Файл: Оглавление Социологически взгляды Огюста Конта 3 Концепция социального прогресса 12 Социальная стратификация как выражение социального неравенства 22 Список .docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Оглавление

1.Социологически взгляды Огюста Конта 3

2.Концепция социального прогресса 12

3.Социальная стратификация как выражение социального неравенства 22

Список литературы 27


  1. Социологически взгляды Огюста Конта


Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857) – французский мыслитель, предложивший проект создания позитивной науки, суть которой заключается в изучении законов наблюдаемых явлений, основанных на достоверных фактах и связях.

Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г.

Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека и его психики под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение (в том числе историческое сравнение) и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки тех положений, которые социология рассматривала.

Подлинными знаниями он считал те, которые получены не теоретическим путем, а путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого имзакона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая, или фиктивная, стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения. На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек отказывается от апелляции к сверхъестественному и пытается все объяснить при помощи абстрактных сущностей, причин и других философских абстракций.

И наконец, на третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации постоянных объективных связей, которые являются законами, управляющими явлениями действительности. Таким образом, мыслитель противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе. С одной стороны, он критиковал теологов, которые рассматривали человека как отличного от животного, считали его созданием Бога. С другой, он упрекал философов-метафизиков в том, что они понимали общество как создание человеческого разума.


Переход между этими стадиями в различных науках происходит независимо и характеризуется возникновением новых фундаментальных теорий.

Итак, первым социальным законом, выдвинутым Контом в рамках новой науки стал закон о трех стадиях интеллектуального развития человека. Вторым стал закон о разделения и кооперации труда.

Согласно этому закону социальные чувства объединяют только людей одной профессии. В результате возникают корпорации и внутрикорпоративная мораль, которая способна разрушить основы общества – чувства солидарности и согласия. Это является еще одним аргументом необходимости возникновения такой науки, как социология.

Социология должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка.

Именно изучение социальных законов позволит государству проводить правильную политику, которая должна реализовывать принципы, определяющие структуру общества, обеспечивающие гармонию и порядок. В рамках этой концепции Конт рассматривает в социологии основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делит на два самостоятельных раздела: социальную статику и социальную динамику, в чем нетрудно видеть явную симпатию ученого к физике.Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения. Этот раздел выделяет «структуру коллективного существа» и исследует условия существования, присущие всем человеческим обществам.

Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное, умственное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества.

Это обуславливается его представлением общества как единого, органического целого, все части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только в единстве.

В рамках этих же воззрений Конт противопоставлял своим концепциям концепции индивидуалистических теорий, которые рассматривали общество как продукт договора между индивидами.

Основываясь на естественном характере общественных явлений, Конт выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.

Значение социологической концепции Конта определяется тем, что на основе синтеза достижений обществознания того периода он впервые обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития; определил социологию как особую науку, опирающуюся на наблюдение; обосновал закономерный характер развития истории, общие контуры социальной структуры и ряда важнейших институтов общества.



Большинство идей Огюста Конта имеет отношение к позитивизму – философскому учению, согласно которому единственными источником достоверного знания может быть эмпирическое исследование (способ научного познания окружающей реальности опытным путем). Чтобы избежать неоднозначных трактовок, сразу оговоримся, что «позитивным» Конт называл истинное знание, имеющее научную ценность. Любые метафизические концепции он считал не только бесполезными, но и вредными, вводящими в заблуждение.

Большое значение Конт придавал сформулированному им «Закону трёх стадий интеллектуальной эволюции», согласно которому прогресс развития человеческого знания включает 3 ступени:

  • теологическая (законы природы объясняются вмешательством сверхъестественных сил);

  • метафизическая (вместо сверхъестественных сил вводятся абстрактные фундаментальные принципы);

  • позитивная (только эмпирическое познание может дать достоверное знание, объяснить и систематизировать законы природы).

Таким образом, позитивная ступень является высшим и последним этапом эволюции методов познания. Кроме того, Конт утверждает, что любая наука в своём становлении и развитии проходит все три стадии. По его мнению, философия также должна прийти к последней стадии, чтобы давать только достоверные и объективные знания, избегая абстрактных концепций.

Несмотря на то, что Огюста Конта обычно называют автором позитивизма, не следует забывать, что именно он считается основоположником такой важной науки как социология. Необходимость создания новой научной дисциплины он обосновал в своём труде «Курс позитивной философии», который опубликовал в 1842 году. Многие концепции он сформулировал в предыдущих работах, но именно эта публикация, как считается, стала моментом возникновения социологии как самостоятельной науки.

Закон трёх стадий О. Конта

Одной из самых известных концепций, предложенных Огюстом Контом, является закон трёх стадий интеллектуальной эволюции человечества. Согласно данному закону всё развитие человеческих представлений о мироустройстве можно разделить на три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Рассмотрим каждую из них подробнее.

1. Теологическая

Пока уровень развития естественных наук остаётся низким, большинство физических и природных явлений люди объясняют действиями богов, духов, призраков, демонов, ангелов и прочих сверхъестественных существ. Внутри теологической стадии Конт выделил три ступени:


  • фетишизм – приписывание сверхъестественных свойств неодушевлённым предметам;

  • политеизм – первопричиной отдельных природных явлений считаются самостоятельные божества;

  • монотеизм – первопричины выстраиваются в определённую иерархию, и становится удобнее считать, что за всем стоит единый бог.

Важнейшая особенность теологической стадии развития заключается в том, что абсолютно всё можно объяснить простыми для понимания словами, поэтому необъяснимых явлений не существует.

2. Метафизическая

На метафизической стадии развития человек также стремится к исчерпывающему пониманию всех физических и природных явлений, но теперь уже не опирается на религиозные и мистические концепции. Вместо этого используются вымышленные первичные сущности и фундаментальные основы бытия. В отличие от религии, античная метафизика уже претендовала на научность, однако далеко не все использовавшиеся в ней методы познания можно назвать научными.

3. Позитивная

На третьей стадии развития человек понимает, что знание может считаться истинным только тогда, когда опирается исключительно на подтверждённые факты и следующие из них логические умозаключения. Эту стадию Конт назвал её «позитивной», чтобы подчеркнуть, что речь идёт о «положительных» знаниях, представляющих собой реальную ценность, а не вводящих в заблуждение.

Позитивизм Конта

Позитивизм (от латинского positivus – положительный) – это философское учение, согласно которому единственным источником истинного (позитивного) знания может являться эмпирическое исследование, тогда как знание, полученное в процессе философского размышления, познавательной ценностью не обладает.

Ключевые идеи позитивизма прослеживаются ещё у античных стоиков. Но его основоположником считается Огюст Конт, который сформулировал основные принципы учения в нескольких работах, опубликованных им в 1830-х годах. Он считал, что всё человеческое знание делится на 2 вида:

  • позитивное – истинное, достоверное, объективное знание, соответствующее действительности;

  • идеологическое – не поддающееся оценке знание, в основе которого лежит интерес, цель или идея.

При этом истинно ценным он считал только первый вид. Используя слово «позитивный» по отношению к знаниям, он подразумевал, что они являются:

  • достоверными, а не сомнительными;

  • ценными, а не бесполезными;

  • реальными, а не химерическими;

  • эмпирическими, а не вымышленными;

  • чёткими и однозначными, а не смутными;

  • организующими, а не разрушительными.


С учетом этих признаков Конт называл метафизику негативным знанием, неточным и бесполезным. Он считал, что позитивная философия должна заниматься систематизацией и классификацией знаний, полученных исключительно методами научного познания. При этом она должна отказаться от поиска метафизических начал, причин и прочих основ, а изучать только реальные факты, полученные эмпирическим путём.

Социология Конта

Именно благодаря Огюсту Конту социология в 1842 году стала самостоятельной наукой. Он же выбрал название для новой дисциплины (хотя изначально автором термина «социология» является французский политик Эмманюэль Сьейес). По мнению Конта, социология, чтобы быть полноценной наукой, должна обладать такими свойствами как:

  • доказательность (то есть, каждый тезис должен быть обоснован реальными фактами);

  • нейтральность (наука не должна продвигать идеи и ценности);

  • свобода от индивидуальных предпочтений (она не должна обслуживать чьи-либо интересы).

Стоит отметить, что социология, будучи изначально свободной и нейтральной наукой, всё же может использоваться политиками и другими деятелями для продвижения своих взглядов и зарабатывания политических дивидендов.

Конт предложил выделять в социологии два направления:

  • социальная статистика – наука о социальной структуре общества и социальных институтах, таких как семья, государство, общество и прочее.

  • социальная динамика – наука о законах развития общества (её идеи нашли отражение в социологическом эволюционизме Герберта Спенсера).

В своём труде «Система позитивной политики» Конт описывает человеческое общество как единый организм, все части которого уникальны и при этом пребывают в равновесии. Этот организм, как и любой другой, непрерывно меняется, развивается и эволюционирует.

Краткая биография О. Конта

Огюст Конт родился 19 января 1798 года в католической семье среднего достатка. Уже в детстве проявились его основные качества – острый ум, жажда знаний и трудолюбие. Благодаря этому он был невероятно успешным учеником, удивляя всех учителей своими познаниями. Однако у него была ещё одна ярко выраженная черта – неуёмная принципиальность, которая часто его подводила. В частности, в 1816 году он был отчислен из Политехнической школы за то, что его рукой было написано коллективное письмо студентов с требованием об отставке одного из преподавателей.