ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1145
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
9
В части III делается акцент на знаниях и навыках, необходимых в кон- сультировании. Консультанты могут выступать либо в качестве универсальных экспертов, практикующих в различных областях, либо концентрироваться в од- ной-двух областях. В частности, в данной части перечисляются следующие об- ласти деятельности консультантов.
• Консультирование по вопросам брака и семьи: системная теория.
• Групповое консультирование.
• Консультирование по вопросам карьеры на протяжении жизни.
• Консультирование в начальном, среднем и старшем звене школы.
• Консультирование в колледжах и студенческие службы.
• Консультирование в области психического здоровья и реабилитацион- ное консультирование.
• Консультация.
• Оценка и исследование.
• Применение психологических тестов, измерение и диагностика в кон- сультировании.
Общей темой, проходящей через всю книгу, является положение, что консультирование предполагает как генерализованный, так и специализирован- ный способы оказания помощи. Несмотря на то что эта профессия находится в зрелом возрасте, она все еще продолжает развиваться. Это хорошо видно на примере профессиональных организаций, таких как Американская ассоциация консультирования и 17-е отделение (Консультационной психологии) Амери- канской психологической ассоциации. Существуют также немало других про- фессиональных групп — социальных работников, психиатрических сестер, психиатров, терапевтов в области брака и семьи, пасторальных консультантов, использующих процедуры и теории консультирования в повседневной работе,
В сущности, немало профессий содержат элементы оказания помощи.
В этой книге вы отыщете результаты моих усилий, предпринимавшихся на протяжении жизни, направленных на то, чтобы понять, чем была, есть и бу- дет профессия консультирования. Мой экскурс вобрал в себя разнообразный опыт клинической работы с клиентами всех возрастов и жизненных этапов, а также общения со студентами, заинтересованными в углублении понимания сущности консультационной работы. Исследования, наблюдения, обсуждения, ассимиляция чужого опыта и его анализ внесли вклад в содержание страниц этой книги.
Благодарности
Я особенно обязан моим первым учителям: Томасу М. Элмору и Уэсли В.
Гуду (Университет Уэйк Форест), а также У. Ларри Осборну (Университет
Гринсборо, Северная Каролина). Среди других замечательных коллег, сделав- ших вклад в мое мировоззрение и восприятие консультирования, — К. У. Ионе,
Пег Кэрролл, Аллен Уилкоксон, Джим Коттон, Робин Макинтерф, Мириам Ко- спер, Чарльз Александр, Майкл Хаммонде, Чак Кормански, Рози Морганетт,
Джейн Майерс, Диана Халс-Килласки, Тед Ремли, Джерри Дониджан, Арт Лер- нер и Томас Свили. Затем, конечно, следуют студенты старших курсов, кото- рые внесли значительный вклад, особенно Ширли Рэтлифф, Дженнифер Дорис,
10
Марианна Дрейспринг, Ханк Пэйн, Дон Норман, Рейна Брейшер, Том Макклур,
Пол Майерс, Вирджиния Перри, Памела Карр, Джим Уэйсс, Тим Рэмбо и Ше- рил Харпер.
Я также благодарен читателям рукописи данного издания за их суще- ственную вклад: Джеймсу С. Де Ло (Университет Западной Вирджинии), Май- клу Даффи (Техасский А&М университет), Стефену Фейту (Университет штата
Айдахо), Роджеру Хатчисону (Ball State University), Симеону Шлоссбергу
(Колледж Западного Мэриленда) и Скотту Янгу (Университет штата Миссис- сипи).
Также ценны замечания читателей третьего издания книги: Томаса М.
Элмора (Университет.Уэйк Форест), Дэвида Л. Фенелла (Университет Колора- до, Колорадо Спрингс), Дженис Холден (Университет Северного Техаса), Ро- берта Левисона (Политехнический университет штата Калифорния, Сан Луис
Обиспо), Майкла Форреста Махера (Университет Сэм Хьюстон), А. Скотта
Макгоуэна (Университет Лонг-Айленд), Холли А.Стадлер (Университет Мис- сури, Канзас-Сити), Артура Томаса (Университет Канзас), Иоанны Уайт (Уни- верситет штата Джорджия) и Марка Е. Янга (Стетсонский университет). Их от- зывы и замечательные идеи, направленные на то, как улучшить эту книгу, были бесценны. Я также признателен моим бывшим и настоящим издателям в Мэр- рилл/Прентис Холл, включая Викки Найт, Линду Салливан и Кевина Дэвиса.
Наконец, я благодарен своим родителям Расселлу и Гертруде Глэддинг, давшим мне возможность и поддержку в получении хорошего образования и обратившим мое внимание на важность служения людям. Их влияние продол- жает оставаться частью моей жизни. Также я признателен своей жене Клэр, поддерживавшей меня на протяжении ряда лет написания и совершенствования текста. Она терпеливо, с пониманием, одобрением и юмором относилась к кни- ге даже во время трех беременностей и трех переездов. Она является примером союзника в браке. Ее присутствие освещает мои дни и делает тяжелую работу удовольствием.
Сэмюэлъ Т. Глэддинг
11
ЧАСТЬ I
ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
ОСНОВЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Консультирование — это отдельная профессия, которая развивалась в различных направлениях на протяжении всего двадцатого столетия. В главе 1 дается определение консультирования как профессии и по десятилетиям рас- сматривается история его развития. В главе 2 рассматриваются качества эффек- тивно работающих консультантов, особенно в части их личностных характери- стик и уровня образования, а также с теоретических и системных позиций об- суждаются способы повышения компетенции практикующих специалистов. В главе 3 внимание фокусируется на эти-ческихи правовых сторонах консульти- рования, особенно на ответственности консультантов перед клиентами и обще- ством. Наконец, в главе 4 говорится о значении профессии консультанта в мультикультуральном и плюралистическом мире. Консультанты фактически допускают дискриминацию в отношении своих клиентов, если они работают со всеми одинаково. Поскольку консультанты должны быть чуткими и ответ- ственными по отношению ко всем клиентам, я остановился на особенностях работы с людьми и группами, различающимися по культурной принадлежно- сти, возрасту и полу.
Я надеюсь, что после прочтения первых четырех глав вы сможете лучше разобраться в явных и скрытых аспектах консультирования, включая признаки, отличающие его от других дисциплин, имеющих отношение к психическому здоровью, а также ознакомитесь с главными событиями его эволюции. Этот раздел призван помочь вам понять значимость личностных особенностей кон- сультанта и характера образования, а также предоставить знания о существую- щих этических и юридических нормах, необходимых при работе с разными клиентами.
12
ГЛАВА 1
ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Есть некая умиротворенность,
приходящая от понимания значения имен и событий
в жизни тех людей,
что приходят к вам в поисках помощи.
От замешательства и растерянности до понимания цели
тянется процесс,
в котором в попытке разобраться в путанице следов,
уходящих в далекое прошлое, перебирается
чья-то жизнь.
Консультирование — это сложный и загадочный процесс,
в котором для понимания сути полет мысли сочетается
со скрупулезностью и точностью
и который, пока картина не прояснится,
может казаться столь же утомительным и скучным,
как складывание вместе фрагментов головоломки.
«In the Midst of the Puzzles and Counseling Journey», by S. T. Gladding,
1978. Personnel and Guidance Journal, 57, p. 148.
Консультирование отличается от других дисциплин, связанных с психи- ческим здоровьем, как расставляемыми акцентами, так и своей историей. Кон- сультирование придает значение как развитию человека, так и коррекции лич- ности. Консультанты работают с отдельными людьми, группами, семьями и си- стемами, переживающими ситуативные или долговременные проблемы.
Направленность консультирования на развитие личности, профилактику и устранение возникающих проблем делает его привлекательным для людей, ко- торые стремятся к здоровому переходу из одной жизненной стадии в другую, к продуктивной жизни, свободной от расстройств (Romano, 1992).
Консультирование не всегда было такой распространенной и всесторон- ней профессией. Оно эволюционировало на протяжении многих лет. Многие люди, не знающие его эволюции, связывают консультирование исключительно со школой или смешивают понятия персонального руководства (guidance) и консультирования. Следствием этого является доминирование в их умах уста- ревших представлений, не отвечающих требованиям реальности. Поэтому они иногда неверно понимают суть профессии. Даже среди самих консультантов, которым не удается поддерживать свой профессиональный уровень, может воз- никнуть путаница. Как однажды заметил Паттерсон, пионер консультирования, некоторые авторы журнальных публикаций по консультированию как бы «иг- норируют историю профессии консультирования... [и таким образом] повторя- ют содержание публикаций 1950-х и 1960-х годов» (Goodyear &Watkins, 1983, p. 594).
Следовательно, важно изучать историю консультирования, поскольку
13 консультант, знающий эволюцию своей профессии, имеет больше шансов стать высококлассным профессионалом и внести значимый вклад в своей области. В данной главе рассказывается о значимых личностях, событиях и обстоятель- ствах, приведших к формированию современного облика консультирования и отдельных его течений (Paisley, 1997). Понимая историю профессии, можно лучше оценить ее нынешнее состояние и тенденции развития.
О
ПРЕДЕЛЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Консультанты существовали всегда — это те люди, которые выслушива- ют других людей и помогают им справляться с трудностями, однако термин
консультант на протяжении многих лет ошибочно относился к специалистам, способствующим продвижению товаров. Так, можно услышать о консультантах по коврам, консультантах по цветовой гамме, консультантах по борьбе с сель- скохозяйственными вредителями, финансовых консультантах и т. д. Такие кон- сультанты чаще всего оказываются преуспевающими бизнесменами или совет- никами. Все они имеют такое же отношение к консультированию, какое мастер по ремонту мебели имеет к медицине (рис. 1.1).
—
По существу, из ваших слов я поняла, что вы сумели разрешить конфликт сахара/ сахарина, но вы по-прежнему чувствуете себя недостаточно уверенно в роли потребителя кофе без кофеина
Рис. 1.1. Кофейный консультант
Источник: Millard J., 1987. «Chronicle of Higher Education», 33, p. 49.
Консультирование как профессия появилось в русле практики персональ- ного руководства как направление, противоположное традиционной психотера- пии. Тем не менее современное профессиональное консультирование на прак- тике охватывает работу клиницистов, занимающихся проблемами развития и образа жизни, а также коррекцией психических расстройств.
14
Чтобы понять, что сейчас представляет собой профессиональное кон- сультирование, необходимо прежде всего разобраться в понятиях «персональ- ное руководство» и «психотерапия», а также в истории профессии.
П
ЕРСОНАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО
Персональное руководство — это помощь людям в принятии ими важных решений, влияющих на их жизнь, например при выборе стиля жизни. Несмотря на то что один из аспектов персонального руководства — принятие решения — всегда занимал и занимает важное место в процессе консультирования, само понятие «персональное руководство», «перестало "пользоваться спросом" в ме- дицине» (Tyler, 1986, р. 153). В настоящий момент это понятие имеет скорее историческое значение. Тем не менее иногда персональное руководство пони- мается как особый способ оказания помощи, отличающийся от обобщающего понятия консультирования, и данный термин все еще остается полезным.
Одно из различий между персональным руководством и консультирова- нием заключается в том, что первое концентрируется на оказании человеку по- мощи в совершении удачного выбора, тогда как консультирование ориентиру- ется на содействие в совершении изменений. Вначале работа по персональному руководству проводилась по большей части в школах: взрослые помогали уча- щимся принимать решения, такие как выбор профессии или программы обуче- ния. Это были отношения между учителем и учеником, благоприятствовавшие тому, чтобы менее опытный человек мог сориентироваться в выборе жизненно- го пути. Подобным образом дети находятся в течение длительного периода под
«руководством» родителей, священников, скаутских вожаков и тренеров. Бла- годаря этому с течением времени они учатся лучше понимать себя и окружаю- щий мир (Shertzer & Stone, 1981).
Такая разновидность руководства будет иметь место всегда: возраст или жизненная стадия при этом большой роли не играют, человек часто нуждается в помощи, сталкиваясь с необходимостью выбора. Тем не менее такой вид по- мощи представляет собой лишь часть услуг, предлагаемых профессиональным консультированием.
П
СИХОТЕРАПИЯ
Психотерапия (или просто терапия) традиционно фокусируется на серь- езных проблемах, связанных с психическими, внутриличностными проблемами и конфликтами. Она занимается «восстановлением адекватности» (Casey, 1996, р. 175). Для психотерапии характерны следующие особенности (Corsini, 1995;
Super,
1993): а) преимущественное обращение к прошлому, а не к настоящему; б) акцент на понимании, а не на изменении; в) отстраненность психотерапевта; г) терапевт выступает в роли эксперта.
Психиатры и клинические психологи широко применяют термин психо-
терапия для описания своей работы. Однако зачастую от конкретного специа-