Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Спортивные и подвижные игры. Теоретические сведения: история развития и правила соревнований. Общеразвивающие и специальные упраж­нения игровика. Освоение и совершенствование элементов техники баскетбола, волейбола, футбола. Основные приемы овла­дения и управления мячом, тренировка в парах, тройках. Эстафеты, имитационные и отвлекающие действия, финты. Игры в не равночисленных составах. Товарищеские, контрольные двусторонние игры. Участие в соревнованиях.

Баскетбол. Стойка, повороты, вышагивание, передвижение, ве­дение, передачи, броски. Обучение техническим и тактическим дей­ствиям. Ловля и передача мяча (одного, двух) на месте и в движении. Ведение мяча на месте и с передвижением вперед. Броски с различ­ных точек и после двойного шага. Командная игра.

Ловля и передача мяча. На месте (одного, двух), с передвижением вперед, при встречном движении, с сопротивлением.

Ведение мяча. Ведение мяча (одним, двумя) шагом, бегом, с по­воротами. Ловля и передачи мяча (одного, двух) на месте, с передви­жением вперед, при встречном движении, с сопротивлением.

Броски мяча по кольцу. Бросок мяча двумя руками от груди и одной рукой от плеча (на месте, с точек). Бросок мяча по кольцу по­сле двойного шага (правой и левой рукой). Штрафные броски, бро­ски в прыжке.

Волейбол.Стойка и передвижение. Прием и передача мяча на ме­сте и с передвижением (вперед, назад, влево, вправо).

Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя (одной) руками с места и в движении. Прием мяча: сверху, снизу, на месте и с пере­движением вперед, назад, влево и вправо.

Подачи мяча: боковая, нижняя, верхняя прямая, через сетку, в зоны. Прием мяча после подачи. Страховка. Командная игра.

Футбол.Передача мяча ногой (левой, правой) партнеру на месте и спередвижением (вперед, назад, влево, вправо). Удары мяча ногой (правой, левой) с последующим попаданием в ворота. Командная игра.

Перемещения футболиста. Упражнения в виде ходьбы, медлен­ного бега, бега с ускорением, бега спиной вперед. Быстрая смена игровых ситуаций, предельно быстрого бега с места, ускорения, бега приставными шагами; движения в различных направлениях по пря­
мой, по дуге, в противоположную сторону, зигзагом и т. д.

Удары по мячу составляют основу техники игры в футбол. При помощи ударов ногой игроки передают мяч партнеру, бьют по во­ротам, осуществляют ведение мяча и другие действия.

Приемы мяча осуществляются подошвой, внутренней и внешней стороной стопы, бедром, подъемом, носком, грудью и головой, бе­дром, грудью, головой.

Ведение мяча осуществляется последовательными толчками внешней или внутренней частью подъема, внутренней стороной, се­рединой подъема или носком, одной или поочередно то правой, то левой ногой.

Отбор мяча. При отборе мяча необходимо приблизиться к игро­ку, владеющему мячом, и, когда он потеряет контроль над мячом, послать ногу навстречу мячу. Упражнения в парах, тройках.

Приемы игры вратаря. В ходе игры вратарь почти не стоит на месте: он ловит мяч, отбивает его, защищая ворота, бросает пойман­ный мяч на поле или ведет его ногой.

Подвижные игры. Примерные подвижные игры: «Метко в цель», метание «тарелок»», «Охотники и зайцы», «Передал-садись», «Подвижная мишень», «Успей точно передать», «Сбей мяч», «Попади в круг», «Кто дальше», «Метко в ворота», «Точная передача», «Обведи и забей мяч в ворота», «Футбольный слалом», «За мячом», «Поймай мяч», «Мяч водящему», «Жонглиро­вание двух мячей», «Мяч в воздухе»,а также казахские национальные игры:“Ақсүйек”, “Қармақ”, “Үйрек ату”, Көмбеден доп шығару”, “Аң аулау”, “Таяқ жүгірту”, “Садақ ату”, “Қақпа тас”, “Қарагие”и др.

Легкая атлетика. Теоретические сведения: история развития и правила соревнований. Общеразвивающие и специальные упражне­ния спринтера, различные стартовые рывки и ускорения.

Бег. Семенящий, поднимая бедро, захлестывая голень и т. п. Ком­плексы общих и специальных упражнений средневика-стайера. Бег по пересеченной местности. Кроссовая подготовка. Контрольные старты: 100м, 500м, 1000м. Бег на вираже, челночный бег и др. Ускорения на отрезках. Эстафеты. Подвижные игры.

Метания. Общеразвивающие и специальные упражнения метате­ля. Освоение техники метаний легкоатлетических снарядов. Упраж­нения с набивными мячами и другими приспособлениями для раз­вития общей и специальной силы метателя.



Прыжки. Общеразвивающие и специальные упражнения пры­гуна. Упражнения с элементами прыжков различными способами. Техника прыжков (в длину с места, с разбега). Освоение индивидуа­лизированных комплексов прыжковых упражнений. Понятие о тре­нировочном эффекте физических нагрузок. Многоскоки (тройной, пятерной и др.).

Лыжный спорт. Теоретические сведения: история развития и правила соревнований. Выполнение строевых команд на лыжах, пе­редвижение с лыжами и на лыжах различными способами на учеб­ной площадке и на учебной лыжне. Преодоление подъемов и спу­сков, торможение и повороты на месте и в движении.

Техника передвижения на лыжах по пересеченной местности. Прохождение дистанции в медленном и среднем темпах на время. Эстафеты на лыжах. Изучение техники различных шагов.

Ступающий шаг. Передвижение ступающим шагом является средством для развития «чувства лыж», «чувства снега». Передви­жение ступающим шагом является своего рода подводящим упраж­нением к обучению скользящему шагу. Ступающий шаг - это ходьба на лыжах с поочередным приподниманием носков лыж, при этом за­дний конец лыжи прижимается к снегу, туловище несколько накло­нено вперед.

Скользящий шаг. Скользящий шаг является основным элементом в технике всех лыжных ходов. При ходьбе этим шагом лыжник от­талкивается поочередно то левой, то правой ногой.

Попеременный двушажныйход.В каждом действии этим спосо­бом выполняется два скользящих шага (правой и левой ногой).

Плавание. Теоретические сведения: история развития и правила соревнований. Общеразвивающие и специальные упражнения плов­ца. Освоение техники основных способов плавания (брасс, кроль).Формирование навыков поведения на воде. Удержание на воде в экстремальных ситуациях, погружение, всплытие, приемы оказания помощи и способы поведения при спасении утопающих. Приемы преодоления водных преград. Освоение тренировочных программ в избранном стиле плавания, в оздоровительном и тренировочном режиме. Прыжки в воду с бортика, трамплина, вышки.

Упражнения на суше. Комплекс общеразвивающих упражнений пловца. Рывковые движения рук в стороны, вверх. Круговые одно­
временные движения рук назад, вперед. Круговые попеременные движения рук назад. Круговые разнонаправленные движения. Вы­полнение имитационных движений гребка руками способом: «кроль на спине», «кроль на груди», «брасс».

Работа рук. Выполнение гребков в воде (только левой рукой, затем только правой рукой, одновременно двумя руками), используя для поддержания ног доски, надувные круги и т. п.

Работа ног. В воде, лежа на груди взявшись руками за бортик движения ног способом «кроль на спине», «кроль на груди», «брасс». Выполнение движений ног в воде при держании доски руками (в по­ложении лежа на груди и на спине) «кроль на спине», «кроль на гру­ди», «брасс». Согласованность в работе рук, ног и дыхания.

Подготовительные упражнениядля освоения с водой. Упраж­нения для обучения элементам техники плавания способом «кроль на груди» и «кроль на спине» для не умеющих плавать. Согласова­ние элементов дыхания с элементами техники. Совершенствование техники избранного способа плавания: плавание с помощью одних ног, доски, с различным положением рук и задержкой дыхания. Обу­чение технике поворотов. Прикладное плавание. Ныряние. Приемы спасания тонущего.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Цель ППФП- психофизическая готовность и профессиональная физическая пригодность к успешной деятельности.

Отличительной чертой ППФП студентов следует считать ее предварительное влияние на будущего специалиста без постоянной про­верки уровня специальной физической подготовленности в реаль­ных условиях.

Задачи ППФПопределяются особенностями будущей профессии и сводятся к следующему:

  • формированию специальных знаний, освоению прикладныхумений и навыков;

  • воспитанию и совершенствованию профессионально-личностных качеств средствами физической культуры;

  • воспитанию специальных прикладных психофизических ка­честв для успешной реализации учебно-тренировочных и физкуль­турно-оздоровительных программ в жизнедеятельности.

Средства ППФПможно группировать в следующем порядке:

  • прикладные физические упражнения и отдельные элементыразличных видов спорта;

  • прикладные (приоритетные для специальной физической под­готовленности) виды спорта (целостное использование);

  • вспомогательные виды спорта, дополняющие учебный процесс по разделу ППФП;

  • гигиенические факторы.


СОВРЕМЕННЫЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Дыхательная гимнастика. Регулирование процессов дыха­ния. Специальные дыхательные упражнения. Система дыхания по А.Стрельниковой, К. Бутейко, К. Динейки и др.

Релаксационная гимнастика. Особенность релаксационной гимнастики заключается в сочетании физических упражнений с расслаблением.

Ритмическая гимнастика. Разновидность гимнастики, основ­ным содержанием которой являются общеразвивающие упраж­нения, бег, прыжки и танцевальные элементы, используемые под эмоционально-ритмическую музыку. Ритмическую гимнастику це­лесообразно включать во все формы оздоровительной физической культуры. В ритмической гимнастике используют общеразвивающие упражнения: на осанку; на равновесие; с гимнастическими палками; с резиновыми и набивными мячами; упражнения, выполняемые из различных исходных положений.

Аэробика (от греч.аэро - воздух, биос - жизнь). Система упраж­нений из циклических видов спорта, связанных с проявлением вы­носливости (ходьба, бег, плавание и т. п.) и направленная на по­вышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Калланетика. Программа из 30 упражнений для женщин, вы­полняемых в основном в изометрическом режиме и вызывающих активность глубоко расположенных мышечных групп. Комплекс упражнений состоит из четырех частей.

Фитнесс. Общий фитнесс, физический и спортивно-ориенти­рованный. Средства фитнесса: виды аэробной направленности (ходьба, бег трусцой, плавание, езда на велосипеде, подвижные игры); гимнастические упражнения (наклоны, повороты туловища, вращения, упоры, седы, махи); упражнения циклического характера (на тредбане, велотренажере и других устройствах); силовые упраж­нения (с отягощением, со снарядами, с эластичными предметами, с сопротивлением партнера); упражнения на растягивание; упражне­ния релаксации и рекреации.

Шейпинг (от лат. shaping- придавать форму, формировать). На­учно обоснованная система оздоровительной физической культуры для девушек и женщин, направленная на коррекцию фигуры и улуч­шения функционального состояния организма. Его суть состоит в сочетание аэробики с атлетической гимнастикой.