Файл: Язык, его функции, знаковая природа, системная организация, уровневая структура. Дихотомия языкаречи. Текст как продукт речи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рифма — созвучие в окончании двух или нескольких слов, связана со звуком, слогом, ударением:
-
Точная -
Неточная
-
Ассонанс – совпадение гласных, но не согласных -
Диссонанс – совпадение согласных, но не гласных -
Неравносложная – два согласных рифмуется с одним и т.п. -
Усеченная - прием рифмовки, когда одно из рифмуемых в конце стиха слов неполностью покрывает созвучия другого слова.
В зависимости от расположения ударений:
-
Мужская – на последнем слоге -
Женская – на втором слоге от конца -
Дактилическая – на третьем слоге от конца -
Гипердактилическая – четвертый/пятый слог от конца
-
Орфоэпия. Норма и варианты произношения. Факторы развития нормы. Социофонетические признаки говорящего.
Орфоэпия (с греч. правильная речь) — совокупность произносительных норм языка (обеспечивает единообразие его звукового оформления); раздел лингвистики, изучающий произносительные нормы.
Орфоэпия и орфография: разница в установках говорящих и пишущих. Стихийность, естественность развития орфоэпии, менее жесткие и отчетливые средства кодификации, чем у орфографии. Бессознательность отношения к орфоэпическим нормам и, вообще, к своему произношению. Более активное развитие, акт. дискуссии (кофе, йогурт и проч.), внимание общества. Консерватизм словарей. Орфоэпические варианты в тестах по русскому языку. В процессе формирования нормы чаще всего выделяется область (город, столица), особенности произношения в которой и образуют в дальнейшем литературную норму языка в целом.
Норма — система устойчивых реализаций языковой системы, закрепленных в процессе коммуникации. В понятие произносительной нормы включают произношение и ударение; иногда — в широком понимании — образование вариантных грамматических форм.
Норма, сознательно культивируемая обществом, — черта литературного языка. Двойственность отношения к нормативности.
Проблема нормы принципиально возникает в том случае, когда одна единица в языке имеет несколько реализаций, вариантов произношения (тв[o]рог — твор[o]г, до[шт’] — до[ш’]).
Орфоэпия, в отличие от орфографии, допускает варианты!
Шкала нормативности (Аванесов):
1) варианты равноправны (дождь),
2) один вариант предпочтительнее остальных
, допустимых (доп. тв[o]рог, д[э]кан), допустимо устаревающих (горни[шн]ая, рек[a]м),
3) один вариант является правильным, остальные не рекомендуются (не рек. ок[o]н), запрещаются (документ — документ, доцент, шофер, портфель; од[э]колон) — пометы неправ., груб. неправ.
Причины возникновения и факторы развития нормы:
а) фонологические: фонологическая система и тенденции ее изменения;
б) экстралингвистические (влияние письма, взаимодействие социальных и территориальных дилектов (оканье, фрикативный []), распространение информации (роль театра и кино, радио и телевидения — звучащих СМИ), нормативные оценки говорящих (в том числе эстетические) и, вообще, реальное словоупотребление, речь.
Социофонетические признаки говорящего и «кодификатора»
Возраст, происхождение, соц. среда (место учебы, работы, круг знакомых), место рождения и проживания (временные наслоения в речи разных людей). Социофонетические портреты: новый русский, интеллигент, рабочий и проч.
-
Примеры орфоэпических тенденций современного произношения гласных и согласных. Орфоэпические нормы в области ударения.
Фонетические законы произношения гласных
1. Выбор гласных звуков в позиции после/перед мягким/твердым согласным (пат — пять). Поэтому же звук [и] после твердого согласного заменяется на [ы]: сыграть.
2. Аканье — совпадение после твердых согласных в неударных слогах фонем <о> и <а> в звуках [] и [ъ].
Примеры орфоэпических тенденций в области гласных:
Звук [о] может произноситься в безударном слоге в сложных и сложносокращенных словах (госзаказ, оргтехника), в заимствованных словах (рококо), в иноязычных приставках (постсоветский), в неударных предлогах, местоимениях, частицах (мой друг).
В некоторых словах наблюдаются колебания в выборе [э] и [о] после мягких и шипящих согласных (маневры — манёвры, желчь — жёлчь).
Примеры орфоэпических тенденций в области согласных:
Тенденция к отвердению согласного перед мягким или палатальным [j] (дверь, вьюга, ослик). В старшей норме такие сочетания были невозможны.
На месте чн произносится [ч’н] или [шн]: (все) конечно — конечно (буду). В некоторых словах допустимы оба варианта: булочная. Возможны колебания произношения отдельных слов, в зависимости от значения (сердечный приступ — сердечный друг)
Смягчение перед <э> в заимствованиях. + орфографический вопрос (мэр, пэр, сэр — метр?). Разная способность согласных к смягчению. л/л': Сл[э]нг, пл[э]ер — желе, филе.
Орфоэпические нормы в области ударения
Равноправные варианты: залитый, баржа, кружится
Более и меее предпочт.: стенам и стенам, грузит и грузит, порвался и порвался
Сферы: общеупотребительная и профессиональная: добыча, шприцы, искра, компас и проч. Лит и нар.-поэт.: девица, серебро, честный-честной и проч.
Современные и устаревшие варианты. Литературные и просторечные, диалектные.
Нормы в области ударения: примеры разных частей речи:
Колебания в сфере существительных:
-
Во всех формах ж., м., ср. родов: б рж , баржи и прочее -
обух-обухи, обуха, шрифты, и проч., деревце-деревца -
Омонимы и разные знач. слова: грош, мех (мехи, меха), орден (ордены, ордена), корпус(-ы,-а), лагерь(-и, -я), пропуск(-и, -а), хлеб(-ы,-а) и проч. -
Ср.: слесарь, шофер, автор, редактор, корректор, договор и проч.
Колебания в сфере глагольной лексики:
-
Глаголы на –ить сверлить, включить, бурить, долбить, крепить, звонить – тенденция к ударению на основе в личных формах -
Омонимы: косить (быть косоглазым)-косит, заточить (заострить и посадить в тюрьму) -
Бурит, включит, сверлит, синит. -
Звонит! – дискуссия.
- 1 2 3 4 5 6
Графика и ее связь с фонетикой. Понятие графемы. Русский и английский алфавит: история и современное состояние.
Графика. Передавая речь на письме, мы пользуемся буквами и некоторыми другими письменными знаками. Совокупность этих средств передачи речи называется графикой. Так же называется и раздел науки, изучающий соответствие между буквами и фонологической системой языка. Единица графической системы называется графемой. Есть 3 значения термина:
-
минимальная единица письменной формы языка (=буква) -
единица письменного текста, обозначающая фонему -
совокупность отношений между фонемой и буквой (буквами), т.е. в графему входят и фонема, и буквы.
В фонематическом письме (в частности, РЯ) различают
графику (общие принципы письма, систему обозначений),
орфографию (систему единообразных написаний, выбор одного из нескольких возможных),
алфавит.
1. Алфавит
Совокупность букв, используемых для письма на данном языке и расположенных в определенном порядке.
Современный русский алфавит — модификация древней славянской азбуки кириллицы (конец IX в.). На Руси широкое распространение в X–XI в. после принятия христианства получает кириллица.
Кириллица состояла из 43 букв, из которых начертание 24 соответствовало греческому варианту (А — аз, Г — глаголь, Ѳ — фита, в греч. тета, и др.). Для обозначения звуков славянских языков, которых не было в греческом, введены 19 букв (Ж — живете, Ѕ — зело, Y [ч’]— червь, Ѫ, Ѧ — юсы, обозначавшие носовые гласные).
За все время существования кириллицы в русский алфавит введено 3 новых буквы: Й (и краткое) — введена Академией наук в 1735 г., Э (э оборотное) — узаконена Петром I, Ё — предложена взамен знака io, в печатном варианте не закрепилась. Постепенно стала ненужной буква Ѣ (совпала звуковым составом с е). Ъ и Ь после падения редуцированных перестали обозначать гласные звуки, приобретя впоследствии совсем другие функции. Так, после реформ графики (Петра I — 1708–1710, реформ Академии наук XVIII в., Совета народных комиссаров — 1917–1918, отмена Ѣ, Ѳ, I) сложился современный русский алфавит.
Он состоит из 33 букв (в печатном и рукописном, прописном и строчном — т.е. в 4 — вариантах). Буквы имеют свое индивидуальное название (а, бэ, вэ...); современные назваёния окончательно прижились уже в советскую эпоху. Буквы делятся на классы гласных (10), согласных (21) и не обозначающих звуки, или безгласных (ъ и ь — раньше эти буквы относились к классу гласных).
Среди согласных отдельно выделяют щипящие — ж, ш, ч, щ.
В русской графике используется 2 надстрочных знака (й и ё), однако диакритическими из считать неправильно, т. к. они используются только в составе одной буквы.
Современный алфавит английского языка основан на латинице. Латинизация английской письменности происходит с VII в. (как замена англо-саксонского рунического письма), и так же точно в связи с распространением христианства. Англ. алфавит состоит из 26 букв: 6 гласных (A, E, I, O, U, Y — обозначают монофтонги и дифтонги, как самостоятельно, так и составе диграфов, графических комплексов) и 21 согласная. Буква Y входит в оба класса, так как обозначает и согласные, и гласные фонемы. Буквы W и R обозначают согласные фонемы, но используются и в составе графических комплексов, обозначающих гласные фонемы.
В современном англ. алфавите используются системные диграфы sh = [ʃ], th = [ð] либо [θ], ch = [tʃ], «China» или [k] в заимствованиях «echo», Michael, а также сочетания, используемые в транслитерационной записи: zh = [ʒ], kh = [h].
Разные алфавиты содержат омофоничные буквы и графические комплексы: англ. reed (тростник) — read, by — buy — bye и т. д.
-
Буквенные и небуквенные средства графики. Значения букв.
Значение буквы выражает соотнесенность ее с фонемой или дифференциальными признаками фонемы. Многозначны все буквы, кроме й и ъ.
Согласные буквы
Согласные буквы распадаются на две группы: полностью передающие признаки фонемы (шипящие, й, ц — 6 шт.) и передающие все признаки, кроме твердости/мягкости, т.е. общий состав фонем <в–в’>, <д–д’>, <м–м’> и т.д. (ср. щука, цирк и мода, мёд).
Гласные буквы
Буквы я, ё, ю, е обозначают 2 фонемы (
Буква е обозначает только <э>, а твердость/мягкость или не обозначается (тест, тесто — теста), либо находится в ведении шипящих и ц, обозначающие все ДП согласных фонем: центр, щель.
Буква и имеет 3 значения: <и> (иск, идол), мягкость + <и> (пир),
Гласные а, о, у, э обозначают соответствующие фонемы в начале слова (угол), после шипящих и ц (чаща), в некоторых случаях после й (майор). В остальных позициях эти буквы обозначают гласные фонемы в сочетанием с твердостью предшествующего согласного (роза, лук).
Буква ы обозначает фонему <и> и твердость предшествующего согласного, кроме позиции после ц (огурцы).
Твердый и мягкий знаки (ъ и ь)
Разделительные ь и ъ указывают на то, что последующий гласный обозначает 2 фонемы: вьюга, воробьи. «Разделительность» — указание на наличие
Ь, кроме этого, может обозначать:
1) мягкость предшествующей согласной фонемы (конь)
2) в сочетании с о обозначать
Разделительные ъ и ь не обозначают твердости/мягкости предшествующего согласного: [вjугъ] и [в’jугъ], [ад’jутант].
Итак, буква может обозначать фонему, две фонемы, часть фонемы, фонему и часть другой фонемы и не обозначать фонемы вообще.
Небуквенные средства графики: акцент, дефис, знаки препинания, апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, абзацами, главами, шрифтовые выделения (курсив, п/ж и ж, подчеркивание, разрядка, выделение цветом и т.п.).
-
Принципы графики. Понятие графического слога. Слоговой (позиционный) принцип русской графики и отступления от него.
Фонемный принцип: буква обычно обозначает фонему, частные звуковые различия на письме игнорируются
Д: дар, дуб [дар] [дуп]
Слоговой (позиционный) принцип: особые значения букв в буквосочетаниях (графических слогах). Связан с обозначением:
твердости/мягкости согласных
фонемы
Слоговой принцип графики
Обозначение твердости/мягкости согласных:
после t: а о у э ы, а также ˽ (пробел, конец слова)
после t’: я ё ю е и, а также ь
Отступления от принципа:
а, о, у после ч, щ: чаща, плащом, чуткий, щука ↔ чящя, плащём, чюткий, щюка
е, ё, и, (ю) после ж, ш, ц: жир, шина, жесть, жёсткий, центр, цирк, парашют ↔ жыр, шына, жэсть, жосткий, цэнтр, цырк, парашут
е после твердых согласных в заимствованных словах: тест, менеджер, купе, пюре ↔ тэст, мэнэджэр, купэ, пюрэ
ь после твердых шипящих: мышь, рожь, режь ↔ мыш, рож, реж
Обозначение
буквами е, ё, ю, я – в начале слова, после гласной, после Ъ и Ь
буквой и – после Ь
буквой й – в конце слога
Отступления от принципа:
в сочетании ьо
буква й иногда пишется перед гласными: йод, майор, йогурт, майя ↔ ёд, маёр, ёгурт, мая
Графический слог – это цельный графический элемент, представляющий собой сочетание гласной и согласной буквы/графический слог — буквосочетание, обе части которого пишутся и читаются с учетом соседних букв.
-
Орфография, ее цель и задачи. Соотношение графики и орфографии. Типы орфограмм.
Орфография - система правил о написании слов и их форм. Раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивает единообразное написание.
Цели:
-
Дать орфографические знания; -
Сформировать орфографические умения; -
Научить писать слова с непроверяемыми орфограммами; -
Сформировать потребность и умение пользоваться орфографическим словарем.
Пользуясь средствами графики, орфография устанавливает единообразное написание слов и их грамматических форм. Благодаря орфографии слова и их формы получают единый графический образ, который обычно связывается с определенным значением без посредства звуковой стороны слов и форм. Графика и орфография — это два раздела науки о письме. Орфография – система единообразных написаний. Графика изучает типические функции письменных знаков, законы обозначения фонем в сильных позициях. Графическая и орфографическая правильность написания слова не во всем совпадают: так, например, написание сухой — единственное правильное и графически, и орфографически; дом и дома (им. падеж мн. числа) также правильны и графически, и орфографически; но с позиций графики столь же правильным было бы и написание дама, поскольку о и а в безударном положении читаются одинаково. Однако второе написание запрещено правилами орфографии. Таким образом, орфография ограничивает возможности графики, узаконивая лишь один из вариантов написания; обычно - из числа тех, которые разрешены правилами графики.
Типы орфограмм с точки зрения разделов орфографии
-
передача буквами фонемного состава-
возможность более 1 буквы, обозначающей фонему в сильной позиции (шепот — шорох) или слабой позиции (грипп — гриб) -
наличие или отсутствие буквы (поздно — познать, программка — оперетка).
-
-
слитно/раздельно/через дефис-
слитность/раздельность/дефисность написания (в следствии — вследствие, полдома — пол-лимона и т.п.)
-
-
прописные/строчные-
строчная/прописная буква в начале слова или в аббревиатуре (родина — Родина, вера — Вера, бомж — ГИБДД),
-
-
правила переноса-
верный/неверный перенос (под-ставить, по-дарить, двух-этажный)
-
-
правила графических сокращений-
верное/неверное графическое сокращение (СПб, не С/П.Б.; муж., не му).
-
-
Орфографические принципы передачи фонемного состава слов. Фонематические, фонетические и традиционные написания. Различия в понимании основного принципа русской орфографии.
Принципы русской орфографии
1. Передача буквами фонем
Основной принцип русской орфографии – фонематический. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда слабая позиция может быть однозначно проверена сильной позицией в той же морфеме. Фонематический принцип определяет написание всех морфем слова, обеспечивает единообразное написание одной и той же морфемы в формах одного и того же слова и в разных словах.
Традиционный принцип орфографии заключается в том, что употребляет написание, закрепленное традицией (словарные слова). Он выступает не только в тех случаях, когда фонема не может быть поставлена в сильную позицию, но и тогда, когда существует чередование фонем.
Фонетический принцип заключается в том, что буква обозначает не фонему, а звук, выступающий в перцептивно слабой позиции. Фонетический принцип обычно появляется при передаче на письме фонетических чередований в одной и той же морфеме. По фонетическому принципу пишется ы после ц: цыган, огурцы.
Морфематический (или морфологический) принцип орфографии состоит в требовании единообразного написания одних и тех же морфем. Этот принцип осуществляется в тех случаях, когда одна и та же морфема имеет разный фонемный состав в разных словах или формах одного слона. С точки зрения МФШ такие случаи редки.
В русской орфографии доминирует фонематический принцип, но он, по сути, является следствием единообразного написания морфем. Поэтому также доминирующим принципом орфографии часто называют морфологическим. Так определяют его представители концепции Ленинградской фонологической школы. Преимущество фонематической интерпретации доминирующего принципа русской орфографии показано в работах М. В. Панова. Он считает, что морфологический принцип не может быть последовательно осуществлен в орфографии русского языка из-за большого количества нефонетических чередований в морфемах. С точки зрения фонемного принципа такие случаи, как пеку – печешь, ношу – носишь полностью подчиняются правилу обозначения фонем по их сильным позициям. Но всё-таки следует признать господство фонематического принципа русской орфографии.
-
Орфографические принципы слитных, раздельных и дефисных написаний, употребления прописных и строчных букв, переноса слов, графических сокращений.
Основные принципы, на которых строятся правила слитного, раздельного или дефисного написания слов, определяют как лексико-синтаксический и словообразовательно-грамматический.
Лексико-синтаксический принцип связан с разграничением слова и словосочетания: части слова пишутся слитно, отдельные слова в словосочетании — раздельно. На основании этого принципа устанавливаются такие написания, как палата легкораненых — легко раненный в руку. Орфографические трудности связаны здесь с тем, что пишущему приходится решать, является ли данный отрезок речи отдельным словом или словосочетанием, что часто бывает сделать затруднительно из-за нечеткости границ между этими лингвистическими единицами.
Словообразовательно-грамматический принцип устанавливает слитное или дефисное написание сложных прилагательных и существительных по формальному признаку — наличию либо отсутствию суффикса в первой части сложного прилагательного и соединительной гласной о или е в сложном существительном. По-разному пишутся прилагательные плодоягодный и плодово-ягодный. Если в первой части сложного прилагательного есть суффикс, то слово пишется через дефис, если нет суффикса — пишется слитно. Существительные с соединительной гласной о или е пишутся слитно: железобетон, лесопарк, земледелец, птицелов. Существительные без соединительной гласной пишутся через дефис: дизель-мотор.
Некоторые написания объясняются традиционным принципом, по которому раздельно пишутся части современного единого слова, восходящего к сочетанию слов. Так, отдельно пишется приставка у наречий, образованных от сочетаний бывшего предлога с бывшим существительным или прилагательным: под мышкой.
В результате действия этот принципа возникает разнобой в правописании наречий.
Этим же принципом обусловлено раздельное написание частей предлогов: в продолжение.
Прописные буквы употребляются в двух совершенно различных функциях: для опирающегося на синтаксический принцип выделения начала определенных отрезков текста — предложений, стихотворных строк и для выделения отдельных слов в тексте, опирающегося на три основных принципа — морфологический, семантический и словообразовательный.
Морфологический принцип заключается в том, что имена собственные пишутся с прописной буквы, имена нарицательные — со строчной. Переход имени нарицательного в собственное и имени собственного в нарицательное отражается и орфографии: ленский — Ленский (фамилия).
Семантический принцип включается в том, что с прописной буквы могут писаться имена нарицательные, если они наделены особой патетикой или символикой: Родина, Отчизна, Человек. Этому же принципу подчинено написание названий многих праздников, знаменательных дат: День Победы; названий российских высших государственных организаций, должностей и званий: Государственная Дума, Президент Российской Федерации. С прописной буквы пишется Вы при обращении к одному лицу.
Словообразовательный принцип заключается в том, что аббревиатуры, составленные из первых букв слов, входящих в сложное название, передаются прописными буквами. Таковы аббревиатуры, обозначающие собственные названия: РФ, читаемые по названиям букв: АТС; читаемые как обычное слово: ЛЭП. Аббревиатуры последнего типа могут писаться по-разному: ГЭС — гэс; некоторые слова этого типа всегда пишутся строчными буквами: вуз и др.
Основной принцип правил переноса слов — фонетический, когда слово членится и соответствии со слогоделением: во-рота, воро-та. На этом принципе основаны правила, запрещающие оставлять в конце строки или переносить на другую строку часть слова, не составляющую слога (например, нельзя переносить «ст-рах», «мо-ст»). Нельзя также отделять согласную от следующей зa ней гласной; следует переносить: дя-денька или дядень-ка, лю-бовь, па-стух или пас-тух (не «дяд-енька», «паст-ух»).
Второй принцип правил переноса — морфематический; при переносе членение
должно проходить между двумя приставками, между приставкой и корнем и между значимыми частями сложных слов: без-возвратно, под-бить, при-слать, со-жжённый, пяти-граммовый, спец-одежда (не «бе-звозвратно», «по-дбитъ», «прис-лать», «сож-жённый», «пятиг-раммовый», «спе-цодежда»).
Есть и другие ограничения переноса. Например, русские слова не могут начинаться буквами ы, ь, ъ, й, поэтому переносить часть слова, начинающуюся с этих букв, не разрешается: ра-зыс-кать, боль-шой, подь-езд, май-op (не «раз-ыскать», «бол-ьшой», «под-ъезд», «ма-йор»). Нельзя оставлять в конце строки одну букву, перенося остальную часть слова на другую строку, так как эта буква может совпасть с целым словом (а, и, о, у, я) и такой перенос приведет к искажению в понимании текста.
Сокращение слов бывает двух типов. Первый тип — сокращения неграфические, это единицы письменной и устной речи. К ним относятся сложносокращенные слова, аббревиатуры: комсомол, зарплата, РФ, СНГ, вуз. Второй тип — графические сокращения, свойственные лишь письменной речи: с. — страница, з-д — завод, к/т — кинотеатр. Принципы сокращения слов следующие:
1) не может быть опущена начальная часть слова: например, слово фабрика нельзя сокращать «брика» или «рика»;
2) опускаются минимум две буквы: город-г., гор. (исключение юг — ю. объясняется
аналогией: север — с, восток — в., запад — з.);
3) часть слова, предшествующая опускаемой, не может состоял, из сочетания букв с
последней гласной, а также й, ь, ь: карельский — к., кар., карельск.; фабрика — ф-ка (не
«ка.», «каре.», «карель.», «фа-ка»);
4) обычно опускается одна линейно последовательная часть букв, но могут быть и сокращении типа млн. — миллион, стлб. — столбец, пн. — понедельник.
В зависимости от приемов образования выделяется шесть типов графических сокращении:
1) точечные сокращения образуются путем опущения правой части (реже — середины) слова и постановки точки после оставшейся части: в. — век, напр. — например, млрд.
— миллиард, сб. — суббота, удвоение первой согласной буквы при опущении остальной
части слова обозначает множественное число: вв. — века, пн. — пункты;
2) дефисные сокращения — такие, у которых вместо опущенной средней части
слова ставится дефис: з-д — завод, ин-т — институт, р-н — район;
3) косолинейные сокращения — такие, у которых вместо опущенной первой части словосочетания или сложного слова ставится косая линия: б/у — бывший в употреблении,
п/о — почтовое отделение, х/б — хлопчатобумажный;
4) курсивные сокращения выделяются особым шрифтом-курсивом: г — грамм.
5) нулевые сокращения графически не отличаются от несокращенных слов: с-секунда.
6) комбинированные сокращения — результат применения нескольких приемов
сокращения: ж.-д. — железнодорожный.
1 2 3 4 5 6