Файл: Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Суперсегментные единицы фонетики и фонологии. Слог, его признаки, структура, функции. Проблемы слогоделения: фонетические правила, интуитивное членение, экспериментальные методы.
Суперсегментные (супрасегментные) единицы
-
Слог -
Фонетическое слово -
Синтагма -
Фонетическая фраза
Просодические признаки:
-
Ударение -
Интонация
Суперсегментные единицы произноситься отдельно не могут, так как не могут существовать сами по себе, вне сочетания с линейными (сегментными) единицами. Так, например, внутри слога слоговой и неслоговой звук образуют целостную суперсегментную единицу. Гласные как наиболее звучные звуки бывают слоговыми, которые образуют вершину слога. Слог является и сегментной единицей, так как представляет собой линейную последовательность звуков и суперсегментной, так как представляет собой единство слогового и неслогового звуков. Слоги объединяются в фонетические слова благодаря словесному ударению. Фонетические слова объединяются в синтагмы благодаря синтагматическому ударению и интонации. Интонация и фразовое ударение служат для объединения синтагм во фразе.
Слог – фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.
Фонетические признаки слога
мин. цепочка звуков, выступающих как цельный комплекс артикуляции;
мин. звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад воздушного потока (аэродинамический аспект);
единица восприятия речи
единица речевого ритма
Основные фонетические закономерности ярко проявляются в пределах слога, и в современной лингвистике слогом называется фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. С артикуляционной точки зрения слог — это звук или сочетание звуков, произносимых одним выдыхательным толчком. С акустической точки зрения слог – это волна сонорности, звучности, слоговая, т.е деление на слоги происходит рядом со звуком наименьшей звучности.
Структура слога
Функции слога:
служит местом реализации ударения и фразового акцента
способ организации сегментных единиц, т.е. регулирует их сочетаемость друг с другом
, ведь не каждая фонема может объединяться с другой фонемой
единица речевого ритма, т.е. ритмообразующая функция
Слогоделение фонетические правила:
-
членение слова на открытые слоги типа со-ба-ка, ка-ра-ка-ти-ца, про-да-ю. -
Интервокальное сочетание двух согласных ГССГ теоретически может либо целиком отходить к последующему гласному (Г-ССГ), либо распределяться между двумя слогами (ГС-СГ). Единственным исключением из этого правила является сочетание /j/ + согласный: /j/ всегда отходит к предшествующему гласному (чай-ка, вой-на, вой-ско-вой).
Интуитивное членение на слоги
Определяется морфемной структурой:
под-редактировать – по-дремать
Зависит от конкретного звукосочетания, чаще предпочитает закрытые слоги в стечении согласных: кош-ка, вет-ка
Связано с эстетическими представлениями
Однако!
Полезно при обучении чтению
Не противоречит правилам переноса
Экспериментальные методы. Л. В. Бондарко:
Слогораздел ВСЕГДА проходит после гласного звука. Закрытый слог может быть только перед паузой.
Изучение реального взаимодействия звуков. Частный пример – лабиализация согласных:
подлунный - колдун
подруга – подрубленный
Для РЯ наиболее характерны сочетания С+Г. Закрытые слоги появились после падения редуцированных глас.
-
Просодические признаки. Ударение, его функции и типы. Понятие фонетического слова. Клитики.
Просодические признаки – ударения и интонация.
Ударение – фонетическое выделение одного из слогов (слов) в потоке речи. Характеризуется комплексом фонетических средств:
-
импульсное увеличение дыхательной активности (экспираторность) -
относительная длительность ударного гласного, -
тембр гласного, -
интенсивность звуков ударного слога
Типы ударения
-
словесное, синтагматическое, выделительное (логическое и эмоциональное).
Другие признаки ударения
При изменении слова ударение может оставаться на том же месте или, наоборот, смещаться с одного слога на другой: неподвижное — подвижное.
С точки зрения закрепленности ударения за определенным слогом в слове в языке: свободное — связанное.
Функции ударения
Структурные: кульминативная, разграничительная
Смысловые: смыслоразличительная (замок – замок, present – present, логическое ударение). Есть языки, в которых ударение не различает слова: французский, тюркские, финно-угорские и др. Экспрессивная (эмоциональное ударение). Смыслоразличительная функция.Словесное ударение может быть ослабленным в клитиках или многосложных словах: слабое (побочное).
Фонетическое слово – это последовательность слогов, объединенных ударением, или хотя бы один слог, обладающий признаком ударности. Например, слова ночь, ветер, бежать, бережет представляют собой одно фонетическое слово.
В русском языке не все слова могут иметь ударение. Безударными могут быть предлоги, частицы, некоторые союзы. Их называют клитиками. Итак, клитики – это слова, лишенные ударения. Клитики примыкают к знаменательным словам, составляя вместе с ними одно фонетическое слово. Стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Например: к вечеру, на берегу, у березы, под столом, и брат, не знаю, с тобой, без тебя. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Например: где же, придет ли.
-
Синтагма и фонетическая фраза. Интонация и ее компоненты. Система интонационных конструкций Е. А. Брызгуновой.
Синтагма – интонационно-смысловое целое, ограниченное паузами, и обычно представляет собой единый понятийный блок. Основным средством членения речевого потока на синтагмы является пауза.
Фонетическая фраза – основная единица речи, выражающая законченную мысль; целостность фразы создается интонационными средствами и паузами.
Бывают односинтагменные
-
Вчера шел снег
и многосинтагменные фразы.
Тип голоса: нейтральный, расслабленный, напряженный, скрипучий (дрожащий), придыхательный.
Функции интонации:
-
Структурно-синтаксическая: интонация оформляет фразу и ее части -
Смысловая: выражает цель высказывания, различает конструкции по смыслу -
Экспрессивная: выражает эмоции -
Эвфоническая: придает синтагме и фразе благозвучность
Интонационная конструкция (ИК)
Тип соотношения компонентов интонации, способный противопоставить по смыслу высказывания с одинаковым звуковым составом.
Теория ИК в изложении Е. А. Брызгуновой («Звуки и интонация русской речи»).
Схемы ИК: движение тона
Регистр тона: верхний (о чем-то маленьком), средний, нижний (о чем-то большом)
ИК-1 – нейтральное утверждение: скоро сессия
ИК-2 - подчеркивание информации (частный вопрос, требование, характерна для предложений с вопросительным словом): кто это?
ИК-3 – общий вопрос (обычно без вопросительного слова), эмоциональное побуждение: вы любите кино?
ИК-4 – анкетный вопрос, очевидный ответ: Ваша фамилия?
ИК-5 – выражение оценки большой степени признака, действия (восклицательная и отрицательная конструкция): какая хорошая погода!
ИК-6 – после центра тон остается повышенным; оценочные вопросительные конструкции, с оттенком удивления: куда мы зашли?
ИК-7 – отрицание признака, выражение недоверия, неуверенности, (не)согласия, оценки: Куда нам!
-
Поэтическая фонетика. Фонетические явления в художественном тексте: аллитерация, ассонанс, звукопись и т.п.
Поэтическая фонетика – раздел, изучающий роль звукового строя для реализации поэтической функции художественного текста/система языковых единиц, выполняющая эстетическую функцию в художественном тексте языка.
Звуковые явления в художественном тексте
Аллитерация — это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.
Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации.
Зву́копись — применение разнообразных фонетических приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки.
Ассимиляция – артикуляционное употребление звуков друг другу в потоке речи. Происходит между звуками одного типа.
Диссимиляция – расподобление артикуляционные или подобных друг другу звуков.
Метр – идеальная схема чередования сильных и слабых звуков. Выражается в размере.
Палатализация – Вид дополнительной артикуляции согласных, образуется мягкость звука.
-
Фоносемантика. Понятие звукобуквы. Основные проблемы и методы фоносемантических исследований.
Фоносемантика – это область знания, изучающая звукоизобразительную систему языка. На основе экспериментальных данных с опорой на психометрический метод изучения символического значения звуков речи. Например, буква А ассоциируется с широтой, свободой, красным цветом, буква У с тревогой, теснотой, темным цветом.
На наше восприятие оказывает давление и буква, т.е. те ассоциации, которые возникают под воздействием ее графического образа.
Носитель фонетического значения — звукобуквенный психический образ, а звукобуква — единица изучения фоносемантики.
Методология фоносемантических исследований включает в себя как минимум три метода изучения звукосмысловых связей. При изучении звукоизобразительной системы языка основным методом служит метод фоносемантического анализа, предполагающий такие этапы, как: 1) установление у слова наличия / отсутствия «звукового» значения; 2) учет и анализ критериев идентификации звукоизобразительных слов; 3) этимологизация слова с учетом его фонетико-семантических коррелятов в родственных языках; 4) корреляция акустико-артикуляторных характеристик звукового облика слова с сенсорно-эмоциональными характеристиками денотата для установления мотива номинации; 5) выделение параллелей (звуковая форма и семантика этимологизируемого слова) в неродственных языках (типологические обобщения); 6) определение наличия / отсутствия и характера звукоизобразительности. Помимо вышеназванного метода также широко применяются метод психолингвистического эксперимента с дальнейшей статистической обработкой данных, метод субъективного наблюдения и контекстуального анализа, что обусловлено комплексной природой объекта исследования.
Основные проблемы фоносемантики (Ю. В. Казарин)
Определение характера фоносемантических явлений (национальный/универсальный).
Выработка методики исследования
Определение природы фонетической семантики слов.
-
Ритм и его единицы. Ритм в стихе и прозе и поэтический метр. Рифма, типы рифм.
Речевой ритм – регулярное повторение сходных речевых единиц. Выполняет структурирующую, текстообразующую и экспрессивно-эмоциональную функции.
Единица ритма в прозе — синтагма. В стихе — (звук), слог, ритмическая группа (состоит из ударного слога и примыкающих к нему безударных), строка, строфа.
Метр— мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением. Метр – это сочетание сильных (иктов) и слабых слогов, оно константно и унифицированно.
Ритм — реальное чередование сильных и слабых звуков (ударных и неударных слогов), возникающее в результате взаимодействия реальных слов и метрического закона.