Файл: Мониторинг в системе образования понятие, порядок реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При организации мониторинга учебных достижений школьников необходимо:

- на уровне всех кафедр договориться, что отслеживается и предполагается увидеть в возрастной параллели и у каждого ученика;

- на кафедре и предметном объединении обсудить, что отслеживается на уровне параллели и каждого ученика;

- каждому учителю указать при составлении проверочной (сигнальной) работы, что он хотел бы на пролонгированном уровне отследить.

Алгоритм работы: учитель - ученик - результат - результаты класса - анализ учителя-результаты по предмету в контексте общей проверки знаний- анализ работы учителя по разным параметрам – оказание методической помощи учителю – коррекция учебного процесса.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями даст нам возможность увидеть, насколько верны наши управленческие решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, способы, действия, или же утвердиться в их правильности.

2.2 Мониторинг (объекты контроля).

Школьная документация

  1. Планирование.

  2. Классные журналы.

  3. Тетради и дневники учащихся.

  4. Отчеты учителей.

Работа с педагогическим коллективом

  1. Уроки.

  2. Внеклассные мероприятия.

  3. Кабинет.

  4. Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.

  5. Уроки с использованием компьютера.

Работа с учащимися

  1. Контрольные работы и диагностические.

  2. Контрольно-методические срезы.

  3. Тестирование.

  4. Олимпиады.

  5. ЕГЭ.


2.3. Мониторинг эффективности управления осуществляется через внутришкольный контроль. Внутришкольный контроль – одна из управленческих функций, предшествующая анализу учебно-воспитательного процесса.

Основные функциональные задачи ВШК - это:

  • сбор и обработка информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;

  • обеспечение обратной связи о реализации всех управленческих процессов.

Основные принципы ВШК:

  • планомерность;

  • обоснованность;

  • всеобъемность;

  • теоретическая и методическая подготовленность.

Результаты ВШК – основание для принятия оптимальных управленческих решений.

Этапы внутришкольного контроля.


1. Планирование. Планирование ВШК осуществляется на основе локальных актов школы № и с учетом результатов анализа работы педагогического коллектива.

2. Сбор информации. Источники информации: урок, коллектив учащихся, классный журнал, дневник учащегося, ученические тетради, тематическое планирование учителя, учебная программа, контрольная работа, личные дела учащихся.

Методы контроля: наблюдение, проверка документации, опрос (устный, письменный, включая анкетирование), тестирование, оперативный разбор (анализ только что проведенного урока или мероприятия с его организаторами или участниками), ретроспективный разбор (оценка деятельности школы выпускниками прошлых лет, анализ вступительных экзаменов).

Способы сбора информации: использование листов контроля, различных таблиц, программ и схем наблюдений, тетрадей и журналов посещений.

3. Обработка информации и экспертная оценка.

При обработке информации и экспертной оценке полученных результатов используются формулы расчета показателей качества и оценочные шкалы.

4. Распространение информации.

Информация ВШК доводится до сведения учителей, по необходимости – до учащихся и их родителей на совещаниях при завуче, производственных совещаниях, педсоветах и родительских собраниях.

5. Хранение информации.

Итоги контроля оформляются в виде таблиц, графиков, диаграмм, тестовой аналитической информации. Хранение производится на бумажном и электронном носителе.

Формы ВШК: Формы контроля различаются по разным признакам: по охвату объектов контроля, по признаку логической последовательности и по периодичности

Проведения.

I. По охвату объектов контроля различаются и используются следующие формы контроля.

1. Классно-обобщающий. Объектами контроля здесь являются: уровень знаний и воспитания учащихся какого-либо класса, качество работы классного руководителя.

2. Фронтальный. Объектами контроля являются : состояние преподавания отдельных предметов во всех или части классов, состояние работы классных руководителей во всех классах или в какой-нибудь параллели классов.

3. Тематический. Объектами контроля являются: работа всего коллектива над какой-нибудь проблемой, уровень знаний и умений учащихся по какой-либо теме какого-либо предмета, состояние работы классных руководителей в каком-либо направлении (например, работа с дневниками).

4. Персональный.

Объектами контроля являются: продуктивность преподавательской деятельности, методический уровень учителя в целом или какой-либо стороны его педагогической деятельности.

5. Обзорный. Объектами контроля являются: состояние школьной документации, состояние трудовой дисциплины учителей, состояние учебно-технического оборудования и т.п.

II. По признаку логической последовательности различаются и используются следующие формы контроля:

а)текущий;
б)предварительный;
в)промежуточный;
г) итоговый.

III. По периодичности проведения:

Эпизодический (в определенный месяц учебного года, триместра).

Периодический (ежегодный, еженедельный и т.д.)

6. Виды внутришкольного контроля.

В школе используются различные виды контроля, различающиеся признаком исполнителя:

1. Административый контроль.

Осуществляется директором или заместителем директора в соответствии с планом ВШК или при проявлении непредвиденных планом проблем.

  1. Кафедральный контроль.

Осуществляется заведующими кафедрами школы.

  1. Учительский контроль.

Осуществляется учителями в системе учитель-ученик.

  1. Ученический.

Осуществляется в виде самоконтроля учащегося.

Кафедральный, учительский и ученические виды контроля в свою очередь включают такие формы, как самоконтроль и взаимоконтроль.

Исполнители контроля действуют на основе нормативно-правовой и учебно-методической документации.

Мониторинг образования должен быть системно организованным, прежде всего по этапам обучения и инструментарию. Для его организации в школе необходимо наличие следующих условий:

  1. Реализация системы контроля в его основных видах: текущий, тематический, промежуточный, рубежный, итоговой.

  2. Организация-контрольно-проверочных срезов обеспечивающих систематичность и периодичность контроля.

  3. Наличие пакета измерителей на всех этапах контроля.

  4. Апробация измерителей и последующая коррекция обнаруженных пробелов в знаниях.

Исходя из этого должна разработаться система мониторинга. Включая:

  1. Входной контроль с целью определения уровня знаний на начало изучения предмета.

  2. Текущие контрольные работы.

  3. Рубежный контроль.

  4. Промежуточный контроль в форме зачета.

  5. Контроль на выходе.



Выводы по 2 главе.

Мониторинг позволяет проводить непрерывный контроль знаний учащихся и диагностику профессионального мастерства педагогов. Внутришкольный контроль так сильно влияет на кардинальные изменения в школьной политике, потому, что позволяет накопить данные о результатах педагогического процесса, зафиксировать наметившиеся отклонения от запланированных целей, выявить творчески работающих учителей и учителей, имеющих серьезные проблемы в организации педагогического процесса, и требующих оперативной помощи. Другими словами,
контроль один из источников, способных дать полную информацию для принятия единственно верного управленческого решения.

Эффективность контроля зависит от рационального распределения времени, нацеленности на результат, подбора методов с учетом человеческого фактора, отношений между участниками процесса, развитие профессионализма учителей, обученности учащихся и т.д. Результаты опытно-экспериментальной работы свидетельствуют о том, что осуществление мониторинга качества образования в современной школе по разработанному алгоритму существенно повышает эффективность мониторинга как части управления и способствует принятию продуктивных управленческих решений. В условиях рынка каждая школа вынуждена обратиться к поиску «своего лица» и соответствующей структуры управления, которая перестала быть универсальной. Традиционные компоненты управления – планирование, организация, руководство и контроль, дополняются новым функциональным составом, обеспечивающим организованность совместной деятельности учеников и учителей и направленным на достижение образовательных целей развития школы.
Глава 3. Основные направления педагогического мониторинга

3.1. Мониторинг развития педагогического коллектива

Мониторинг знаний является одновременно диагностикой профессионального мастерства педагогов. В ходе мониторинга поступает обширная диагностическая информация о результатах учебной деятельности педагога. Для учителя диагностической информацией являются результаты контрольных срезов и их динамики в продвижении от «нулевого» результата к «промежуточному», от «промежуточного» к «итоговому». В качестве дополнительной информации о саморазвитии может быть общественно значимая деятельность во внеучебной сфере. Работа по полученным данным направлена на формирование у каждого учителя объективного отношения к знаниям ученика и их оценке, на преодоление негативного отношения к конфликтным, некоммуникабельным детям, на осознание убедительности выставленной оценки для ученика, создание у него стимула к дальнейшему познанию.

Все это предполагает формирование профессионально-этического подхода к ученику. Одновременно тренируется способность учителя к рефлексии.


Все это позволяет изменить приоритет ценностей, переключить действия от негативного восприятия внешних факторов на осуществляемую учителем собственную педагогическую деятельность, подвергая ее самоанализу. Объектами самоанализа при этом становятся все аспекты деятельности учителя (цели, содержание, результаты). Рост профессионального мастерства учителя включает овладение им всеми видами самоанализа (самоанализ в непосредственную деятельность учителя на уроке и осуществляемый одновременно с процессом обучения, ретроспективный самоанализ, самоанализ в процессе проектирования).

Диагностической информацией на административном уровне являются:

  1. сводные оперативные данные по школе о результатах «нулевых», «промежуточных» и «итоговых» срезов, полученные из дисплейных классов.

  2. сравнительный анализ показателей продвижения классов в процессе обучения.

  3. сравнительный анализ предыдущего года обучения с текущим по соответствующим контрольным точкам.

  4. графики успеваемости текущего года обучения по четвертям или полугодиям; их сравнение с предыдущим годом обучения.

  5. Статистические данные по результатам тестирования учащихся и их родителей.

Обработка этой информации, методические совещания по разъяснению полученных результатов вместе с рекомендациями по работе с классом и индивидуальной работе с учащимися ставят учителя в ситуацию, когда постоянное повышение профессионального мастерства становится необходимым. Переход в диагностике от анализа результатов к анализу действий учителя, взаимоотношений «учитель-ученик», «класс-учитель» позволяет предотвратить развитие деструктивного конфликта на этих уровнях, в некоторой степени обеспечить креативно-поисковый режим деятельности школы: вариативность, свободу творчества, постоянный рост профессионального мастерства, оценить с помощью диагностической информации способность учителя и учащихся к саморазвитию, а также определить необходимые условия для их саморазвития.

На основе обработки получаемой диагностической информации формируются общешкольные принципы работы с диагностической информацией, которые заключаются в следующем:

1.информация должна быть достоверной, убедительной для учителя, представлена в виде, доступном для осмысления.

2. одна и та же диагностическая информация исследуется с различных позиций (методистами, директором, зам директора по методической работе).