Файл: 1. Введение Понятия Управление и Менеджмент.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
должен знать их сильные и слабые стороны, условия и границы правильного применения каждого стиля

Принципы и методы управления

Принципы управления – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами и людьми. Принципы управления эволюционируют вместе с изменением концепции управления в течение времени. Они совершенствуются, конкретизируются и развиваются.

Впервые термин «принципы управления» ввел инженер-технолог Фредерик Тейлор, который в 1911 году опубликовал работу под названием «Принципы научного менеджмента». Он сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих: научный подход к выполнению каждого элемента работы; научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего; кооперация с рабочими; разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Важным принципом является обязательность исполнения всех основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль), т.к. только в этом случае будут соблюдены все необходимые условия для выполнения всех специфических функций управления.

Еще одним важным принципом управления является обязательная временная сменяемость руководителей. Эффективность управленческого труда зависит от времени пребывания руководителя в должности. Эта эффективность в течение определенного времени растет, достигает максимума, затем спадает до определенной величины, а впоследствии совершает небольшие колебания около нее. Цель временного перемещения руководителей заключается в том, чтобы побудить руководителей к постоянному росту эффективности своего труда.

Принцип двоецелия решений, согласно которому руководитель, принимая решения, по устранению конфликтов и проблем в подчиненном ему объекте управления должен преследовать две цели: оперативную и перспективную. Под оперативной целью понимается необходимость разрешения возникшей проблемы в текущий момент времени. Перспективная цель требует, чтобы принимаемое в настоящий момент времени решение дало бы положительные результаты в будущем.

Принцип – полноты ответственности и единоличного распорядительства. Сущность принципа заключается в том, что кто бы из подчиненных ни был виноват, ответственность должен нести только руководитель этого объекта.


Принцип – анализа проблем на адекватность. Суть принципа состоит в том, что чем больший практический опыт управления имеет руководитель, тем больше вероятность, что очередную возникшую перед ним проблему он может полностью идентифицировать с ранее встречавшейся ему проблемой.

Методы управления характеризуются своей направленность, целевой установкой и формой воздействия на персонал. В менеджменте методы управления должны способствовать обеспечению высокой эффективности деятельности организации. В различных видах управленческой деятельности выбор метода деятельности зависит от специфики этой деятельности и конкретных условий.

В зависимости от формы воздействия на персонал методы управления делятся на три группы: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Организационно-административные методы управления характерны прямым, непосредственным воздействием на объект управления, носящим директивный, т.е. обязательный характер. В их основе – власть, принуждение, дисциплина, ответственность. Данная группа методов считается самой жесткой группой, поскольку не дает возможности выбора сотрудникам своего поведения в организации.

Экономические методы. В данной группе используется система приемов и способов воздействия на исполнителей с помощью конкретного соизмерения затрат и результатов, т.е. эти методы основаны на использовании материальных стимулов, увязанных с результатами труда. Сюда относятся базовая заработная плата, премии, бонусы, кредиты и т.п. Естественно экономические методы управления занимают доминирующее положение в системе управленческих методов.

Социально-психологические методы. Социально-психологические методы управления представляют собой комплекс способов воздействия на личностные отношения, связи и социальные процессы в трудовых коллективах, через социальные потребности и психологические особенности людей. Здесь используются, главным образом, моральные стимулы к труду, с помощью которых административное задание преобразуется в осознанный долг, внутреннюю потребность работника.

Основные функции, структура управления

Функция управления – это направление или вид управленческой деятельности, необходимое для исполнения руководителем, с применением специальных приемов и способов.



Перечень основных функций управления варьируется у различных исследователей, можно выделить четыре функции управления: планирование, организация, контроль, мотивация.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Для существования организационной структуры управления необходимо: разделение и кооперация общественного труда, обособление звеньев управления по функциям управления, необходимых для достижения цели системы, наличие отношений по управлению, реализующих связи различного характера (координации, субординации) между выделенными звеньями и ступенями управления.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи, уровни и полномочия. Элементами структуры управления являются отдельные работники (генеральный директор, его заместители), службы и другие звенья аппарата управления, т.е. звено управления – самостоятельное структурное подразделение (отдел, бюро, сектор), выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.

Связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления.

Мотивация и контроль как функции управления

Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации. Основная задача функции мотивации заключается в том, чтобы сотрудники организации выполняли работу качественно в соответствии с делегированными им обязанностями в соответствии с планами.

Для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле эти потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу. Под потребностью в теории мотивации понимается нужда в чем-либо. Возникновение потребности способствует формированию внутреннего пробуждения к действию, которое в будущем может привести к удовлетворению этой потребности. Важным компонентом мотивационной стратегии организации должно быть
определение тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности.

Управленческий контроль – это одна из функций управления, без которой не могут быть реализованы в полной мере все другие функции управления: планирование, организация и мотивация. Контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения проблем и изменений внешней среды, позволяет определить, какая деятельность на пути достижения цели была наиболее эффективна. В общем виде контроль означает процесс сопоставления фактически достигнутых результатов с запланированными.

Объектом контроля выступают предприятия организации. Предметами контроля являются процессы, проходящие в организации, или ее элементы. Главные инструменты выполнения функции контроля - наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Различают следующие виды контроля:

-Предварительный контроль, его цель обеспечение необходимых условий для бесперебойной и качественной работы организации.

Текущий контроль, осуществляется в ходе проведения работ, его цель совершенствование деятельности, координация для движения к цели.

Заключительный контроль, цель – помочь предотвратить ошибки в будущем.

Способы оценки эффективности менеджмента организации

Эффективность менеджмента – результат управленческой деятельности. В методологии определения эффективности управления различаются показатели и критерии эффективности управления. Показатели эффективности количественно определяют полученный эффект, а критерии эффективности выражают качественные требования к выбору оптимального варианта деятельности управляемого объекта. Достоверная оценка эффективности управления должна носить комплексный характер, что обеспечивается применением системы показателей эффективности управления, включающей: эффективность труда работников аппарата управления, процесса управления, системы управления, механизма управления.

Критериями результативности деятельности организации являются: действенность — степень достижения целей организации, экономичность — соотношение необходимого и фактического расхода ресурсов, качество — соответствие характеристик продукции стандартам и требованиям потребителей, прибыльность — соотношение между доходами и суммарным издержками, продуктивность — соотношение объема продукции (услуг) за определенный период и затрат ресурсов, соответствующих данному объему продукции, качество трудовой жизни — условия труда работников, инновационная активность — внедрение новшеств в различных функциональных областях деятельности организации.


На эффективность менеджмента может влиять ряд факторов: внутренние — материально-технические ресурсы организации, характер деятельности, бизнес-процессы, профессионализм менеджмента; внешние — компоненты рыночной среды, социокультурные факторы, конкуренция, технологические достижения, политические, международные события.

Оценка эффективности реализации технологии управления - это систематический, чётко формализованный процесс, направленный на измерение издержек и выгод, связанных с программами деятельности и управления персоналом для соотнесения их результатов с итогами базового периода, с показателями конкурентов и целями организации.

Методы оценки эффективности управления: оценка достижений целей, метод оценки компетенций, изучение статистики человеческих ресурсов, оценка издержек. Оценка осуществляется на протяжении всех фаз управленческой деятельности. Методы оценки управленческого труда могут быть: Количественные, Качественные, Комбинированные

Ни один из применяемых видов оценки не может дать высокой достоверности, поэтому предлагается оценочный комплекс, в котором отдельные виды оценок деятельности персонала дополняют друг друга.

Заключение

Обобщая все эти виды управленческой деятельности, можно сделать вывод, что управление и менеджмент – это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, живой и неживой природы, техники.

В основном понятие управление глобально и применяется к любым процессам воздействия субъекта на объект, а менеджмент ассоциируется с прибыльными проектами.

Управление более масштабный процесс, чем менеджмент, который является частью управленческих механизмов. Одним из отличий можно выделить оценку качества. В управлении главным критерием эффективности является - достижение цели, в менеджменте - достижение целей при минимальных затратах и соблюдении принципов и методов, определенных системой.

Список используемой литературы

1. Андруник А.П. Технологии эффективного менеджмента [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.П. Андруник; ПГСХА им. Академика Д.Н. Прянишникова - Текстовое (символьное) электронное издание (65,6 Мб). - Пермь: «Кунгурская типография», 2015.