Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 168

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект): основные структурные элементы


Выпускная квалификационная (дипломная) работа (в отличие от курсовой) является одной из основных и сложных форм учебной деятельности студента на выпускных курсах, важнейшим видом научного исследования, завершающим этапом в системе профессиональной подготовки специалиста социально-культурной сферы.

В ходе работы над исследованием в рамках утвержденной темы перед студентом ставятся следующие задачи:

  • выделить проблему исследования, дать всесторонний научно-теоретический анализ ее современного состояния в науке и практике;

  • выделить и проанализировать базовые понятия по теме исследования;

  • выстроить логику исследования;

  • аргументировать актуальность выбранной темы, основываясь на современных тенденциях развития общества и культуры;

  • разработать различные способы решения выделенной проблемы;

  • разработать и провести констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета;

  • осуществить формирующий и контрольный эксперименты;

  • оформить работу и представить ее к защите.

В решении выше перечисленных задач заключены следующие требования: научно-теоретическая обоснованность изучаемой проблемы, опытно-экспериментальное исследование на базе социально-культурных учреждений, творческий подход к решению проблемы исследования, практическая значимость проведенной работы.

Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать получаемой специализации и быть актуальной в научном и практическом отношении, а также конкретно соответствовать основным научным направлениям работы кафедры. Выбор темы и обоснование ее значимости студент может сделать под руководством преподавателя, как на ранних курсах, так и при выполнении курсовых работ, прохождения производственной практики или стажировки.

Цели выполнения работы состоят в систематизации, закреплении, углублении теоретических и практических знаний по специальности.

С позиции развития социально-культурной деятельности и требований жизни необходимо правильно выбрать предмет исследования. Традиционное понятие социально-культурной деятельности должно быть заменено новым, более отвечающим требованиям современности и рассматриваться как родовое понятие по отношению к видовым понятиям: досуговая и культурно-просветительная деятельность, как
накопленный в обществе опыт социальной, культурной работы, опирающийся на совокупность материальных и духовных ценностей. Социально-культурная сфера охватывает такие области человеческой деятельности, как образование, здравоохранение, средства массовой информации, учреждения культуры и искусств, социальное обеспечение, физическую культуру, спорт и туризм, что значительно расширяет возможности студента в выборе темы исследования.


2.2.1. Инструкция по выполнению выпускной квалификационной работы
Многолетние наблюдения показывают, что качество выпускной квалификационной работы зависит от:

  • заблаговременного выбора направления исследования, что позволяет сочетать задачи производственной практики с проведением исследования, а не оставлять эту задачу на период прохождения преддипломной практики;

  • выбора места проведения и апробации выводов исследования, которым могут стать базы производственной практики, а также организации, являющиеся постоянным (или временным) местом работы студента (как для дневной, так и для заочной форм обучения);

  • уровня исследовательской культуры студента, которая включает в себя безупречную грамотность, владение научным редактированием, что предполагает «правильный выбор терминов, точность логических посылок и выводов, достоверность привлекаемых источников и владение основами литературного редактирования, ибо оба вида редактирования направлены на устранение всевозможных ошибок (семантических, стилистических, грамматических), на повышение содержательности дипломной работы»1;

  • навыков владения компьютерными технологиями: работа с персональным компьютером, использование Интернет-ресурсов, офисной техники (сканер, принтер и др.).

  • грамотно составленного и поэтапно выполняемого календарного плана работы над дипломным проектом;

Примерный план действий по выполнению дипломного проекта можно представить следующим образом2.


N

Срок

Содержание этапа

Представление результатов

1.

Сентябрь

Выбор темы и закрепление дипломника за руководителем, утверждение темы на заседании кафедры. Составление плана работы и подробного календарного плана.

Тема выпускной квалификационной работы утверждена заседанием кафедры. Руководитель работы назначен, информация включена в общий список тем выпускных квалификационных работ.

2.

Октябрь

Выбор места прохождения практики. Разработка плана эмпирического исследования. Формулировка цели, задач, основной гипотезы дипломной работы, основных понятий. Составление первичного списка библиографии и списка законов и постановлений, имеющих значение для изучения данной темы.

Достигнута договоренность с руководством, организацией, где будет проходить практику студент. Планы эмпирического исследования, цели, задачи, гипотеза и понятия согласованы с руководителем. Сданы на проверку списки источников, получены соответствующие комментарии руководителя.

3.

Ноябрь

Написание раздела актуальности темы. Составление аннотированного обзора 10-15 источников. Редактирование основной гипотезы, концептуальные определения основных понятий.

Обсуждены с руководителем основные идеи исследования, ожидаемые результаты, возможные проблемы сбора данных и способы их решения.

4.

Декабрь

Разработка инструментария эмпирического исследования. Операционализация основных понятий. Пилотирование (апробация) инструментария (методов исследования). Продолжение работы над обзором источников.

С руководителем обсужден способ сбора данных, составлен и апробирован инструментарий. Расширен конспект источников.

5.

Январь

Выход на экспериментальную площадку (базу исследования). Продолжение работы над обзором теоретических источников, нормативно-правовой литературы, архивных документов и др.

Сбор и обработка данных, полученных на базе исследования.

6.

Февраль

Продолжение сбора и анализа эмпирических данных. Завершение работы по обзору и систематизации источников. Обсуждение теоретического раздела на семинарских занятиях в группе.

Написана первая глава. Отработаны навыки краткого представления материалов раздела. Дискуссия по теме исследования. Получены замечания и предложения от сокурсников, преподавателей кафедры и научного руководителя.

7.

Март

Завершение сбора и осуществление анализа эмпирических данных. Написание полного отчета для выпускной квалификационной работы и краткого отчета для представления по месту прохождения практики.

Формулирование выводов по эмпирическому исследованию. Составление общих выводов по дипломной работе и практических рекомендаций.

Сбор массива данных. Написан отчет по эмпирическому исследованию. Отработаны навыки представления отчета по исследованию. Получены комментарии от коллег. Подготовлен отчет для представления по месту прохождения практики и рекомендации.

8.

Апрель

Доработка выводов и рекомендаций с учетом замечаний коллег и научного руководителя. Представление краткого отчета и рекомендаций в организацию (база практики). Представление чернового варианта работы научному руководителю.

Корректура работы в соответствии с замечаниями научного руководителя.

Получены замечания от научного руководителя и руководителя практики по окончательной доработке дипломной работы.

Чистовое оформление диплома. Распечатка работы.

9.

Май

Предоставление чистовой версии руководителю, зав. кафедрой и рецензентам. Подготовка к защите – репетиция, оформление и отработка навыков презентации с использованием наглядных и технических средств (демонстрационные компьютерные программы Power Point и др., аудио- видео материалы, плакаты, афиши, буклеты и т.д.).

Экземпляры дипломной работы отданы руководителю, подписаны и утверждены зав. кафедрой и переданы рецензентам.

Выпускник готов к защите.


10.

Май-июнь

Защита.

Выпускник получает квалификацию.



Тема выпускной квалификационной работы должна соответствовать получаемой специальности, быть актуальной в научном и практическом отношении и соответствовать научным направлениям работы кафедры.

Структура выпускной квалификационной работы должна отражать логику научного исследования: обоснование актуальности исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор и обоснование методов исследования, описание процесса исследования (эксперимента), обобщение результатов исследования, формулирование выводов, разработка рекомендаций и предложений. В связи с этим структура работы должна быть четкой и включать введение, 2-3 главы (раздела), заключение, список использованной литературы и приложение.

Содержание выпускной квалификационной работы (общие требования по ГОСТ 7.32-2001), которое располагается вслед за титульным листом, включает наименование всех разделов и подразделов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала раздела или подраздела1.

Под словом «Содержание», напечатанным прописными буквами, перечисляются заголовки разделов. Перед заголовком раздела проставляют его порядковый номер. Заголовок и номер раздела размещаются с красной строки.

Введение включает обоснование актуальности проведенного исследования (обоснование темы), определение объекта и предмета исследования, цель, перечень задач для реализации поставленной цели, описание методологической основы данной работы, краткий исторический экскурс по теме исследования, ожидаемый результат, экспериментальную базу исследования. Оптимальный объем введения пять-семь страниц печатного текста.

Основная часть работы содержит анализ известных подходов по теме исследования, сделанный по тематическому или предметному принципу, и отражает отношение автора к изученному материалу. Независимо от выбранной темы исследования основная часть выпускной квалификационной работы должна содержать аналитическую составляющую, в которой обосновываются методы сбора и анализа данных, дается описание программы и процедуры исследования, приводятся полученные результаты, выводы и практические рекомендации. В конце каждого раздела (главы) должны быть сформулированы краткие выводы.

Иллюстративный материал (диаграммы, графики, схемы, фотодокументы), помещаемый в работу, должен нести максимум новой полезной информации.


Цифровой и фактический материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц, где материал группируется в колонки. Таблицы обычно помещаются по ходу изложения после ссылки на них, однако не рекомендуется переносить таблицы с одной страницы на другую; тем более недопустимо разрывать заголовок с таблицей, помещая их на разных страницах. Таблица должна иметь порядковый номер, заголовок, отражающий ее содержание, а также ссылку, указывающую на источник, если таблица была. В таблицах и в тексте следует избегать полного цифрового написания больших чисел и записывать единицы измерения в зависимости от необходимой точности (например, 100,6 тыс. чел., а не 100,57 тыс. чел.).

По содержанию таблицы бывают аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа числовых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового (выводного) знания, которое вводится в текст словами: анализ таблицы позволяет сделать вывод, что...; из таблицы видно, что...; анализ таблицы позволяет заключить, что... и т. п. Чаще всего такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности.

В неаналитических таблицах помещаются, как правило, статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

При построении таблиц необходимо руководствоваться общими правилами.

1. Таблица выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без отступа, шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

2. Слово «Таблица» помещается вверху над таблицей справа; ниже по центру размещается название таблицы.

3. В каждой таблице следует указывать единицы измерения показателей и период времени, к которому относятся данные. Если единица измерения в таблице является общей для всех числовых табличных данных, то ее приводят в заголовке таблицы после названия.

4. Названиетаблицы выполняется через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, интервал перед названием таблицы – 3 пт, после – 6 пт, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Cyr», кегль 14.

5. Заголовки графсодержат названия показателей в именительном падеже, единственном числе (без сокращения слов), их единицы измерения. Последние могут указываться как в заголовке соответствующей графы, так и в заголовке таблицы или над таблицей, если все ее показатели выражены в одних и тех же единицах измерения.


6. Заголовки графв таблице выполняются через одинарный межстрочный интервал в текстовых редакторах, без красной строки, выравнивание по центру, полужирным шрифтом «Times New Roman Cyr», кегль 12.

7. Итоговая строказавершает таблицу и располагается в конце таблицы, но иногда бывает первой.

8. Числовые данныезаписываются с одинаковой степенью точности в пределах каждой графы на уровне последней строки показателя; при этом необходимо разряды располагать под разрядами; целая часть отделяется от дробной запятой, а не точкой. В таблице не должно быть ни одной пустой клетки: если данные равны 0 – «0», если данные существуют, но не внесены в сборник – «...», если данные не существуют – «–». Если значение не равно нулю, но первая значащая цифра появится после принятой степени точности, то делается запись 0,0 (при степени точности 0,1).

9. Если таблица заимствована из литературных источников, то обязательна ссылка на источник данных. Ссылка помещается сразу после таблицы; в тексте данные ссылки имеют нумерацию, общую со ссылками на рисунки.

10. Сноски внутри таблицы обозначаются только «*».

11. Нумерация таблиц является сквозной; в номере таблицы должен содержаться номер главы. Например, если таблица расположена в главе 2 и имеет порядковый номер 5, то нумерация таблицы будет следующей: «Таблица 2.5».

Пример оформления таблицы:

Таблица 1.1.

Рост национального богатства США за счет образования1


Показатели

1909-1929 гг.

1929-1956 гг.

1960-1980 гг.*


Темпы роста национального дохода, %

2,8

2,9

3,3

Рост национального дохода за счет фактора образования (абсолютный рост)

0,4

0,7

0,6

Процентное выражение к росту национального дохода

12,0

23,0

19,0




В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются общие выводы по всем разделам, намечаются перспективы дальнейшего исследования по теме, включая предложения по использованию результатов исследовательской работы на практике. Рекомендуемый объем заключения составляет две-три страницы.