ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ (6 класс)
Лабораторная работа №1
Тема: «Строение клеток живых организмов»
Цель: научиться готовить микропрепараты; убедиться в клеточном строении живых организмов; сравнить клетки различных организмов, выявить черты сходства и различия.
Оборудование и объекты: микроскоп, набор лабораторного оборудования (предметное и покровное стекла, препаровальная игла, пинцет, пипетка, шпатель), раствор йода, салфетка, сочные чешуи лука, лист элодеи.
Ход работы
1. Приготовьте микропрепарат кожицы чешуи лука.
■ протрите салфеткой предметное стекло.
■ капните на него 1—2 капли раствора йода.
■ аккуратно с помощью препаровальной иглы снимите небольшой кусочек кожицы с внутренней поверхности сочной чешуи лука.
■ поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
2.Подготовьте микроскоп к работе.
3. Рассмотрите препарат под микроскопом.
■ Зарисуйте группу клеток, показав на рисунке их форму и взаимное расположение.
■ Внимательно рассмотрите одну клетку. Найдите в ней оболочку, цитоплазму и ядро. Рассмотрите вакуоли.
■ Зарисуйте крупно одну из клеток и подпишите названия ее основных частей.
4. Приготовьте микропрепарат листа элодеи.
■ В каплю воды на предметном стекле положите лист элодеи, расправьте его препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
■ Рассмотрите препарат под микроскопом. Обратите внимание на форму и цвет клеток. Ядра в живых клетках элодеи есть, но обычно их не удается рассмотреть.
Вывод. Клетки кожицы лука и клетки листа элодеи похожи тем, что у них есть одинаковые части:_______________
Клетки листа элодеи и клетки кожицы лука различаются________
Дополнительная часть
5. Приготовьте препарат клеток полости рта.
■ ложкой или шпателем проведите с легким нажимом по деснам, нёбу или внутренней поверхности щеки, при этом, в капельке слюны окажутся отмершие клетки.
■ поместите капельку слюны на предметное стекло в каплю раствора йода и накройте покровным стеклом.
■ рассмотрите препарат под микроскопом, постарайтесь найти плоские клетки неправильной формы с хорошо заметным ядром.
Вывод. Клетки изученных организмов похожи тем, что в каждой из них есть_____________________________
Это сходство можно объяснить______________
Лабораторная работа №2
Тема: «Ткани растительных организмов»
Цель: научиться распознавать растительные ткани на микропрепаратах, выделять существенные признаки тканей.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты по анатомии растений
Ход работы
1. Рассмотрите строение растительных тканей на рисунках учебника.
2. Подготовьте микроскоп к работе.
3. Рассмотрите микропрепараты. Найдите на них покровную, механическую, образовательную, основную, проводящую ткани.
4. Зарисуйте небольшие фрагменты микропрепаратов так, чтобы по вашему рисунку можно было узнать увиденные ткани.
5. Используя рисунки и текст учебника, заполните таблицу
Название ткани | Особенности строения | Что образует в организме? | Какие функции выполняет? |
| | | |
6.Вывод.
Лабораторная работа №3
Тема: «Ткани животных организмов»
Цель: научиться распознавать животные ткани на рисунках и микропрепаратах и выявлять отличительные признаки каждого типа ткани.
Оборудование: микроскоп, микропрепараты тканей животных.
Ход работы
1. Рассмотрите рисунки животных тканей в учебнике.
2. Подготовьте микроскоп к работе.
3. Рассмотрите на микропрепарате клетки эпителиальной ткани и определите их форму, расположение относительно друг друга
4. Рассмотрите микропрепарат соединительной ткани, найти клетки и межклеточное вещество; рассмотрите форму клеток, расположение соседних клеток и межклеточного вещества
5. Рассмотрите микропрепараты гладкой и поперечно-полосатой мышечной ткани, найдите клетки, определить их форму и внутреннее строение
6. Рассмотрите микропрепарат нервной ткани, найдите клетки, определить их форму и расположение относительно друг друга
7. Результаты наблюдений запишите в таблицу
Название ткани | Особенности строения | Что образует в организме? | Какие функции выполняет? |
| | | |
6.Вывод.
Лабораторная работа №4
Тема:«Распознавание органов у растений и животных»
Цель: научиться распознавать органы цветкового растения ; научиться распознавать органы и системы органов животных на рисунках и таблицах и влажных препаратах
Оборудование: живые и гербарные экземпляры растений; таблицы, рисунки учебника, влажные препараты «Дождевой червь», «Внутренне строение рыбы»
Ход работы
!-я часть
1. Рассмотрите живые и гербарные экземпляры растений
2. Чем сходны эти растения? Сравнив рассмотренные растения и рисунок учебника, назовите органы цветкового растения.
3. Сравните органы рассматриваемых растений: размеры, форму, цвет. Чем они сходны и чем различаются?
4. Нарисуйте одно из растений в тетради, обозначьте органы.
5. Напишите вывод
2-я часть
1. Рассмотрите таблицы и рисунки органов и систем органов животных в учебнике.
2. Рассмотрите влажные препараты. Определите, какие системы органов представлены на них, какими органами они образованы?
3. Заполните таблицу
Система органов | Строение, составляющие органы | Функции |
4. Напишите вывод
Практическая работа №1
Тема: «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»
Цель: Выяснить, по какой части стебля передвигаются растворенные минеральные вещества
Оборудование: побеги растений, поставленные на 5—7 дней в подкрашенную чернилами воду. (Чернила заменяют растворенные минеральные вещества), скальпель, лупа.
Ход работы
1. Скальпелем сделайте поперечный и продольный срезы побега.
2.Рассмотрите поперечный и продольный срезы побега с помощью лупы. Какая часть стебля окрасилась? Вспомните, какие структуры проводящей ткани проводят воду и минеральные солили.
В какой части стебля они находятся?
3.Зарисуйте срезы. Сделайте обозначения.
4. Вывод.
Лабораторная работа №5
Тема: «Разнообразие опорных систем животных»
Цель:Изучить разнообразие опорных систем животных
Оборудование: коллекция насекомых, натуральный объект(высушенный) «Речной рак», скелет рыбы,лягушки, кошки и других хордовых
Ход работы
1. Рассмотрите внешний вид насекомых, рака
Какими веществами образованы покровы насекомых и ракообразных? Какую роль они выполняют? К какому типу скелетов относятся покровы насекомых и ракообразных?
2. Рассмотрите скелеты хордовых животных. Из каких отделов они состоят? Какую роль выполняют? К какому типу скелетов относятся скелеты хордовых животных?
5. Вывод.
Лабораторная работа №6
Тема: «Перемещение дождевого червя»
Цель:провести наблюдения за передвижением дождевого червя, выявить черты его приспособленности к среде обитания.
Оборудование: живой дождевой червь, банка с почвой, лист бумаги, смоченное водой стекло.
Ход работы
1. Рассмотрите дождевого червя.
■ Обратите внимание на форму тела и влажность его кожи. Подумайте, какое это может иметь значение.
2. Понаблюдайте за движением червя.
■ Обратите внимание, как при этом меняется толщина его тела на различных участках.
■ Осторожно проведите пальцем по брюшной стороне червя от заднего конца тела к переднему. Что вы чувствуете?
■ Положите червя на лист шероховатой бумаги и прислушайтесь к шороху щетинок о бумагу. Перенесите червя на смоченное водой стекло и понаблюдайте за его движениями. Почему червю труднее передвигаться по стеклу?
3. Понаблюдайте, как червь закапывается в землю.
■ Для этого поместите его на поверхность почвы и подождите некоторое время. Обратите внимание на то, как будет изменяться толщина тела червя. Чем можно объяснить эти изменения?
■ Когда червь наполовину скроется в почве, попробуйте осторожно вытащить его из земли. Почему это трудно сделать?
4. Зарисуйте этапы передвижения дождевого червя.
5. Вывод. Тело дождевого червя покрыто _________ для того, чтобы_____________. На теле червя имеются маленькие _________________. По скользкой поверхности животное движется с трудом, так как ________. Тело червя меняет свою толщину ________________. Дождевой червь _______________ приспособлен для движения в почве.
Лабораторная работа №7
Тема: «Движение инфузории – туфельки»
Цель: выявить особенности передвижения инфузории-туфельки
Оборудование: микроскоп, пипетка, культура инфузорий, несколько волокон ваты.
Ход работы
1. Подготовьте микроскоп к работе.
2. Приготовьте микропрепарат инфузорий.
■ на предметное стекло капните пипеткой каплю готовой культуры инфузорий и положите несколько волокон ваты.
■ накройте каплю покровным стеклом.
3. Рассмотрите приготовленный препарат под микроскопом.
■ обратите внимание на форму тела инфузории. Изменяется ли форма тела при движении?
■ установите, где передняя (поступательная), а где задняя часть тела инфузории. Как их можно различить?
■ понаблюдайте биение ресничек.
4. Зарисуйте инфузорию, как можно точнее передав ее форму. Отметьте на рисунке переднюю и заднюю части тела инфузории.
5. Вывод. Инфузория-туфелька движется в воде за счет ______________
Форма тела инфузории при движении _________________, потому что________________
Это интересно...
♦ Количество ресничек у инфузории-туфельки более 10 тыс. Все они при движении работают согласованно. Каждая «шеренга» ресничек, опоясывающих тело инфузории, ударяет одновременно и на тысячные доли секунды позже, чем предыдущая.
♦ Реснички ударяют по воде в одной плоскости, спереди назад. При ударе назад они выпрямлены, а при возвращении вперед сгибаются; из-за этого туфелька плывет вперед.
♦ За одну секунду инфузория-туфелька проплывает около 2 мм. Если учесть, что ее длина всего 0,2—0,3 мм, то получается, что относительно своих размеров она двигается быстрее, чем мировой рекордсмен в беге на 100 м.
Практическая работа № 2
Тема: «Вегетативное размножение комнатных растений»
Цель: научиться размножать комнатные растения вегетативным способом
Оборудование: комнатные растения: (пеларгония, бриофиллиум, бегония, традесканция, сансевьера, узамбарская фиалка, хлорофитум, кливия), посадочные ящики, перегнойная почва, чистый прокалённый песок, скальпели, линейки, посадочные палочки, лейки, клеёнки, целлофан.
Ход работы
-
Выполните задания по инструкциям.
Инструкция 1 1) Рассмотрите пеларгонию, подсчитайте количество почек на каждом стебле. Определите, сколько черенков можно нарезать, учитывая, что на каждом черенке должно быть не менее двух почек, а длина черенка 5—8 см. Черенок — это часть побега, отделенная от материнского растения. Нарезайте черенки под углом. С нижней части черенка удалите скальпелем листья. 2) Подготовьте лунки в ящике при помощи посадочных палочек. Расстояния между ними должны быть 10X10 см. В лунку насыпьте щепотку песка. Затем посадите черенок под углом 45°. 3) Аккуратно присыпьте почву к черенку. Полейте и прикройте стеклом или целлофаном. 4) Сделайте этикетку, на которой напишите название растения, дату посадки и список членов группы. 5)Уберите рабочее место. Так же следует черенковать традесканцию. |