Файл: Детская литература с практикумом по выразительному чтению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 198

Скачиваний: 21

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»
Специальность:

44.02.02 Преподавание в начальных классах


Дисциплина: ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА С ПРАКТИКУМОМ ПО ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ


Практическое занятие 4
Выполнил:

обучающийся Гуманенко Е. И..

группа 191 ПНК-09/22НИ-3

Преподаватель:

Ледовская И.В.

Пермь – 2023

Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.

Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

 

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

1. УМК «Школа России»Л.Ф.Климанова,В.Г.Горецкий,М.В.Голованова


1

 «Теремок», «Курочка Ряба», «Гуси-Лебеди», «Рукавичка», «Петух и Собака», «Каша из топора», «Лиса и журавль».

 Сказки о животных

Волшебные сказки

2

 «Петушок и бобовое зернышко», «У страха глаза велики», «Лиса и Тетерев», «Лиса и Журавль», «Два мороза», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».

 Сказки о животных

Волшебные сказки

3

 «Сказка о жабе и розе»,
«Сказка о потерянном времени», «Серебренное копытце», «Оранжевое горлышко», «Приемыш», «Малыш и Карлсон», «Маленький принц».

 Сказки о животных

Волшебные сказки

4

 «Городок в табакерке», «Аленький цветочек», «Что любит мишка», «Корзина с еловыми шишками», «Елка», «Борбос и жулька», «Выскочка».

 Сказки о животных

Волшебные сказки

2.

1

 «Сказка о царе Салтане», «Волшебное письмо», «Томкины сны», «Пузырь соломинка и лапоть», «Лис и мышонок», «Аисты и лягушка», «Кораблик».

 Сказки о животный

Бытовые сказки

Сказки смешанного типа

2

 «Кот Васька», «Старый гриб», «Уж спаситель», «Плутишка кот», «Журавль и цапля», «Зимовье зверей», «Сказка про Воробья Воробеича и Урша Ершовича».

 Сказки о животный

Бытовые сказки

Сказки смешанного типа

3

 «Снеговик», «Собачье счастье», «Теплый хлеб», «Кошкин дом», «Девочка на шаре», «Зимняя сказка» ,«Умная дочь крестьянина».

 Сказки о животный

Бытовые сказки

Сказки смешанного типа

4

 «Конек горбунок», «Лягушка путешественница», «Дикие лебеди», «Дети года», «Спящая царевна», «Иван царевич и серый волк», «Детство Темы».

 Сказки о животный

Бытовые сказки

Сказки смешанного типа



 

 

 


 

После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

1.      Каково назначение сказок по каждой программе?

УМК»Школа России». Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

УМК «Начальная школа XXIв.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;

научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

Перед чтением сказок о животных желательно напомнить, о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

 

Задание 2. Максимальное количество баллов – 5

 

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);



5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.

 

Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

 

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

  1. Катаев.В.П. «Цветик-семицветик» 4 класс

  2. Смысл сказки »Цветик -семицветик» заключактся в том,что люди иногда бездумно,впустую растрачивают свои возможности,У девочки был шанс чтобы принести счастье себе и другим людям,а в итоге 6 лепестков были потрачены на пустяки.Возврастная категория 8-10 лет.

  3. Замечательная добрая и интересная сказка.Иллюстрации яркие и милые.Текст легко читаем для детей .

  4. В процессе чтения и анализа с учащимися сказки «Цветик-семицветик» привести детей к пониманию вечных ценностей жизни,научить ценить простые человеческие радости.Учить сравнивать и анализировать произведения.Развивать навыки пересказа литературного текста.

  5. Альтернативу сказки «Цветик-семицветик» я могу предложить сказку «Старик Хоттабыч» так как сказка добрая, юморная написана простым языком ,а своим волшебством схожа со сказкой «Цветик-семицветик».

 

Задание 3. Максимальное количество баллов – 3

 

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;


6.      тема, идея сказки.

 

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

-        «Сказка о Мертвой царевне»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о царе Салтане...»;

-        «Сказка о золотом петушке»

-        «Сказка о Медведихе»;

-        «Сказка о рыбаке и рыбке»;

-        «Сказка о попе и работнике его Балде».

 

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.

Сказка А.С.Пушкина о рыбаке и рыбке - это кладезь народной мудрости. В ней представлены такие понятия, как человеческая мораль, осуждение алчности, жадности, властвования. Сказка написана 2 октября 1833 года в период Болдинской осени. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». Фольклорная основа. В сказке есть просторечие и пословицы, сказка напоминает народное творчество. Литературная основа. В сказке есть добро зло и волшебчтво. Сюжет последователен развивается вокруг главного героя.

Главные герои. Старик - положительный герой. Старуха - отрицательный герой. Золотая рыбка - волшебный герой. Основной конфликт сказки заключается в том, что желания старухи не бесконечны, последнее желание стало окончательным. Старуха осталась, как и прежде у разбитого корыта и во всем винила старика. Идея автора показать на примере сказки о том, что человеческой жадности нет предела. Человеку всегда мало, хочется больше и больше но к сожалению в жизни есть эффект бумеранга.

 

Задание 4. Максимальное количество баллов – 3

 

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?

 

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.


  1. В основу повести легли события из жизни Николеньки Иртеньева. Мальчик 10 лет рассказывает о событиях в его жизни.

  2. Повесть «Детство» считается автобиографической, поскольку Толстой вложил в неё собственные детские впечатления, сумел передать атмосферу родного дома и той среды, в которой он рос. Так же, как и герой повести, Толстой в детстве лишился матери, только случилось с ним это совсем в раннем, полуторогодовалом возрасте. Он не помнил мать, однако вложил в образ свои лучшие представления о женщине-матери, её некий священный идеал. Глубокое исследование себя и окружающего мира побудило Толстого написать повесть «Детство», в которой прослеживаются различные этапы становления человека в раннюю пору его жизни, определяющие его путь и судьбу.

  3. Николенька Иртеньев-десятилетний мальчик, отпрыск графского рода. Он умен, раним, чувствителен, горячо привязан к матери. Не очень прилежен в учении, но склонен к рассуждениям, анализу чувств и мыслей. Детство мальчика омрачило горе (смерть матери) это привело к раннему взрослению героя.

  4. Нельзя недооценивать детские впечатления, потому что именно они закладывают фундамент формирования характера, индивидуальности. События раннего детства обязательно повлияют на судьбу в дальнейшем. Толстой уделяет большое внимание духовному развитию личности, так как считает, что это важнейший непрерывный процесс, который берет начало еще в нежном возрасте.

 

Задание 5. Максимальное количество баллов – 3

 

Выполните анализ стихотворения (определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1. Опишите проблему, которая прослеживается в стихотворении.

2. Поясните, какие выразительно-изобразительные средства использует поэт.

 

Перечень произведений для анализа по установленному плану:

-        Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…»;

-        С. Маршак «Снег уже теперь не тот»;

-        М. Ю. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс» (по выбору);

-        А. Фет «Весенний дождь»;

-        В. Брюсов «Детская»;

-        Д. Кедрин «Бабье лето»;

-        Н.А. Некрасов «Не ветер бушует над бором…»;

-        В. Берестов «Хитрые грибы»;

-        А.А. Блок «Ветхая избушка».

 

Письменный ответ необходимо подготовить для проверки в следующем формате: объём печатного текста составляет не более 3 000 знаков с пробелами, формат листа А4, шрифт Times New Roman, 14 кегль, интервал 1,5 пункта, выравнивание текста по ширине листа.