Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 127

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



3.ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

(для всех учебных отделений)

Курс

Название темы (модуля)

Содержание

I

1. Физическая культура как учебная дисциплина в системе образования Республики Казахстан

Введение в содержание курса. Организация учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Программа курса. Цель, задачи и формы организации занятий. Учебный процесс в основном, подготовительном, специальном и спортивном отделениях. Зачетные требования и обязанности студентов. Техника безопасности.

2. Основы здорового образа жизни

Здоровье: основные понятия, сущность, содержание, критерии. Факторы здоровья. Составляющие здорового образа жизни. Здоровый стиль жизни. Обеспечение здоровья и самооценка своего состояния. Режим труда и отдыха студентов. Гигиена физической культуры.

3.Естесвенно-научные основы физического воспитания

Понятие о социально-биологических основах физической культуры. Принцип целостности организма и его взаимосвязь с окружающей средой. Системы организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, костно-мышечная, нервная, пищеварительная и др. Двигательный режим. Физиологическая характеристика утомления и восстановления организма. Классификация физических упражнений. Состояние и показатели тренированности.

4.Современные оздоровительные системы и основы контроля физического состояния организма

Характеристика современных оздоровительных систем и средств. Диагностика состояния организма. Врачебный, педагогический контроль и самоконтроль. Оценка физического развития и физической подготовленности. Определение уровня физического здоровья. Дневник самоконтроля. Объективные и субъективные показатели самоконтроля. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля. Паспорт здоровья.

II



5.Основные методики самостоятельных занятий

Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения. Принципы дозирования физической нагрузки. Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. Составление индивидуальных комплексов упражнений. Домашние задания по физической культуре.

6.Физическая культура и спорт как общественное явление.

Общие положения. Сущность и содержание физической культуры. Общекультурные и специфические функции физической культуры. Структурная характеристика: виды и разновидности. Спорт. Спорт высших достижений, массовый, профессиональный, любительский, студенческий спорт

7.Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Цель и задачи ППФП студентов. Структурные компоненты ППФП: Виды труда, условия и характер труда, режим труда и отдыха. Методика подбора средств ППФП студентов. Организация и формы ППФП студентов. Профессиональные знания и практические навыки по физической культуре.

8. Физическая куль­тура в научной ор­ганизации труда

Основные понятия. Производствен­ная физическая культура: цель, задачи. Факторы, влияющие на работоспособность. Динамика ра­ботоспособности в режиме дня, не­дели, года. Умственная и физическая работоспособность: типы изменения и причины. Снятие утомления. Ис­пользование «малых форм» физиче­ской культуры. Внедрение физиче­ской культуры в производственный коллектив. Психорегулирующая тре­нировка



Примечание: Теоретический раздел по физическому воспитанию рекомендуется включать по 15 минут в каждое практическое занятие в виде бесед со студентами.
4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Практические занятия предусматривают освоение знаний, двигательных умений и навыков, формирование у студентов опыта реализации физкультурно-оздоровительных и тренировочных программ.

Учебные(аудиторные) занятия являются основной формой физического воспитания.Учебные занятия состоят из методико-практического и учебно-тренировочного разделов.

Методический раздел практических занятий направлен на: осво­ение методики подбора физических упражнений и видов спорта; составление комплексов общеразвивающих и специальных упраж­нений; умение осуществлять контроль и самоконтроль в процессе занятий, страховку и самостраховку; освоение навыков судейства соревнований.

Учебно-тренировочные занятия направлены на: повышение уров­ня физической подготовленности и развитие физических качеств; освоение техники видов спорта; подготовку студентов к участию в массовых спортивных соревнованиях; освоение и совершенствова­ние навыков профессионально-прикладной подготовки в соответствии с требованиями специальности.

Внеучебные (внеаудиторные) формы занятия организуются для обеспечения достаточного двигательного режима студентов:

  • физические упражнения в режиме дня (УГГ, атлетические занятия, оздоровительные плавание, ходьба, бег, ходьба на лыжах, катание на коньках идр.);

  • занятия в спортивных секциях, туристических клубах, а также оздоровительных, атлетических и клубах по интересам.

Внеаудиторные занятия обеспечивают поддержание студентами высоко­го уровня физической работоспособности и способствуют выполнению требований программы. Руководство, контроль и консультирование всех форм занятий осуществляется профессорско-преподавательским составом кафедр физического воспитания и спорта.


Формы

Содержание

Аудиторные за­нятия в сетке учебного расписа­ния

Теоретические занятия (беседы, методические уроки, консульта­ции), практические (учебные за­нятия, зачетные соревнования, контрольное тестирование и со­ревнования по избранному виду спорта)

Внеаудиторные: внутривузовские спортивно-мас­совые, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спортив­ные соревнования по календарю спортивного клуба

Туристские походы, спортивные праздники, вечера, «Дни здоро­вья», показательные выступления, внутривузовские спартакиады, студенческие игры, чемпионаты Республики Казахстан, универсиа­ды и т.д., проводимые Национальным научно-практическим центром физической культуры и спорта учащихся и студентов, администрацией вузов, спортивным клубом

Внеаудиторные: занятия для сту­дентов с низким уровнем физиче­ского состояния и студентов спе­циальных медицинских групп

Оздоровительные занятия в режиме дня (УГГ, оздоровительные плавание, терренкур, ходьба на лыжах, катание на коньках и др.)


4.1 ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ОСНОВНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

для групп, занимающихся по общей программе.

(% от общего объема часов на курсе)

Содержание

Курсы

1

II

Общая физическая подготовка (развитие физических качеств)

30

20

Специальная физическая подготовка

20

20

Виды спорта (гимнастика, атлетическая гимнастика, спортивные и подвижные игры, легкая атлетика, лыжный спорт, плавание)

30

35

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

10

15

Современные оздоровительные системы

5

5

Контроль в процессе занятий физическими

упражнениями

5

5

Итого:

100

100


Для групп, занимающихся по программе избранного вида спорта (курс по выбору)

(% от общего объема часов на курсе)

Содержание


Курсы

1

II

Общая физическая подготовка (развитие физических качеств)

30

20

Специальная физическая подготовка (по виду спорта)

20

20

Технико-тактическая подготовка (по виду спорта)

30

35

Участие в соревнованиях и судействе по виду спорта

10

15

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

5

5

Контроль в процессе занятий физическими

упражнениями

5

5

Итого:

100

100



ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

При планировании материала практического раздела допускается широкий выбор средств общей и специальной физической подготов­ки, оздоровительных упражнений и их комплексов. Формы проведе­ния практических занятий могут быть различными по организации и методическому обеспечению, по совокупности средств и методов, по месту проведения и способам учета проделанной студентами ра­боты. Рекомендуется использовать следующие средства для разви­тия физических качеств.

Быстрота. Общеразвивающие и специальные упражнения сприн­тера, стартовые рывки, ускорения, набегания.

Бег: обычный, семенящий, трусцой, поднимая бедро, захлесты­вая голень и т. п. Контрольные старты: 100 м, 500 м, 1000 м. Бег по виражу, челночный бег и др. Эстафеты.

Выполнение различных упражнений на скорость (элементы гим­настики, подвижных и спортивных игр).

Выносливость. Оздоровительный бег и лыжная подготовка(для вузов северных регионов).Ком­плексы общих и специальных упражнений средневика, стайера. Освоение техники бега по пересеченной местности. Кроссовая подготовка. Освоение тренировочных программ и методов подготовки для начи­нающих бегунов. Освоение техники лыжных ходов. Участие в сорев­нованиях по легкой атлетике и лыжам. Выполнение различных усилий в умеренном темпе продолжительностью до 10-15мин и 18-25 мин.

Гибкость. Общеразвивающие упражнения с предметами и без них с активным и пассивным сопротивлением, широкие махи и т. д. Выполнение упражнений из статических положений с максималь­ной амплитудой.

Ловкость, координация движений и равновесие. Гимнастиче­ские и акробатические упражнения с предметами и без них, харак­теризующиеся пространственной точностью и быстротой реакции и решением двигательных задач в минимальном временном интерва­ле. Выполнение однотипных и разнотипных упражнений в услож­ненных условиях. Подвижные и спортивные игры. Комплексные эстафеты (с элементами прыжков, бега, метаний, кувырков и т. д.), имитационные и отвлекающие действия. Общеразвивающие упраж­нения в ходьбе на носках, на пятках, по гимнастической скамейке (узкой рейке), бревну с различным положением рук. Изометриче­ские упражнения, формирующие статическое равновесие. Совер­
шенствование равновесия при катании на лыжах, коньках, езде на велосипеде, роликовых коньках и т. д.

Сила. Общеразвивающие упражнения с предметами и без пред­метов. Упражнения на гимнастических и вспомогательных снарядах. Упражнения в подтягивании и сопротивлении, перенос тяжестей. Выполнение упражнений по методу круговой тренировки.

Элементы тяжелой атлетики. Общеразвивающие и специальные упражнения тяжелоатлета. Комплексы упражнений для основных мы­шечных групп. Освоение техники силовых движений - толчок, рывок.

Элементы гиревого спорта. Общеразвивающие и специальные упражнения. Освоение техники рывка и жима гири; освоение ком­плексов упражнений оздоровительно-силовой и тренировочной на­правленности.

Элементы атлетической гимнастики. Общеразвивающие и спе­циальные комплексы упражнений с предметами (эспандеры, амор­тизаторы, гантели) и с преодолением собственного веса. Освоение комплексов упражнений индивидуального характера в сочетании с отягощениями. Выполнение упражнений для различных мышеч­ных групп, выполняемых на тренажерах.

ВИДЫ СПОРТА

Гимнастика. Общеразвивающиеупражнения, бег, прыжки и тан­цевальные элементы, используемые под эмоционально-ритмическую музыку, которая является эффективным средством психоэмоцио­нального переключения на другой вид деятельности.

Упражнения различной длительности, сложности, ритмической структуры, интенсивности. Формы танцевальных упражнений. Са­мостоятельное освоение выполнения сложных двигательных ком­плексов под музыкальное сопровождение. Выполнение зачетных и соревновательных ритмо-танцевальных программ.

Атлетическая гимнастика. Упражнения атлетической гимна­стики с использованием отягощений для устранения различных де­фектов телосложения, а также для укрепления мышц и повышения работоспособности.

Методической основой атлетической гимнастики для всех воз­растных групп являются многократные повторения упражнений с малым весом. Особое внимание уделяется упражнениям для раз­вития силы рук.

В занятиях атлетической гимнастикой используют общеразвива­ющие упражнения: с гантелями; с гирями; с эспандером; с металли­ческой палкой; на тренажерах; со штангой.