Файл: Оглавление Социологически взгляды Огюста Конта 3 Концепция социального прогресса 12 Социальная стратификация как выражение социального неравенства 22 Список .docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Даже с неоконченным образованием Конт обладал исключительными познаниями в математике, благодаря чему мог зарабатывать репетиторством. Изредка он пытался найти постоянную работу, но его снова подводила принципиальность. К примеру, он устроился секретарём к влиятельному банкиру и политику Казимиру Перье, но не сработался с ним из-за регулярных конфликтов.
С постоянной работой у Конта не складывалось, поэтому помимо математики он начал давать уроки астрономии, которую тоже очень любил. Параллельно он работал над своим «Курсом позитивной философии». Правда, когда курс был готов, он успел дать буквально пару лекций, поскольку из-за сильной интеллектуальной нагрузки весной 1826 года его психика пошатнулась. Он не мог работать и вёл себя крайне агрессивно, в первую очередь, по отношению к своей гражданской жене, вызывавшей у него припадки ревности.
Только к осени 1828 года состояние ученого стабилизировалось, но его репутация к тому моменту довольно сильно пострадала. Поэтому у него снова возникли сложности с трудоустройством. В частности, министр народного просвещения Гизо отказался от старых положительных отзывов о его работах и теперь отзывался о нём как об ограниченном и полоумном фанатике с очень странным видением науки.
Несмотря на то, что 1830-е годы начались для Конта со столь сложных испытаний, именно это десятилетие впоследствии стало для него наиболее продуктивным. В частности, он смог оформить свой «Курс позитивной философии» и издать его в шести томах. В том же десятилетии он сформулировал основные идеи позитивизма, а также издал многие работы, которые впоследствии стали основой для современной социологии.
Благодаря упорному труду, во время которого он не забывал уделять время духовному саморазвитию и самоактуализации, к 1840-м годам Конт сумел восстановить свою репутацию. Его уважали как успешного ученого и философа, а издательства охотно публиковали его труды. Удивительно, что несмотря на свою востребованность, он так и не смог заработать сколь-нибудь приличное состояние.
Умер Конт в 59-летнем возрасте 5 сентября 1857 года. Причиной его смерти стал эмоциональный кризис из-за затяжного конфликта с женой и его самым близким учеником Эмилем Литтре. Незадолго до смерти он сильно заболел, однако потом пошёл на поправку и, казалось, выздоровел. Но после визита Литтре он был взбешён, а через несколько дней умер, предположительно, от инсульта. Многие современные исследователи, изучая его записи, высказывают предположение, что у ученого в последние пару лет жизни возобновились проблемы с психикой, которые и подорвали его здоровье.
-
Концепция социального прогресса
Социальный прогресс – это особый тип развития общества, при котором общество в целом или отдельные его элементы переходят на более высокую ступень, стадию зрелости в соответствии с объективными критериями. Соответственно, социальный регресс означает движение социальных систем по нисходящей линии от более развитых к менее развитым.
Социологами в понятия «социальный прогресс» и «социальный регресс» вкладывается различное содержание. Нередко этими понятиями характеризуется поступательное или нисходящее движение общества. Прогресс рассматривается как синоним развития. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят о прогрессе общества. Если же сумма негативных изменений превышает сумму позитивных, то считают, что имеет место регресс.
Однако понятие «социальный прогресс» чаще всего применяется для оценки направленности общественного развития. Социальным прогрессом в этом смысле называется глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческого общества от низших ступеней к высшим (от состояния дикости к вершинам цивилизации при цивилизационном подходе и от первобытнообщинной формации к коммунистической при формационном подходе). Объективные показатели социального прогресса связываются с совершенствованием орудий труда – других средств производства, постоянно повышающих производительную мощь человека как родового существа.
В этом случае понятие «социальный регресс» не может рассматриваться как полностью соотносительное понятию «социальный прогресс». Дело в том, что большинство социологов полагает, что регресс может быть присущ лишь отдельным сферам общественной жизни. Он может охватить отдельные сферы общественной жизни: производственную, политическую и т.д., поразить отдельные государства, целые цивилизации и формации. Но охватывая отдельные социальные структуры общества, регресс не может распространиться на общество в целом, так как общество в целом, человечество в своем движении, несмотря на все зигзаги, упадки и разрушительные моменты, продолжает развиваться по восходящей линии. Иначе говоря, у общества есть всегда возможности для совершенствования и никакое его идеальное состояние не может рассматриваться в качестве его финальной цели.
Различают постепенный и скачкообразный виды социального прогресса. Первый называется реформистским, второй революционным.
Реформы и революции различаются масштабом, субъектом реализации и своей исторической значимостью. Реформы – частичные усовершенствования каких-либо сфер общественной жизни, ряд постепенных преобразований, не затрагивающих основ существующего социального строя.
Субъектом социальных реформ выступают правящие слои того или иного общества.
Революция – это комплексное изменение всех сторон общественной жизни, преобразующее основы существующего строя. Реформы называются социальными, если они касаются преобразований в тех сферах общественной жизни, которые непосредственно связаны с людьми, отражаются на их уровне и образе жизни, доступе к социальным благам. Примером экономических реформ является знаменитая столыпинская реформа сельского хозяйства (1905-1910 гг.), направленная на существенное ограничение общинного и феодального землевладения и развитие рыночных отношений в сельском хозяйстве. Субъектами социальных революций являются широкие народные массы. Революции носят скачкообразный характер и представляют собой форму перехода общества из одного качественного состояния в другое. Реформы и революции — это различные инструменты общественных преобразований, однако между ними нет непроходимой пропасти. Реформы, как правило, задумываются правящей элитой как одиночный акт или серия последовательных действий, вносящих какое-либо нововведение в общественную жизнь. Они начинаются каким-то законодательным актом и предусматривают проведение серии организационных мероприятий исполнительными органами власти. Но если эти нововведения носят серьезный характер, то в процесс реформ вовлекается все общество. На какой-то стадии правящая элита, и правительство в частности, может потерять контроль над социальным процессом, и реформы постепенно превращаются в революции. Первоначальные частичные изменения приобретают повсеместный характер, захватывают все сферы общественной жизни и превращаются в революцию. Именно таким образом развивалась «перестройка» Горбачева в СССР в 1985-1991 гг. Она началась с мероприятий по «ускорению» и «гласности», направленных на реформирование советского социалистического общества за счет внедрения в него элементов рыночных отношений и западной демократии, а закончилась в 1993 году ликвидацией советской власти, установлением капиталистических производственных отношений. Иначе говоря, капиталистической революцией, изменившей основы существующего строя в СССР, в том числе и распадом самого СССР.
Одним из инструментов движения общества по пути социального прогресса на основе сочетания реформ и революции в современной западной социологии признается модернизация. Термин «модернизация» относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к одному его этапу –современному. В переводе с английского «модернизация» означает осовременивание. Поскольку современный период «Новое время» в человеческой истории датируется с момента зарождения и расцвета капитализма, то суть модернизации связывается с распространением по всему земному шару общественных отношений и ценностей капитализма. Модернизация – это революционный переход от доиндустриального к индустриальному или капиталистическому обществу, осуществляемый путем комплексных реформ, он подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества. Теория модернизации призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов.
Социологи всех школ и направлений рассматривают общество как изменяющуюся систему. Однако при трактовке общественных изменений у представителей различных школ и направлений проявляются существенные различия. Абсолютизация того или иного типа изменений социальных систем породила два методологически различных течения в социологии: социальный эволюционизм и революционизм.
Социальный эволюционизм представляет собой попытку глобального осмысления исторического процесса, как части общего, бесконечно разнообразного и активного процесса эволюции Космоса, планетарной системы, Земли, культуры. Наиболее ярко социальный эволюционизм представлен в системе английского социолога Г. Спенсера. Он разработал наиболее полную схему эволюционного процесса, которая включает в себя несколько принципиальных моментов. Ядро этой схемы составляет дифференциация, которая неизбежна, поскольку всякие конечные однородные системы неустойчивы в силу разных условий для их отдельных частей и неодинакового воздействия разнообразных внешних сил на их различные элементы. По мере возрастания сложности и разнородности в системах ускоряется темп дифференциации, так как каждая дифференцированная часть является не только результатом дифференциации, ной дальнейшим ее источником. Дифференциация, по Спенсеру, предполагает специализацию, разделение функций между частями и отбор наиболее устойчивых структурных соотношений. Эволюционные изменения происходят в направлении повышения гармонизации, структурного и функционального соответствия всех составляющих целого. Следовательно, дифференциация всегда сопровождается интеграцией. Естественным пределом всех эволюционных процессов в этом случае оказывается состояние динамического равновесия, обладающего инерцией самосохранения и способностью адаптации к новым условиям. Эволюция любой системы состоит в повышении и усложнении ее организации. Однако накопление несоответствий и дисгармоний в ходе эволюции может привести к распаду ее собственных произведений.
Социальная эволюция, по мнению Спенсера, составляет часть универсальной эволюции. Она состоит в усложнении форм общественной жизни, их дифференциации и интеграции на новом уровне организации. В социологии Г. Спенсера реализована основная идея социального эволюционизма XIX в. – идея существования исторических стадий человеческого общества, развивающихся от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, использующего искусственно созданную силу, от нечетко интегрированного общества к строго интегрированному.
Значительный вклад в развитие идей социального эволюционизма внес французский социолог Э. Дюркгейм. Именно Э. Дюркгейм впервые развернуто обосновал положение, что разделение труда является причиной и следствием растущего усложнения общества.
Э. Дюркгейм противопоставил два типа общества. На одном полюсе социальной эволюции находятся простые общества с развитым разделением труда и сегментарной структурой, состоящие из однородных и подобных между собой сегментов, на другом – высокосложные общества, представляющие собой систему различных органов, из которых каждый имеет свою специальную роль и которые сами состоят из дифференцированных частей.
Переход из одного общества к другому происходит длительным эволюционным путем, основные пункты которого выглядят следующим образом: 1) в сегментарном обществе растет население; 2) это увеличивает «моральную плотность», многократно умножает общественные отношения, в которые включен каждый человек, и, следовательно, усиливается конкуренция; 3) отсюда возникает угроза сплоченности общества; 4) разделение труда призвано устранить эту угрозу, так как оно сопровождается дифференциацией (функциональной, групповой, ранговой и т. д.) и требует взаимозависимости специализированных индивидов и групп.
Эволюционистские и революционистские теории общества основываются на идее общественного прогресса. Они утверждают возможность направленного развития общества, характеризующегося переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. В одном случае критерием прогресса объявляется усложнение социальной организации общества (Г. Спенсер), в другом – изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Э. Теннис), в третьем — изменения в характере производства и потребления (У. Ростоу и Д. Белл), в четвертом – степень овладения общества стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, и степень освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К. Маркс).