Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН







ТИПОВАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА




ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

для всех специальностей и направлений

высших учебных заведений

(кроме специальности «Физическая культура и спорт»)
8 кредитов


Алматы 2016

Предисловие
1.РАЗРАБОТАНА И ВНЕСЕНА

Казахским национальнымуниверситетом имени аль-Фараби.
2.РЕЦЕНЗЕНТЫ

Кошаев М.Н. - доктор педагогических наук, профессор, Генеральный директор Национального научно-практического центра физической культуры МОН РК, Абдыкадырова Д.Р. - кандидат педагогических наук, доцент, КазГосЖенПУ,

Караваева Е.Л.- доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой физического воспитания Университета НАРХОЗ.
3. СОГЛАСОВАНА И ВВЕДЕНА В ДЕЙСТВИЕ Министерством образования и науки Республики Казахстан 30 июня 2016 г.

4.Типовая учебная программа разработана в соответствии с Типовыми учебными планами по всем специальностям и направлениям высшего образования Республики Казахстан.


5. Рассмотрена на заседании Республиканской учебно-методической секции специальности «Физическая культура и спорт»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физическая культура в высшем учебном заведении является неотъемлемой частью национальной программы по формированию общей и профессиональной культуры личности современного специалиста, системы гуманистического воспитания студентов. В условиях реформирования высшего образования приоритетным направлением в работе по физическому воспитанию является поддержание и укрепление здоровья студентов, формирование у них здорового образа жизни и потребности в физическом самосовершенствовании. Эти направления отражены в важнейших государственных нормативно-правовых документах Республики Казахстан.

«Физическая культура» относится к дисциплинам, реализующим нормы действующих законодательств (Закон "О физической культуре и спорте" от 3 июля 2014 года) и обязательно включается в образовательные программы и учебные планы вузов. «Физическая культура» является обязательным компонентом цикла общеобразовательных дисциплин (ООД), при этом реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов цикла ООД.

Типовая учебная программа дисциплины «Физическая культура» предназначена для руководства в своей деятельности преподавателям и студентам, обучающимся в вузах Республики Казахстан. Программа определяет совместное сотрудничество преподавателя и студента в процессе физического воспитания на всем протяжении обучения в контексте требований к уровню освоения дисциплины.

Программа разработана в соответствии с Типовыми правилами деятельности организаций высшего образования (постановление Правительства РК от 17.05.2013 года № 499) и Государственным общеобязательным стандартом образования соответствующих уровней образования (постановление Правительства РК от 23.08.2012 года № 1080).

Приоритетными положениями данной программы являются: обновленное содержание дисциплины в соответствии с требованиями кредитной технологии обучения; использование компетентностного подхода в обучении; значительное усиление роли физической культуры в развитии человека и подготовке конкурентоспособного специалиста; использование теоретико-методологических основ физической культуры, обобщение и дифференцирование прак­тических умений и навыков для сохранения и укрепления здоровья; ориентация теоретического материала на решение задач по обучению студентов умениям самоподготовки, самосовершенствованию средствами физической культуры; развития профессионально-личностных качеств выпускника.

Место учебной дисциплины «Физическая культура» в системе социально-гуманитарных знаний определяется предметом ее изучения, которым являются системные закономерности и особенности процесса формирования физической культуры личности выпускника, совокупность знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности, достижения ею жизненных и профессиональных целей.

Физическая культура, как учебная дисциплина, основана на теории и методике физического воспитания, тесно взаимосвязана и опирается на такие смежные науки, как анатомия, физиология человека, физиология физических упражнений, гигиена, врачебный контроль, педагогика, психология, биология. Она обеспечивает преемственность учебного процесса с программами физического воспитания учащихся школ и профессиональных учебных заведений.
СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ*

(Основное, подготовительное и специальное учебные отделения)


Название отделений

Курс

Кол-во кредитов

Кол-во недель

Общий объем в часах

В том числе

Средняя недельная нагрузка




Аудит-х/

конт-х с препода

вателем

СРС




Основное отделение

I

4

30

120

120

-

4




II

4

30

120

120

-

4




Итого

8

60

240

240




4

Подготовительное отделение

I

4

30

120

120

-

4

II

4

30

120

120

-

4

Итого

8

60

240

240




4

Специальное отделение

I

4

30

120

120

-

4

II

4

30

120

120

-

4

Итого

8

60

240

240




4


* Занятия по физической культуре не сопровождаются дополнительными часами СРС.

** Один академический час аудиторной работы для занятий физического воспитания равен 100 минутам. Один кредит равен 30 академическим часам.


Спортивное учебное отделение***



Спортивная квалификация

Наполняе­мость учеб­ных групп (человек)

Количе­ство учеб­ных часов в неделю

Количество учебных ча­сов/кредитов в год (не более)

1. Группы спортивного совершенствования

8-15

6-8

360 (12 кредитов)


*Планирование в спортивном учебном отделении осуществляет­ся с учетом спортивной квалификации студентов и видов спорта.

**В группах спортивного отделения могут заниматься одновременно студенты разных курсов и факультетов.

*** Часы проведения занятий в спортивном учебном отделении включаются в учебную нагрузку или 0,5 ставки от должностного оклада преподавателя-тренера.

I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ВВЕДЕНИЕ

1.1.Цель и задачи дисциплины «Физическая культура»

Актуальность физической культуры как вида общей культуры обусловлена тем, что она представляет самостоятельную область, специфический процесс деятельности, средство и способ физиче­ского совершенствования личности.

Целью учебной дисциплины «Физическая культура» в вузе является формирование социально-личностных компетенций студентов, обеспечивающих целевое использование соответствующих средств физической культуры и спорта для сохранения, укрепления здоровья и подготовки к профессиональной деятельности.

В соответствии с требованиями Государственного общеобязательного стандарта образованияк ком­петенциям по дисциплине «Физическая культура» выпускник должен знать:

  • роль физической культуры в развитии человека и подготовке специалиста;

  • основы государственной политики Республики Казахстан в области физической культуры и спорта;

  • теоретико-методологические основы физической культуры и здорового образа жизни;

  • основные достижения Республики Казахстан в области физиче­ской культуры и спорта;

  • гигиенические и организационные основы занятий физической культурой и спортом;

уметь:

  • использовать в жизни практические умения и навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья, развитие и совершен­ствование психофизических способностей и качеств;

  • использовать опыт физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей;

  • применять правила безопасного проведения занятий физическими упражнениями и видами спорта.

Для реализации обозначенной выше цели должны решаться следующие основные задачи:

  • понимание и принятие студентом социальной роли и ценностей физической культуры в профессионально-личностном формировании будущего специалиста;

  • овладение знаниями научно-биологических, методических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

  • формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и видами спорта;

  • использование средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний, психического благополучия, развития и совершенствования качеств и свойств личности;

овладение опытом активной физкультурно-спортивнойдеятельности по освоению ценностей физической культуры.

1.2. Структура содержания учебной дисциплины

Структурирование содержания учебной дисциплины осуществляется посредством выделения в нем укрупненных дидактических единиц (модуль, раздел). Структура содержания учебной дисципли­ны включает: введение; разделы (модули); темы учебных занятий. Изучение дисциплины «Физическая культура» рассчитано на 8 кредитов, состоящих из практических занятий, а так же дополнительных занятий в клубах по интересам и спортивным секциям, что обеспечивает оптимальный двигательный режим студентов в объеме 8-10 часов в неделю.

Часы по курсу физической культуры включаются в сетку часов аудиторной недельной нагрузки студентов не менее 4-х часов в неделю на весь период обучения. При составлении учебного расписания двухразовые занятия в объеме 4 академических часа планируются по 2 контактных часа (0+0+2) равномерно в течение недели. Не разрешается совмещение двух занятий по физической культуре в один день.

Содержание учебной программы основывается на следующих концептуальных позициях:

  • общеобразовательной направленности процесса физического воспитания;

  • интегративности функций физической культуры;

  • системности учебно-воспитательного процесса;

  • профессионально-прикладной направленности физическоговоспитания;

  • нормативном и методическом обеспечение образованности студентов в области физической культуры и спорта;

этапной и итоговой аттестации студентов по физической культуре.

Программный материал по физическому воспитанию базируется на приоритетных компонентах физической культуры, ее материаль­ных и личностных ценностях, формирующих содержательную на­правленность обучения, воспитания и образования студента.

Функции физического воспитания студента, отражаемые в учебной программе, представляют собой ряд методически обоснован­ных аспектов:

организационный, предусматривающий обеспечение реальных условий и возможностей студенту для занятий физическим воспита­нием и спортом в любой, определенной для данного вуза (региона),форме;

преобразовательный, направленный на повышение и укрепление необходимого уровня физического здоровья, физического развития и подготовленности, обеспечивающий формирование профессионально-личностных качеств средствами физической культуры;

образовательный, позволяющий расширить и совершенство­вать знания студентов в сфере физической культуры и спорта, а также использовать полученные знания и умения в профессиональной деятельности и жизни;

  • социальный, роль которого обусловлена первичной и последующимистадиями социализации, позволяющий обеспечить «вхож­дение» студента в систему новых и специфических отношений дляприобретения физкультурных ценностей и формирования физиче­ской культуры;

  • творческий, в результате, которого происходит деятельностное самоопределение личности, приобретение опыта творческой деятельности, развитие индивидуальных способностей на основе положительных отношений к физической культуре.

Сущность общих положений программы состоит в образовании структурных компонентов, наиболее значимых при формировании физической культуры студента.

Организационно-методическая часть программы, как обобщающая организационные и методические формы построения учебного процесса, исходит из общих положений, закономерностей, принци­пов теории и методики физического воспитания и вузовского обра­зования, раскрывает более подробно структуру и содержание учеб­ного материала по следующим позициям:

1. По каждому учебному разделу (модулю) в соответствии с его це­лями и задачами преподавателем (кафедрой) проектируются и реали­зуются определенные педагогические технологии. В числе наиболее перспективных и эффективных современных инновационных образо­вательных систем и технологий, позволяющих реализовать компетентностный подход в учебном процессе по физическому воспитанию, сле­дует выделить: учебно-методические комплексы; вариативные модели блочно-модульные, модульно-рейтинговые, информационные технологии.

2. Содержание типовой учебной программы по физической культу­ре соответствует распределению студентов по четырем учебным от­делениям: основное, подготовительное, специальное (включая груп­пы лечебной физической культуры), спортивное. Распределение студентов в учебные отделения проводятся в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья, физического развития, физической и спортивной подготовленности. Из одного учебного отделения (группы) в другое студенты могут переводиться после окончания учебного года или семестра. Перевод студентов в подготовительное и специальноемедицинские учебные отделения в связи с заболеванием может осуществляться в любое время учебного года.

В основном и подготовительном учебных отделенияхстуденты распределяются в учебные группы общей физической подготовки и группы по видам спорта. Наполняемость учебных групп 15-20 человек. В подготовительную группу распределяются студенты, имеющие низкий уровень физического состояния или некоторые заболевания.

В специальном учебном отделении студенты, отнесенные по данным медицинского обследования, распределяются в специальную медицинскую группу с наполняемостью 8-12 человек или в группу лечебной физической культуры, наполняемостью 5-7 человек.

В спортивном учебном отделении наполняемость групп зависит от вида и спортивной квалификации занимающихся.Учебные группы спортивной специализации по игровым видам спортасоздаются с наполняемостью двойного состава игроков.

Учебные занятия могут проводиться вовне учебное время, часы проведения занятий в спортивном учебном отделении включаются в учебную нагрузку или 0,5 ставки от должностного оклада преподавателя-тренера.

Кафедры физического воспитания испорта вузов, разрабатывают учебные программы по физической культуре на основании типовой программы, с учетом имеющейся материально-технической базы, кадровогопотенциалаи направленности учебного заведения. Учебные программы отражают специфику профиля вуза, специальности,собственных научно-методических предпочтений и профессионального опыта профессорско-преподавательского состава.

1.3. Методы (технологии) обучения

Среди эффективных педагогических методик и технологий, способствующих вовлечению студентов в поиск и управление знания­ми, приобретению опыта самостоятельного решения разнообразных задач, следует выделить:

  • технологии проблемно-модульного обучения;

  • технологии учебно-исследовательской деятельности;

  • коммуникативные технологии(дискуссия, пресс-конференция, учебные дебаты и другие активные формы и методы);

  • метод кейсов (анализ ситуации);

  • игровые технологии, в рамках которых студенты участвуют в деловых, ролевых, имитационных и других играх.

Для управления учебным процессом и организации контрольно-оценочной деятельности педагогам рекомендуется использовать рейтинговые, кредитно-модульные системы оценки учебной и исследовательской деятельности студентов, вариативные модели управляемой самостоятельной работы, учебно-методические комплексы.

Целесообразно внедрять в практику проведения практических за­нятий методики активного обучения, дискуссионные формы, в целях формирования современных социально-личностных и социально-профессиональных компетенций выпускника вуза.

1.4. Диагностика социально-личностных компетенций студентов
Требования к осуществлению диагностики:

  • выявление факта учебных достижений студента с помощью критериально-ориентированных тестов и других средств диагностики;

  • измерение степени соответствия учебных достижений студента требованиям стандарта;

  • оценивание результатов выявления и измерения соответствия учебных достижений студента требованиям стандарта (по шкале оценок).

Шкалы оценок . Оценка учебных достижений студентов, выполняемая поэтапно по учебным отделениям, осуществляется кафедрой в соответствии со шкалой оценок при кредитной технологии обучения(приложение 1).

Критерии оценок. Общая оценка успеваемости по физическому воспитанию студентов на уровне программных требований в своей структуре содержит организационные, общеобразовательные, методические и практиче­ские критерии, т.е. все те, которые составляют сущность учебной программы, ее цели и задачи.

Аттестационные требования и нормативы разрабатываются с учетом учебного отделения, курса обучения.

Критерии успеваемости:

  • организационный- это посещаемость занятий, участие студента в различных спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях, практическое содействие в организации и проведении соревнований и т. д.;

  • общеобразовательный -усвоение студентом физкультурных знаний;

  • методический - оценка методики занятий, индивидуальное освоение студентом и использование в процессе физического вос­питания средств и методов физической культуры и спорта;

  • практический - оценка практической деятельности: выполне­ние контрольных нормативов и «Президентских тестов физической подготовленности», вне­дрение в режим дня студента и его жизненную практику эффектив­ных средств физической культуры, также использование видов и методов контроля своего психофизического состояния.

Основополагающим фактором практического критерия успеваемости является положительная динамика показателей контрольных нормативов физической подготовленности (приложение 2).

Диагностический инструментарий. Для диагностики сформированности компетенций используются следующие основные средства: критериально-ориентированные тесты оценки теоретико-методологического уровня подготовки, контрольные тесты физической подготовленности и физического развития, итоговые результаты спортивной деятельности и другие средства диагностики.

Обязательным условием допуска студента к выполнению аттестационных нормативов является:

  • выполнение требований теоретического раздела программы по семестрам и курсам обучения;

  • регулярность посещения учебных занятий, обеспечивающая необходимый уровень физического и функционального состояния организма;

  • прохождение тестирования физической подготовленности и уровня физического здоровья с целью разработки и внедрения в учебный процесс адекватных состоянию организма физкультурно-оздоровительных программ;

  • формирование умений и навыков в профессионально-прикладной физической подготовке.

Для объективной оценки учебной деятельности студента аттестационные требования дифференцируются следующим образом:

  • теоретический раздел проводится в виде собеседования по темам учебной программы;

  • практический раздел проводится в виде тестирования физической подготовленности по развитию физических качеств и овладению двигательными способностями. К контрольному тестированию физической подготовленности могут быть допущены студенты, прошедшие соответствующую физическую подготовку.

Сроки и порядок выполнения аттестационных требований, контрольных упражнений и нормативов определяются учебным отделом (управлением) вуза совместно с кафедрой физического воспитания и спорта на весь учебный год и утверждается ректором (проректором).

Студенты, освобожденные от занятий на длительный срок (более 1 месяца) и студенты групп лечебной физической культуры, сдают аттестацию на кафедре физического воспитания и спорта на основании следующих нормативных требований теории и практики физического воспитания:

  • оценка уровня теоретических знаний с включением контрольных вопросов по обязательным темам по предмету «Физическая культура»;

  • оценка самостоятельного освоения дополнительной тематики по физической культуре с учетом состояния здоровья студента, показаний и противопоказаний к применению физических упражнений;

  • умение студента проводить функциональные пробы, оценивать собственное физическое развитие и вести дневник самоконтроля (Паспорт здоровья);

  • участие студентов в научно-исследовательской работе кафедры физического воспитания и спорта по проблемам оздоровительной и адаптивной физической культуры.

Аттестационные требования и контрольные нормативы разрабатываются методическим советом (бюро)кафедры, утверждаются заведующим кафедрой и доводятся до сведения студентов на каждом курсе, фа­культете.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2. Содержание учебной дисциплины по учебным отделениям

2.1. Основное учебное отделение
Основное учебное отделение предназначено для студентов основной медицинской группы, имеющих высокий или средний уровни физического и функционального состояния своего организма. Физическое воспитание студентов в основном учебном отделении решает задачи:

  • формирования позитивного отношения, интереса и потребности в занятиях физической культурой и спортом;

  • повышения физического здоровья студента на основе увеличения арсенала двигательных способностей, профессионально-прикладной и методической подготовленности;

  • подготовки и участия в массовых физкультурно-оздоровительных мероприятиях и соревнованиях по видам спорта, предусматривающим широкое вовлечение студентов в активные занятия физической культурой.

Требования к компетентности:


знать:

  • сущность и содержание физической культуры студента;

  • технику безопасности при выполнении физических упражнений;

  • психофизиологические особенности своего организма;

  • критерии диагностики физического состояния:

  • основы методики самостоятельных занятий, контроля и само­контроля при выполнении физических упражнений;

  • содержание физкультурно-оздоровительных программ;

классификацию физических упражнений и видов спорта;

уметь:

  • использовать средства физической культуры в оздоровительных целях и для развития, совершенствования физических качеств и двигательных способно­стей;

  • применять методические подходы к освоению физических упражнений в процессе самостоятельных занятий;

  • участвовать в спортивно-массовых и физкультурно-оздорови­тельных мероприятиях в период обучения и профессиональной дея­тельности;

  • контролировать и оценивать уровень физического здоровья и результатов физкультурно-спортивной деятельности.


2.2 Подготовительное учебное отделение

Подготовительное учебное отделение формируется из числа студентов, имеющих низкий уровень физического состояния (физического развития, физической подготовленности). Учебный процесс в подготовительном учебном отделении направлен на:

  • комплексное использование средств физической культуры и спорта по типу общефизической подготовки;

  • повышение уровня физического и функционального состояния;

  • профилактическое использование средств физической культуры в оздоровительных целях;

  • приобретение студентами дополнительных, необходимых зна­ний по основам психологического, педагогического, врачебного и биологического контроля по методике и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями и «пожизненными» видами спорта.

Требования к компетентности:



знать:

  • сущность и содержание основных оздоровительных программ;

  • технику безопасности при выполнении физических упражнений;

  • психофизические особенности своего организма икритерии, определяющие уровень физического состояния;

  • профилактическую роль и значение физической культуры для сохранения и укрепления здоровья;

  • основы контроля и самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями;

  • основы организации и методики общей физической подготовки;

уметь:

  • использовать средства физического воспитания для коррекциифизического и функционального состояния;

  • составлять комплексы физических упражнений в соответствиис индивидуальными особенностями физической подготовленностии здоровья;

  • использовать физические упражнения для профилактики профессиональных заболеваний;

  • организовывать спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия.


2.3. Специальное учебное отделение

Специальное учебное отделение формируется из числа студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, имеющих патологические отклонения в состоянии здоровья, либо проходящих реабилитацию после перенесенных заболеваний. Комплектование учебных групп специального отделения осуществляется с учетом пола, характера заболеваний студентов, уровня их физического и функционального состояния. Группы комплектуются по следующим нозологическим нормам (группам заболеваний):

группа «А» - студенты с заболеваниями: сердечно-сосудистой системы, крови, нарушениями функций нервной и эндокрин­ной систем, органов зрения, хирургические заболевания, некоторые заболевания системы пищеварения, органов дыхания и мочевыделения: язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма, нефроптоз.

группа «Б» - студенты с заболеваниями органов дыхания и пищеварения,заболевания мочевыделительной системы и гипотоническая болезнь.


группа «В» - студенты, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата и снижение двигательной функции.

В случаях, когда нет возможности формировать группы по общим показаниям и противопоказаниям, возможно формирование групп по физическому развитию или по функциональной подготовленности. Учебный процесс в специальном учебном отделении направлен на:

  • избирательность средств (подбор и дозирование упражнений) сучетом показаний и противопоказаний при заболеваниях студентов;

  • формирование у студентов волевых компонентов, интереса, ак­тивности и объективной потребности в регулярных занятиях физи­ческими упражнениями;

  • принятие и усвоение студентами знаний по методике использования средств физической культуры и спорта в профилактике заболеваний, по контролю физического и функционального состояния организма;

  • укрепление здоровья, коррекцию телосложения и осанки, повышение функциональных возможностей, устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Требования к компетентности:

знать:

  • критерии оценки состояния здоровья;

  • технику безопасности при выполнении физических упражнений;

  • общие закономерности влияния физических нагрузок на организм человека в целом, отдельные органы и системы органов;

  • механизмы адаптации организма к физическим нагрузкам, ком­пенсаторные и приспособительные реакции организма;

  • основные средства физической реабилитации;

  • основы методики самостоятельных занятий физическимиупражнениями с учетом показаний и противопоказаний, соответ­ствующих имеющемуся заболеванию;

  • основы организации соревнований по массовым видам спортаи их судейства;

уметь:

  • применять здоровьесберегающие технологии в личной жизни;

  • использовать средства физического воспитания для профилактики заболеваний и укрепления здоровья;

  • оценить уровень физического развития, физической и функци­ональной подготовленности, физического здоровья;

  • выполнить комплекс физических упражнений профессионально-прикладной направленности с учетом показаний и противопоказаний к применению физических упражнений;

  • организовывать физкультурно-оздоровительное мероприятие по месту практики или работы;

  • оказывать содействие в организации и судействе соревнований.


2.4. Спортивное учебное отделение

Спортивное учебное отделение формируется из числа студентов, показавших хорошую физическую подготовленность, как общую, так и специальную, и не имеющих медицинских противопоказаний к занятиям избранным видом спорта. При распределении в спортив­ное отделение учитываются наличие у студента спортивного разряда или звания, а также его желание заниматься определенным видом спорта и совершенствовать свое спортивное мастерство.

Численность учебных групп спортивного отделения определяется спецификой вида спорта, спортивной квалификацией занимающихся и реальными условиями вуза для проведения учебно-тренировочного процесса. Студенты групп спортивного совершенствования, имею­щие высокую спортивную квалификацию, освобождаются от сдачи контрольных нормативов.

Учебный процесс в спортивном отделении направлен на:

  • соблюдение принципов спортивной тренировки (цикличность, волнообразность, индивидуализация, углубленная специализация, непрерывность тренировочного процесса, единство общей и специ­альной подготовки);

  • повышение уровня спортивного мастерства;

  • приобретение теоретико-методических знаний и практического опыта, необходимых для успешной тренировочной и соревнователь­ной деятельности студента;

  • подготовку студента-спортсмена к спортивным соревнованиям и соревновательной деятельности.

Требования к компетентности:

знать:

  • сущность категорий «спорт высших достижений», «рекреатив­ный спорт», «профессионально-прикладной спорт», «адаптивный спорт», «спортивное соревнование», «спортивное совершенство», «студенческий спорт», «массовый спорт»;

  • правила соревнований по избранному виду спорта;

  • достижения казахстанских спортсменов в данном виде спорта на международной арене;

  • принципы FairPlayи олимпизма, спортивной этики;

  • основы методики самостоятельных занятий и организацииучебно-тренировочного процесса по виду спорта;

  • основы организации соревнований и их судейства;

уметь:

  • владеть техникой и тактикой избранного вида спорта;

  • осуществлять помощь в организации соревнования и судействе;

  • соблюдать соревновательные ритуалы, достойно вести себя вовремя соревнований, учебно-тренировочных занятий:

  • владеть навыками здоровьесбережения;

  • достойно отстаиватьчесть вуза на соревнованиях различногоуровня.