Файл: Мониторинг в системе образования понятие, порядок реализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. распоряжаться информацией и превращать ее в деятельный инструмент управления возможно только на основе личностных характеристик субъектов учебной деятельности и их возможностей.

4. информация может реализоваться в системе действий.

Вместе с тем в этой работе возникает целый ряд проблем: введение общей диагностики может обнаружить когнитивный барьер, который приведет к мотивационному активному сопротивлению со стороны ряда учителей. Поскольку система анализа информации на административном уровне позволяет выявить внутреннее сопротивление со стороны учителя, появляется необходимость составления и реализации плана индивидуальной работы с такими учителями с учетом их личностных характеристик: соотнесение результатов своего труда с общим и показателями часто проводит к неудовлетворенности своим трудом, к поиску виноватых в вынужденной невысокой оценке своей деятельности.

Поэтому предметом совершенствования учителя становятся его умения и стремление оценивать себя и свою деятельность, во-первых, с профессиональной стороны (умение активизировать учащихся, организовать их самостоятельную деятельность на уроке, правильно рассчитывать время, выбирать методы и темпы проведения урока, адекватные поставленным задачам и возможностям учащихся и т.д.);

- с личностной стороны – в плане того, какие он допустил просчеты как личность (поведение учителя на уроке, его отношение к ученикам, какие-то его личные качества и их проявления). Для многих этот факт признания своих ошибок и упущений, осознание недостаточной профессиональной подготовки оказывается трудно преодолимым препятствием.

Диагностическая информация при ее неправильном использовании может служить источником межличностного конфликта.

Систематический контроль за педагогическими результатами на основе диагностической информации должен обеспечить решение следующих задач:

- выявление действительных результатов школьного образования и возможности на этой основе корректировать программу развития школьной концепции;

- выявление реального уровня квалификации педагогических кадров, их подготовленность к решению инновационных задач.

Если первоначально пакеты заданий разрабатывались исключительно в рамках предметной области, то в процессе обучения и становления диагностической системы возрастал удельный вес интегрированных заданий.


Степень успешности выполнения таких заданий позволила, с одной стороны, определить содержание коррекционного модуля, а с другой стороны – прогнозировать результат обучения. Степень успешности при выполнении итоговых заданий позволила определить соответствие знаний учащихся тому или иному уровню образовательного стандарта, т.е. мы говорим о росте профессионального мастерства учителя. Такую информацию может предоставить регулярно проводимый мониторинг развития педагогического коллектива, который складывается из мониторинга успешности педагогической деятельности каждого конкретного педагога.

Мониторинг успешности педагогической деятельности невозможен без входного диагностирования – определения точки отсчета. Диагностика осуществляется, в первую очередь, на основе того, что думает и сообщает учитель о себе сам. При поиске и отборе диагностического инструментария успешности учителя, именно это имеет принципиальное значение, так как сегодня наступило то время, когда при оценке любого учителя необходимо учитывать его собственную профессиональную самооценку. Кроме того, диагностика успешности учителя состоит не только в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем, так как успешный учитель всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику.

Педагогическая диагностика даёт возможность увидеть труд учителя как сложную реальность, представленную в виде многомерного пространства, состоящего из 3-х взаимосвязанных пространств, без которых невозможно повышение качества образования:

- личности учителя;

- педагогической деятельности;

- обучения педагогов.

Все эти пространства объединены единой целью, решение которой направлено на всестороннее развитие ученика.

При изучении труда учителя важно соблюдение ряда условий диагностики:

- изучение профессиональных компетенций учителя должно носить не только диагностический, но и прогностический характер, т.е. охватывать не только прошлый профессиональный опыт, но и ближайшую и отдаленную перспективы профессионального развития;

- важно принимать во внимание его оценку своих потенциальных возможностей;

- желательно учитывать логику индивидуального развития данного учителя. Поэтому целесообразно сравнивать достижения учителя с его же успехами в прошлом, а не успехами других учителей.



Профессиональное развитие учителя можно рассматривать по В.П.Беспалько, как процесс овладения педагогом 4-х уровней профессионализации, отличающихся друг от друга способом решения педагогических задач, а именно:

а = 1 – Первый уровень (узнавание) – учитель решает; задачу, узнаваемую им, решённую когда-либо ранее.

а = 2 – Второй уровень (воспроизведение) – зная задачу и понимая ситуацию, учитель ищет ответы, пользуясь усвоенными способами действий.

а = 3 – Третий уровень (применение) – педагог видит задачу, но ситуация ему не ясна, так как она нетипична. Этот уровень требует от учителя эвристической деятельности, активного преобразования, усвоенных знаний и умений.

а=4 – Четвертый уровень (творчество) – ищет ярко выраженную исследовательскую основу – это творческий уровень.

Педагогический мониторинг представляет собой форму организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации по направлениям:

- посещение уроков, открытых мероприятий;

- оценка качества подготовки учащихся (результаты административных, контрольных, диагностических работ, тестирование, ЕГЭ); анализ прохождения программы;

- анализ результатов олимпиад, конкурсов, научно-практических конференций;

- анализ динамики уровня обученности учащихся за три года;

- материально-техническое обеспечение кабинета и творческая лаборатория учителя;

- участие учителя в работе ШМО;

- работа в творческих группах при подготовке к тематическим, педагогическим советам;

- апробация новых учебников и программ;

- участие в проектно-исследовательской деятельности; экспериментальной деятельности;

- анкетирование учителей, учащихся, коллег, родителей.

Сравнительный характер педагогического мониторинга – возможность сравнения педагогической деятельности учителей.

Пролонгированный характер предусматривает многократный сбор информации в течение длительного времени.

Диагностирующий характер – обследование, направленное на выявление уровня педагогического мастерства учителя, оказание методической помощи.


3.2. Мониторинг роста профессионального мастерства учителя от аттестации до аттестации

Направления работы:

  1. Посещение уроков.

  2. Работа учителя в школьных методических объединениях.

  3. Участие в работе творческих групп.

  4. Ведение экспериментальной работы.

  5. Создание собственных методических разработок, учебников, авторских элективных курсов.

  6. Участие в научно-практических республиканских семинарах совместно с институтом развития образования.

  7. Смотр кабинетов.

  8. Участие в профессиональном конкурсе «Учитель года».

  9. Обобщение опыта (портфолио).

Мониторинг результатов работы учителя от аттестации до аттестации

  1. Рабочая программа.

  2. Административные контрольные работы.

  3. Качество по предмету (по классам, по учителям, по годам).

  4. Диагностические контрольные работы.

Мониторинг роста профессионального мастерства учителя от аттестации до аттестации

  1. Самоанализ урока.

  2. Отчет о работе (на уровне ШМО, педагогического совета, конференции, печатной работы).

  3. Анализ своей деятельности (проблемы и достижения в овладении методиками, технологиями).

  4. Осознание своей миссии, выдвижение своего педагогического кредо.

  5. Подготовка школьников к участию в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

  6. Организация своей исследовательской работы и исследовательской работы учащихся.

Оказание методической помощи учителю в период подготовки к аттестации для повышения своей квалификационной категории

  1. Курсовая переподготовка.

  2. Перспективный план аттестации (продумывание квалификационных категорий, предполагаемые результаты на высшую категорию).

  3. Создание базы данных ППО и плана обобщения опыта учителя по разным направлениям в течение пяти лет (творческие лаборатории, открытые уроки, выступления на совещаниях разного уровня, участие в творческих группах портфолио).

Формы обобщения:

а) смотр творческой лаборатории – отчет;

б) участие в профессиональном конкурсе;

в) участие в научно-практическом семинаре;

г) печатные работы;

д) доклады на тематических педагогических советах.

ВЫВОД по 3 главе:


Проведение мониторинга успешности деятельности педагогов направлено на повышение качества образования, на создание условий для удовлетворения образовательных потребностей учащихся через обеспечение оптимального уровня квалификации педагогических кадров, необходимого для развития школы. Методическая служба школы при планировании работы по повышению квалификации педагогических кадров опирается на данные мониторинга развития педагогического коллектива.

Данные, полученные в ходе педагогического мониторинга, позволяют организовать дифференцированную работу с педагогическими кадрами.

Также мониторинг развития педагогического коллектива включает в себя и сбор информации о повышении квалификации учителей, о затруднениях педагогов, о результативности методической работы. На основе данных мониторинга развития педагогического коллектива осуществляется рейтинговая оценка труда учителя как система мотивации педагогов. Образовательный мониторинг позволяет отследить результаты педагогической деятельности, что ведет к повышению ответственности, творческому росту, а соответственно, к стабильным конечным результатам работы учителей школы, а, следовательно, и к повышению качества образования. Существенно повышает эффективность мониторинга как части управления и способствует принятию продуктивных управленческих решений. Решение проблемы качества образования зависит от того, насколько своевременно и адекватно будут реагировать образовательные учреждения на изменения внешней среды, на потребности общества. Социальный заказ, насколько эффективное и педагогически оправданные методы и технологии будут избраны, насколько объективной и независимой и систематически будет экспертиза деятельности образовательного учреждения.

Заключение

Современный этап модернизации образования, усложнения его функций обострил необходимость внедрения мониторинга как инструмента для отслеживания и оценки качества образования. Непрерывное отслеживание и адекватная оценка такого сложного педагогического явления, как качество образования, изменяющегося не только с течением времени, но и в зависимости от типа образовательного учреждения, от образовательных возможностей учащихся и т.д. могут быть осуществлены посредством мониторинга.

Отслеживание и оценка качества образования не есть самоцель, они необходимы для педагогического прогнозирования и принятия адекватных управленческих решений относительно хода и результатов учебно-воспитательного процесса. Только полифункционально организованный мониторинг способен удовлетворить эти требования.