Файл: Строение клеток живых организмов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Инструкция 2

1) Из зрелого листа сансевьеры нарежьте кусочки длиной до 4—5 см.

2) Положите их в песок почти вертикально, увлажните. На­кройте целлофаном

3)Сделайте этикетку, на которой напишите название расте­ния, дату посадки и список членов группы.

4)Уберите рабо­чее место.




Инструкция 3

1) Срежьте один лист бегонии с черешком. Рассмотрите жилки с нижней стороны. Как лучше их надрезать? Соблюдайте стерильность. По центральной жилке делают 2—3 надреза, на боковых — по одному.

2) В такой же последовательности проведите работу по раз­множению узамбарской фиалки. Подготовьте ящик с песком. Че­решок листа углубите в песок, а нижнюю часть листовой пластин­ки положите горизонтально к поверхности песка в ящике; лист накройте стеклянным колпаком или стеклом. Увлажните почву.

3) Сделайте этикетку, на которой напишите название расте­ния, дату посадки и список членов группы.

4)Уберите рабо­чее место.


2. Составьте в тетрадях схему «Способы вегетативного размножения растений»

3. Составьте программу ухода за растениями, которые сегодня размножали. Понаблюдайте за ними, ежемесячно составляйте отчёты по результатам наблюдения.
Лабораторная работа №8

Тема: «Прямое и непрямое развитие насекомых»

Цель: выявить особенности различных типов развития насеко­мых.

Оборудование: коллекции «Прямое развитие насекомого» и « Непрямое развитие насекомого»

Ход работы

1. Рассмотрите коллекции насекомых и рисунки учебника

2. Обратите внимание на сходство или различие промежуточ­ных стадий и взрослых особей по внешнему виду.

■ подумайте, будут ли различаться среда обитания и питание у взрослых насекомых и их личинок.

3.Данные наблюдений занесите в таблицу.


Названия насеко­мых

Тип развития

Отличаются ли по внеш­нему виду взрослые особи от личинок? («да» или «нет»)










4. Вывод. Прямое развитие насекомых отличается от непрямого __________________________.

Преимущества прямого типа развития в том, что ________________


Преимущества непрямого типа развития в том, что ___________________

тест по теме КЛЕТКА

Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Все живые организмы, в отличие от неживых тел:

а) дышат в) растут в течение всей жизни

б) питаются г) развиваются
2. Раздражимость — это способность:

а) дрожать

б) подражать

в) реагировать на изменения в окружающей среде

г) влиять на окружающую среду
3. Растения, как и животные:

а) развиваются

б) дышат

в) самостоятельно образуют питательные вещества

г) размножаются
4. Вода:

а) является растворителем

б) определяет объем и упругость клеток

в) участвует в химических реакциях

г) входит в состав кислорода
5. Нуклеиновые кислоты:

а) хранят наследственную информацию

б) входят в состав углеводов

в) родители передают наследственную информацию потомству

г) являются запасными питательными веществами
6. Органические вещества:

а) белки в) жиры

б) вода г) углеводы
7. Плазматическая мембрана:

а) защищает внутреннее содержимое клетки

б) обеспечивает обмен веществ между клеткой и окружающей средой

в) состоит из целлюлозы

г) содержит пигмент — хлорофилл
8. Переваривание пищевых частиц в клетках осуществляют:

а) рибосомы в) пластиды

б) митохондрии г) лизосомы
9. Вирусы характеризуются тем, что:

а) имеют клеточное строение

б) состоят из нуклеиновых кислот и белков

в) не имеют клеточного строения

г) могут существовать только в клетках других организмов
10. В процессе митоза образуются дочерние клетки:

а) две, с уменьшенным числом хромосом

б) четыре, с уменьшенным числом хромосом

в) две, с числом хромосом, как в материнской клетке

г) четыре, с числом хромосом, уменьшенным вдвое
тест по теме КЛЕТКА

Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. Все живое, в отличие от неживого:

а) имеет клеточное строение

б) развивается

в) обладает раздражимостью

г) разрушается

2. Пища для живых организмов служит источником:

а) энергии

б) веществ, способствующих росту

в) кислорода для дыхания

г) вредных продуктов обмена

3. Животные, в отличие от растений:

а) растут до определенного возраста

б) подвижны

в) развиваются

г) характеризуются раздражимостью



4. Жир:

а) источник воды в) придает крови красный цвет

б) теплоизолятор г) источник энергии
5. Минеральные соли относятся к:

а) органическим веществам в) воде

б) неорганическим веществам г) углеводам
6. Цитоплазма:

а) является средой, в которой идут реакции

б) связывает органоиды в единое целое

в) содержит воду

г) входит в состав ядра
7. К неорганическим веществам относятся:

а) жиры в) вода

б) минеральные соли г) нуклеиновые кислоты
8. Образование и накопление энергии осуществляют:

а) клеточный центр в) митохондрии

б) аппарат Гольджи г) рибосомы
9. Бактериофаг — это:

а) вирус в) вирус бактерии

б) бактерия г) бактерия вируса
10. В процессе мейоза образуются дочерние клетки:

а) четыре, с уменьшенным числом хромосом ровно вдвое

б) две, с уменьшенным числом хромосом вдвое

в) четыре, с числом хромосом, как в материнской клетке

г) две, с числом хромосом, как в материнской клетке

Анализ результатов диагностической работы по теме «Клетка»

Вари­анты

Задания



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

а, б, г

в

а, б, г

а, б, в

а, в

а, в, г

а, б, в

г

б, в, г

в

2

а, б, в

а, б

а, б

а, б, г

б

а, б, в

б, в

в

а, б

а


Показатели для структурного анализа


Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: признаки живых организмов химический состав клетки строение и жизнедеятельность клетки

1,2,3 4,5,6 7,8, 9,10

1,2,3 4,5,7 6, 8, 9,10

Умения: называть характеризовать сравнивать систематизировать

2 8 4, 5, 7, 9,10 1,3 6

2,8 4, 6, 9,10 1,3

5,7



*Если максимальная сумма баллов равна 20, то меньше 10 бал­лов— оценка «2», 10-13 баллов—оценка «3», 14-17 баллов — оценка «4 », 18-20 баллов—оценка « 5 *. Если максимальная сумма баллов — 30, то меньше 15 баллов — оценка «2», 15-20 баллов—оценка «3», 21-26 баллов—оценка «4», 27-30 баллов — оценка «5».
Анализ результатов диагностической работы по теме «Ткани и органы»


Вари­ант

Задания



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

в

а, в, г

а, б

в

б

б

г

г

а, в, г

б, д, в, г, а

2

в

б

б

а

в

б, в

в

б

а, б

б, г, в, а, д, е

Показатели для структурного анализа


Показатели для сравнения

1 вариант

2 вариант

Знания: ткани растений и животных органы растений и животных системы

1,2,5 3,4,6 7, 8, 9,10

1,2 3,4,5,6,7 8, 9,10

Умения: называть характеризовать сравнивать систематизировать

1,6,8,9 2,4,5,7 3 10

1,5,6,7,8 1,3 2,4,9 10



тест по теме ТКАНИ И ОРГАНЫ
Вариант 1

А. Выберите все правильные ответы.

1. Образование и накопление питательных веществ происходит в растительных тканях:

а) покровной в) основной


б) образовательной г) механической

2. Для животных характерны ткани:

а) эпителиальная в) мышечная

б) образовательная г) нервная

3. Стержневая и мочковатая системы образованы корнями:

а) главным б) боковыми в) придаточными

4. Почка — это:

а) часть стебля в) зачаточный побег

б) видоизмененный лист г) укороченный побег

5. Эндосперм образован тканью:

а) покровной в) механической

б) запасающей г) проводящей

6. Цветки, содержащие тычинки и пестики, называются:

а) раздельнополыми в) однодомными

б) обоеполыми г) двудомными

7. Связанные между собой органы, выполняющие общую работу:

а) группа б) набор в) цепь г) система

8. Почки входят в состав системы:

а) пищеварительной в) дыхательной

б) кровеносной г) выделительной

9. Органами дыхательной системы у животных являются:

а) трахеи в) жабры

б) почки г) легкие

В. Установите правильную последовательность.

10. Установите правильную последовательность, начиная с наи­меньшей структуры:

а) организм в) орган д) ткань

б) клетка г) система органов

тест по теме ТКАНИ И ОРГАНЫ
Вариант 2

А. Выберите все правильные ответы.

1. От неблагоприятных воздействий защищает ткань:

а) образовательная в) покровная

б) проводящая г) основная

2. Покровная ткань растений подобна ткани животных:

а) мышечной в) нервной

б) эпителиальной г) соединительной

3. Выносит листья к свету:

а) корень б) стебель в) побег г) цветок

4. Мочковатая корневая система, в отличие от стержневой, обра­зована корнями:

а) придаточными б) боковыми в) главным

5. Плоды и семена развиваются из:

а) тычинки в) завязи пестика

б) столбика г) рыльца пестика

6. В состав семени входят:

а) эндосперм в) семядоля

б) зародыш г) плодовая оболочка

7. Корневой чехлик образован тканью:

а) основной в) покровной

б) механической г) проводящей

8. Согласованная работа органов и систем обеспечивается систе­мой:

а) опорно-двигательной в) выделительной

б) нервной г) дыхательной

9. Все системы органов похожи тем, что:

а) состоят из органов

б) выполняют одинаковые функции

в) связаны с другими системами