Файл: Мониторинг в системе образования понятие, порядок реализации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Инструментарий: традиционный – тетрадь, ручка; современный – компьютер.
Виды мониторинга
а. Виды мониторинга социальных систем определяют по их целям.
Информационный предполагает структуризацию, накопление, распространение информации и не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации.
Базовый выявляет новые проблемы и опасности до того, как они будут осознаны в сфере управления.
Проблемный позволяет исследовать закономерности процессов, степени опасностей, типологию проблем, известных и насущных в плане управления. Этот вид мониторинга может быть разбит на две составляющих в зависимости от задач:
-
проблемный функционирования представляет собой базовый мониторинг локального характера, посвященный одной задаче или проблеме; его применение не ограничено временными рамками; -
проблемный развития завершается после решения задачи, хотя количество параллельно существующих проблем может быть достаточно большим; его основная особенность - динамичность, когда вопросы качества, инструментария и всей его системы должны решаться в узких временных рамках.
Управленческий имеет целью отслеживание и оценку эффективности, последствий и вторичных эффектов принятых решений. Для системы образования этот вид мониторинга может быть расширен путем исследования эффекта влияния, когда задачей становится построение систем оценок для определения динамики, качества влияния внешних или внутренних факторов.
б. Виды мониторинга по основаниям экспертизы.
Динамический: основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя.
Конкурентный: выбираются результаты идентичного обследования других образова-тельных систем.
Сравнительный: в качестве основания выступают результаты идентичного обследова-ния одной или двух систем более высокого уровня.
Комплексный: используется несколько оснований для экспертизы.
Безосновной: предметом анализа являются результаты, полученные в одном исследо-вании. Такой способ не может быть корректным, но существует, порождая массу ошибок и недоразумений.
в. Виды мониторинга по уровням управления:
-
школьный; -
районный; -
областной (региональный); -
федеральный.
г. Виды мониторинга в образовании:
-
Педагогический -
Социологический -
Психологический -
Медицинский -
Экономический -
Демографический.
Функции мониторинга.
Определить функции мониторинга – значит определить его роль и значение в учебном процессе. Постоянной решаемой задачей является – функция.
Способы и технологии осуществления мониторинга сводятся к следующим группам.
- Наблюдение за изменениями: эффективность педагогического наблюдения зависит от психологической компетентности педагога, его опыта; отношения к ученикам, профессиональной позиции, такое исследование субъективно, что сказывается на качестве мониторинга
- Метод тестовых ситуаций: для создания специальных условий, в которых каждый компонент деятельности проявляется наиболее отчетливо ,педагогом осуществляется приемы прерывания учебных действий учеников, задавание уточняющих вопросов, стимулирование познавательных действий, дозирование помощи и др.
- Экспликация (развертывание содержания учебной деятельности) позволяет диагностировать происходящие изменения в развитии обучаемого и оперативно вносить коррективы в процессе образования.
Определились следующие методы мониторинга:
- опросные методы – позволяют получить информацию о развитии субъектов образовательного процесса на основании анализа письменных или устных ответов на стандартные специально подобранные вопросы.
- анализ результатов учебной деятельности, при этом заранее намеченной схеме изучаются письменные тексты, творческие работы, графические материалы обучаемых.
- тестирование: один из объективных методов сбора данных уровня развития педагогических процессов и степени выраженности психического развития субъектов образования. Ориентация тестирования на норму позволяет сопоставлять, сравнивать оценки, полученные при помощи теста.
Проблема оценки качества образования.
Соотношение поставленной цели и полученного результата может явиться критерием качества образования.
Если при оценке качества образования исходить из создания определенных технологий и способы проверки результативности образования, то вопрос управления качеством образования по результатам является очевидным. Качество имеет две стороны: соответствие стандартом и соответствие запросам потребителей. Стандарт можно рассматривать как средство, определяющее направление и границы использования материала по дисциплинам, и одновременно, являться одной из целей, которая может быть ориентирована на результат образования.
Основные направления мониторинга – длительное и систематическое обследование с целью получения информации, необходимой для того, чтобы проследить динамику развития личности ученика в образовательном процессе.
Организация внутришкольного педагогического мониторинга, то есть, системы организации сбора, хранения, обработки распространения информации о деятельности педагогической системы осуществляется с применением новых информационных технологий.
Способы измерения обученности учеников.
Проблема измерения обученности наиболее актуализировалась в связи с введением государственных стандартов и примерного содержания образования. Традиционные понятия Знания, умения и навыки нуждаются в конкретизации . Б.Блум, В.А.Кольней и Е.С.Шишов выделяют шесть ступеней:
-
узнавание - запоминание и воспроизведение информации; -
понимание - знание, которое позволяет пользоваться полученной информацией; -
применение - умение применять информацию; -
анализ - позволяет делить информацию на части и устанавливать взаимосвязь
между ними;
-
синтез - позволяет рефганизовать информацию из разных источников и на этой основе создать новый образец; -
наивысшая ступень позволяет судить о ценности какой-либо идеи, метода, материала.
Перечисленные ступени представляют уровень обученности ученика.
Современные подходы к выявлению уровня знаний. Наряду с оцениванием текущих знаний, большое внимание уделяется разработке содержания и способов итогового контроля знаний. Согласно мировой классификации. Выделяют пять уровней:
-
начинающий -
элементарный -
ниже среднего -
средний -
высокий
Программа мониторинга.
1)Диагностика усвоения и качества знаний учеников должна проводится в течение учебного года по всем учебным предметам, по классам и по школе в целом.
2)Обработка и анализ полученных данных.
3)по результатам диагностики составляются таблицы усвоения и качества знаний, затем представляются с помощью графиков и диаграмм. Анализ результатов предполагает сравнение показателей каждого этапа, отслеживание ряда сквозных, а также сопоставление входных и итоговых показателей каждого этапа с результатами директорских контрольных работ.
Определяется тип изменений успешности ученика.
- Восходящий
-
Ровный -
Нисходящий -
Неопределенный
Фиксируется общий рейтинг по четвертям, по годам по отдельным предметам. Оценивается динамика усвоения знаний на каждом этапе: по восходящему типу или по нисходящему. Выясняются причины неуспеваемости ученика при помощи анкетирования ученика и учителя по неуспевающим предметам. Наложение гистограмм как по дисциплине в целом, так и по отдельному ученику позволяет определить тип неуспевающих учеников: с низкой обучаемостью, но положительным отношением к учебе или с удовлетворительной , даже более высокой обучаемостью, но стойким равнодушием или отрицательным отношением к учебе. Намечается стратегия дальнейшей работы.
-
Коррекция.
Меры по коррекции включают в себя :
-
письма родителям с указанием не только результатов обучения, но и рейтинга по классу и тенденции успеваемости. -
обсуждение в классе -
формирование учебной мотивации -
развитие профессиональных интересов к учебе учителя -
разработка индивидуальных планов работы учеником -
проведение дополнительных уроков -
прогнозирование конечных уровней учебных достижений ученика.
Отслеживание результатов образовательной деятельности : объекты изучения и критерии.
Оценивая качество образования, следует изучить: условия, образовательный процесс и его результаты.
При изучении условий упор следует сделать на:
-
тип школы; -
уровень мастерства педагогических кадров; -
учебно-методическое обеспечение школы; -
материальную-техническую базу школы; -
нормативно-правовую базу школы; -
финансовое обеспечение школы; -
контингент учащихся и т. д.
При изучении результатов образовательного процесса особое внимание следует обратить на
-
итоги аттестации учащихся; -
творческие достижения учащихся; -
успехи учащихся в самообучении, самовоспитании, саморазвитии; -
состояние здоровья (физическое,психическое и нравственное) учащихся в динамике; -
выполнение образовательного заказа учащихся и их родителей; -
степень реализации стандартов образования.
При изучении образовательного процесса следует выделить следующие характеристики:
-
решим обучения -
технологии, используемые в УВП -
культура ведения урока -
поведенческий стиль учителя -
доминирующие мотивы учащихся в процессе учения -
характер отношений учителя и ученика.