Файл: Мониторинг в системе образования понятие, порядок реализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В ходе решения поставленных перед работой задач, мы, во-первых, на основе анализа толкований понятия "мониторинг" в педагогической литературе, соотношения этого понятия со смежными — "изучение", "наблюдение", "контроль" и др. уточнили определение "мониторинга качества школьного образования". Раскрыли сущность мониторинга, рассмотрев его как систему и как процесс. Сравнив осуществление мониторинга в образовании и в других сферах, доказали, что мониторинг в образовании имеет полифункциональный характер, определили оптимальную совокупность его функций и принципов.
Во-вторых, разработали критериально-оценочный комплекс мониторинга качества школьного образования, включающий в себя детализированные критерии и адекватные им диагностические способы оценки качества образования обеспечиваемого школой.
В-третьих, провели опытно-экспериментальную проверку критериально-оценочного комплекса мониторинга качества образования в общеобразовательной школе.
Теоретическое изучение проблемы и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили продуктивность выдвинутой гипотезы и дали возможность сделать следующие выводы:
1. Педагогический мониторинг — важнейшее условие эффективного управления общеобразовательным учреждением, сориентированным на предоставление нового качества образования.
2. Система мониторинга представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: цели его проведения, объекта отслеживания, субъектов мониторинга, комплекса критериев и показателей оценки, методов сбора информации. Выступая подсистемой управления, она является открытой, деятельностной системой. Функционирование системы мониторинга обусловлено степенью ее открытости, степенью эффективности информационного обмена между системой мониторинга и системой управления.
3. Качество образования как значимый педагогический феномен, отражающий современный социальный заказ системе образования, может быть осмыслено и педагогически интерпретировано на основе широкого подхода к определению как единства и взаимосвязи его составляющих компонентов, отражающих уровни организации и осуществления учебно-воспитательного процесса, созданных для него условий и достигнутых образовательных результатов, отвечающих интересам государства, общества и образовательным потребностям личности.
4. Организация, содержание и осуществление мониторинга качества образования должны быть подчинены практической реализации требований, вытекающих из принципов: целенаправленности, непрерывности, целостности и разносторонности изучения, согласованности действий субъектов мониторинга, адресности и гласности добываемой с его помощью информации.
5. Важнейшей характеристикой мониторинга качества образования является его полифункциональность, то есть предназначение собирать сущностную информацию, производить ее анализ и адекватную оценку с учетом взаимовлияния всех составляющих его компонентов, оказывать стимулирующе-мотивационное воздействие на субъектов образования, обеспечивать контроль за реализацией социального заказа, прогнозировать дальнейшее развитие образования и возможные сбои, вырабатывать рекомендации по коррекции образовательного процесса и обеспечивающих его условий. Реализация в процессе мониторинга обозначенных функций расширяет рамки и повышает эффективность мотивационно-стимулирующих, контролирующих и корректирующих управленческих влияний.
6. В ходе проведения мониторинга должен быть обеспечен полный его цикл (последовательное осуществление сбора информации, ее обработки, систематизации, глубокого анализа, оценки, интерпретации, прогноза дальнейшего развития и выработки коррекционных мер), так как пропуск (или искажение) любого из этапов этого процесса негативно отразится на качестве мониторинговой информации, а затем — и на принятых управленческих решениях.
Идея работы состоит в гипотетическом предположении, что "успешный опыт становления государственно-общественного механизма управления качеством образования на уровне школы позволит по мере укоренения этой практики перейти на новые принципы и стиль управления школами, изменить требования к школьным администраторам и впоследствии - всю систему управления образованием".
Список использованной литературы:
-
Андреев В.А. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1. Казань: Изд-во Казанского университета, 2021 -
Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 2. Казань: Изд-во Казанского университета, 2019 -
Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//Завуч. 2019 -
Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении//Завуч. 2020 -
Дереклеева Н. Оценка результатов воспитательной работы//Воспитательная работа в школе. 2019 -
Елисеев В.В. Мониторинг результатов работы школы и условий, обеспечивающих их достижение//Завуч. 2020 -
Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2021 -
Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания школьников//Классный руководитель. 2021 -
Беспалько В.М. Мониторинг качества обучения - средство управления образованием. - М., 2019 -
Вовна В.И., Короченцев В.В. и др. Мониторинг качества обучения как важнейший инструмент управления образованием // Инновации в образовании, 2020 -
Горб В.Г. Педагогический мониторинг образовательного процесса как фактор повышения его уровня и результатов // Стандарты и мониторинг, 2019 -
Кайнова Э.Б. Критерии качества образования: основные характеристики и способы измерения. - М.,2021 -
Кальней В.А., Шишов С.Е. Технология мониторинга качества обучения в системе "учитель-ученик". М.: Педагогическое общество России, 2019 -
Лизинский В.М. Критерии оценки и стимулирование педагогической деятельности учителей как один из ресурсов управления образовательным процессом // Завуч, 2019 -
Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. - СПб., 2019