Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
(для всех учебных отделений)
Курс | Название темы (модуля) | Содержание |
I | 1. Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Казахстан | Введение в содержание курса. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов. Техника безопасности. |
2. Основы здорового образа жизни | Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии. Факторы здоровья. Составляющие здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния. Режим труда и отдыха студентов. Гигиена физической культуры. | |
3.Естесвенно-научные основы физического воспитания | Понятие о социально-биологических основах физической культуры. Принцип целостности организма и его взаимосвязь с окружающей средой. Системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварительная и др. Двигательный режим. Физиологическая характеристика утомления и восстановления организма. Классификация физических упражнений. Состояние и показатели тренированности. | |
4.Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма | Характеристика современных оздоровительных систем и средств. Диагностика состояния организма. Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль. Оценка физического развития и физической подготовленности. Определение уровня физического здоровья. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля. Паспорт здоровья. | |
II | 5.Основные методики самостоятельных занятий | Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения. Принципы дозирования физической нагрузки. Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Составление индивидуальных комплексов упражнений. Домашние задания по физической культуре. |
6.Физическая культура и спорт как общественное явление. | Общие положения. Сущность и содержание физической культуры. Общекультурные и специфические функции физической культуры. Структурная характеристика: виды и разновидности. Спорт. Спорт высших достижений, массовый, профессиональный, любительский, студенческий спорт | |
7.Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) | Цель и задачи ППФП студентов. Структурные компоненты ППФП: Виды труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха. Методика подбора средств ППФП студентов. Организация и формы ППФП студентов. Профессиональные знания и практические навыки по физической культуре. | |
8. Физическая культура в научной организации труда | Основные понятия. Производственная физическая культура: цель, задачи. Факторы, влияющие на работоспособность. Динамика работоспособности в режиме дня, недели, года. Умственная и физическая работоспособность: типы изменения и причины. Снятие утомления. Использование «малых форм» физической культуры. Внедрение физической культуры в производственный коллектив. Психорегулирующая тренировка |
Примечание: Теоретический раздел по физическому воспитанию рекомендуется включать по 15 минут в каждое практическое занятие в виде бесед со студентами.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Практические занятия предусматривают освоение знаний, двигательных умений и навыков, формирование у студентов опыта реализации физкультурно-оздоровительных и тренировочных программ.
Учебные(аудиторные) занятия являются основной формой физического воспитания.Учебные занятия состоят из методико-практического и учебно-тренировочного разделов.
Методический раздел практических занятий направлен на: освоение методики подбора физических упражнений и видов спорта; составление комплексов общеразвивающих и специальных упражнений; умение осуществлять контроль и самоконтроль в процессе занятий, страховку и самостраховку; освоение навыков судейства соревнований.
Учебно-тренировочные занятия направлены на: повышение уровня физической подготовленности и развитие физических качеств; освоение техники видов спорта; подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях; освоение и совершенствование навыков профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями специальности.
Внеучебные (внеаудиторные) формы занятия организуются для обеспечения достаточного двигательного режима студентов:
-
физические упражнения в режиме дня (УГГ, атлетические занятия, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках идр.); -
занятия в спортивных секциях, туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и клубах по интересам.
Внеаудиторные занятия обеспечивают поддержание студентами высокого уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы. Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр физического воспитания и спорта.
Формы | Содержание |
Аудиторные занятия в сетке учебного расписания | Теоретические занятия (беседы, методические уроки, консультации), практические (учебные занятия, зачетные соревнования, контрольное тестирование и соревнования по избранному виду спорта) |
Внеаудиторные: внутривузовские спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортивные соревнования по календарю спортивного клуба | Туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоровья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады, студенческие игры, чемпионаты Республики Казахстан, универсиады и т.д., проводимые Национальным научно-практическим центром физической культуры и спорта учащихся и студентов, администрацией вузов, спортивным клубом |
Внеаудиторные: занятия для студентов с низким уровнем физического состояния и студентов специальных медицинских групп | Оздоровительные занятия в режиме дня (УГГ, оздоровительные плавание, терренкур, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.) |
4.1 ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
для групп, занимающихся по общей программе.
(% от общего объема часов на курсе)
Содержание | Курсы | |
1 | II | |
Общая физическая подготовка (развитие физических качеств) | 30 | 20 |
Специальная физическая подготовка | 20 | 20 |
Виды спорта (гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание) | 30 | 35 |
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) | 10 | 15 |
Современные оздоровительные системы | 5 | 5 |
Контроль в процессе занятий физическими упражнениями | 5 | 5 |
Итого: | 100 | 100 |
Для групп, занимающихся по программе избранного вида спорта (курс по выбору)
(% от общего объема часов на курсе)
Содержание | Курсы | |
1 | II | |
Общая физическая подготовка (развитие физических качеств) | 30 | 20 |
Специальная физическая подготовка (по виду спорта) | 20 | 20 |
Технико-тактическая подготовка (по виду спорта) | 30 | 35 |
Участие в соревнованиях и судействе по виду спорта | 10 | 15 |
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) | 5 | 5 |
Контроль в процессе занятий физическими упражнениями | 5 | 5 |
Итого: | 100 | 100 |
ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
При планировании материала практического раздела допускается широкий выбор средств общей и специальной физической подготовки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведения практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способам учета проделанной студентами работы. Рекомендуется использовать следующие средства для развития физических качеств.
Быстрота. Общеразвивающие и специальные упражнения спринтера, стартовые рывки, ускорения, набегания.
Бег: обычный, семенящий, трусцой, поднимая бедро, захлестывая голень и т. п. Контрольные старты: 100 м, 500 м, 1000 м. Бег по виражу, челночный бег и др. Эстафеты.
Выполнение различных упражнений на скорость (элементы гимнастики, подвижных и спортивных игр).
Выносливость. Оздоровительный бег и лыжная подготовка(для вузов северных регионов).Комплексы общих и специальных упражнений средневика, стайера. Освоение техники бега по пересеченной местности. Кроссовая подготовка. Освоение тренировочных программ и методов подготовки для начинающих бегунов. Освоение техники лыжных ходов. Участие в соревнованиях по легкой атлетике и лыжам. Выполнение различных усилий в умеренном темпе продолжительностью до 10-15мин и 18-25 мин.
Гибкость. Общеразвивающие упражнения с предметами и без них с активным и пассивным сопротивлением, широкие махи и т. д. Выполнение упражнений из статических положений с максимальной амплитудой.
Ловкость, координация движений и равновесие. Гимнастические и акробатические упражнения с предметами и без них, характеризующиеся пространственной точностью и быстротой реакции и решением двигательных задач в минимальном временном интервале. Выполнение однотипных и разнотипных упражнений в усложненных условиях. Подвижные и спортивные игры. Комплексные эстафеты (с элементами прыжков, бега, метаний, кувырков и т. д.), имитационные и отвлекающие действия. Общеразвивающие упражнения в ходьбе на носках, на пятках, по гимнастической скамейке (узкой рейке), бревну с различным положением рук. Изометрические упражнения, формирующие статическое равновесие. Совер
шенствование равновесия при катании на лыжах, коньках, езде на велосипеде, роликовых коньках и т. д.
Сила. Общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Упражнения на гимнастических и вспомогательных снарядах. Упражнения в подтягивании и сопротивлении, перенос тяжестей. Выполнение упражнений по методу круговой тренировки.
Элементы тяжелой атлетики. Общеразвивающие и специальные упражнения тяжелоатлета. Комплексы упражнений для основных мышечных групп. Освоение техники силовых движений - толчок, рывок.
Элементы гиревого спорта. Общеразвивающие и специальные упражнения. Освоение техники рывка и жима гири; освоение комплексов упражнений оздоровительно-силовой и тренировочной направленности.
Элементы атлетической гимнастики. Общеразвивающие и специальные комплексы упражнений с предметами (эспандеры, амортизаторы, гантели) и с преодолением собственного веса. Освоение комплексов упражнений индивидуального характера в сочетании с отягощениями. Выполнение упражнений для различных мышечных групп, выполняемых на тренажерах.
ВИДЫ СПОРТА
Гимнастика. Общеразвивающиеупражнения, бег, прыжки и танцевальные элементы, используемые под эмоционально-ритмическую музыку, которая является эффективным средством психоэмоционального переключения на другой вид деятельности.
Упражнения различной длительности, сложности, ритмической структуры, интенсивности. Формы танцевальных упражнений. Самостоятельное освоение выполнения сложных двигательных комплексов под музыкальное сопровождение. Выполнение зачетных и соревновательных ритмо-танцевальных программ.
Атлетическая гимнастика. Упражнения атлетической гимнастики с использованием отягощений для устранения различных дефектов телосложения, а также для укрепления мышц и повышения работоспособности.
Методической основой атлетической гимнастики для всех возрастных групп являются многократные повторения упражнений с малым весом. Особое внимание уделяется упражнениям для развития силы рук.
В занятиях атлетической гимнастикой используют общеразвивающие упражнения: с гантелями; с гирями; с эспандером; с металлической палкой; на тренажерах; со штангой.