Файл: Учебная программа физическая культура для всех специальностей и направлений высших учебных заведений.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Должную массу тела можно рассчитать по формуле:

Мд1+L - К2,

где L - длина тела, см;К1 - 0,83 (астеники), 0,74 (нормостеники), 0,89 (гиперстеники);К2 = 80 (астеники), 60 (нормостеники), 75 (гиперстеники).

Тип телосложения определяют по результатам измерения окруж­ности запястья рабочей руки: у нормостеников она равна 16,0-18,5 см, у астеников - меньше 16,0 см, а у гиперстеников - больше 18,5 см.

Синяков А. Ф. предлагает формулы для расчета должной массы тела взрослых людей с учетом их роста и ширины грудной клетки

для мужчин:

Мд1 = 0,83Р - 80,

Мд2 = 0,74Р - 60,

Мд3 = 0,89Р - 75,

для женщин:

Мд1 = 0,72Р - 62;

Мд2 = 0,73Р - 60,

Мд3 = 0,69Р - 48,

где Мд1, Mд2, Мд3 - должная масса тела соответственно при узкой, нормальной и широкой грудной клетке, кг;Р - рост стоя, см.

О ширине грудной клетки судят по индексу пропорциональности ее развития, который вычисляют как отношение окружности грудной клетки в состоянии дыхательной паузы к длине тела умноженное на 100 %. Индекс в пределах 50-55 % указывает на нормальное развитие грудной клетки, при значении индекса 49 % и менее ее считают узкой, значение 56 % и более характерно для широкой грудной клетки.

Индекс Эрисмана (показатель пропорциональности развития грудной клетки) определяют по формуле: ИЭ=Т- Р,

2

где Т - окружность грудной клетки в паузе, см; Р - рост, см.

Средний показатель ИЭ для мужчин +5,8 см и +3,3 см для жен­щин. Если разность равна или превышает указанные значения, то это хорошее развитие грудной клетки, если она ниже или имеет от­рицательное значение, то это свидетельствует об узкогрудии.

Индекс Пинье (показатель крепости телосложения) рассчитыва­ют по формуле:

ИПе = Р - (Т + М),

где Р - рост, см;Т - окружность грудной клетки, см; М - масса, кг.


ИПе< 10 указывает на крепкое, от 10 до 20 - на хорошее, от 21 до 25 - на среднее, от 26 до 35 - на слабое, более 36 - на очень слабое телосложение.

Жизненный индекс: ЖИ =ЖЕЛ ,

М

где ЖЕЛ - жизненная емкость легких, мл; М - масса тела, кг.

Среднее значение ЖИ для мужчин 65-70 мл/кг, для женщин - 55-60 мл/кг, для спортсменов - 75-80 мл/кг, для спортсменок - 65- 70 мл/кг.

Показатель пропорциональности физического развития:

ПФ= Р –Рс + 100,

м

где Р–длина тела стоя, см; Рс- длина тела сидя, см; М - масса, кг.

Значение показателя позволяет судить о длине ног относительно длины туловища: меньше 87 % - малая длина, 87-92 % - пропорцио­нальное физическое развитие, более 92 % - длина ног выше средней.

Силовой индекс: СИ = МСК+100

м

где МСК - мышечная сила кисти, кг; М - масса тела, кг.

Абсолютная МСК в среднем составляет 65-80 % от массы тела у мужчин и 48-50 % - у женщин.

Приложение 4

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ

К ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ А, Б и В

Группа А

Показаны физические упражнения: общеразвивающие упраж­нения навоздухе, ходьба и бег в медленном и среднем темпах, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, гребля, плавание в сочетании с дыха­тельными упражнениями с учетом реакции сердца на нагрузку. Также показаны пешие прогулки, ближний туризм. По мере тренированно­сти можно включать пробегание небольших отрезков с ускорениями, упражнения с предметами, в парах. В занятиях широко использует­ся перемена положения тела, сочетание упражнений для туловища с упражнениями для конечностей, поднимание конечностей в положе­нии лежа на спине для стимуляции венозного оттока крови, движения головой, упражнения для плечевого пояса с целью нормализации кро­вотока в сосудах головного мозга.

Дыхательные упражнения: статические (с ровным ритмич­ным дыханием, урежение дыхания, изменение механизма дыхания и фаз дыхательного цикла, понижение уровня дыхания),

динамиче­ские (в сочетании с упражнениями, облегчающими выполнение фаз или всего дыхательного цикла; обеспечивающими избирательное увеличение подвижности и вентиляции легких, способствующими восстановлению или увеличению подвижности ребер и диафрагмы, формирующими навыки рационального сочетания дыхания и дви­жений). Растягивание мышц и связок. Упражнения на расслабление.

Студентам, имеющим миопию, показаны упражнения цикличе­ского, преимущественно аэробного характера, а также плавание (с ис­ключением возможного раздражающего действия хлорсодержащих веществ на органы зрения), игры в настольный теннис, бадминтон.

Противопоказаны в период обострения и выполняемые с огра­ничениями в стадии ремиссии: значительные длительные нагрузки циклического и ациклического характера, выполняемые с высокой интенсивностью; статические напряжения, связанные с задержкой дыхания; метание снарядов, длительное выполнение упражнений с высокой скоростью. С большими ограничениями используются упражнения с отягощениями, прыжки, резкие перемещения, многократные повторения однообразных упражнений, вызывающие утом­ление; маховые упражнения с максимальной амплитудой движения; упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, глубокими наклонами головы и туловища; подтягивание на переклади­не, сгибание и разгибание рук в упоре лежа. В зависимости от типа нервной деятельности противопоказаны упражнения, усиливающие и без того преобладающие процессы возбуждения или торможения. Из занятий физическим воспитанием студентов, имеющих бли­зорукость, должны быть исключены кувырки и стойки вниз головой, упражнения на гимнастической стенке на вы­соте более двух метров, многократные прыжки через скакалку, прыжки и подско­ки с опорой на две ноги одновременно, а также упражнения, при выполнении которых возможны падения и резкие сотрясения тела. Также противопоказаны упражнения со значительными мышечны­ми напряжениями и интенсивностью, выполняемые на тренажерах.

Группа Б

Показаны физические упражнения:
для студентов, имеющих заболевания желудочно-кишечного тракта, рекомендуются общеразвивающие и общеукрепляющие упражнения с постепенно усложня­ющейся и повышающейся физической нагрузкой в различных исхо­дных положениях (лежа на спине, боку, стоя на четвереньках, сидя и стоя). Через каждые 3-4 упражнения выполнять диафрагмальное дыхание. Упражнения с отягощениями предпочтительнее выполнять в положении лежа на спине или сидя, избегая чрезмерного напряжения мышц брюшной стенки и повышения внутрибрюшного дав­ления. Полезны дозированная ходьба, бег в медленном и среднем темпах, лыжные прогулки, спортивные и подвижные игры средней интенсивности, плавание в теплой воде.

При нарушениях обмена веществ рекомендованы физические упражнения, способствующие воспитанию выносливости.

Студенты, имеющие заболевания мочеполовой системы, могут выполнять нагрузки умеренной интенсивности и различной направ­ленности предпочтительно циклического характера.

При хронических гинекологических заболеваниях полезны упражнения для брюшного пресса, выполняемые в положении лежа, упражнения, способствующие улучшению кровоснабжения органов малого таза.

Противопоказаны в период обострения и выполняемые с огра­ничениями в стадии ремиссии: любые упражнения, выполняемые менее, чем через час после еды или на голодный желудок, а также упражнения, сопровождающиеся значительным натуживанием, за­держкой дыхания, вызывающие сильное утомление. В начальном периоде занятий ограничиваются резкие движения (прыжки, бег на скорость, подскоки). С ограничениями используется исходное положениележа на животе, в периоды обострений оно исключается полностью.

При хронических воспалительных заболеваниях почек ограничи­ваются упражнения с резкими поворотами, наклонами, скручивани­ем туловища, прыжки; не допускается переохлаждение организма, а в занятиях плаванием ограничивается пребывание в воде данных студентов до 15-20 мин. Наличие нефроптоза предполагает ограни­чение упражнений, способствующих еще большему опусканию поч­ки: прыжков, длительного выполнения упражнений в вертикальном положении и др.


При нарушениях жирового и водно-солевого обмена противопо­казанными упражнениями являются прыжки (особенно с опорой одновременно на обе ноги), длительный бег, подскоки, упражнения высокой интенсивности, выполняемые с большим напряжением.
Группа В

Показаны физические упражнения: общеразвивающие и спе­циальные упражнения, направленные на укрепление различных мы­шечных групп, увеличение подвижности поврежденных суставов, исправление осанки. Лучшие исходные положения те, при которых максимально разгружается позвоночник: лежа на спине, животе, стоя на четвереньках. Показаны упражнения с отягощениями в со­четании с дыхательными и релаксационными, выполняемые в положении лежа. Студентам, имеющим деформации позвоночника (сколиоз, кифоз, лордоз) рекомендовано плавание способом брасс, ходьба на лыжах, гребля, игра в волейбол, упражнения у гимнастической стенки и с гимнастической палкой.

При плоскостопии используются упражнения с предметами (за­хват пальцами стоп карандашей, шариков, перекладывание их с ме­ста на место, катание палки подошвами, массаж стоп), различные виды ходьбы (на носках, пятках, наружном своде стоп).

При изменении угла наклона таза рекомендуются упражнения, укрепляющие соответствующие мышцы (брюшной пресс и заднюю поверхность бедер - при увеличении угла; мышцы поясницы и пе­реднюю поверхность бедер - при уменьшении угла таза).

Широко используются упражнения на координацию и равновесие.