Файл: Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Суперсегментные единицы фонетики и фонологии. Слог, его признаки, структура, функции. Проблемы слогоделения: фонетические правила, интуитивное членение, экспериментальные методы.

Суперсегментные (супрасегментные) единицы

  • Слог

  • Фонетическое слово

  • Синтагма

  • Фонетическая фраза

Просодические признаки:

  • Ударение

  • Интонация

Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Так, например, внутри слога слоговой и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми, которые образуют вершину слога. Слог является и сегментной единицей, так как представляет собой линейную последовательность звуков и суперсегментной, так как представляет собой единство слогового и неслогового звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.

Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Фонетические признаки слога

мин. цепочка звуков, выступающих как цельный комплекс артикуляции;

мин. звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад воздушного потока (аэродинамический аспект);

единица восприятия речи

единица речевого ритма

Основные фонетические закономерности ярко проявляются в пределах слога, и в современной лингвистике слогом называется фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. С артикуляционной точки зрения слог — это звук или сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, звучности, слоговая, т.е деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности.

Структура слога


Функции слога:

служит местом реализации ударения и фразового акцента

способ организации сегментных единиц, т.е. регулирует их сочетаемость друг с другом
, ведь не каждая фонема может объединяться с другой фонемой

единица речевого ритма, т.е. ритмообразующая функция

Слогоделение фонетические правила:

  • членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка, ка-ра-ка-ти-ца, про-да-ю.

  • Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка, вой-на, вой-ско-вой).

Интуитивное членение на слоги

Определяется морфемной структурой:

под-редактировать – по-дремать

Зависит от конкретного звукосочетания, чаще предпочитает закрытые слоги в стечении согласных: кош-ка, вет-ка

Связано с эстетическими представлениями

Однако!

Полезно при обучении чтению

Не противоречит правилам переноса
Экспериментальные методы. Л. В. Бондарко:

Слогораздел ВСЕГДА проходит после гласного звука. Закрытый слог может быть только перед паузой.

Изучение реального взаимодействия звуков. Частный пример – лабиализация согласных:

подлунный - колдун

подруга – подрубленный

Для РЯ наиболее характерны сочетания С+Г. Закрытые слоги появились после падения редуцированных глас.

  1. Просодические признаки. Ударение, его функции и типы. Понятие фонетического слова. Клитики.

Просодические признаки – ударения и интонация.

Ударение – фонетическое выделение одного из слогов (слов) в потоке речи. Характеризуется комплексом фонетических средств:

  • импульсное увеличение дыхательной активности (экспираторность)

  • относительная длительность ударного гласного,

  • тембр гласного,

  • интенсивность звуков ударного слога

Типы ударения

  • словесное, синтагматическое, выделительное (логическое и эмоциональное).

Другие признаки ударения

При изменении слова ударение может оставаться на том же месте или, наоборот, смещаться с одного слога на другой: неподвижное — подвижное.

С точки зрения закрепленности ударения за определенным слогом в слове в языке: свободное — связанное.

Функции ударения

Структурные: кульминативная, разграничительная

Смысловые: смыслоразличительная (замок – замок, present – present, логическое ударение). Есть языки, в которых ударение не различает слова: французский, тюркские, финно-угорские и др. Экспрессивная (эмоциональное ударение). Смыслоразличительная функция.Словесное ударение может быть ослабленным в клитиках или многосложных словах: слабое (побочное).



Фонетическое слово – это последовательность слогов, объединенных ударением, или хотя бы один слог, обладающий признаком ударности. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово.

В русском языке не все слова могут иметь ударение. Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.


  1. Синтагма и фонетическая фраза. Интонация и ее компоненты. Система интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.

Синтагма – интонационно-смысловое целое, ограниченное паузами, и обычно представляет собой единый понятийный блок. Основным средством членения речевого потока на синтагмы является пауза.

Фонетическая фраза – основная единица речи, выражающая законченную мысль; целостность фразы создается интонационными средствами и паузами.

Бывают односинтагменные

  • Вчера шел снег

и многосинтагменные фразы.

Тип голоса: нейтральный, расслабленный, напряженный, скрипучий (дрожащий), придыхательный.

Функции интонации:

  1. Структурно-синтаксическая: интонация оформляет фразу и ее части

  2. Смысловая: выражает цель высказывания, различает конструкции по смыслу

  3. Экспрессивная: выражает эмоции

  4. Эвфоническая: придает синтагме и фразе благозвучность

Интонационная конструкция (ИК)

Тип соотношения компонентов интонации, способный противопоставить по смыслу высказывания с одинаковым звуковым составом.

Теория ИК в изложении Е. А. Брызгуновой («Звуки и интонация русской речи»).

Схемы ИК: движение тона



Регистр тона: верхний (о чем-то маленьком), средний, нижний (о чем-то большом)

ИК-1 – нейтральное утверждение: скоро сессия

ИК-2 - подчеркивание информации (частный вопрос, требование, характерна для предложений с вопросительным словом): кто это?


ИК-3 – общий вопрос (обычно без вопросительного слова), эмоциональное побуждение: вы любите кино?

ИК-4 – анкетный вопрос, очевидный ответ: Ваша фамилия?

ИК-5 – выражение оценки большой степени признака, действия (восклицательная и отрицательная конструкция): какая хорошая погода!

ИК-6 – после центра тон остается повышенным; оценочные вопросительные конструкции, с оттенком удивления: куда мы зашли?

ИК-7 – отрицание признака, выражение недоверия, неуверенности, (не)согласия, оценки: Куда нам!


  1. Поэтическая фонетика. Фонетические явления в художественном тексте: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.

Поэтическая фонетика – раздел, изучающий роль звукового строя для реализации поэтической функции художественного текста/система языковых единиц, выполняющая эстетическую функцию в художественном тексте языка.

Звуковые явления в художественном тексте

Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации.

Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки.

Ассимиляция – артикуляционное употребление звуков друг другу в потоке речи. Происходит между звуками одного типа.

Диссимиляция – расподобление артикуляционные или подобных друг другу звуков.

Метр – идеальная схема чередования сильных и слабых звуков. Выражается в размере.

Палатализация – Вид дополнительной артикуляции согласных, образуется мягкость звука.


  1. Фоносемантика. Понятие звукобуквы. Основные проблемы и методы фоносемантических исследований.

Фоносемантика – это область знания, изучающая звукоизобразительную систему языка. На основе экспериментальных данных с опорой на психометрический метод изучения символического значения звуков речи. Например, буква А ассоциируется с широтой, свободой, красным цветом, буква У с тревогой, теснотой, темным цветом.


На наше восприятие оказывает давление и буква, т.е. те ассоциации, которые возникают под воздействием ее графического образа.

Носитель фонетического значения — звукобуквенный психический образ, а звукобуква — единица изучения фоносемантики.

Методология фоносемантических исследований включает в себя как минимум три метода изучения звукосмысловых связей. При изучении звукоизобразительной системы языка основным методом служит метод фоносемантического анализа, предполагающий такие этапы, как: 1) установление у слова наличия / отсутствия «звукового» значения; 2) учет и анализ критериев идентификации звукоизобразительных слов; 3) этимологизация слова с учетом его фонетико-семантических коррелятов в родственных языках; 4) корреляция акустико-артикуляторных характеристик звукового облика слова с сенсорно-эмоциональными характеристиками денотата для установления мотива номинации; 5) выделение параллелей (звуковая форма и семантика этимологизируемого слова) в неродственных языках (типологические обобщения); 6) определение наличия / отсутствия и характера звукоизобразительности. Помимо вышеназванного метода также широко применяются метод психолингвистического эксперимента с дальнейшей статистической обработкой данных, метод субъективного наблюдения и контекстуального анализа, что обусловлено комплексной природой объекта исследования.

Основные проблемы фоносемантики (Ю. В. Казарин)

Определение характера фоносемантических явлений (национальный/универсальный).

Выработка методики исследования

Определение природы фонетической семантики слов.


  1. Ритм и его единицы. Ритм в стихе и прозе и поэтический метр. Рифма, типы рифм.

Речевой ритм – регулярное повторение сходных речевых единиц. Выполняет структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции.

Единица ритма в прозе — синтагма. В стихе — (звук), слог, ритмическая группа (состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных), строка, строфа.

Метр— мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением. Метр – это сочетание сильных (иктов) и слабых слогов, оно константно и унифицированно.

Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона.