Файл: Строение клеток живых организмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ (6 класс)
Лабораторная работа №1
Тема: «Строение клеток живых организмов»

Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточ­ном строении живых организмов; сравнить клетки различ­ных организмов, выявить черты сходства и различия.

Оборудование и объекты: микроскоп, набор лабораторного оборудования (предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, шпатель), раствор йода, салфетка, сочные чешуи лука, лист элодеи.

Ход работы

1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука.

■ протрите салфеткой предметное стекло.

■ капните на него 1—2 капли раствора йода.

■ аккуратно с помощью препаровальной иглы снимите не­большой кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной че­шуи лука.

■ поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте пре­паровальной иглой и накройте покровным стеклом.



2.Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом.

■ Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.

■ Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней обо­лочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.

■ Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.

4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.

■ В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.

■ Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внима­ние на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.

Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________

Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________

Дополнительная часть

5. Приготовьте препарат клеток полости рта.

■ ложкой или шпателем проведите с легким нажимом по дес­нам, нёбу или внутренней поверхности щеки, при этом, в ка­пельке слюны окажутся отмершие клетки.

■ поместите капельку слюны на предметное стекло в каплю раствора йода и накройте покровным стеклом.

■ рассмотрите препарат под микроскопом, постарайтесь най­ти плоские клетки неправильной формы с хорошо заметным ядром.


Вывод. Клетки изученных организмов похожи тем, что в каж­дой из них есть_____________________________

Это сходство можно объяснить______________
Лабораторная работа №2
Тема: «Ткани растительных организмов»

Цель: научиться распознавать растительные ткани на микро­препаратах, выделять существенные признаки тканей.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты по анатомии растений

Ход работы

1. Рассмотрите строение растительных тканей на рисунках учеб­ника.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите микропрепараты. Найдите на них покровную, механическую, образовательную, основную, проводя­щую ткани.

4. Зарисуйте небольшие фрагменты микропрепаратов так, чтобы по вашему рисунку можно было узнать увиденные ткани.

5. Используя рисунки и текст учебника, заполните таблицу


Название ткани

Особенности строения

Что образует в организме?

Какие функции выполняет?














6.Вывод.
Лабораторная работа №3
Тема: «Ткани животных организмов»

Цель: научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах и выявлять отличительные признаки каждо­го типа ткани.

Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей животных.

Ход работы

1. Рассмотрите рисунки животных тканей в учеб­нике.

2. Подготовьте микроскоп к работе.

3. Рассмотрите на микропрепарате клетки эпителиальной ткани и определите их форму, рас­положение относительно друг друга

4. Рассмотрите микропрепарат соединительной ткани, найти клетки и межклеточное вещество; рассмотрите форму клеток, расположение соседних клеток и межклеточного вещества

5. Рассмотрите микропрепараты гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани, найдите клетки, определить их форму и внутреннее строение

6. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани, найдите клетки, определить их форму и рас­положение относительно друг друга

7. Результаты наблюдений запишите в таблицу


Название ткани

Особенности строения

Что образует в организме?

Какие функции выполняет?














6.Вывод.

Лабораторная работа №4
Тема:«Распознавание органов у растений и животных»

Цель: научиться распознавать органы цветкового растения ; научиться распознавать органы и системы органов животных на рисунках и таблицах и влажных препаратах

Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений; таблицы, рисунки учебника, влажные препараты «Дождевой червь», «Внутренне строение рыбы»

Ход работы

!-я часть

1. Рассмотрите живые и гербарные экземпляры растений

2. Чем сходны эти растения? Сравнив рассмотренные растения и рисунок учебника, назовите органы цветкового растения.

3. Сравните органы рассматриваемых растений: размеры, форму, цвет. Чем они сходны и чем различаются?

4. Нарисуйте одно из растений в тетради, обозначьте органы.

5. Напишите вывод

2-я часть

1. Рассмотрите таблицы и рисунки органов и систем органов животных в учеб­нике.

2. Рассмотрите влажные препараты. Определите, какие системы органов представлены на них, какими органами они образованы?

3. Заполните таблицу



Система органов

Строение, составляющие органы

Функции


4. Напишите вывод
Практическая работа №1
Тема: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Цель: Выяснить, по какой части стебля передвигаются растворенные минеральные вещества

Оборудование: побеги растений, поставленные на 5—7 дней в под­крашенную чернилами воду. (Чернила заменяют растворенные минеральные вещества), скальпель, лупа.

Ход работы

1. Скальпелем сделайте поперечный и продольный срезы побега.

2.Рассмотрите поперечный и продольный срезы побега с помощью лупы. Какая часть стебля окрасилась? Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные солили.

В какой части стебля они находятся?

3.Зарисуйте срезы. Сделайте обозначения.

4. Вывод.
Лабораторная работа №5
Тема: «Разнообразие опорных систем животных»

Цель:Изучить разнообразие опорных систем животных

Оборудование: коллекция насекомых, натуральный объект(высушенный) «Речной рак», скелет рыбы,лягушки, кошки и других хордовых

Ход работы

1. Рассмотрите внешний вид насекомых, рака


Какими веществами образованы покровы насекомых и ракообразных? Какую роль они выполняют? К какому типу скелетов относятся покровы насекомых и ракообразных?

2. Рассмотрите скелеты хордовых животных. Из каких отделов они состоят? Какую роль выполняют? К какому типу скелетов относятся скелеты хордовых животных?

5. Вывод.
Лабораторная работа №6
Тема: «Перемещение дождевого червя»

Цель:провести наблюдения за передвижением дождевого чер­вя, выявить черты его приспособленности к среде обитания.

Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бу­маги, смоченное водой стекло.

Ход работы

1. Рассмотрите дождевого червя.

■ Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение.

2. Понаблюдайте за движением червя.

■ Обратите внимание, как при этом меняется толщина его те­ла на различных участках.

■ Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?

■ Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушай­тесь к шороху щетинок о бумагу. Перенесите червя на смочен­ное водой стекло и понаблюдайте за его движениями. Почему червю труднее передвигаться по стеклу?

3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.

■ Для этого поместите его на поверхность почвы и подождите некоторое время. Обратите внимание на то, как будет изме­няться толщина тела червя. Чем можно объяснить эти изме­нения?

■ Когда червь наполовину скроется в почве, попробуйте осто­рожно вытащить его из земли. Почему это трудно сделать?

4. Зарисуйте этапы передвижения дождевого червя.

5. Вывод. Тело дождевого червя покрыто _________ для того, чтобы_____________. На теле червя имеются маленькие _________________. По скользкой поверхности животное движется с трудом, так как ________. Тело червя меняет свою толщину ________________. Дождевой червь _______________ приспособлен для движения в почве.
Лабораторная работа №7
Тема: «Движение инфузории – туфельки»

Цель: выявить особенности передвижения инфузории-туфель­ки

Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузорий, не­сколько волокон ваты.

Ход работы

1. Подготовьте микроскоп к работе.

2. Приготовьте микропрепарат инфузорий.

■ на предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.

■ накройте каплю покровным стеклом.


3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.

■ обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?

■ установите, где передняя (поступательная), а где задняя часть тела инфузории. Как их можно различить?

■ понаблюдайте бие­ние ресничек.

4. Зарисуйте инфузорию, как можно точнее передав ее форму. Отметьте на рисунке переднюю и заднюю части тела инфу­зории.

5. Вывод. Инфузория-туфелька движется в воде за счет ______________

Форма тела инфузории при движении _________________, потому что________________

Это интересно...

♦ Количество ресничек у инфузории-туфельки более 10 тыс. Все они при движении работают согласованно. Каждая «шеренга» ресничек, опоясывающих тело инфузории, ударяет одновременно и на тысячные доли секунды позже, чем предыдущая.

♦ Реснички ударяют по воде в одной плоскости, спереди назад. При ударе назад они выпрямлены, а при возвращении вперед сги­баются; из-за этого туфелька плывет вперед.

♦ За одну секунду инфузория-туфелька проплывает около 2 мм. Если учесть, что ее длина всего 0,2—0,3 мм, то получается, что от­носительно своих размеров она двигается быстрее, чем мировой рекордсмен в беге на 100 м.

Практическая работа № 2
Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»

Цель: научиться размножать комнатные растения вегетативным способом

Оборудование: комнатные растения: (пеларгония, бриофиллиум, бегония, традесканция, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум, кливия), посадочные ящики, перегнойная почва, чистый прокалённый песок, скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан.
Ход работы

  1. Выполните задания по инструкциям.




Инструкция 1

1) Рассмотрите пеларгонию, подсчитайте количество почек на каждом стебле. Определите, сколько черенков можно нарезать, учитывая, что на каждом черенке должно быть не менее двух почек, а длина черенка 5—8 см. Черенок — это часть побега, от­деленная от материнского растения. Нарезайте черенки под углом. С нижней части черенка удалите скальпелем листья.

2) Подготовьте лунки в ящике при помощи посадочных пало­чек. Расстояния между ними должны быть 10X10 см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45°.

3) Аккуратно присыпьте почву к черенку. Полейте и прикрой­те стеклом или целлофаном.

4) Сделайте этикетку, на которой напишите название расте­ния, дату посадки и список членов группы.

5)Уберите рабо­чее место.

Так же следует черенковать траде­сканцию.