ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1144
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1970-
Е ГОДЫ
В 1970-е годы проявилось несколько тенденций. Среди наиболее значи- мых можно отметить стремительное развитие консультирования за пределами сферы образования, создание программ повышения квалификации и начало ли- цензирования консультантов, а кроме этого — дальнейшее развитие APGA в качестве профессиональной организации консультантов.
Диверсификация консультирования. Стремительный выход консультиро- вания за пределы сферы образовательных учреждений начался в 1970-х годах, когда центры психического здоровья и общественные агентства начали широко использовать консультантов. До этих пор почти все консультанты работали в системе образования, как правило в муниципальных школах. Однако по мере того, как в экономике стал наблюдаться некоторый спад, а количество детей школьного возраста начало уменьшаться, спрос на школьных консультантов стал падать. С 1970 года до середины 1980-х годов ежегодный прирост школь- ных консультантов составил 1-3% по сравнению с 6-10% ежегодного прироста на протяжении 1960-х годов (Shertzer & Stone, 1981). К тому же количество об- разовательных программ для консультантов выросло с 327 в 1964 году до 475 в
27 1980- м (Hollis & Wants, 1980). Такое впечатляющее увеличение числа программ привело к увеличению количества консультантов, претендующих на каждое ва- кантное рабочее место (Steinhauser, 1985).
Диверсификация консультирования означала, что в программы подготов- ки консультантов стала включаться подготовка по специализациям. Это также означало разработку и новых концепций консультирования. Например, Льюис и Льюис (Lewis & Lewis, 1977) ввели термин «общественный консультант»
для консультантов нового типа, которые могут выполнять разнообразные роли, независимо от направления работы. Было открыто множество программ обще- ственного консультирования, консультанты стали более обычным явлением в таких учреждениях, как клиники психического здоровья, хосписы, центры под- держки занятости и центры борьбы со злоупотреблениями психоактивными веществами. Равным по значению, а по темпам роста более впечатляющим, явилось образование Американской ассоциации консультантов в области пси- хического здоровья (American Mental Health Counselor Association — АМНСА) в составе APGA. Созданная в 1976 году АМНСА быстро превратилась в крупней- шее подразделение внутри APGA и объединила консультантов в области пси- хического здоровья в профессиональную организацию, в которой они смогли лучше определить свои цели и задачи.
Программы обучения консультантов. Семидесятые годы оказались свиде- телями развития программ обучения профессиональных помощников, которые концентрировались на обучении коммуникативным навыкам. Берущие начало в работах Труа и Каркхуффа (Truax & Carkhuff, 1967), Иви (Ivey, 1971), эти про- граммы строились на предположении о наличии базовых навыков консультиро- вания, присущих в равной степени как профессионалам, так и непрофессиона- лам. Этот подход можно считать гуманистическим и эклектическим. Считалось, что существуют определенные базовые навыки, которыми необходимо владеть, чтобы устанавливать удовлетворительный личностный контакт. Преимущество консультантов, которые достигли такого уровня совершенства, заключается в том, что они значительно легче могут обучать этому других. Таким образом, консультанты могут консультировать, обучая некоторым из своих навыков тех, с кем они работают — преимущественно преподавателей и парапрофессиона- лов
1
. По многим признакам это направление напоминало новую версию кон- цепции образования как руководства, предлагавшуюся Брюером.
Введение лицензирования в отдельных штатах, К середине семидесятых годов органы, контролирующие деятельность психологов в отдельных штатах, стали значительно строже. Некоторые из их ограничений, такие как запрещение допуска выпускников, обучавшихся по программам подготовки консультантов в системе образования
2
, к экзаменам на получение психологической лицензии, вызвали определенное напряжение не только между АРА и APGA, но также и внутри самой АРА (Ohlsen, 1983). В результате этого APGA объявила о введе- нии государственного лицензирования для консультантов. Вирджиния была
1
То есть непрофессиональных помощников, волонтеров.
2
В системе заведений, подчиненных Департаменту образования.
28 первым штатом, который принял закон о лицензировании консультантов, сде- лав это в 1976 году, хотя справедливости ради следует отметить, что в Кали- форнии закон о консультантах по вопросам брака и семьи и детских консуль- тантах был принят в 1962 году. Этот закон, однако, чересчур широко трактовал понятие «консультант» и вскоре заменил его словом терапевт (therapist), ко- торое было строго определено.
Усиление APGA. На протяжении семидесятых годов APGA проявляла се- бя как одна из наиболее значительных профессиональных организаций. На ее авторитет и функционирование оказал влияние целый ряд событий, одним из которых было создание штаб-квартиры в Александрии, штат Вирджиния. Кро- ме того, в APGA начался пересмотр ее профессиональной ориентации, посколь- ку оказалось, что руководство и работа по подбору кадров устарели по отноше- нию к задачам, стоящим перед этой организацией.
В 1973 году Ассоциация преподавателей консультирования и супервизо- ров (Association of Counselor Educators and Supervisors — ACES), являющаяся отделом APGA, представила стандарты для получения степени магистра кон- сультирования. В 1977 году ACES утвердило основные требования для получе- ния докторской степени по консультированию (Stripling, 1978). В течение деся- тилетия количество членов APGA возросло почти до 40 000, и были созданы еще четыре новых отдела (в дополнение к АМНСА): Ассоциация по религиоз- ным и ценностным проблемам в консультировании, Ассоциация специалистов по работе с группами, Ассоциация по делам цветного населения в подборе кад- ров и руководстве и Ассоциация консультантов по вопросам общественных правонарушений.
1980-
Е ГОДЫ
На протяжении восьмидесятых годов наблюдалось дальнейшее развитие консультирования как профессии, примером чему могут служить перспектив- ные инициативы консультантов, входящих в APGA и 17-е отделение АРА. Сре- ди наиболее знаменательных событий десятилетия можно выделить меры по стандартизации обучения и сертификации консультантов, признание консуль- тирования в качестве отдельной профессии, дальнейшую диверсификацию спе- циальностей консультантов и акцентирование внимания на личностном росте и развитии.
Стандартизация обучения и сертификации. Тенденция стандартизировать обучение и сертификацию стала проявляться еще в начале десятилетия и уси- ливалась год за годом. В 1981 году в качестве филиала APGA был создан Ак- кредитационный совет по консультированию и родственным образовательным программам (Council for Accreditation of Counseling and Related Educational Pro-
grams — CA CREP).
Он доработал стандарты, предложенные A CES в конце
1970- х годов, утвердил четыре новые программы, а также взял под опеку про- граммы, уже признанные в качестве аккредитованных Калифорнийской ассоци- ацией консультантов и ACES (Steinhauser & Bradley, 1983). В 1987 году
CACREP
добился членства в Совете по аккредитации программ высшего обра-
29 зования (Council on Postsecondary Accreditation СОРА), усилив таким образом возможности этого Совета по аккредитации программ до уровня, не уступаю- щего таким специализированным аккредитационным органам, как АРА (Негг,
1985, р. 399). CACREP стандартизировал программы подготовки консультантов на степени магистра и доктора для учащихся колледжей по специальностям школьного, общественного консультирования, консультирования по вопросам психического здоровья, супружеского и семейного консультирования и тера- пии, а также служб занятости.
В дополнение к этой работе, проводимой CACREP, Государственный Со- вет по сертификации консультантов (National Board for Certified Counselors —
NBCC),
который был основан в 1983 году, начал сертификацию консультантов на государственном уровне. Он разработал стандартизированный тест и опре- делил восемь главных параметров, по которым должны оцениваться консуль- танты: 1) личностный рост и развитие, 2) социальная и культурная компетент- ность, 3) способность к оказанию помощи, 4) групповая работа, 5) жизненный стиль и карьерный рост, 6) оценка, 7) исследование и измерение и 8) професси- ональная ориентация. Чтобы получить государственный сертификат консуль- танта (National Certified Counselor — NCC), экзаменующиеся должны пройти стандартизированный тест и соответствовать требованиям в отношении компе- тенции и личностных качеств. В 1984 году NBCC также установил стандарты для сертификации консультантов по вопросам карьеры, и в результате большое количество из них стали сертифицированными на государственном уровне (Na-
tional Certified career counselor — NCCC) (Herr,
1985). К концу десятилетия насчитывалось около 17 000 консультантов, имеющих сертификаты этих двух типов (NCC и NCCC).
Наконец, в сотрудничестве с CACREP Национальная академия сертифи- цированных клинических консультантов по вопросам психического здоровья
(National Academy of Certified Clinical Mental Health Counselors — NACCMHC),
филиал AMHCA, продолжила начавшийся в конце 1970-х годов процесс стан- дартизации обучения и сертификации по специальности консультирования по проблемам психического здоровья (Seller Brooks & Beck, 1987; Wilmarth, 1985).
В 1988 году также началось обучение супервизоров—консультантов по вопро- сам психического здоровья. Обе программы привлекли тысячи новых профес- сионалов в консультирование, а также позволили подтвердить профессиональ- ную компетентность специалистов, уже работающих в данной области.
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОТДЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ
.
Любая профессия ха- рактеризуется своими «задачами, этическим кодексом, соответствующими ак- кредитации должностными инструкциями, стандартами компетентности, ли- цензированием, сертификацией и другими стандартами качества» (VanZandt,
1990, р. 243). Эволюция консультирования в отдельную профессию, имеющую отношение к психическому здоровью, произошла в 1980-х годах в результате ряда событий, причин и действий как внутри, так и вне APGA (Heppner, 1990).
Внутри APGA, среди ведущих специалистов укреплялось сознание того, что слова персонал и руководство больше не характеризуют направленность рабо- ты ее членов. В 1983 году после определенных дебатов APGA сменило свое
30 наименование на Американскую ассоциацию консультирования и развития
(American Association for Counseling and Development — AACD),
чтобы «отра- жать изменение демографии ее членов и условий, в которых они работают»
(Herr,
1985, р. 395). Смена названия символизировала быструю трансформацию сущности, которую пережили члены APGA после осуществления мер, касаю- щихся подготовки, сертификации и стандартизации. К внешним причинам, вы- нуждавшим APGA сменить название и, с неизбежностью, направленность, можно отнести изменения в законодательстве, особенно на федеральном уровне, в результате которых были признаны законными статус и деятельность поставщиков услуг в области психического здоровья, принадлежащих к другим
(непсихиатрическим. — Примеч. перев.) ассоциациям служб, работающих в сфере психического здоровья.
Кроме всего прочего, имело место изменение профессионального состава
AACD. Chi Sigma Iota —
международное научное и профессиональное почетное общество — было образовано в 1985 году для поощрения достижений в кон- сультировании. К концу десятилетия его состав возрос более чем до сотни от- делений и 5000 членов (Sweeney, 1989). Более того, политика страхования гражданской ответственности, публикации в новых направлениях консультиро- вания, фонды защиты законности, законодательные инициативы и много дру- гих преимуществ стали доступными для членов AACD через их национальные штаб-квартиры (Myers, 1990). К 1989 году 58 000 человек стали членами AACD,
прирост составил более 18 000 человек за десятилетие.
17- е отделение также продолжало развиваться с той же скоростью
(Woody Hansen & Rossberg,
1989). В 1987 году его президентом доктором
Джорджем Газ-дой (George Gazda) была созвана конференция по профессио- нальным стандартам, целью которой было более конкретное определение уни- кальности консультационной психологии и консультирования в целом.
Диверсификация консультирования. На протяжении 1980-х годов функ- ции консультантов стали еще более разнообразными. Большое число консуль- тантов по-прежнему были заняты в начальных и средних школах, а также в высшем образовании в разнообразных студенческих службах занятости. Кон- сультанты в сфере психического здоровья и общественные консультанты соци- альных агентств представляли два крупнейших блока специалистов, не входя- щих в формальные образовательные структуры. К тому же возросло количество консультантов по направлениям поддержания психического здоровья бизнес- менов, геронтологического, брачного и семейного консультирования. Символи- зирующие этот рост Ассоциации по проблемам развития взрослых и проблемам старения (Association for Adult Development and Aging — AADA) и Международ- ная ассоциация брачных и семейных консультантов (International Association for
Marriage and Family Counselors — IAMFC)
были учреждены в качестве подраз- делений AACD в 1987 и 1990 году соответственно.
Постоянное членство в отделениях АА CD по таким направлениям, как групповая работа, образование консультантов, гуманистическое образование, измерение и развитие, религиозные и ценностные проблемы, занятость и про- фессиональный рост, реабилитация, межкультурные отношения, работа с зави-
31 симостями и правонарушениями и работа с военнослужащими, — пример дальнейший диверсификации консультирования на протяжении 1980-х годов.
Специальные выпуски журналов AACD были посвящены таким проблемам, как насилие (Journal of Counseling and Development March 1987); одаренность и та- лантливость (Journal of Counseling and Development May 1986); искусство
(Journal of Mental Health Counseling January 1985); профилактика (Elementary
School Guidance and Counseling October 1989).
Это способствовало расширению возможностей служб консультирования и компетентности консультантов.
У
СИЛЕНИЕ АКЦЕНТА НА ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ И РАЗВИТИИ
.
Акцент кон- сультирования на личностном росте и развитии на протяжении 1980-х годов принимал разные формы. Например, больше внимания стало уделяться разви- вающему консультированию на протяжении всех этапов жизни (Gladstein & Ap- fel,
1987). Было обращено внимание на проявления поведения, связанные с пя- тью первыми ступенями жизненного развития по Эрику Эриксону (Hamachek,
1988). Новые веяния во взглядах на развитие взрослых и пожилых людей от- четливее всего проявились в образовании AADA.
Вторым направлением, в котором проявилось усиление интереса к лич- ностному росту, взрослению и развитию, можно считать возросшее внимание к тендерным проблемам и сексуальным предпочтениям (например, O'Neil & Car- roll, 1988; Pearson, 1988; Weinrach,
1987). Ключевое исследование Кэрол Гилли- ган (Gilligan, 1982), посвященное развитию моральных ценностей женщин, по- могло ввести феминистскую теорию в сферу консультирования и стимулирова- ло специалистов по человеческому развитию к более тщательному изучению различий между полами.
Изучение нравственного развития было третьим направлением, в котором проблемам личностного роста уделялось повышенное внимание (Colangelo,
1985; Lapsley & Quintana,
1985). Возобновился интерес к моделям нравственно- го развития, таким как теория Лоренса Кольберга (Kohlberg, 1969), а также воз- росло число исследований, посвященных стимулированию нравственного раз- вития. В ходе обучения консультантов было установлено, что нравственное развитие тесно связано как с познавательными способностями, так и с эмпатией
(Bowman & Reeves, 1987).
Наконец, стали широко дискутироваться мультикультуральные направ- ления работы с различными этническими группами (Ponterotto & Casas, 1987).
В данных направлениях лидирующее положение заняла Ассоциация мульти- культурально-го консультирования и развития (Association for Multicultural
Counseling and Development — AMCD),
однако мультикультуральные темы, та- кие как значение этнического разнообразия, становились центральным вопро- сом среди всех групп, особенно в свете возобновившегося расизма, который усилился в 1980-х годах (Carter, 1990).
1990-
Е ГОДЫ
На протяжении 1990-х годов продолжились эволюционные изменения в консультировании — отчасти символические, отчасти структурные. Одним из
32 этих изменений, одновременно и символическим, и затрагивающим сущность, было решение Американской ассоциации консультирования и развития (ААCD)
в 1992 году сменить свое название и стать Американской ассоциацией консуль- тирования (АСА). Новое имя стало лучше отражать профессиональный состав и задачи организации. В этой реорганизованной структуре в 1999 году функцио- нировало семнадцать подразделений.
1.
Национальная ассоциация развития карьеры (National Career Develop-
ment Association — NCDA).
Основана в 1913 году. Бывшая Национальная ассо- циация профессиональной ориентации.
2.
Ассоциация гуманистического образования и развития (Association for
Humanistic Education and Development — AHEAD).
Основана в 1931 году. Быв- шая Студенческая кадровая ассоциация за образование преподавателей.
3.
Ассоциация обучения и супервизии консультантов (Association for
Counselor Education and Supervision — ACES).
Основана в 1938 году. Бывшая
Национальная ассоциация супервизоров по руководству и по обучению кон- сультантов.
4.
Американская ассоциация школьных консультантов (American School
Counselor Association — ASCA).
Основана в 1953 году.
5.
Американская ассоциация реабилитационного консультирования
(American Rehabilitation Counseling Association — ARCA).
Основана в 1958 году.
Бывший Отдел реабилитационного консультирования.
6.
Ассоциация по вопросам оценки в консультировании (Association for as-
sessment in Counseling — AAC).
Образована в 1965 году. Бьшшая Ассоциация по вопросам измерения и оценки в руководстве.
7.
Национальная ассоциация консультантов по занятости (National Em-
ployment Counselors Association — NECA).
Основана в 1966 году.
8.
Ассоциациямулътикулътуралъного консультирования иразвития (As-
socfor Multicultur Couns and Developm — AMCD).
Основана в 1972 году. Быв- шая Ассоциация по вопросам цветного населения в области кадров и професси- ональной ориентации.
9.
Международная ассоциация консультантов по проблемам зависимо-
стей и правонарушений (International Association of Addictions and Offender
Counseling — IAAOC).
Основана в 1972 году. Бывшая Публичная ассоциация консультантов по правонарушениям.
10.
Ассоциация специалистов по групповой работе (Association for Spe-
cialists in Group Work - ASGW).
Основана в 1973 году.
11.
Ассоциация за духовные, этические и религиозные ценности в кон-
сультировании (Association for Spiritual Ethical, and Religious Values in Counsel-
ing — ASERVIC).
Основана в 1974 году Национальной католической конферен- цией по персональному руководству.
12.
Американская ассоциация консультантов по вопросам психического
здоровья. (American Mental Health Counselors Association — АМНСА). Основана в 1976 году.
13.
Ассоциация консультантов и педагогов в правительстве (Association
for Counselors and Educators in Government — ACEG).
Основана в 1984 году.
33 14.
Ассоциация по проблемам развития взрослых и проблемам старения
(Association for Adult Development and Aging — AADA).
Образована в 1986 году.
15.
Международная ассоциация консультантов по вопросам брака и се-
мьи (International Association of Marriage and Family Counselors — IAMFC). Об- разована в 1989 году.
16.
Американская ассоциация консультирования в колледжах (American
College Counseling Association — ACCA).
Образована в 1991 году.
17.
Ассоциация по проблемам консультирования геев, лесбиянок, бисексу-
алов (Association for Gay, Lesbian, and Bisexual Issues in Counseling). Образована в 1996 году.
Второе значимое событие 1990-х годов имело место в 1992 году, когда консультирование было впервые включено в статистику ресурсов здравоохра- нения, составленную Центром служб психического здоровья и Национальным институтом психического здоровья в качестве основной профессии в области психического здоровья (Manderscheid & Sonnenschein, 1992). Такое признание поставило консультирование на один уровень с другими профессиями в обла- сти психического здоровья, такими как психология, социальная работа и психи- атрия. В середине десятилетия в США работало от 50 000 до 67 000 сертифици- рованных или лицензированных консультантов (Wedding, 1995).
Третьим событием в консультировании, также произошедшим в 1992 го- ду, было написание инструкций и стандартов по мультикультуральному кон- сультированию, которые были опубликованы в работе Сью, Арредондо и Мак-
Дэвиса (Sue, Arredondo & McDavis, 1992). Хотя эти инструкции предназнача- лись главным образом для консультирования цветного населения, они явились ступенью для дальнейшего обсуждения природы мультикультурального кон- сультирования, например включения в рассмотрение других групп, таких как люди с ограниченными способностями. Таким образом, на протяжении десяти- летия велась оживленная дискуссия о многообразии консультационных подхо- дов в условиях плюралистического общества (Weinrach & Thomas, 1998).
Четвертый феномен 1990-х годов — это сосредоточение внимания на охране здоровья и рост числа организаций профилактического здравоохране- ния. Возникали новые многопрофильные объединения, под юрисдикцию кото- рых переходило большое число практикующих консультантов. В результате со- кратилось количество независимых консультантов, равно как и количество сес- сий, которые консультанты могли проводить в соответствии с планами органи- заций профилактического здравоохранения. Новые акценты в законодательстве, связанные с этими организациями, вынуждали консультантов повышать свою правовую компетенцию и наращивать инициативу в законотворчестве.
(Barstow, 1998).
Помимо этого, на протяжении десятилетия снова возрос интерес к вопро- сам консультирования, относящимся к целостной личности. Консультанты начинают больше интересоваться социальными факторами, влияющими на воз- никновение и протекание как психических расстройств, так и психического здоровья, включая значение взаимодействия организма и среды (organism-
context interaction)
(так называемый контекстуализм) (Thomas, 1996). К числу
34 этих факторов относятся: духовность, семейная обстановка, социально- экономические обстоятельства, влияние групп и групповой работы, а также ме- ры профилактики (Bemak, 1998).
Среди других достижений 1990-х годов можно выделить следующие:
• слияние Национальной Академии клинических консультантов в области психического здоровья c'NBCC и доведение количества ее членов до 22 000;
• рост числа программ подготовки консультантов и консультантов- психологов докторского и магистерского уровней, аккредитованных CACREP и
АРА (Hollis, 1997);
• увеличение количества публикаций А С А АРА, коммерческих изда- тельств и ERIC/CASS (Информационного центра по консультированию и сту- денческим службам), охватывающих множество тем в консультировании;
• рост организации Chi Sigma Iota (185 отделов и 22 000 членов).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83
27 1980- м (Hollis & Wants, 1980). Такое впечатляющее увеличение числа программ привело к увеличению количества консультантов, претендующих на каждое ва- кантное рабочее место (Steinhauser, 1985).
Диверсификация консультирования означала, что в программы подготов- ки консультантов стала включаться подготовка по специализациям. Это также означало разработку и новых концепций консультирования. Например, Льюис и Льюис (Lewis & Lewis, 1977) ввели термин «общественный консультант»
для консультантов нового типа, которые могут выполнять разнообразные роли, независимо от направления работы. Было открыто множество программ обще- ственного консультирования, консультанты стали более обычным явлением в таких учреждениях, как клиники психического здоровья, хосписы, центры под- держки занятости и центры борьбы со злоупотреблениями психоактивными веществами. Равным по значению, а по темпам роста более впечатляющим, явилось образование Американской ассоциации консультантов в области пси- хического здоровья (American Mental Health Counselor Association — АМНСА) в составе APGA. Созданная в 1976 году АМНСА быстро превратилась в крупней- шее подразделение внутри APGA и объединила консультантов в области пси- хического здоровья в профессиональную организацию, в которой они смогли лучше определить свои цели и задачи.
Программы обучения консультантов. Семидесятые годы оказались свиде- телями развития программ обучения профессиональных помощников, которые концентрировались на обучении коммуникативным навыкам. Берущие начало в работах Труа и Каркхуффа (Truax & Carkhuff, 1967), Иви (Ivey, 1971), эти про- граммы строились на предположении о наличии базовых навыков консультиро- вания, присущих в равной степени как профессионалам, так и непрофессиона- лам. Этот подход можно считать гуманистическим и эклектическим. Считалось, что существуют определенные базовые навыки, которыми необходимо владеть, чтобы устанавливать удовлетворительный личностный контакт. Преимущество консультантов, которые достигли такого уровня совершенства, заключается в том, что они значительно легче могут обучать этому других. Таким образом, консультанты могут консультировать, обучая некоторым из своих навыков тех, с кем они работают — преимущественно преподавателей и парапрофессиона- лов
1
. По многим признакам это направление напоминало новую версию кон- цепции образования как руководства, предлагавшуюся Брюером.
Введение лицензирования в отдельных штатах, К середине семидесятых годов органы, контролирующие деятельность психологов в отдельных штатах, стали значительно строже. Некоторые из их ограничений, такие как запрещение допуска выпускников, обучавшихся по программам подготовки консультантов в системе образования
2
, к экзаменам на получение психологической лицензии, вызвали определенное напряжение не только между АРА и APGA, но также и внутри самой АРА (Ohlsen, 1983). В результате этого APGA объявила о введе- нии государственного лицензирования для консультантов. Вирджиния была
1
То есть непрофессиональных помощников, волонтеров.
2
В системе заведений, подчиненных Департаменту образования.
28 первым штатом, который принял закон о лицензировании консультантов, сде- лав это в 1976 году, хотя справедливости ради следует отметить, что в Кали- форнии закон о консультантах по вопросам брака и семьи и детских консуль- тантах был принят в 1962 году. Этот закон, однако, чересчур широко трактовал понятие «консультант» и вскоре заменил его словом терапевт (therapist), ко- торое было строго определено.
Усиление APGA. На протяжении семидесятых годов APGA проявляла се- бя как одна из наиболее значительных профессиональных организаций. На ее авторитет и функционирование оказал влияние целый ряд событий, одним из которых было создание штаб-квартиры в Александрии, штат Вирджиния. Кро- ме того, в APGA начался пересмотр ее профессиональной ориентации, посколь- ку оказалось, что руководство и работа по подбору кадров устарели по отноше- нию к задачам, стоящим перед этой организацией.
В 1973 году Ассоциация преподавателей консультирования и супервизо- ров (Association of Counselor Educators and Supervisors — ACES), являющаяся отделом APGA, представила стандарты для получения степени магистра кон- сультирования. В 1977 году ACES утвердило основные требования для получе- ния докторской степени по консультированию (Stripling, 1978). В течение деся- тилетия количество членов APGA возросло почти до 40 000, и были созданы еще четыре новых отдела (в дополнение к АМНСА): Ассоциация по религиоз- ным и ценностным проблемам в консультировании, Ассоциация специалистов по работе с группами, Ассоциация по делам цветного населения в подборе кад- ров и руководстве и Ассоциация консультантов по вопросам общественных правонарушений.
1980-
Е ГОДЫ
На протяжении восьмидесятых годов наблюдалось дальнейшее развитие консультирования как профессии, примером чему могут служить перспектив- ные инициативы консультантов, входящих в APGA и 17-е отделение АРА. Сре- ди наиболее знаменательных событий десятилетия можно выделить меры по стандартизации обучения и сертификации консультантов, признание консуль- тирования в качестве отдельной профессии, дальнейшую диверсификацию спе- циальностей консультантов и акцентирование внимания на личностном росте и развитии.
Стандартизация обучения и сертификации. Тенденция стандартизировать обучение и сертификацию стала проявляться еще в начале десятилетия и уси- ливалась год за годом. В 1981 году в качестве филиала APGA был создан Ак- кредитационный совет по консультированию и родственным образовательным программам (Council for Accreditation of Counseling and Related Educational Pro-
grams — CA CREP).
Он доработал стандарты, предложенные A CES в конце
1970- х годов, утвердил четыре новые программы, а также взял под опеку про- граммы, уже признанные в качестве аккредитованных Калифорнийской ассоци- ацией консультантов и ACES (Steinhauser & Bradley, 1983). В 1987 году
CACREP
добился членства в Совете по аккредитации программ высшего обра-
29 зования (Council on Postsecondary Accreditation СОРА), усилив таким образом возможности этого Совета по аккредитации программ до уровня, не уступаю- щего таким специализированным аккредитационным органам, как АРА (Негг,
1985, р. 399). CACREP стандартизировал программы подготовки консультантов на степени магистра и доктора для учащихся колледжей по специальностям школьного, общественного консультирования, консультирования по вопросам психического здоровья, супружеского и семейного консультирования и тера- пии, а также служб занятости.
В дополнение к этой работе, проводимой CACREP, Государственный Со- вет по сертификации консультантов (National Board for Certified Counselors —
NBCC),
который был основан в 1983 году, начал сертификацию консультантов на государственном уровне. Он разработал стандартизированный тест и опре- делил восемь главных параметров, по которым должны оцениваться консуль- танты: 1) личностный рост и развитие, 2) социальная и культурная компетент- ность, 3) способность к оказанию помощи, 4) групповая работа, 5) жизненный стиль и карьерный рост, 6) оценка, 7) исследование и измерение и 8) професси- ональная ориентация. Чтобы получить государственный сертификат консуль- танта (National Certified Counselor — NCC), экзаменующиеся должны пройти стандартизированный тест и соответствовать требованиям в отношении компе- тенции и личностных качеств. В 1984 году NBCC также установил стандарты для сертификации консультантов по вопросам карьеры, и в результате большое количество из них стали сертифицированными на государственном уровне (Na-
tional Certified career counselor — NCCC) (Herr,
1985). К концу десятилетия насчитывалось около 17 000 консультантов, имеющих сертификаты этих двух типов (NCC и NCCC).
Наконец, в сотрудничестве с CACREP Национальная академия сертифи- цированных клинических консультантов по вопросам психического здоровья
(National Academy of Certified Clinical Mental Health Counselors — NACCMHC),
филиал AMHCA, продолжила начавшийся в конце 1970-х годов процесс стан- дартизации обучения и сертификации по специальности консультирования по проблемам психического здоровья (Seller Brooks & Beck, 1987; Wilmarth, 1985).
В 1988 году также началось обучение супервизоров—консультантов по вопро- сам психического здоровья. Обе программы привлекли тысячи новых профес- сионалов в консультирование, а также позволили подтвердить профессиональ- ную компетентность специалистов, уже работающих в данной области.
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ОТДЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИЯ
.
Любая профессия ха- рактеризуется своими «задачами, этическим кодексом, соответствующими ак- кредитации должностными инструкциями, стандартами компетентности, ли- цензированием, сертификацией и другими стандартами качества» (VanZandt,
1990, р. 243). Эволюция консультирования в отдельную профессию, имеющую отношение к психическому здоровью, произошла в 1980-х годах в результате ряда событий, причин и действий как внутри, так и вне APGA (Heppner, 1990).
Внутри APGA, среди ведущих специалистов укреплялось сознание того, что слова персонал и руководство больше не характеризуют направленность рабо- ты ее членов. В 1983 году после определенных дебатов APGA сменило свое
30 наименование на Американскую ассоциацию консультирования и развития
(American Association for Counseling and Development — AACD),
чтобы «отра- жать изменение демографии ее членов и условий, в которых они работают»
(Herr,
1985, р. 395). Смена названия символизировала быструю трансформацию сущности, которую пережили члены APGA после осуществления мер, касаю- щихся подготовки, сертификации и стандартизации. К внешним причинам, вы- нуждавшим APGA сменить название и, с неизбежностью, направленность, можно отнести изменения в законодательстве, особенно на федеральном уровне, в результате которых были признаны законными статус и деятельность поставщиков услуг в области психического здоровья, принадлежащих к другим
(непсихиатрическим. — Примеч. перев.) ассоциациям служб, работающих в сфере психического здоровья.
Кроме всего прочего, имело место изменение профессионального состава
AACD. Chi Sigma Iota —
международное научное и профессиональное почетное общество — было образовано в 1985 году для поощрения достижений в кон- сультировании. К концу десятилетия его состав возрос более чем до сотни от- делений и 5000 членов (Sweeney, 1989). Более того, политика страхования гражданской ответственности, публикации в новых направлениях консультиро- вания, фонды защиты законности, законодательные инициативы и много дру- гих преимуществ стали доступными для членов AACD через их национальные штаб-квартиры (Myers, 1990). К 1989 году 58 000 человек стали членами AACD,
прирост составил более 18 000 человек за десятилетие.
17- е отделение также продолжало развиваться с той же скоростью
(Woody Hansen & Rossberg,
1989). В 1987 году его президентом доктором
Джорджем Газ-дой (George Gazda) была созвана конференция по профессио- нальным стандартам, целью которой было более конкретное определение уни- кальности консультационной психологии и консультирования в целом.
Диверсификация консультирования. На протяжении 1980-х годов функ- ции консультантов стали еще более разнообразными. Большое число консуль- тантов по-прежнему были заняты в начальных и средних школах, а также в высшем образовании в разнообразных студенческих службах занятости. Кон- сультанты в сфере психического здоровья и общественные консультанты соци- альных агентств представляли два крупнейших блока специалистов, не входя- щих в формальные образовательные структуры. К тому же возросло количество консультантов по направлениям поддержания психического здоровья бизнес- менов, геронтологического, брачного и семейного консультирования. Символи- зирующие этот рост Ассоциации по проблемам развития взрослых и проблемам старения (Association for Adult Development and Aging — AADA) и Международ- ная ассоциация брачных и семейных консультантов (International Association for
Marriage and Family Counselors — IAMFC)
были учреждены в качестве подраз- делений AACD в 1987 и 1990 году соответственно.
Постоянное членство в отделениях АА CD по таким направлениям, как групповая работа, образование консультантов, гуманистическое образование, измерение и развитие, религиозные и ценностные проблемы, занятость и про- фессиональный рост, реабилитация, межкультурные отношения, работа с зави-
31 симостями и правонарушениями и работа с военнослужащими, — пример дальнейший диверсификации консультирования на протяжении 1980-х годов.
Специальные выпуски журналов AACD были посвящены таким проблемам, как насилие (Journal of Counseling and Development March 1987); одаренность и та- лантливость (Journal of Counseling and Development May 1986); искусство
(Journal of Mental Health Counseling January 1985); профилактика (Elementary
School Guidance and Counseling October 1989).
Это способствовало расширению возможностей служб консультирования и компетентности консультантов.
У
СИЛЕНИЕ АКЦЕНТА НА ЛИЧНОСТНОМ РОСТЕ И РАЗВИТИИ
.
Акцент кон- сультирования на личностном росте и развитии на протяжении 1980-х годов принимал разные формы. Например, больше внимания стало уделяться разви- вающему консультированию на протяжении всех этапов жизни (Gladstein & Ap- fel,
1987). Было обращено внимание на проявления поведения, связанные с пя- тью первыми ступенями жизненного развития по Эрику Эриксону (Hamachek,
1988). Новые веяния во взглядах на развитие взрослых и пожилых людей от- четливее всего проявились в образовании AADA.
Вторым направлением, в котором проявилось усиление интереса к лич- ностному росту, взрослению и развитию, можно считать возросшее внимание к тендерным проблемам и сексуальным предпочтениям (например, O'Neil & Car- roll, 1988; Pearson, 1988; Weinrach,
1987). Ключевое исследование Кэрол Гилли- ган (Gilligan, 1982), посвященное развитию моральных ценностей женщин, по- могло ввести феминистскую теорию в сферу консультирования и стимулирова- ло специалистов по человеческому развитию к более тщательному изучению различий между полами.
Изучение нравственного развития было третьим направлением, в котором проблемам личностного роста уделялось повышенное внимание (Colangelo,
1985; Lapsley & Quintana,
1985). Возобновился интерес к моделям нравственно- го развития, таким как теория Лоренса Кольберга (Kohlberg, 1969), а также воз- росло число исследований, посвященных стимулированию нравственного раз- вития. В ходе обучения консультантов было установлено, что нравственное развитие тесно связано как с познавательными способностями, так и с эмпатией
(Bowman & Reeves, 1987).
Наконец, стали широко дискутироваться мультикультуральные направ- ления работы с различными этническими группами (Ponterotto & Casas, 1987).
В данных направлениях лидирующее положение заняла Ассоциация мульти- культурально-го консультирования и развития (Association for Multicultural
Counseling and Development — AMCD),
однако мультикультуральные темы, та- кие как значение этнического разнообразия, становились центральным вопро- сом среди всех групп, особенно в свете возобновившегося расизма, который усилился в 1980-х годах (Carter, 1990).
1990-
Е ГОДЫ
На протяжении 1990-х годов продолжились эволюционные изменения в консультировании — отчасти символические, отчасти структурные. Одним из
32 этих изменений, одновременно и символическим, и затрагивающим сущность, было решение Американской ассоциации консультирования и развития (ААCD)
в 1992 году сменить свое название и стать Американской ассоциацией консуль- тирования (АСА). Новое имя стало лучше отражать профессиональный состав и задачи организации. В этой реорганизованной структуре в 1999 году функцио- нировало семнадцать подразделений.
1.
Национальная ассоциация развития карьеры (National Career Develop-
ment Association — NCDA).
Основана в 1913 году. Бывшая Национальная ассо- циация профессиональной ориентации.
2.
Ассоциация гуманистического образования и развития (Association for
Humanistic Education and Development — AHEAD).
Основана в 1931 году. Быв- шая Студенческая кадровая ассоциация за образование преподавателей.
3.
Ассоциация обучения и супервизии консультантов (Association for
Counselor Education and Supervision — ACES).
Основана в 1938 году. Бывшая
Национальная ассоциация супервизоров по руководству и по обучению кон- сультантов.
4.
Американская ассоциация школьных консультантов (American School
Counselor Association — ASCA).
Основана в 1953 году.
5.
Американская ассоциация реабилитационного консультирования
(American Rehabilitation Counseling Association — ARCA).
Основана в 1958 году.
Бывший Отдел реабилитационного консультирования.
6.
Ассоциация по вопросам оценки в консультировании (Association for as-
sessment in Counseling — AAC).
Образована в 1965 году. Бьшшая Ассоциация по вопросам измерения и оценки в руководстве.
7.
Национальная ассоциация консультантов по занятости (National Em-
ployment Counselors Association — NECA).
Основана в 1966 году.
8.
Ассоциациямулътикулътуралъного консультирования иразвития (As-
socfor Multicultur Couns and Developm — AMCD).
Основана в 1972 году. Быв- шая Ассоциация по вопросам цветного населения в области кадров и професси- ональной ориентации.
9.
Международная ассоциация консультантов по проблемам зависимо-
стей и правонарушений (International Association of Addictions and Offender
Counseling — IAAOC).
Основана в 1972 году. Бывшая Публичная ассоциация консультантов по правонарушениям.
10.
Ассоциация специалистов по групповой работе (Association for Spe-
cialists in Group Work - ASGW).
Основана в 1973 году.
11.
Ассоциация за духовные, этические и религиозные ценности в кон-
сультировании (Association for Spiritual Ethical, and Religious Values in Counsel-
ing — ASERVIC).
Основана в 1974 году Национальной католической конферен- цией по персональному руководству.
12.
Американская ассоциация консультантов по вопросам психического
здоровья. (American Mental Health Counselors Association — АМНСА). Основана в 1976 году.
13.
Ассоциация консультантов и педагогов в правительстве (Association
for Counselors and Educators in Government — ACEG).
Основана в 1984 году.
33 14.
Ассоциация по проблемам развития взрослых и проблемам старения
(Association for Adult Development and Aging — AADA).
Образована в 1986 году.
15.
Международная ассоциация консультантов по вопросам брака и се-
мьи (International Association of Marriage and Family Counselors — IAMFC). Об- разована в 1989 году.
16.
Американская ассоциация консультирования в колледжах (American
College Counseling Association — ACCA).
Образована в 1991 году.
17.
Ассоциация по проблемам консультирования геев, лесбиянок, бисексу-
алов (Association for Gay, Lesbian, and Bisexual Issues in Counseling). Образована в 1996 году.
Второе значимое событие 1990-х годов имело место в 1992 году, когда консультирование было впервые включено в статистику ресурсов здравоохра- нения, составленную Центром служб психического здоровья и Национальным институтом психического здоровья в качестве основной профессии в области психического здоровья (Manderscheid & Sonnenschein, 1992). Такое признание поставило консультирование на один уровень с другими профессиями в обла- сти психического здоровья, такими как психология, социальная работа и психи- атрия. В середине десятилетия в США работало от 50 000 до 67 000 сертифици- рованных или лицензированных консультантов (Wedding, 1995).
Третьим событием в консультировании, также произошедшим в 1992 го- ду, было написание инструкций и стандартов по мультикультуральному кон- сультированию, которые были опубликованы в работе Сью, Арредондо и Мак-
Дэвиса (Sue, Arredondo & McDavis, 1992). Хотя эти инструкции предназнача- лись главным образом для консультирования цветного населения, они явились ступенью для дальнейшего обсуждения природы мультикультурального кон- сультирования, например включения в рассмотрение других групп, таких как люди с ограниченными способностями. Таким образом, на протяжении десяти- летия велась оживленная дискуссия о многообразии консультационных подхо- дов в условиях плюралистического общества (Weinrach & Thomas, 1998).
Четвертый феномен 1990-х годов — это сосредоточение внимания на охране здоровья и рост числа организаций профилактического здравоохране- ния. Возникали новые многопрофильные объединения, под юрисдикцию кото- рых переходило большое число практикующих консультантов. В результате со- кратилось количество независимых консультантов, равно как и количество сес- сий, которые консультанты могли проводить в соответствии с планами органи- заций профилактического здравоохранения. Новые акценты в законодательстве, связанные с этими организациями, вынуждали консультантов повышать свою правовую компетенцию и наращивать инициативу в законотворчестве.
(Barstow, 1998).
Помимо этого, на протяжении десятилетия снова возрос интерес к вопро- сам консультирования, относящимся к целостной личности. Консультанты начинают больше интересоваться социальными факторами, влияющими на воз- никновение и протекание как психических расстройств, так и психического здоровья, включая значение взаимодействия организма и среды (organism-
context interaction)
(так называемый контекстуализм) (Thomas, 1996). К числу
34 этих факторов относятся: духовность, семейная обстановка, социально- экономические обстоятельства, влияние групп и групповой работы, а также ме- ры профилактики (Bemak, 1998).
Среди других достижений 1990-х годов можно выделить следующие:
• слияние Национальной Академии клинических консультантов в области психического здоровья c'NBCC и доведение количества ее членов до 22 000;
• рост числа программ подготовки консультантов и консультантов- психологов докторского и магистерского уровней, аккредитованных CACREP и
АРА (Hollis, 1997);
• увеличение количества публикаций А С А АРА, коммерческих изда- тельств и ERIC/CASS (Информационного центра по консультированию и сту- денческим службам), охватывающих множество тем в консультировании;
• рост организации Chi Sigma Iota (185 отделов и 22 000 членов).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83
Т
ЕНДЕНЦИИ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ
Консультирование — это непрерывно развивающаяся профессия, которая высвечивает определенные аспекты, вопросы, проблемы развития в соответ- ствии с потребностями обслуживаемых клиентов и общества. В течение отно- сительно короткой истории консультирования как профессии на передний план выдвигались различные аспекты этой деятельности. Несомненно, некоторые из этих вопросов приобретут дополнительную значимость в будущем из-за непредвиденных кризисов, новых достижений, а также продолжающегося уве- личения количества функциональных расстройств людей и систем. Увеличива- ющееся загрязнение окружающей среды, уменьшение ресурсов Земли, измене- ние роли женщин, новшества в средствах массовой информации, новые техно- логии, бедность, бездомность, одиночество и старение — все это будет привле- кать внимание консультантов (Hackney & Wrenn, 1990; Lee & Walz, 1998). Не- смотря на то что в XXI столетии консультанты столкнутся с огромным количе- ством вопросов, три ведущие темы требуют особого внимания. Это проблемы страховой медицины, эффективного использования компьютеров и компьютер- ных технологий и рост практики лидерства.
П
РОБЛЕМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
«Профилактическое (страховое) здравоохранение подразумевает кон- тракт между специалистом в области психического здоровья и третьей сторо- ной, медицинской страховой компанией, по поводу медицинского ухода и ле- чения первой стороны, то есть клиента» (Murphy, 1998, р. 3).
Профилактическое здравоохранение есть и будет главной заботой кон- сультантов в XXI веке. Существует лишь небольшое число крупных компаний, занимающихся бизнесом в области профилактического здравоохранения, но их влияние огромно. Они определяют порядок предоставления услуг провайдера- ми, в том числе консультантами, а также права потребителей и вид услуг, каса-
35 ющихся лечения. Условия управляемого здравоохранения требуют, чтобы кли- ент вначале обратился к врачу общего профиля, прежде чем он может обра- титься к специалисту, в том числе к консультанту. Это ограничение, наряду с ограниченной финансовой компенсацией и ограничением числа сессий кон- сультирования, разрешенных системой управляемого здравоохранения, имело противоречивые результаты.
Управляемое здравоохранение продвинуло профессию консультирование
путем включения консультантов как в органы управляемого здравоохранения, так и в число провайдеров услуг (Goetz, 1998). Однако в целом консультанты оказались недостаточно удовлетворены материальными условиями управляе- мого здравоохранения, и клиенты-потребители зачастую испытывают дефицит услуг, в которых они нуждаются. Аналогично консультанты не оправдали ожи- даний по поводу возможности предлагать адекватные услуги.
Задача консультантов на ближайшее будущее заключается в том, чтобы или найти способ более эффективной работы с организациями управляемого здравоохранения, или работать вне таких организаций и оставаться главными игроками на арене психического здоровья.
Э
ФФЕКТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Использование компьютеров в консультировании, как и в других обла- стях, стремительно выросло. То, что раньше рассматривалось как перспектив- ная технология, теперь стало действительностью. Значительная доля использо- вания компьютеров приходится на хранение информации, манипулирование данными и обработку текстов. В настоящее время больше внимания стало уде- ляться факторам, влияющим на взаимодействие компьютера и клиента. Напри- мер, достаточно зрелые клиенты, но недостаточно ориентированные в вопросах выбора карьеры, могут продуктивно использовать компьютерные программы по профессиональной ориентации, такие как SIGI-PLUS (Kivlighan Johnston
Hogan & Mauer,
1994). «Также непрерывно растет количество сетевых компью- терных приложений в консультировании» (Sampson, Kolodinsky & Greeno, 1997, p.
203). Список серверов и электронных досок объявлений (BBS) стал особенно популярным среди консультантов в связи с обменом информацией и возможно- стью профессионального общения. Электронная почта также широко использу- ется как для взаимодействия между консультантами, так и для общения между консультантами и клиентами. Свои сайты в Интернете создают консультацион- ные организации, образовательные учреждения и отдельные консультанты.
Отмечается сходство между работой с компьютерами и работой с клиен- тами (например, при установлении отношений, изучении языка клиента, изуче- нии процесса мышления клиента, постановке задач и выборе способов их до- стижения). Большое число консультантов и профессиональных помощников предлагают свои услуги через Интернет, хотя эта практика оценивается неодно- значно. «Вдобавок широкая общественность уже извлекает пользу из Всемир-
36 ной сети при выборе карьеры и устройстве на работу» (Sampson et al., 1997, p.
204). Кроме этого, население черпает из сети медицинскую и фармакологиче- скую информацию, например «Психофармакологические советы доктора Боба»
(http://uhs.bsd.uchicago.edu/ dr-bob/tips/tips.html) (Ingram,
1998). Таким образом, консультанты могут использовать Интернет для доступа к всемирной информа- ции по вопросам, связанным с консультированием (Wilson, 1994). Их также ожидает обилие новых компьютерных программ, особенно в области тестиро- вания.
В будущем консультанты должны будут выработать общий подход к ис- пользованию компьютеров и компьютерных технологий, чтобы совершенство- вать своюработу по удовлетворению потребностей клиентов. Под руководством
Томаса Хоэншила (Thomas Hohenshil) из технического колледжа штата Вир- джиния разработан перечень технических знаний для Ассоциации за образова- ние и развитие консультантов. Этот перечень включает такие необходимые практические умения консультанта, как оперативное изготовление документов, работу с аудиовизуальным оборудованием, электронной почтой, Интернетом, почтовыми реестрами, базами данных на CD-ROM. Консультанты должны так- же знать этические и правовые положения, относящиеся к Интернету, а также правильно оценивать сильные и слабые стороны предоставления услуг кон- сультирования через Интернет.
Р
ОСТ ДВИЖЕНИЯ ЛИДЕРСТВА
Одновременно со стремительными переменами, происходящими как в обществе, так и в консультировании, увеличивается потребность в развитии ли- дерских навыков консультантов и их способности выступать в качестве пози- тивной общественной силы. «Консультанты столкнулись в настоящий момент с возможностью принять на себя роль лидеров в качестве прорицателей и совет- чиков» (Stephenson, 1996, р. 91). Ассоциации профессионального консультиро- вания вместе со своими отделениями вовлекаются в деятельность по развитию лидерства. Chi Sigma Iota (международное научное и профессиональное почет- ное общество консультантов) чрезвычайно серьезно подходит к организации обучения консультантов лидерству и проведению тренингов.
Одна из задач лидерства — стратегическое планирование — подразуме- вает предвидение будущего и подготовку к встрече с ожидаемыми запросами.
Подобно навыкам консультирования, способность консультанта быть лидером, как правило, достигает совершенства в групповой работе и включает в себя умение анализировать данные, а также предвосхищать результаты и события
(Чак Кормански (С. Kormanski), личная беседа, 20 июня 1994 г.). Эта способ- ность особенно необходима в отстаивании и пропаганде профессии консульти- рования.
Кроме предвосхищения будущего и умения планировать, лидерство включает в себя выполнение роли третьей стороны, создание мотивации и уме- ние использовать ресурсы коллектива. Стили лидерства также имеют большое значение (Gardner, 1990). В XXI столетии консультанты должны научиться со-
37 вершенствовать свои лидерские навыки, способствовать развитию возможно- стей лидерства в профессии, если только консультирование и клиенты, кото- рым оно служит, стремятся к позитивному развитию.
Р
ЕЗЮМЕ
Консультирование является профессией, отличающейся от персонального руководства и психотерапии. В его компетенцию входит достижение клиентом психологического комфорта, развитие личности, разрешение ситуационных проблем, а также помощь людям с психологическими расстройствами. Понятие консультирования, равно как и принципы, на которых оно базируется, эволю- ционировали на протяжении многих лет. Консультирование включает в себя целый ряд направлений.
Обзор истории консультирования показывает, что профессия имеет меж- дисциплинарную основу. Начало профессиональному консультированию было положено почти одновременно появившимися концепциями и практической деятельностью Франка Парсонса, Джесси Б. Дэвиса и Клиффорда Бирса, кото- рые занимались реформированием и совершенствованием систем профессио- нальной ориентации, школьного воспитания и лечения психических заболева- ний. Еще на заре своего развития консультирование оказалось связанным с психометрией, психологией и социологией. Среди других важных факторов следует отметить правительственную поддержку консультирования во время и после окончания Первой мировой войны, Великую депрессию в США, Вторую мировую войну и запуск первого советского спутника.
Идеи таких новаторов, как Джон Брюер, Е. Г. Уильямсон, Карл Роджерс,
Гилберт Ренн, Леона Тайлер, Джон Крумболтц, Аллен Иви, Кэрол Гиллиган и
Дэралд Уинг Сью, определили развитие профессии и расширили ее горизонты.
Появление и укрепление Американской ассоциации консультирования (веду- щей свое происхождение от учрежденной в 1913 году Национальной ассоциа- ции профессиональной ориентации) и 17-го отделения (консультационной пси- хологии) Американской психологической ассоциации явились ведущими фак- торами эволюции профессии консультирования. В XXI веке перед профессией стоят такие проблемы, как эффективное взаимодействие с организациями про- филактического здравоохранения, разумное применение компьютерных техно- логий и обеспечение лидерства.
С
ВОДНАЯ ТАБЛИЦА
.
В
ЕХИ В ИСТОРИИ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1900-
Е ГОДЫ
Джесси Б. Дэвис разработал первую программу систематизированного руководства в муниципальных школах (Гранд-Рэпидс, штат Мичиган).
38
Франк Парсонс, «отец руководства», организовал Бостонское бюро заня- тости, чтобы помогать молодежи в выборе профессии. Он же написал книгу
«Choosing avocation».
Клиффорд Бирс, бывший пациент психиатрической больницы, выступил за улучшение лечения психических заболеваний, опубликовал книгу «Л mind
that found itself»,
имевшую большое значение.
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда становится основой лече- ния психически больных.
1910-
Е ГОДЫ
Образована Национальная ассоциация профессиональной ориентации
(NVGA),
предшественница Американской ассоциации консультирования (АСА).
Принятие Закона Смита-Хьюза, который обеспечивал финансирование профессионального образования для массовых школ.
Сразу после Первой мировой войны психометрия принята профессио- нально-ориентационным движением.
1920-
Е ГОДЫ
Первая сертификация консультантов в Бостоне и Нью-Йорке. Публика- ция Опросника по выявлению профессиональных интересов Стронга (5V77).
Создание Абрахамом и Анной Стоунами первого консультационного центра по вопросам брака и семьи в Нью-Йорке.
Консультанты начали расширять свой круг интересов за пределы сферы занятости.
1930-
Е ГОДЫ
Э. Г. Уильямсоном и его коллегами разработан консультант- центрированный трейт-факторный подход к работе с учащимися и безработны- ми. Это первая теория консультирования, часто называемая Миннесотской точ- кой зрения.
Джон Брюер выступает за то, чтобы обучение рассматривать как персо- нальное руководство, с принятием решения о выборе профессии в качестве ча- сти процесса.
Публикация DOT, первой попытки правительства систематизировать профессии по названиям.
1940-
Е ГОДЫ
Карл Роджерс развивает клиент-центрированный подход к консультиро- ванию и публикует книгу «Counseling and psychotherapy».
С началом Второй мировой войны подверглись публичному пересмотру
39 традиционные представления о профессиональных ролях; личная независи- мость была провозглашена высшей ценностью.
Администрация ветеранов США (VA) финансировала подготовку кон- сультантов и психологов; введен термин психология консультирования, которая начала считаться профессией.
1950-
Е ГОДЫ
Создана APGA — предшественница Американской ассоциации консуль- тирования.
Образовано 17-е отделение (консультационной психологии) АРА.
Принят Национальный закон о поддержке образования (NDEA). Раздел V-
B
посвящен обеспечению финансирования подготовки консультантов.
Сформулированы новые теории, такие как транзактный анализ и рацио- нально-эмотивная терапия. Они бросили вызов старым теориям (психоанализу, бихевиоризму, трейт-факторному и клиент-центрированному подходам).
1960-
Е ГОДЫ
В консультировании преобладает проблематика развития. Гилберт Ренн публикует книгу «The counselor in a changing world».
Леона Тайлер пишет ряд работ по консультированию и психологии кон- сультирования.
Сформировалось бихевиоральное консультирование — мощная теория, начало которой положила книга Джона Крумболтца «Revolution in counseling».
Вследствие Вьетнамской войны, движения за гражданские права и жен- ского движения произошел сдвиг в общественном сознании. Консультирование отошло от работы исключительно в сфере развития и стало наращивать усилия в области социальных проблем и проблем, обусловленных кризисом.
Принят Закон об общественных центрах психического здоровья. Созданы общественные центры психического здоровья. В качестве средства решения личностных проблем становится популярным групповой подход.
APGA
выпустила свой первый этический кодекс для консультантов.
Образован ERIC/CAPS. Начала создаваться база данных по исследовани- ям в консультировании.
Сформулированы задачи и стандарты подготовки школьных консультан- тов.
Грейстоунская конференция способствовала становлению психологии консультирования.
Начало издания журнала «The Counseling Psychologist».
1970-
Е ГОДЫ
Развитие консультирования за пределами сферы образования. Введен