Файл: 1. Введение Понятия Управление и Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………...3

2.1. Понятия Управление и Менеджмент……………………………………………..4

2.2. Виды и принципы менеджмента……………………………………………….....6

2.3. Управление как процесс. …………………………………………………………7

2.4. Руководитель в системе управления……………………………………………..8

2.5. Принципы и методы управления………………………………………………..10

2.6. Основные функции и структуры управления…………………………………..12

2.7. Мотивация и контроль как функции управления………………………………13

2.8. Способы оценки эффективности менеджмента организации…………………14

3. Заключение………………………………………………………………………….16

4. Список используемой литературы………………………………………………...17

Введение

Важность изучения основ менеджмента и управления в современных условиях обусловлена тем, что формирование управленческих отношений обеспечивает, интеграцию всех ресурсов и процессов организации и повышает ее конкурентоспособность.

Рыночная экономика предъявляет к квалификации специалистов-руководителей высокие требования. Знание ими проблем теории и практики менеджмента обязательно. Без этого невозможно эффективно работать в области управления.

Понятия Управление и Менеджмент

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов научного управления.

Термин «менеджмент» применяется для обозначения управления социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций. Менеджмент - область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей организации путём рационального использования имеющихся ресурсов. Основная цель менеджмента - обеспечение гармонии в развитии организации, т.е. согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов организации.

Термин управление намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем, подачей теплоэнергии, управление движением поездов и самолетов и т.д.), к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством), к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях). Управление – это циклический процесс, ориентированный на достижение определенных целей.


Содержание управления можно раскрыть как задачу создания среды, способствующей организации усилий для достижения целей группы. Координируя действия группы, управляющий планирует и организует работу, подбирает кадры, распределяет задания и контролирует их исполнение. Работа (функции) руководителя имеют универсальный характер и не зависят от назначения организации, будь она воинской, религиозной или производственной.

Все менеджеры независимо от их положения в организации выполняют некоторые общие функции, направленные на достижение поставленных им целей. В процессе управления идет целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления. Под субъектом управления следует понимать – подразделение системы управления, источник воздействия, менеджера (руководителя). Объект управления – это социально-экономическая система (организация в целом, подразделение, сотрудники и т.п.).

Менеджер – это наемный работник, который занимается профессиональной организаторской деятельностью в органах управления, наделенный правом собственности и определенными полномочиями. Менеджеры, выделенные по слоям иерархии, обладают общим свойством – все они решают комплексные задачи, касающиеся работы всего предприятия. Отличие между ними в том, что уровень их полномочий и размер задач – разный для каждой группы, повышающийся по мере движения вверх по слоям иерархии.

Менеджеры верхнего звена видят весь бизнес сверху и отвечают за эффективную работу всей системы в течение длительных, стратегических плановых периодов и главной их задачей является обеспечение успешного функционирования организации в долгосрочном аспекте.

Руководители среднего звена отвечают за работу отдельного функционала и решают задачи тактического масштаба, связанные с деятельностью подразделения.

Менеджеры низшего звена обеспечивают решение оперативных, ежедневных задач той функциональной группы, в которую они включены.

Можно разделить менеджеров на: эффективных и неэффективных. Эффективный менеджер: может отличить важное дело от срочного, не приносит профессионализм в жертву лояльности, берет на себя ответственность, мыслит масштабами всей компании, а не отдельного участка.

Неэффективный менеджер начнет все делать сам, совмещая задачи разного масштаба в своей деятельности, и сосредоточится на рутинных операциях, текучке, вместо того чтобы озадачиться наиболее важными стратегическими проблемами.



Виды и принципы менеджмента

По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент. Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, её предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией. Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

Принципы менеджмента – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. Важнейшие принципы эффективного менеджмента: целостность, иерархическая упорядоченность, целевая направленность, научная обоснованность и оптимальность, сочетание централизации и децентрализации, демократизация.

Целостность определяет необходимость рассмотрения организации как целостной социально-экономической системы.

Иерархическая упорядоченность регламентирует уровень дифференциации процессов менеджмента в организации.

Целевая направленность постулирует приоритет целевой стратегической ориентации организации и достижение целей как важнейший критерий эффективности менеджмента.

Научная обоснованность и оптимизация формулирует необходимость использования научного подхода, широкой гаммы методов и инструментов для обоснования управленческих решений.

Сочетание централизации и децентрализации устанавливает требование рационального разделения управленческих процедур и решений на основе обоснованного делегирования полномочий и ответственности менеджеров.

Демократизация предполагает использование поведенческих инструментов менеджмента для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров.

Управление как процесс

Управление как процесс можно рассматривать с двух точек зрения: как информационный процесс и как функциональный процесс.

Управление как информационный процесс. Это не что иное, как обмен информацией между управляемой и управляющей системами. Циклом управления называют оборот информации между объектом управления и управляющей системой или между управляющей системой и внешней средой.


Управленческая информация. Информация – это заготовка, мозг и технические средства – инструмент и оборудование, решение – готовая деталь. Учитывая информационный характер предмета труда руководителя, что свидетельствует о преобладании умственного труда менеджеров, который является более утомительным для любого человека, следует обратить внимание на характер информации поступающей к менеджерам. Учитывая масштаб последствий неправильных решений на успех деятельности организаций, следует свести к минимуму положительную, исключить нейтральную и сконцентрироваться на отрицательной информации, т.к. именно проблемы являются препятствием при реализации цели.

Управление как функциональный процесс. С функциональной точки зрения управление есть не что иное, как исполнение следующих его основных функций: планирование, организация, контроль, оперативное регулирование, мотивация.

Функции управления – это самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Эти функции называются основными, потому что они должны исполняться при исполнении всех специфических функций. Все основные функции управления взаимосвязаны между собой и образуют управленческий цикл.

Функция мотивации должна выполняться руководителем всегда, независимо от того какую основную функцию управления он исполняет в текущий момент. Задача мотивации заключается в стимулировании действий работников к деятельности для достижения целей предприятия.

Задача планирования предполагает принятие конкретного варианта решения, постановку цели и разработку плана ее реализации.

Задача организации заключается в разработке организационной структуры управления для выбранного варианта, наполнение ее кадрами с соответствующими функциями и ответственностью.

Задача контроля заключается в проверке результатов в течение всего процесса достижения цели (целей) в заранее установленные сроки.

Задача оперативного регулирования заключается в сведении к минимизации различий между плановым и фактическим состоянием объекта управления. Она не осуществляется, если на стадии контроля не выявлено отклонений.

Руководитель в системе управления

Руководителем считается лицо, направляющее и координирующее деятельность исполнителей, которые обязаны ему подчиняться и в установленных рамках выполнять все его требования. Основная задача руководителя – это организация выполнения работы силами подчиненных. Работа современного руководителя сводится к выполнению ряда функций: постановка целей, разработка стратегии и планирования, оценка результатов деятельности и проведение необходимой корректировки, распределение среди исполнителей полномочий, задач и ресурсов, организация взаимодействия работников, подбор, обучение и развитие персонала, воздействие на поведение исполнителей, их поощрение и наказание, создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе, поддержание традиций и норм поведения.


Требования к профессиональной компетенции руководителей можно условно разделить на три группы:

1. Знания и умения, помогающие выполнять профессиональную работу по управлению: умение обосновывать и принимать решения в внеплановых ситуациях, обладать информацией в вопросах развития отрасли, способность управлять ресурсами, прогнозировать и планировать работу предприятия, владение способами повышения эффективности управления, умение определять приоритеты в развитии организации.

2. Способности к работе с людьми: правильный подход к обучению подчиненных, строгость и требовательность, высокое чувство долга и преданность делу, честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам, умение четко выражать свои мысли и убеждать, адекватность поощрения и наказания;

3. Личные качества и способность к самоменеджменту: нацеленность на решение возникающих проблем, целеустремленность и решительность, способность к риску, предпринимательские способности, высокая работоспособность, умение владеть собой, организаторские способности, энергичность и воля.

Стили руководства. Под стилем руководства понимается совокупность конкретных способов воздействия руководителей на подчиненных, привычная манера поведения руководителя в процессе управления. Понятие стилей руководства было введено в 30-х годах XX века Куртом Левином. Он же сформулировал и три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (автократический) стиль – это жесткий стиль управления армейского типа. Такой стиль предполагает официальность отношений, объединение власти и ответственности в руках управляющего, соблюдение дистанции между ним и подчиненными, отдачу распоряжений в приказной форме, мотивирование с помощью наказаний.

Демократический стиль – предполагает, что руководитель доверяет подчиненным, консультируется с ними, делегирует полномочия, создает благоприятный морально-психологический климат, широко использует поощрение.

Либеральный стиль – предполагает, что руководитель ставит перед исполнителями задачу, создает условия для их работы, определяет ее правила, задает границы решения, а сам отходит на второй план, оставляя за собой функции консультанта или эксперта, оценивающего полученные результаты, а группа имеет полную свободу принимать решения.

Стиль руководства определяется характером деятельности организации, ее культурой, системой ценностей, позициями менеджеров, особенностями самих исполнителей, случайными факторами. Выбранный стиль руководства является определенной тактикой, от которой во многом зависит результат профессиональной деятельности менеджера. Отсюда ясно, что руководитель любого иерархического уровня должен уметь пользоваться всеми стилями управления. Он