ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1140
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
15 листа зависит, получают ли клиенты услуги консультирования или психотера- пии. Ряд теорий консультирования обычно относятся к терапевтическим и мо- гут применяться как в консультировании, так и в терапии. Есть и другие общие черты в консультировании и психотерапии, как показано на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Сходные процессы в работе консультанта и психотерапевта
Источник: «Counseling: An Introduction», by J. J. Pietrofesa A. Hoffman &H. H Splete, 1984 Bos- ton: Houghton Mifflin.
В целом при разграничении психотерапии и консультирования нужно учитывать два критерия. Во-первых, психотерапия предполагает длительные
отношения терапевта с клиентом (от 20 до 40 сессий за период от шести меся- цев до двух лет), направленные на реконструктивное изменение. Консультиро- вание, напротив, тяготеет к краткосрочным отношениям (от 8 до 12 сессий за период до шести месяцев) и фокусируется на разрешении проблем развития и ситуационных проблем. Во-вторых, консультирование обычно проводится в
амбулаторных условиях (в учреждениях, не предусматривающих постоянного пребывания в них клиентов, например в школах или общественных учреждени- ях), тогда как терапия может проводиться как в амбулаторных, так и в стацио-
нарных условиях (в постоянных лечебных заведениях, таких как психиатриче- ские больницы).
К
ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Предпринимавшиеся в разные годы попытки дать определение консуль- тированию не смогли устранить всех разногласий. R октябре 1997 года Советом
Правления АСА было принято определение профессионального консультирова-
ния, которое, как кажется, удовлетворяет самых разных представителей данной
16 профессии и демонстрирует общественности ясную картину деятельности кон- сультантов (X. Смит, сообщено в личной беседе 6 июня 1998 года). В соответ- ствии с определением АСА профессиональное консультирование представляет собой «применение принципов психической гигиены, психологии, развития че- ловека в ходе когнитивных, аффективных, бихевиоральных или системных воз- действий и стратегий, которые направлены на достижение психологического комфорта, на личностный рост, на развитие карьеры, а также на лечение пато- логии» (www.counseling.org/'consumers media). Это определение содержит ряд скрытых и явных положений, осознание которых важно как для консультантов, так и для потребителей.
•
Консультирование является профессией. Профессиональные консуль- танты проходят определенный курс обучения для получения степени магистра или доктора. Консультанты состоят членами организаций, в которых приняты профессиональные и этические стандарты и проводится государственное ли- цензирование и сертификация национальными ассоциациями (Glosoff & Rock- well,
1997). Процедуры сертификации и лицензирования, а также строгое сле- дование нормам этического кодекса дают общественности гарантию, что кон- сультант соответствует минимальным образовательным и профессиональным стандартам. В целом консультирование активно и проактивно
1
занимается ре- шением различных жизненных проблем.
•
Консультирование занимается вопросами, связанными с благополучием,
личностным ростом, карьерой и психическими расстройствами клиентов.
Другими словами, консультанты работают там, где дело касается взаимоотно- шений людей (Casey, 1996). Сфера их внимания включает в себя внутри-и меж- личностные проблемы, имеющие отношение к поиску смысла и приспособле- нию в таких сферах, как школа, семья и карьера.
•
Консультирование проводится как с людьми, считающимися вполне
благополучными, так и с теми, кто имеет значительные проблемы. Консуль- танты обслуживают потребности широкого спектра людей. Клиенты, с которы- ми имеют дело консультанты, сталкиваются с проблемами развития или с ситу- ационными трудностями и нуждаются в помощи для приспособления или изле- чения. Их проблемы зачастую требуют краткосрочного вмешательства, но ино- гда объем работы расширяется, распространяясь на заболевания, включенные в
«Руководство по диагностике и статистике психических расстройств» (Diagnos-
tic and Statistic Manual of Mental Disorders, 1994)
Американской психиатриче- ской ассоциации.
•
Консультирование базируется на теории. Консультанты опираются на положения различных теорий, в том числе когнитивных, аффективных, бихе- виоральных и системных. Эти теории могут быть применены в индивидуальной работе, а также в работе с группами и семьями.
•
Консультирование — это процесс, который может быть как сред-
ством развития, так и способом вмешательства. Консультанты сосредоточи- ваются на целях своих клиентов. Таким образом, консультирование предпола- гает как выбор, так и изменение. В отдельных случаях «консультирование — это репетиция будущей деятельности» (Casey, 1996, р. 176).
17
•
Консультирование включает в себя разные специализации. В соответ- ствии с определением профессионального консультирования, принятым А С А,
«специализация характеризуется узкой направленностью и требует углублен- ных знаний в данной области» (www/counseling.org/consumers media). Специа- лизации (направления) отражают разные аспекты консультирования, фокуси- рующиеся на применении принципов психического здоровья или развития че- ловека. В качестве направлений консультирования выделяют консультирование в школах и колледжах, супружеское и семейное консультирование, консульти- рование по вопросам психического здоровья, геронтологическое консультиро- вание, реабилитационное консультирование, консультирование по вопросам за- висимостей и правонарушений, а также консультирование по вопросам карье- ры. Каждое из этих направлений требует от специалиста специфического обра- зования и опыта. В отношении подготовки специалистов ЛСД исходит из по- ложения, что «все профессиональные консультанты должны в первую очередь отвечать общим требованиям практики профессионального консультирования»
(www: counseling.org/consumers media).
И
СТОРИЯ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
Д
О
1900
ГОДА
Консультирование — сравнительно молодая профессия (Aubrey, 1977,
1982). Его базис был и остается междисциплинарным. «Некоторые функции консультантов были и остаются присущими представителям различных про- фессий» (Негг & Fabian, 1993, р. 3). До начала 1900-х годов консультирование осуществлялось преимущественно в форме предоставления советов или ин- формации. В США консультирование выросло из решения гуманитарной зада- чи улучшения жизни тех, кто оказался жертвой неблагоприятных обстоятельств промышленной революции второй половины XIX века (Aubrey, 1983). Движе- ние за социальные реформы, распространение образования и многочисленные демографические изменения, такие как огромный приток иммигрантов, также повлияли на становление профессии (Aubrey, 1977; Goodyear, 1984).
Многие основоположники консультирования считали себя учителями и социальными реформаторами. Их основной задачей было обучение детей и мо- лодежи, предоставление им знаний, позволяющих лучше ориентироваться в се- бе, в других людях и в мире профессий. Вначале эти профессиональные по- мощники были вовлечены главным образом в работу по осуществлению ре- форм в области защиты детства, образования, занятости, законодательства. Ос- новой их работы, нередко проводившейся в виде лекций, было распространение специальных знаний, например инструкций морального характера на тему: как быть хорошими и поступать правильно. Значительная работа проводились в области воздействия на внутри- и межличностные отношения (Nugent, 1994).
Пионеры консультирования видели потребности американского общества и предпринимали шаги по их удовлетворению. Однако «в профессиональной ли-
18 тературе никаких упоминаний о консультировании не встречается вплоть до
1931 года» (Aubrey, 1983, р. 78). Школьные учителя и администраторы явля- лись основными специалистами, которые занимались консультированием.
Один из способов, которым можно описать эволюцию консультирования на протяжении XX столетия, — выделить наиболее значительные события его истории, а также личный вклад отдельных деятелей. Следует только иметь в виду, что само по себе развитие профессионального консультирования как дея- тельности было и остается процессом. Поэтому некоторые имена и события не совсем точно укладываются в жесткую хронологию.
1900-1909
ГОДЫ
В начале века, когда в практике оказания психологической помощи до- минировала психоаналитическая теория Фрейда, консультирование пребывало в зачаточном состоянии. Тем не менее в этом десятилетии было три личности, чье появление в качестве лидеров развития консультирования стало поворот- ным для профессии: Джесси Б. Дэвис, Фрэнк Парсонс и Клиффорд Бирс.
Джесси Б. Дэвис был первым человеком, который внедрил систематизи- рованную программу персонального руководства в муниципальных школах
(Aubrey,
1977). В 1907 году, будучи управляющим системой школьного образо- вания в г. Гранд-Рэпидс, штат Мичиган, Дэвис предложил преподавателям ан- глийской литературы раз в неделю проводить уроки персонального руководства с целью воспитания характера учащихся и профилактики возможных проблем.
Под влиянием прогрессивных американских просветителей, таких как Хорас
Манн и Джон Дьюи, Дэвис полагал, что именно персональное руководство в состоянии помочь лечению болезней американского общества. То, что отстаи- вали Дэвис и другие прогрессивные педагоги, еще не было консультированием в современном понимании этого термина, но это было предвестие консультиро- вания: школьное персональное руководство (превентивное образовательное средство обучения молодых людей эффективно справляться с жизненными проблемами).
Как и Дэвис, Фрэнк Парсонс концентрировал усилия на воспитании уча- щихся и предотвращении проблем развития, однако его вклад оказался более значительным. Парсонс характеризовался как педагог широкого профиля, убе- дительный писатель, неутомимый деятель и замечательный интеллектуал (Da- vis, 1988; Zytovsky,
1985). Часто упоминаемый как «отец персонального руко- водства», он широко известен в связи с организацией Бостонского Бюро по трудоустройству в 1908 году, что явилось значительным шагом в институцио- нализации руководства в сфере занятости.
Парсонс работал с молодыми людьми, помогая им в выборе профессии.
Он основывался на положении, что выбор профессии обусловлен тремя факто- рами: представлением о работе, представлением о себе и соответствием одного другому (Drummond & Ryan, 1995). Парсонс разработал множество процедур для того, чтобы помочь своим клиентам лучше узнать себя и мир профессий.
Одним из его изобретений была обширная анкета, нацеленная на выявление ин-
19 тересов («Как вы проводили свои вечера на прошлой неделе?»); предпочтений
(«Что бы вы хотели увидеть в первую очередь на Всемирной выставке? Во вто- рую очередь? В третью?»); моральных принципов («В каких случаях вы бы по- жертвовали личной выгодой ради справедливости?») (Gummere, 1988, р. 404).
Книга Парсонса «Choosing a vocation» (Parsons, 1909), опубликованная через год после смерти автора, произвела сильное впечатление, особенно в Бо- стоне. Например, управляющий Бостонскими школами Стрэттон Брукс назна- чил 117 преподавателей начальных и средних школ консультантами по выбору профессии (Nugent, 1994). По мере того как работники школьного образования признавали актуальность планирования будущей профессии, пример Бостона стал распространяться и в других крупных городах. К 1910 году 35 городов по- следовали примеру Бостона (Lee, 1966).
Клиффорд Бирс, выпускник Йельского университета, в течение своей жизни несколько раз становился пациентом психиатрической больницы. Он столкнулся с плачевными условиями пребывания в психиатрическом учрежде- нии и описал их в своей книге «Л mind that found itself» (Beers, 1908), которая стала очень популярной. Бирс настаивал на принятии мер по улучшению пси- хического здоровья населения и проведении реформы в лечении психических заболеваний. Особенно сильное влияние его работа оказала на психиатрию и клиническую психологию — те области, в которых «работало множество лю- дей, чью деятельность можно считать консультированием»; области, которые рассматривались «как средства помощи людям в достижении ими гармонии с собой и с обществом» (Hansen Rossberg & Cramer, 1994, p. 5). Бирс явился ини- циатором движения за психическое здоровье в США, а его деятельность стала предшествием консультирования в сфере психического здоровья.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83
1910-
Е ГОДЫ
Три события повлияли главным образом на развитие консультирования в этом десятилетии. Первое — это образование в 1913 году Национальной ассо- циации профессиональной ориентации (National Vocational Guidance Associa-
tion — NVGA),
которая с 1915 года стала публиковать свой бюллетень (Good-
year,
1984). С 1921 года начал регулярно публиковаться «National Vocational
Guidance Bulletin».
Позже он несколько раз преобразовывался и менял название: «National Vocational Guidance Magazine» (1924-1933), «Occupations:
Vocational Guidance Magazine» (1933-1944), «Occupations: Vocational Guidance
Journal» (1944-1952), «Personnel and Guidance Journal» (1952-1984) и, наконец,
«Journal of Counseling and Development» (c 1984 года и до настоящего времени).
Учреждение NVGA было важно, поскольку она явилась ассоциацией, организо- вавшей выпуск литературы по персональному руководству и способствовавшей первоначальной консолидации специалистов в области профессиональной ори- ентации.
Помимо образования NVGA, в 1917 году конгрессом США был принят
Закон Смита—Хьюза (Smith—Hughes Act). Этот закон обеспечил законодатель- ную базу для поддержки профессионального образования в массовых школах.
20
Первая мировая война оказалась третьим значительным событием деся- тилетия. Армия США финансировала разработку многочисленных психологи- ческих методик для отбора личного состава, среди которых были армейские альфа- и бета-тесты интеллекта. По окончании войны некоторые из разработан- ных для нужд армии процедур отбора стали применяться в гражданских усло- виях, а психометрия (психологическое тестирование) стало популярным дви- жением.
Обри (Aubrey, 1977) отметил, что, поскольку практика руководства в сфере занятости (профессиональной ориентации) развивалась без выраженной философии, она быстро приспособила к своим нуждам психометрию с расчетом найти объективные основания в психологии. Опора на психометрию имела как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, она при- дала специалистам по профессиональной ориентации более весомый и «науко- образный» вид. С другой — отвлекла многих специалистов от поисков путей развития в других поведенческих науках, таких как социология, биология и ан- тропология.
1920-
Е ГОДЫ
Двадцатые годы прошли для развивающейся профессии консультирова- ния относительно спокойно. Это был период консолидации. Образовательные курсы для консультантов, которые начали функционировать в Гарвардском университете в 1911 году, на протяжении 1920-х годов почти исключительно сосредоточились на профессиональной ориентации. Доминирующее воздей- ствие на развивающуюся профессию оказали прогрессивные теории в области образования и привлечение федеральным правительством служб руководства для работы с ветеранами войны.
Значительным событием стала сертификация консультантов в Бостоне и
Нью-Йорке в середине 1920-х годов (Lee, 1966). Еще одним поворотным пунк- том была разработка первых стандартов для подготовки и оценки материалов служб занятости (Lee, 1966). Отдельно от этих стандартов были опубликованы новые психологические методики, такие как опросник Эдварда Стронга 1928 года (Strong Vocational Interest Inventory — SVII), направленный на выявление профессиональных интересов. Хотя публикация этого опросника не произвела немедленного эффекта, она явилась этапом для формирования будущих направлений (Strong, 1943).
Последним примечательным событием в этом десятилетии было создание в 1929 году Абрахамом и Анной Стоунами первого консультационного центра по вопросам брака и семьи в Нью-Йорке. За этим центром последовали другие по всей стране, что ознаменовало появление нового направления — супруже- ского и семейного консультирования.
В течение 1920-х годов практика руководства получила признание аме- риканской общественности. В то же время стала осознаваться ограниченность узкой ориентации служб на проблему занятости. Консультанты стали расши- рять круг своих интересов, охватывая вопросы личности и развития, включая и
21 те, которые касались семьи.
1930-
Е ГОДЫ
Тридцатые годы не были столь безмятежными, как двадцатые, в частно- сти вследствие Великой депрессии, вынуждавшей теоретиков и практиков, осо- бенно работающих в университетах и учреждениях профессионального образо- вания, обратить внимание на разработку стратегий оказания помощи и методов консультирования в сфере занятости (Ohlsen, 1983). Вершиной десятилетия стала разработка первой теории консультирования, сформулированной Э. Г.
Уильям-соном и его коллегами по Миннесотскому университету (включая
Джона Дарли и Дональда Патерсона). Уильямсон модифицировал теорию
Фрэнка Парсонса и применил ее для работы с учащимися и безработными. Его акцент на директивный, консультант-центрированныи подход получил извест- ность под различными названиями — например, как Миннесотская точка зре- ния или как трейт-факторное консультирование. Его прагматичный подход предполагал акцент на педагогических, воспитательных, суггестивных способ- ностях консультантов (Williamson, 1939).
Одна из предпосылок теории Уильямсона заключалась в следующем: предполагалось, что каждый человек обладает характерными чертами (traits),
такими как способности, интересы, черты характера, достижения, которые можно каким-либо образом интегрировать в форме факторов (factors) (констел- ляций индивидуальных характеристик). Консультирование базировалось на применении научных, проблемно-ориентированных, эмпирических методов, которые индивидуально адаптировались к каждому клиенту, с тем чтобы по- мочь ему избавиться от непродуктивного мышления и научиться принимать эффективные решения (Lynch & Maki, 1981). Влияние Уильямсона доминиро- вало в консультировании в течение следующих двух десятилетий, а он сам про- должал публиковать изложение своей теории вплоть до 1970-х годов (William- son & Biggs, 1979).
Еще одним значительным событием стало расширение области консуль- тирования за пределы сферы занятости. Предпосылки этого процесса были за- метны еще в 1920-х годах, когда Эдвард Торндайк и другие психологи бросили вызов исключительной направленности в практике руководства на профессио- нальную ориентацию (Lee, 1966). Работа Джона Брюера завершила эту смену ориентации. В 1932 году Брюер опубликовал книгу «Education as guidance»
(Brewer,
1932). Он выступал за то, чтобы каждый преподаватель становился консультантом, а руководство было включено в школьную программу в каче- стве учебного предмета.
Брюер считал, что вся система образования должна готовить учащихся к жизни вне школьной обстановки. По его мнению, консультанты должны рас- сматривать помощь в выборе профессии в качестве лишь одной из своих обя- занностей.
В 1930-х годах правительство США стало уделять все больше внимания консультированию, в частности путем учреждения Национальной службы заня-
22 тости (U. S. Employment Service). В 1939 году эта организация выпустила первое издание «Словаря профессий» («Dictionary of Occupational Titles» — DOT).
Словарь, ставший основным источником профессиографической информации для специалистов по персональному руководству, работающих с учащимися и безработными, содержал описания известных в США профессий, упорядочен- ные в соответствии с названиями.
1940-
Е ГОДЫ
Три главных события 1940-х годов окончательно сформировали практику консультирования: теория Карла Роджерса, Вторая мировая война и участие правительства в программах консультирования после окончания войны.
Карл Роджерс стал известным в 1942 году после публикации книги
«Counseling and psychotherapy» (Rogers,
1942), бросившей вызов консультант- центрированному подходу Уильямсона, равно как и тенетам фрейдистского психоанализа. Роджерс придавал большее значение личности клиента и пред- ложил недирективный подход в консультировании. Его идеи широко принима- лись и одновременно подвергались резкой критике. Роджерс отстаивал точку зрения, согласно которой клиентам необходимо передать ответственность за их развитие. Он полагал, что, еслг клиенты имеют возможность быть принятыми и выслушанными консультантом они начинают лучше понимать себя, становятся более гармоничными и ведут ce6s более естественно и искренно. Он описывал роль профессионального помощник; не как судьи, а как сочувствующего чело- века. Таким образом, консультант понимался как зеркало, отражающее вер- бальные и эмоциональные проявления кга ента.
Обри (Aubrey, 1977, р. 292) отмечал, что до Роджерса литература по пер- сональному руководству и консультированию была преимущественно практи- ческо имеющей отношение к тестированию, анализу собранной информации, ориент ционным процедурам, профессиографии, должностным функциям и т. д.
Кро> того, на ранних стадиях литература главным образом отвечала целям и задач; руководства. Благодаря Роджерсу, установились новые приоритеты в во- просе методах и техниках консультирования и исследования; были усовершен- ствова) способы проведения консультирования, отбора и обучения будущих консультантов, выверены цели и задачи консультирования. Персональное руко- водстве любых своих формах, внезапно перестало быть главенствующей темой в основа массе литературы и было надолго вытеснено со страниц изданий кон- сультиро нием. Революция, произведенная Роджерсом, оказала огромное воз- действие на консультирование, так и на психологию. Обе эти профессии при- знали в Карле Роджерсе центральную фигуру своей истории.
С началом Второй мировой войны правительству США потребовались к сультанты и психологи, чтобы содействовать в отборе и обучении специалистов для армии и промышленности (Ohlsen, 1983). Кроме того, война изменила представления о мужских и женских профессиях. Многие женщины работали во время войны вне дома, что привело в дальнейшем к значительным послед- ствиям: традиционное распределение профессиональных ролей по половому
23 признаку подверглось пересмотру, большее значение стало придаваться личной свободе.
После войны Администрация по делам ветеранов США (Veterans Admin-
istration — VA)
финансировала подготовку консультантов и психологов, предо- ставив стипендии на обучение и оплатив прохождение интернатуры для сту- дентов-выпускников. Кроме того, VA переработала перечень функций консуль- танта по выбору профессии и ввела термин «консультирующий психолог»
(Nugent,
1981, р. 25). Благодаря финансированию, осуществлявшемуся через
VA,
и биллю о льготах ветеранам (GI bill) высшим преподавательским звеном были уточнены программы обучения. Консультационная психология как про- фессия стала все более отдаляться от своего исторического альянса с професси- ональной ориентацией.
1950-
Е ГОДЫ
«Если какое-либо десятилетие может быть выделено вследствие его вы- дающегося вклада в развитие консультирования, то это — 1950-е годы»
(Aubrey,
1977, р. 292). Действительно, в течение десяти лет произошло по меньшей мере четыре знаменательных события, ставших поворотными пункта- ми в истории консультирования:
• создание Американской ассоциации по подбору персонала и руковод- ству (American Personnel and Guidance Association — APGA );
• учреждение 17-го отделения (консультационной психологии) в составе
АРА;
•
принятие Национального Закона о поддержке образования (National De-
fence Education Act — NDEA);
•
внедрение новых теорий руководства и консультирования.
А
МЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА И РУКОВОДСТВУ
(APGA).
APGA
образовалась на базе Американского Совета ассоциаций про- фессиональной ориентации и подбору кадров (ACGPA), широкой конфедерации организаций, «занимавшихся образовательной и профессиональной ориентаци- ей (руководством), а также другими видами деятельности с персоналом» (Har- old,
1985, р. 4). Совет работал с 1935-го по 1951 год, но его главным недостат- ком была нехватка официальных полномочий для объединения всех членов в рамках какой-либо программы. APGA была образована в 1952 году с целью формального согласования групповых интересов в сферах руководства, кон- сультирования и кадровой деятельности. Она первоначально состояла из четы- рех отделов — Ассоциации персонала американских колледжей (1-е отделе- ние), Национальной ассоциации супервизоров по руководству и инструкторов по консультированию (2-е отделение), NVGA (3-е отделение) и Ассоциации ра- ботников образовательных учреждений по обучению преподавателей (4-е отде- ление) (Harold, 1985). В 1953 году Американская ассоциация школьных кон- сультантов присоединилась к APGA, доведя, таким образом, общую числен- ность этой организации до 6089 членов (Romano, 1992). В начальный период своего существования APGA в большей степени представляла собой группу,
24 объединенную общими интересами, нежели профессиональную организацию, поскольку она не выработала стандартов своего членства (Super, 1955).
17-
Е ОТДЕЛЕНИЕ
.
Отделение консультационной психологии (17-е отделе- ние) АРА было формально учреждено в 1952 году. Его образование потребова- ло отхода от термина «персональное руководство», который раньше ассоции- ровался с Отделением консультирования и руководства. Определенный им- пульс к созданию отделения поступил от Администрации по делам ветеранов, но основной толчок дали члены АРА, заинтересованные в работе с более «нор- мальной» популяцией, чем та, с которой сталкиваются клинические психологи
(Whiteley, 1984).
Когда 17-е отделение было создано, круг его задач стал определяться бо- лее четко. Сьюпер (Super, 1955), например, разграничил консультационную и клиническую психологию, полагая, что первая больше имеет дело с нормаль- ным развитием и поведением человека и в своем подходе сохраняет отпечаток как профориентационного консультирования, так и гуманистической психоте- рапии. Несмотря на работу Сьюпера, консультационная психология прошла че- рез трудный период становления статуса в составе АРА (Whiteley, 1984). Тем не менее само существование отделения внесло значительный вклад в развитие консультирования как профессии.
Н
АЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
.
Третьим значи- тельным событием пятидесятых годов стало принятие в 1958 году Националь- ного закона о поддержке образования (NDEA), введенного в действие после за- пуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Главной за- дачей закона было выявление научно одаренных студентов и оказание им со- действия в получении образования. Он предусматривал финансирование работ по совершенствованию школьных программ консультирования (Раздел V-Л).
Закон предусматривал учреждение институтов консультирования и руковод- ства и обеспечивал финансирование и стипендии для обучения консультантов.
В 1964 году в область действия NDEA было включено консультирование в начальной школе. К 1965 году количество школьных консультантов достигло
30 000 (Armour,
1969). В конце 1950-х годов началось бурное распространение школьного консультирования, продолжившееся и в 1960-е годы, благодаря эс- калации «холодной войны» и достижению школьного возраста поколением
«беби-бума» (бума рождаемости) (Baker, 1996).
Н
ОВЫЕ ТЕОРИИ
.
Последним заметным явлением десятилетия было появ- ление новых теорий персонального руководства и консультирования. До 1950 года работу консультантов определяли четыре основные группы теорий: а) тео- рии психоанализа и инсайта (например, теория Фрейда); б) трейт-факторные, или директивные, теории (теория Уильямсона); в) гуманистические, или кли- ент-центрированные, теории (теория Роджерса) и, в меньшей степени, г) бихе- виоральные теории (Б. Ф. Скиннер). Дебаты среди консультантов обычно ве- лись вокруг вопроса, что эффективнее — директивное или недирективное кон- сультирование, и почти все консультанты признавали, что определенные дог- маты психоанализа (такие, как защитные механизмы) являются верными.
На протяжении 1950-х годов, по мере возникновения новых теорий, спо-
25 ры постепенно отошли от этих тем. Начали приобретать вес прикладные бихе- виоральные теории, такие как теория систематической десенсибилизации Джо- зефа Воль-пе. Стали выдвигаться и когнитивные теории, свидетельством чему явилось появление рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса и тран- зактного анализа Эрика Берна. Теория обучения, теория «я-концепции», работа
Дональда Сьюпера по развитию карьеры, достижения психологии развития также оказались заметными явлениями (Aubrey, 1977). К концу десятилетия ко- личество и сложность теорий, связанных с консультированием, существенно возросли.
1960-
Е ГОДЫ
В начале 60-х годов преобладал взгляд на консультирование как на раз- вивающую профессию. Настроение десятилетия отразил Гилберт Ренн в своей нашумевшей книге «The counselorin a changing world» (Wrenn, 1962). Его точка зрения, поддержанная другими известными специалистами, такими как Леона
Тайлер и Дональд Блочер, заключалась в подчеркивании важности для лично- сти взаимодействия с другими людьми для решения проблем собственного раз- вития. Книга Ренна оказывала влияние на всем протяжении 60-х годов, а он сам, наряду с Тайлер, стал одним из наиболее известных пропагандистов кон- сультирования в США.
Тем не менее влияние развивающей модели консультирования на протя- жении десятилетия постепенно уменьшалось. Происходило это главным обра- зом вследствие трех причин: Вьетнамской войны, движения за гражданские права и женского движения. Каждое из этих явлений вызывало волнения в стране и свидетельствовало о недостатках внутри общества. Многие консуль- танты предпринимали попытки облегчить эти проблемы, направив свое внима- ние на специфические трудности, порожденные этими событиями, и концен- трируясь на кризисном консультировании или других стратегиях краткосрочно- го вмешательства.
Еще одним мощным фактором, оказавшим воздействие в 1960-х годах, стали гуманистические теории консультирования Дугласа Арбакла, Абрахама
Маслоу и Сиднея Жорарда. Помимо этого, на развитие консультирования по- влияла феноменальная популярность групповых методов (Gladding, 1999). Ак- цент в консультировании переместился от взаимодействия один на один к вза- имодействию в малой группе. С выходом книги Джона Крумболтца «Revolution
in counseling» (Krumboltz,
1966), в которой он продвигал идею научения (в про- тивоположность инсайту) в качестве ключевого фактора изменения, возросло значение бихевиорального консультирования. Таким образом, акцент на разви- тие, доминировавший в начале десятилетия, сместился. Обри заметил, что
«льющийся, словно из рога изобилия, поток конкурирующих методологий кон- сультирования, которые предстали перед консультантами, в конце шестидеся- тых годов оказался самым сильным за все времена» (Aubrey, 1977, р. 293).
Следующим заслуживающим внимания событием стало принятие в 1963 году Закона об общественных центрах психического здоровья (Community Men-
26
tal Health Center Act),
который санкционировал учреждение общественных (му- ниципальных) центров психического здоровья. Эти центры расширили возмож- ности работы консультантов за пределами образовательных учреждений.
На протяжении 1960-х годов возрастал профессионализм внутри APGA и одновременно усиливалась профессиональная деятельность 17-го отделения
АРА. В 1961 году APGA выпустила «подробный этический кодекс для консуль- тантов» (Nugent, 1981, р. 28). Кроме этого, в 60-х годах Лугэри, Стриплинг и
Фитцжеральд (Loughary, Stripling and Fitzgerald, 1965) издали отчет APGA, в ко- тором в общем виде описывались круг обязанностей и стандарты подготовки школьных консультантов. В 1964 году 17-е отделение АРА провело Грейстоун- скую конференцию, посвященную дальнейшему уточнению понятия консуль- тирующего психолога, а в 1969 году это отделение начало издавать профессио- нальный журнал «The Counseling Psychologist», главным редактором которого стал Гилберт Ренн.
Последней значимой вехой десятилетия явилось учреждение в Мичиган- ском университете Информационного центра по консультированию и работе с персоналом (ERIC Clearinghouse on Counseling and Personnel Services — CAPS).
Созданный в 1966 году Гэрри Вэлтцем Центр (ERIC/CAPS) финансировался
Отделом исследований и совершенствования образования Департамента обра- зования США и послужил еще одним примером вклада правительства в разви- тие консультирования. Спустя несколько лет ERIC/CAPS (в настоящее время
ERIC/CASS; http:// www.uncg.edu/ericcas2)
превратится в один из крупнейших и наиболее часто используемых источников информации по проблемам и тен- денциям консультирования в США и во всем мире. Также Центр выступил ор- ганизатором конференций по главным разделам консультирования, собиравших ведущих специалистов страны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83
20
Первая мировая война оказалась третьим значительным событием деся- тилетия. Армия США финансировала разработку многочисленных психологи- ческих методик для отбора личного состава, среди которых были армейские альфа- и бета-тесты интеллекта. По окончании войны некоторые из разработан- ных для нужд армии процедур отбора стали применяться в гражданских усло- виях, а психометрия (психологическое тестирование) стало популярным дви- жением.
Обри (Aubrey, 1977) отметил, что, поскольку практика руководства в сфере занятости (профессиональной ориентации) развивалась без выраженной философии, она быстро приспособила к своим нуждам психометрию с расчетом найти объективные основания в психологии. Опора на психометрию имела как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, она при- дала специалистам по профессиональной ориентации более весомый и «науко- образный» вид. С другой — отвлекла многих специалистов от поисков путей развития в других поведенческих науках, таких как социология, биология и ан- тропология.
1920-
Е ГОДЫ
Двадцатые годы прошли для развивающейся профессии консультирова- ния относительно спокойно. Это был период консолидации. Образовательные курсы для консультантов, которые начали функционировать в Гарвардском университете в 1911 году, на протяжении 1920-х годов почти исключительно сосредоточились на профессиональной ориентации. Доминирующее воздей- ствие на развивающуюся профессию оказали прогрессивные теории в области образования и привлечение федеральным правительством служб руководства для работы с ветеранами войны.
Значительным событием стала сертификация консультантов в Бостоне и
Нью-Йорке в середине 1920-х годов (Lee, 1966). Еще одним поворотным пунк- том была разработка первых стандартов для подготовки и оценки материалов служб занятости (Lee, 1966). Отдельно от этих стандартов были опубликованы новые психологические методики, такие как опросник Эдварда Стронга 1928 года (Strong Vocational Interest Inventory — SVII), направленный на выявление профессиональных интересов. Хотя публикация этого опросника не произвела немедленного эффекта, она явилась этапом для формирования будущих направлений (Strong, 1943).
Последним примечательным событием в этом десятилетии было создание в 1929 году Абрахамом и Анной Стоунами первого консультационного центра по вопросам брака и семьи в Нью-Йорке. За этим центром последовали другие по всей стране, что ознаменовало появление нового направления — супруже- ского и семейного консультирования.
В течение 1920-х годов практика руководства получила признание аме- риканской общественности. В то же время стала осознаваться ограниченность узкой ориентации служб на проблему занятости. Консультанты стали расши- рять круг своих интересов, охватывая вопросы личности и развития, включая и
21 те, которые касались семьи.
1930-
Е ГОДЫ
Тридцатые годы не были столь безмятежными, как двадцатые, в частно- сти вследствие Великой депрессии, вынуждавшей теоретиков и практиков, осо- бенно работающих в университетах и учреждениях профессионального образо- вания, обратить внимание на разработку стратегий оказания помощи и методов консультирования в сфере занятости (Ohlsen, 1983). Вершиной десятилетия стала разработка первой теории консультирования, сформулированной Э. Г.
Уильям-соном и его коллегами по Миннесотскому университету (включая
Джона Дарли и Дональда Патерсона). Уильямсон модифицировал теорию
Фрэнка Парсонса и применил ее для работы с учащимися и безработными. Его акцент на директивный, консультант-центрированныи подход получил извест- ность под различными названиями — например, как Миннесотская точка зре- ния или как трейт-факторное консультирование. Его прагматичный подход предполагал акцент на педагогических, воспитательных, суггестивных способ- ностях консультантов (Williamson, 1939).
Одна из предпосылок теории Уильямсона заключалась в следующем: предполагалось, что каждый человек обладает характерными чертами (traits),
такими как способности, интересы, черты характера, достижения, которые можно каким-либо образом интегрировать в форме факторов (factors) (констел- ляций индивидуальных характеристик). Консультирование базировалось на применении научных, проблемно-ориентированных, эмпирических методов, которые индивидуально адаптировались к каждому клиенту, с тем чтобы по- мочь ему избавиться от непродуктивного мышления и научиться принимать эффективные решения (Lynch & Maki, 1981). Влияние Уильямсона доминиро- вало в консультировании в течение следующих двух десятилетий, а он сам про- должал публиковать изложение своей теории вплоть до 1970-х годов (William- son & Biggs, 1979).
Еще одним значительным событием стало расширение области консуль- тирования за пределы сферы занятости. Предпосылки этого процесса были за- метны еще в 1920-х годах, когда Эдвард Торндайк и другие психологи бросили вызов исключительной направленности в практике руководства на профессио- нальную ориентацию (Lee, 1966). Работа Джона Брюера завершила эту смену ориентации. В 1932 году Брюер опубликовал книгу «Education as guidance»
(Brewer,
1932). Он выступал за то, чтобы каждый преподаватель становился консультантом, а руководство было включено в школьную программу в каче- стве учебного предмета.
Брюер считал, что вся система образования должна готовить учащихся к жизни вне школьной обстановки. По его мнению, консультанты должны рас- сматривать помощь в выборе профессии в качестве лишь одной из своих обя- занностей.
В 1930-х годах правительство США стало уделять все больше внимания консультированию, в частности путем учреждения Национальной службы заня-
22 тости (U. S. Employment Service). В 1939 году эта организация выпустила первое издание «Словаря профессий» («Dictionary of Occupational Titles» — DOT).
Словарь, ставший основным источником профессиографической информации для специалистов по персональному руководству, работающих с учащимися и безработными, содержал описания известных в США профессий, упорядочен- ные в соответствии с названиями.
1940-
Е ГОДЫ
Три главных события 1940-х годов окончательно сформировали практику консультирования: теория Карла Роджерса, Вторая мировая война и участие правительства в программах консультирования после окончания войны.
Карл Роджерс стал известным в 1942 году после публикации книги
«Counseling and psychotherapy» (Rogers,
1942), бросившей вызов консультант- центрированному подходу Уильямсона, равно как и тенетам фрейдистского психоанализа. Роджерс придавал большее значение личности клиента и пред- ложил недирективный подход в консультировании. Его идеи широко принима- лись и одновременно подвергались резкой критике. Роджерс отстаивал точку зрения, согласно которой клиентам необходимо передать ответственность за их развитие. Он полагал, что, еслг клиенты имеют возможность быть принятыми и выслушанными консультантом они начинают лучше понимать себя, становятся более гармоничными и ведут ce6s более естественно и искренно. Он описывал роль профессионального помощник; не как судьи, а как сочувствующего чело- века. Таким образом, консультант понимался как зеркало, отражающее вер- бальные и эмоциональные проявления кга ента.
Обри (Aubrey, 1977, р. 292) отмечал, что до Роджерса литература по пер- сональному руководству и консультированию была преимущественно практи- ческо имеющей отношение к тестированию, анализу собранной информации, ориент ционным процедурам, профессиографии, должностным функциям и т. д.
Кро> того, на ранних стадиях литература главным образом отвечала целям и задач; руководства. Благодаря Роджерсу, установились новые приоритеты в во- просе методах и техниках консультирования и исследования; были усовершен- ствова) способы проведения консультирования, отбора и обучения будущих консультантов, выверены цели и задачи консультирования. Персональное руко- водстве любых своих формах, внезапно перестало быть главенствующей темой в основа массе литературы и было надолго вытеснено со страниц изданий кон- сультиро нием. Революция, произведенная Роджерсом, оказала огромное воз- действие на консультирование, так и на психологию. Обе эти профессии при- знали в Карле Роджерсе центральную фигуру своей истории.
С началом Второй мировой войны правительству США потребовались к сультанты и психологи, чтобы содействовать в отборе и обучении специалистов для армии и промышленности (Ohlsen, 1983). Кроме того, война изменила представления о мужских и женских профессиях. Многие женщины работали во время войны вне дома, что привело в дальнейшем к значительным послед- ствиям: традиционное распределение профессиональных ролей по половому
23 признаку подверглось пересмотру, большее значение стало придаваться личной свободе.
После войны Администрация по делам ветеранов США (Veterans Admin-
istration — VA)
финансировала подготовку консультантов и психологов, предо- ставив стипендии на обучение и оплатив прохождение интернатуры для сту- дентов-выпускников. Кроме того, VA переработала перечень функций консуль- танта по выбору профессии и ввела термин «консультирующий психолог»
(Nugent,
1981, р. 25). Благодаря финансированию, осуществлявшемуся через
VA,
и биллю о льготах ветеранам (GI bill) высшим преподавательским звеном были уточнены программы обучения. Консультационная психология как про- фессия стала все более отдаляться от своего исторического альянса с професси- ональной ориентацией.
1950-
Е ГОДЫ
«Если какое-либо десятилетие может быть выделено вследствие его вы- дающегося вклада в развитие консультирования, то это — 1950-е годы»
(Aubrey,
1977, р. 292). Действительно, в течение десяти лет произошло по меньшей мере четыре знаменательных события, ставших поворотными пункта- ми в истории консультирования:
• создание Американской ассоциации по подбору персонала и руковод- ству (American Personnel and Guidance Association — APGA );
• учреждение 17-го отделения (консультационной психологии) в составе
АРА;
•
принятие Национального Закона о поддержке образования (National De-
fence Education Act — NDEA);
•
внедрение новых теорий руководства и консультирования.
А
МЕРИКАНСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПО ПОДБОРУ ПЕРСОНАЛА И РУКОВОДСТВУ
(APGA).
APGA
образовалась на базе Американского Совета ассоциаций про- фессиональной ориентации и подбору кадров (ACGPA), широкой конфедерации организаций, «занимавшихся образовательной и профессиональной ориентаци- ей (руководством), а также другими видами деятельности с персоналом» (Har- old,
1985, р. 4). Совет работал с 1935-го по 1951 год, но его главным недостат- ком была нехватка официальных полномочий для объединения всех членов в рамках какой-либо программы. APGA была образована в 1952 году с целью формального согласования групповых интересов в сферах руководства, кон- сультирования и кадровой деятельности. Она первоначально состояла из четы- рех отделов — Ассоциации персонала американских колледжей (1-е отделе- ние), Национальной ассоциации супервизоров по руководству и инструкторов по консультированию (2-е отделение), NVGA (3-е отделение) и Ассоциации ра- ботников образовательных учреждений по обучению преподавателей (4-е отде- ление) (Harold, 1985). В 1953 году Американская ассоциация школьных кон- сультантов присоединилась к APGA, доведя, таким образом, общую числен- ность этой организации до 6089 членов (Romano, 1992). В начальный период своего существования APGA в большей степени представляла собой группу,
24 объединенную общими интересами, нежели профессиональную организацию, поскольку она не выработала стандартов своего членства (Super, 1955).
17-
Е ОТДЕЛЕНИЕ
.
Отделение консультационной психологии (17-е отделе- ние) АРА было формально учреждено в 1952 году. Его образование потребова- ло отхода от термина «персональное руководство», который раньше ассоции- ровался с Отделением консультирования и руководства. Определенный им- пульс к созданию отделения поступил от Администрации по делам ветеранов, но основной толчок дали члены АРА, заинтересованные в работе с более «нор- мальной» популяцией, чем та, с которой сталкиваются клинические психологи
(Whiteley, 1984).
Когда 17-е отделение было создано, круг его задач стал определяться бо- лее четко. Сьюпер (Super, 1955), например, разграничил консультационную и клиническую психологию, полагая, что первая больше имеет дело с нормаль- ным развитием и поведением человека и в своем подходе сохраняет отпечаток как профориентационного консультирования, так и гуманистической психоте- рапии. Несмотря на работу Сьюпера, консультационная психология прошла че- рез трудный период становления статуса в составе АРА (Whiteley, 1984). Тем не менее само существование отделения внесло значительный вклад в развитие консультирования как профессии.
Н
АЦИОНАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ПОДДЕРЖКЕ ОБРАЗОВАНИЯ
.
Третьим значи- тельным событием пятидесятых годов стало принятие в 1958 году Националь- ного закона о поддержке образования (NDEA), введенного в действие после за- пуска Советским Союзом первого искусственного спутника Земли. Главной за- дачей закона было выявление научно одаренных студентов и оказание им со- действия в получении образования. Он предусматривал финансирование работ по совершенствованию школьных программ консультирования (Раздел V-Л).
Закон предусматривал учреждение институтов консультирования и руковод- ства и обеспечивал финансирование и стипендии для обучения консультантов.
В 1964 году в область действия NDEA было включено консультирование в начальной школе. К 1965 году количество школьных консультантов достигло
30 000 (Armour,
1969). В конце 1950-х годов началось бурное распространение школьного консультирования, продолжившееся и в 1960-е годы, благодаря эс- калации «холодной войны» и достижению школьного возраста поколением
«беби-бума» (бума рождаемости) (Baker, 1996).
Н
ОВЫЕ ТЕОРИИ
.
Последним заметным явлением десятилетия было появ- ление новых теорий персонального руководства и консультирования. До 1950 года работу консультантов определяли четыре основные группы теорий: а) тео- рии психоанализа и инсайта (например, теория Фрейда); б) трейт-факторные, или директивные, теории (теория Уильямсона); в) гуманистические, или кли- ент-центрированные, теории (теория Роджерса) и, в меньшей степени, г) бихе- виоральные теории (Б. Ф. Скиннер). Дебаты среди консультантов обычно ве- лись вокруг вопроса, что эффективнее — директивное или недирективное кон- сультирование, и почти все консультанты признавали, что определенные дог- маты психоанализа (такие, как защитные механизмы) являются верными.
На протяжении 1950-х годов, по мере возникновения новых теорий, спо-
25 ры постепенно отошли от этих тем. Начали приобретать вес прикладные бихе- виоральные теории, такие как теория систематической десенсибилизации Джо- зефа Воль-пе. Стали выдвигаться и когнитивные теории, свидетельством чему явилось появление рационально-эмотивной терапии Альберта Эллиса и тран- зактного анализа Эрика Берна. Теория обучения, теория «я-концепции», работа
Дональда Сьюпера по развитию карьеры, достижения психологии развития также оказались заметными явлениями (Aubrey, 1977). К концу десятилетия ко- личество и сложность теорий, связанных с консультированием, существенно возросли.
1960-
Е ГОДЫ
В начале 60-х годов преобладал взгляд на консультирование как на раз- вивающую профессию. Настроение десятилетия отразил Гилберт Ренн в своей нашумевшей книге «The counselorin a changing world» (Wrenn, 1962). Его точка зрения, поддержанная другими известными специалистами, такими как Леона
Тайлер и Дональд Блочер, заключалась в подчеркивании важности для лично- сти взаимодействия с другими людьми для решения проблем собственного раз- вития. Книга Ренна оказывала влияние на всем протяжении 60-х годов, а он сам, наряду с Тайлер, стал одним из наиболее известных пропагандистов кон- сультирования в США.
Тем не менее влияние развивающей модели консультирования на протя- жении десятилетия постепенно уменьшалось. Происходило это главным обра- зом вследствие трех причин: Вьетнамской войны, движения за гражданские права и женского движения. Каждое из этих явлений вызывало волнения в стране и свидетельствовало о недостатках внутри общества. Многие консуль- танты предпринимали попытки облегчить эти проблемы, направив свое внима- ние на специфические трудности, порожденные этими событиями, и концен- трируясь на кризисном консультировании или других стратегиях краткосрочно- го вмешательства.
Еще одним мощным фактором, оказавшим воздействие в 1960-х годах, стали гуманистические теории консультирования Дугласа Арбакла, Абрахама
Маслоу и Сиднея Жорарда. Помимо этого, на развитие консультирования по- влияла феноменальная популярность групповых методов (Gladding, 1999). Ак- цент в консультировании переместился от взаимодействия один на один к вза- имодействию в малой группе. С выходом книги Джона Крумболтца «Revolution
in counseling» (Krumboltz,
1966), в которой он продвигал идею научения (в про- тивоположность инсайту) в качестве ключевого фактора изменения, возросло значение бихевиорального консультирования. Таким образом, акцент на разви- тие, доминировавший в начале десятилетия, сместился. Обри заметил, что
«льющийся, словно из рога изобилия, поток конкурирующих методологий кон- сультирования, которые предстали перед консультантами, в конце шестидеся- тых годов оказался самым сильным за все времена» (Aubrey, 1977, р. 293).
Следующим заслуживающим внимания событием стало принятие в 1963 году Закона об общественных центрах психического здоровья (Community Men-
26
tal Health Center Act),
который санкционировал учреждение общественных (му- ниципальных) центров психического здоровья. Эти центры расширили возмож- ности работы консультантов за пределами образовательных учреждений.
На протяжении 1960-х годов возрастал профессионализм внутри APGA и одновременно усиливалась профессиональная деятельность 17-го отделения
АРА. В 1961 году APGA выпустила «подробный этический кодекс для консуль- тантов» (Nugent, 1981, р. 28). Кроме этого, в 60-х годах Лугэри, Стриплинг и
Фитцжеральд (Loughary, Stripling and Fitzgerald, 1965) издали отчет APGA, в ко- тором в общем виде описывались круг обязанностей и стандарты подготовки школьных консультантов. В 1964 году 17-е отделение АРА провело Грейстоун- скую конференцию, посвященную дальнейшему уточнению понятия консуль- тирующего психолога, а в 1969 году это отделение начало издавать профессио- нальный журнал «The Counseling Psychologist», главным редактором которого стал Гилберт Ренн.
Последней значимой вехой десятилетия явилось учреждение в Мичиган- ском университете Информационного центра по консультированию и работе с персоналом (ERIC Clearinghouse on Counseling and Personnel Services — CAPS).
Созданный в 1966 году Гэрри Вэлтцем Центр (ERIC/CAPS) финансировался
Отделом исследований и совершенствования образования Департамента обра- зования США и послужил еще одним примером вклада правительства в разви- тие консультирования. Спустя несколько лет ERIC/CAPS (в настоящее время
ERIC/CASS; http:// www.uncg.edu/ericcas2)
превратится в один из крупнейших и наиболее часто используемых источников информации по проблемам и тен- денциям консультирования в США и во всем мире. Также Центр выступил ор- ганизатором конференций по главным разделам консультирования, собиравших ведущих специалистов страны.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 83