту. За вниманием часто могут стоять такие психологические характеристики личности, как потребность, интерес, направленность, установки и другие [3, c.211].
Внимание также обуславливает то, как человек ориентируется в окружающем мире и то, как этот мир отражается в его психике. В центре сознания всегда оказывается объект внимания, а остальное воспринимается более слабо. Но направленность внимания имеет свойство меняться.
Объектами внимания служит, как правило, то, что имеет для человека на данный момент наибольшую значимость. Удержание внимания в течение продолжительного времени на объекте называют сосредоточенностью.
Функции внимания:
-
обнаружение -
Избирательное внимание -
Распределенное внимание
Внимание может быть произвольным и непроизвольным. По формам оно различается на внешнее - направлено на окружающий мир и внутреннее - направлено на внутренний мир человека.
Все они тесно связаны с деятельностью человека. И в зависимости от ее назначения могут становиться более или менее интенсивными
В процессе представления происходит мысленное воссоздание образов явлений или предметов, не воздействующих в настоящий момент на органы чувств. Существует два значения этого понятия. Первое обозначает образ явления или предмета воспринимавшегося ранее, но не воспринимающегося сейчас. Второе описывает само воспроизведение образов. Как психические явления представления могут быть в чем-то схожи с восприятием, галлюцинациями и псевдогаллюцинациями, или же отличными от них.
Классифицируют представления несколькими способами
По ведущим анализаторам: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и температурные представления.
По степени обобщенности: единичные, общие и схематизированные.
По происхождению: на основе восприятия, мышления или воображения.
По степени волевых усилий: непроизвольные и произвольные.
Представления обладают следующими свойствами: обобщенность, фрагментарность, наглядность, неустойчивость [3, c.212].
Память - это психическая функция и вид умственной деятельности, предназначенная для сохранения, накапливания и воспроизведения информации. Способность на протяжении длительного периода времени хранить данные о событиях окружающего мира и реакциях организма, и использовать ее.
Выделяют следующие процессы памяти:
запоминание;
хранение;
воспроизведение;
забывание.
Также память разделяется на типологии:
по сенсорной модальности: визуальная, кинестетическая, звуковая, вкусовая, болевая.