Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 129
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Противопоказаны в период обострения и выполняемые с ограничениями в стадии ремиссии: при сколиозе ограничивают упражнения с сопротивлением, которые могут способствовать сближению крайних точек дуги искривленного позвоночника; упражнения, выполняемые с чрезмерным напряжением. К упражнениям ограниченного и противопоказанного применения относятся также: круговые движения туловищем и тазом, скрестные движения руками спереди и ногами в упоре сидя сзади; скручивание туловища с наклоном вперед, назад и в стороны; скрестные шаги; попеременные движения ногами и руками. Ограничения в занятиях физическими упражнениями зависят от локализации и тяжести повреждения органов движения.
При наличии артрита нижних конечностей физические упражнения выполняются преимущественно в положении сидя и лежа, исключая исходные положения с опорой на больной сустав. Избегать чрезмерных напряжений. Студентам, имеющим в анамнезе пояснично-крестцовый радикулит, остеохондроз, противопоказаны резкие движения, наклоны в безопорном положении. При плоскостопии следует исключать отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя и при развернутых стопах. На начальных этапах занятий исключаются статические нагрузки.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Для преподавателей
основная:
-
Арещенко А.И., Ломоносова Т.С., Рахимбаева Г.Х. Технология учебного процесса физического воспитания в специальном учебном отделении: Учебное пособие. – Алматы: Қазақуниверситеті, 2000. -
Арещенко А.И., Рахимбаева Г.Х., Семенова Е.Г. Лечебная физическая культура при сколиозах: Учебно-методическое пособие. – Алматы: Қазақуниверситеті, 2000. -
Бойченко С. Д.Классическая теория физической культуры. Введение. Методология. Следствия / С. Д. Бойченко, И. В. Вельский. - Минск, 2002. -
Иванов Г.Д., Кульназаров А.К. Физическое воспитание студентов: учебник. – Алматы, 2002. -
Матвеев Л. Л. Теория и методика физической культуры: учеб.для высших специальных физкультурных учебных заведений / Л. П. Матвеев. - СПб.;
М, 2004. -
Основы знаний для самостоятельных занятий физической культурой студентов с отклонениями в состоянии здоровья: учеб. - метод. пособие/ И.И. Лосева (и др.); под общ. ред. И.И Лосевой. - Минск, 2005. -
Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина.-М., 2003. -
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитании и спорта:
учеб.пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд.,испр. и доп. - М., 2002. -
Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура/ А. Г.Фурманов,
М.Б. Юспа.- Минск, 2003.
дополнительная:
-
Глазько Т. А. Физическое воспитаниеучащейся молодежи: учеб.пособие
для занятий по физическому воспитанию в вузах, ссузах, ПТУ / Т. А. Глазько, Р. И. Купчинов, В. М. Михаленя. -Минск, 1995. -
Желобкович М. П. Дифференцированный и индивидуальный подходы к построению и организации физического воспитания студенческой молодежи: учеб.пособие / М. П. Желобкович, Т. А. Глазько, Р. И. Купчинов. - Минск, 1997. -
Колос В. М. Планирование учебного процесса по физическому воспитанию
в высших учебных заведениях / В. М. Колос, Т. Н. Шестакова. - Минск, 1992. -
Лечебная физическая культура: учеб. для ин-товфиз.культуры / под. ред.проф. С. Н. Попова. - М., 1998. -
Приходько В. В. Непрофессиональное физкультурноеобразование: учеб.
пособие для студентов, аспирантов, слушателей ФУС и ФПК ГЦОЛИФКа /
В. В. Приходько. -М., 1991. -
Теория и методика физической культуры: словарь-справочник / сост.
А. Л. Смотрицкий. - 2-е изд., перераб. и доп. Минск, 2006.
Для студентов:
основная:
-
Кулинкович Е. К. Здоровый образ жизни как веление времени: метод.пособие / Е. К. Кулинкович. - Минск, 1998. -
Купчинов Р. И.Формирование здорового образа жизни студенческой молодежью: учеб.пособие / Р. И. Купчинов. - Минск, 2004. -
Лечебная физическая культура: Учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений / С.Н.Попов, Н.М. Валеев, Т.С. Гарасеева и др.; под ред. С.Н. Попова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. -
Основы знаний для самостоятельных занятий физической культурой студентов с отклонениями в состоянии здоровья: учеб.-метод, пособие / И. И. Лосева [и др.]; под общ. ред. И. И. Лосевой, - Минск, 2005. -
Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учеб. для высших специальных физкультурных учебных заведений . - СПб.; М.. 2004. -
Разницын А. Врачебный контроль за физическим воспитанием и состоянием здоровья студентов / д. В. Разницын. - Гродно, 2002. -
Таранова А.В., Давлетшина Л.Н. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов пищеварения: Учебное пособие. - Алматы: Қазақуниверситеті, 2005. -
Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта:учеб.пособие для студентов вузов / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - 2-е изд.,испр. и доп. - М, 2002.
дополнительная:
1. Белякова Р. П. Педагогический и медицинский контроль физического воспитания учащихся: пособие для преподавателей физической культуры и медицинских работников учебных заведений / Р Н. Белякова, Г. А. Боник. И. Л. Мо-тевич. -Минск, 2004.
2. Дащинский А. К. Методы оценки уровня здоровья и эффективностифизкультурно-оздоровительных занятий лиц зрелого возраста: метод, пособие /Л. К. Дащинский. - Минск, 1999.
3.ДубровскийВ. Спортивнаямедицина; учеб.для студентов вузов/В. И. Дубровский. - М.; 1998.
4. Фурманов А. Г. Оздоровительная физическая культура/А.Г. Фурманов, М.Б. Юспа. - Минск, 2003.
5. Основы знаний для самостоятельных занятий физической культурой студентовс отклонениями в состоянии здоровья: учеб.-метод. пособие / И. И. Лосева [и др.]; под общ. ред. И. И. Лосевой. - Минск, 2005.
ГЛОССАРИЙ
Внеурочные формы физической культуры - занятия физическими упражнениями и спортивные мероприятия, организуемые в дополнение к урочным формам, преимущественно в свободное от учебы время.
Здоровый образ жизни отношение человека к собственной жизнедеятельности, обеспечивающее использование всех форм и факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Кредитная технология обучения - обучение на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимся последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения объема учебной работы обучающегося и преподавателя.
Кредит (Credit, Credit-hour) - унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной контактной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. Академический час равен 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских) занятий или 1,5 контактных часов (75 минутам) студийных занятий или 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физического воспитания.
Компетенция - знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач.
Компетентность выпускника вуза - выраженная способность применять знания и умения.
Массовый спорт (спорт для всех) - соревновательная форма физической культуры, преимущественно ориентированная на повышение эмоциональности занятий физическими упражнениями. Применительно к вузу - спартакиада факультетов, массовые кроссы, турниры и т. д.
Основное учебное отделение состав студентов, не имеющих ограничений по состоянию здоровья (основная медицинская группа).
Подготовительное учебное отделение - состав студентов, не имеющих ограничений по состоянию здоровья, но имеющих низкий уровень физической подготовленности или физического развития.
Профессионально-прикладная физическая культура - социальный опыт использования потенциала физической культуры в целях повышения эффективности профессиональной деятельности. Реализуется в формах профессионально-прикладной физической подготовки (обеспечение должного уровня личной физической и функциональной готовности к конкретному виду профессионально-трудовой деятельности) и профессиональной физической культуры специалиста (обеспечение должного уровня готовности специалиста -врача, педагога и т. д.), которая позволяет использовать потенциал физической культуры в своей профессиональной деятельности -профессиональной компетенции.
Специальное учебное отделение - состав студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья и ограничения по физическим нагрузкам (специальная медицинская группа).
Спорт - социально-культурная деятельность, осуществляемая в форме соревнований и подготовки к участию в соревнованиях.
Спорт высших достижений — система подготовки и участия в соревнованиях, ориентированная на достижение высших результатов (рекордов) и победы на международной спортивной арене, применительно для студенческого спорта - Всемирная универсиада, чемпионаты мира среди студентов и т. д.
Спортивное учебное отделение - состав студентов, имеющих высокую физическую и технико-тактическую подготовку в избранном виде спорта.
Технология (педагогическая) - это проект последовательно осуществляемой деятельности педагога и обучающихся, направленной на реализацию целей образования и обеспечивающей достижение
прогнозируемых результатов. Основными характеристиками образовательных технологий выступают:
-
в основе технологии лежат ценностные ориентации и целевые установки автора (разработчиков), соответствующие прогнозируемым результатам обучения и воспитания; -
реализация технологии включает последовательно разворачиваемую систему операций и действий педагога и обучающихся, соответствующих поставленным целям - результатам, а также диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности; -
технология является воспроизводимой в массовой педагогической практике с учетом индивидуального стиля педагога.
Технологии образовательные, способствующие более эффективному формированию у студентов компетенций - это такие технологии, которые обеспечивают вовлеченность студентов в поиск иуправление знаниями, приобретение опыта самостоятельного решения разнообразных задач.
Урочные формы физической культуры - учебно-тренировочные, лекционные, методические занятия, предусмотренные учебной программой и рабочими планами по предмету физическая культура.
Физическая культура - составная часть общей культуры, сфера социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, совершенствования его двигательной активности, направленная на укрепление его здоровья и способствующая гармоничному развитию личности.
Физическая культура - учебная дисциплина, предметом изучения которой является система знаний, умений и навыков физкультурно-оздоровительной деятельности в интересах укрепления физических и духовных сил личности; достижения его жизненных и профессиональных целей.
Физическая культура адаптивная — использование потенциала физической культуры в целях восстановления или компенсации временно (ЛФК) или постоянно (инвалиды) утраченных физических или ослабленных функций и физических способностей.
Физическая культура личности -это органическое единство физкультурно-оздоровительных или спортивных занятий, необходимых