Файл: Научного исследования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


При подготовке этих контрольных работ руководствоваться примерной тематикой, которую рекомендует преподаватель. Первым этапом подготовки данной контрольной работы является выбор темы, составление плана и изучение подобранной литературы, источников. В процессе изучения литературы делаются краткие записи наиболее важных положений. Затем весь подготовленный материал систематизируется согласно плану, уточняются цитаты и выписки, составляется примерное содержание контрольной работы.

На последнем этапе контрольная работа доводится до «кондиции», при этом во введении дается характеристика и показывается актуальность темы; в соответствии с намеченными в плане вопросами раскрывается основное содержание, а в заключении делаются выводы, к которым пришел автор работы.

Контрольная работа имеет титульный лист, план, перечень вопросов, заданий. Объем ее не должен превышать 10 печатных страниц. Контрольная работа не может быть оценена положительно, если в ней поверхностно раскрыты вопросы, допущены принципиальные ошибки, а также при условии механически переписанного материала из учебников или другой литературы.

1.3. Вопросы и задания

  1. Охарактеризуйте основные направления научных исследований в области социально-культурной деятельности (менеджмент социально-культурной деятельности, технологии социально-культурной деятельности, социально-культурный сервис и туризм).

  2. Проанализируйте свое участие в научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе.

  3. Проведите компаративный (сравнительный) анализ понятий «методология», «методика», «метод».

  4. Составьте словарь ключевых понятий курса и выучите их определение.

  5. Определите круг проблемных вопросов в области социально-культурной деятельности.

  6. Сформулируйте тему исследования, опираясь на проблемный ряд вопросов.

  7. Охарактеризуйте логику социально-культурного исследования, его основные этапы.

  8. Охарактеризуйте соотношение между объектом исследования и его предметом.

  9. Расскажите об особенностях метода интервью.

  10. Расскажите о методе наблюдения. В чем его особенности?

  11. Расскажите о методе анализа текста, его применении в исследовании социально-культурной деятельности учреждений, социально-культурной ситуации и др.

  12. Дайте характеристику информационным процессам: сбор, накопление, обработка и передача информации.

  13. Подготовьте выписку, тезисы и конспект предполагаемого исследования.

  14. Раскройте замысел своего исследования (цели и задачи) и его основные этапы.

  15. Определите объект исследования.

  16. Определите предмет исследования.

  17. Составьте программу исследования по предложенной тематике, включая в нее следующие элементы:


  • название темы исследования;

  • формулировка проблемы;

  • определение объекта и предмета исследования;

  • постановка цели и задач;

  • определение и выбор методов исследования.

  • Назовите и дайте характеристику типам научных произведений (реферат, эссе, тезисы, статья, курсовой проект, дипломный проект, автореферат, монография и др.).

  • Раскройте понятия «реферат» и «реферирование».

  • Какова структура научного исследования?

  • Дайте характеристику стиля научной речи.

  • Сделайте доклад по своему исследованию на семинаре, руководствуясь рекомендациями, приведенными в Приложении 5.

  • Дайте характеристику Интернет как источнику информации.

  • Дайте характеристику использованию современных информационных технологий в научных исследованиях.

  • Составьте картотеку библиографических источников по теме предполагаемого исследования, используя современные информационные технологии.



    Часть 2. Рекомендации к выполнению курсовых и дипломных проектов

    2.1. Курсовая работа (проект): основные структурные элементы
    Курсовая работа – это первое научное исследование студента. Назначение курсовой работы заключается в выяснении уровня овладения навыками самостоятельной научной деятельности студента. Поскольку пишется она за время обучения в вузе три раза, то необходимо рассмотреть качественный уровень исследования по изучаемым дисциплинам или по выбранной студентом специализации.

    Работа осуществляется совместно с научным руководителем, который назначается приказом ректора на время, отведенное на подготовку, написание и защиту работы. Во время консультаций с научным руководителем уточняется круг теоретических вопросов, подлежащих изучению, составляется план исследования, определяется структура работы, сроки выполнения ее этапов: подготовительный этап работы (чтение и анализ литературы по теме исследования), основной этап (написание текста курсовой работы) и заключительный (устраняются недостатки в работе, выполняются рекомендации руководителя и др.).

    Завершенный вариант работы сдается научному руководителю для прочтения и допуска к защите. В зачетную книжку вносится оценка, выставленная преподавательским коллективом кафедры (не менее двух человек) по итогам защиты.

    Поскольку курсовая работа – это уже самостоятельное научное исследование, ее тема должна быть актуальной с точки зрения современного состояния науки. Общие советы относительно выбора темы письменной работы мы уже приводили выше. Отметим только, что во введении к курсовой работе актуальность выбранной темы должна быть убедительно обоснована.

    Существуют некоторые различия в требованиях, предъявляемых к курсовым работам разных типов. Если работа носит теоретический характер и не имеет выхода в практику, следует соответствующим образом выстроить ее структуру. В начале работы лучше всего поместить главу, в которой будет освещаться состояние отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования. Здесь необходимо привести названия основных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отметить и оценить индивидуальный вклад различных ученых в разработку проблемы.


    При изучении источников информации должно быть выявлено следующее:

    • основная идея автора (авторов), его (их) позиция по исследуемой проблеме;

    • что особенно удалось автору (авторам) в изучении обсуждаемой проблемы;

    • чем отличается позиция автора (авторов) от традиционной, что нового внесено в изучение обсуждаемой проблемы;

    • в чем автор (авторы) полемизирует с другими исследователями;

    • в чем конкретно состоит опыт автора (авторов) по решению обсуждаемой социальной проблемы;

    • какие вопросы проблемы не нашли отражения и решения в анализируемом опыте.

    Работа практического характера, как правило, делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследования, а вторая представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

    Работа опытно-экспериментального характера также имеет вводную теоретико-методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпретация полученных результатов.

    Невзирая на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим канонам и иметь развернутый план-оглавление, введение, основную часть, состоящую обычно из двух-трех глав, и заключение.

    Из этого объема работы около 10% обычно занимает введение, от 5 до 10% заключение.

    Курсовая работа является одной из важнейших форм учебного процесса, она направлена преимущественно на практическую подготовку и выполняется в соответствии с учебными планами.

    Цель курсовой работы -

    а) закрепить, углубить и расширить теоретические знания; б) овладеть навыками самостоятельной работы; в) выработать умения формулировать суждения и выводы, логически последовательно и доказательно их излагать; г) выработать умение публичной защиты; д) подготовиться к решению более сложной задачи – выполнению выпускной квалификационной работы.

    Темы курсовых работ и графики их выполнения разрабатывают и утверждают кафедры, ведущие те дисциплины, по которым учебными планами предусмотрены курсовые работы.

    Требования, предъявляемые к исследовательской работе, можно объединить в три группы: требования к структуре; требования к содержанию (основной части); требования к оформлению
    1.

    Структура курсовой работы должна способствовать раскрытию избранной темы и быть аналогична структуре выпускной квалификационной работы: иметь титульный лист2, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников и приложения.

    Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяется общая цель курсовой работы, конкретные ее задачи и методы исследования. При определении целей и задач исследования необходимо правильно их формулировать. Так в качестве цели не уместен глагол «сделать». Правильно будет использовать глаголы «раскрыть», «определить», «установить», «показать», «выявить» и т.д.

    Безусловным требованием к тексту курсовой является соответствие сформулированной цели и поставленных задач.

    Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно в основной части выделяется две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изложения.

    Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги исследования. Хорошо, если в конце заключения вы остановитесь на дальнейших перспективах исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания последующих курсовых и дипломной работы.

    Вслед за заключением идет список использованной литературы, который должен быть составлен в соответствии с установленными требованиями. Если в работе имеются приложения, они оформляются на отдельных листах, и их следует пронумеровать.

    Необходимо помнить, что в отличие от рефератов, докладов и контрольных к курсовой работе предъявляется требование хотя бы относительной самостоятельности. Имеется в виду не самостоятельность изложения, которая желательна во всех перечисленных случаях, а самостоятельность научной мысли – насколько это допускает уровень подготовки студента.

    Студент в своей курсовой работе должен продемонстрировать, насколько он овладел начальными навыками научного мышления. Для этого вполне достаточно просто квалифицированно и грамотно поставить проблему. Постановка проблемы – это первый шаг в науку.

    Курсовая работа пишется не один раз за период обучения: со второго по четвертый курс включительно и, естественно, что требования к качеству ее выполнения будут возрастать.

    Готовая курсовая работа сдается на кафедру. Согласно существующим правилам научный руководитель должен обосновать выставленную им оценку в письменной рецензии. Если курсовая работа проходит процедуру защиты на кафедре, то результаты обсуждения и выставленная оценка заносятся в протокол заседания кафедры.