Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 1237

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.

Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности

Тема 3.3. Правомерное поведение, правонарушение, юридическая ответственность. Правоохранительные органы Российской Федерации.

Итого по дисциплине 10.:

В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.

Введение

Тема 10.1.2. Электрические измерения

Тема 10.2.1 Электронные приборы

Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей

Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров

Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций

Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ

ВОДОСНАБЖЕНИЕ

Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника

Тема 1.2. Электроустановки и электрические сети напряжением

до 1000 В

Дополнительная:



ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

ГАЗОДЫМОЗАЩИТНИКА
Примерный учебный план

Цель – накопление знаний, формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения (далее – СИЗОД) в непригодной для дыхания среде и их технического обслуживания в режиме повседневной деятельности, на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ.

Категория слушателей – сотрудники и работники (далее - личный состав) региональных центров МЧС России, ГУ МЧС России по субъектам Российской Федерации, специальных управлений (отделов), отрядов, пожарных частей, специализированных пожарных частей по тушению крупных пожаров, объектовых подразделений ГПС МЧС России, договорных подразделений федеральной противопожарной службы и пожарно-технических образовательных учреждений МЧС России, исполнение должностных обязанностей которых связано с ведением действий на месте пожара и проведении аварийно-спасательных работ в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения.

Срок обучения – 80 учебных часов

Форма обучения – с отрывом от работы

Режим занятий – 6-8 часов (ч. в день)


№ п/п

Наименование разделов


Всего часов

в том числе:

классно-групповые занятия

Семинары, «круглые столы»

Практические занятия, деловые игры, тренинги

Практические занятия на объекте, учения

Форма контроля

1.

Организационные основы деятельности газодымозащитной службы в современных условиях

15

8




5




2

зачет

2.

Техническая подготовка

28

9




17




2

зачет

3.

Организация и применение ГДЗС на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ

29

11




16




2

зачет

4.

Требования безопасности при ведении действий в непригодной

для дыхания среде

4

2




2










Итоговый контроль (экзамен)

4













4




Итого:

80

30




40




10


Примерный учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов


Всего часов

в том числе:

классно-групповые занятия

семинары, «круглые столы»

Практические занятия, деловые игры, тренинги

практические занятия на объекте, учения

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

Раздел 1. Организационные основы деятельности газодымозащитной

службы в современных условиях

1.1.

Порядок организации и функционирования газодымозащитной службы в современных условиях. Управление деятельностью ГДЗС

2

2













1.2.

Подготовка и порядок допуска газодымозащитников к использованию средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

4

2




2







1.3.

Правовое положение должностных лиц органов МЧС России, подразделений ФПС, учреждений МЧС России, обеспечивающих деятельность газодымозащитной службы

2

2













1.4.

Права и обязанности газодымозащитника

3

1




2







1.5.

Порядок организации работы контрольного поста газодымозащитной службы

2

1




1










Зачетное занятие по разделу 1

2













2




Итого по разделу 1:

15

8




5




2

Раздел 2. Техническая подготовка

2.1.

Средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения: классификация, область применения, устройство

2

2













2.2.

Назначение, принцип действия и устройство основных узлов и частей средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

8

4




4







2.3.

Транспортирование средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения на пожарных автомобилях (кораблях, катерах)

1







1







2.4.

Приборы проверки параметров работы средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

4







4







2.5.

Техническое обслуживание средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения. Формуляры учета результатов технического обслуживания

6

2




4







2.6.

Порядок включения в средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения

1







1







2.7.

Порядок эксплуатации и технического обслуживания специальной защитной одежды

2







2







2.8.

Автомобили газодымозащитной службы и дымоудаления

2

1




1










Зачетное занятие по разделу 2

2













2




Итого по разделу 2:

28

9




17




2

Раздел 3. Организация и применение ГДЗС на месте пожара и проведения

аварийно-спасательных работ

3.1.

Физиология дыхания и кровообращения. Влияние опасных факторов пожара на организм человека

2

2













3.2.

Общие требования к порядку организации и применению ГДЗС на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ

1

1













3.3.

Формирование звеньев ГДЗС на месте пожара и проведения аварийно-спасательных работ.


4

2




2







3.4.

Методика расчета времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде

4

2




2







3.5.

Порядок создания и работы поста безопасности

4

2




2







3.6.

Правила ведения действий в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в составе звена ГДЗС на свежем воздухе

4







4







3.7.

Правила ведения действий в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в составе звена ГДЗС в непригодной для дыхания среде

6

2




4







3.8.

Особенности выполнения отдельных видов работ при ликвидации последствий аварий на объектах с АХОВ

2







2










Зачетное занятие по разделу 3

2













2




Итого по разделу 3:

29

11




16




2

Раздел 4. Требования безопасности при ведении действий

в непригодной для дыхания среде




4.1.

Требования безопасности при ведении действий в средствах индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде

4

2




2










Итого по разделу 4:

4

2




2










Итоговый контроль (экзамен)

4













4




Итого:

80

30




40




10



ВВЕДЕНИЕ

Настоящая примерная учебная программа (далее - Программа) разработана на кафедре пожарно-строевой и газодымозащитной подготовки Академии ГПС МЧС России.

Настоящая Программа призвана формировать у обучаемых сознательный, ответственный и квалифицированный подход к вопросам использования и технического обслуживания СИЗОД в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы организации и деятельности газодымозащитной службы, и эксплуатационных документов на конкретные типы СИЗОД.

Настоящая Программа является составной частью примерной учебной программы специального первоначального обучения лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в федеральную противопожарную службу. Завершающим этапом реализации настоящей Программы является аттестация лиц, завершивших обучение, по месту службы и присвоение им в установленном порядке квалификации «газодымозащитник».

Специальное первоначальное обучение личного состава для получения квалификации «газодымозащитник» проводится в период курсового обучения2) в образовательных учреждениях МЧС России, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (учебных центрах) и учебных пунктах ФПС МЧС России после назначения их на должности рядового и начальствующего состава и присвоения специального звания; курсантов (слушателей) – зачисленных в образовательное учреждение.

В образовательном учреждении высшего профессионального образования продолжительность курсового обучения курсантов (слушателей) осуществляется, как правило, в рамках одного семестра по учебной программе соответствующей базовой учебной дисциплины.

При организации и проведении занятий с личным составом для получения ими квалификации «газодымозащитник» необходимо руководствоваться требованиями Программы подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС России и Методическими рекомендациями по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС МЧС России, утвержденной МЧС России 02 июля 2008 г. №2-4-60-14-18.

При теоретическом обучении должны широко использоваться учебно-методические материалы, тестирующие и обучающие компьютерные программы, тренажерная база и натурные образцы с функциональными возможностями демонстрировать обучаемым соответствующие технологии использования и технического обслуживания СИЗОД.

На первом этапе практические действия по использованию СИЗОД отрабатываются на свежем воздухе по специально разработанным в образовательном учреждении, учебном пункте учебно-методическим разработкам.


На втором этапе действия отрабатываются в условиях реальной непригодной для дыхания среды в теплодымокамере (дымокамере) в соответствии с требованиями Методических рекомендаций по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС МЧС России (изд. 2008 г.). В данном случае командиром учебного звена ГДЗС выступают, как правило, преподавательский состав профильных циклов, кафедр, отделов практического обучения, начальники караулов, пожарные и командиры отделений учебных пожарных частей, имеющих квалификацию «газодымозащитник», а также специалисты-газодымозащитники пожарных частей, привлекаемые к трудовой деятельности в образовательном учреждении на условиях совместительства или почасовой оплаты. Состав учебного звена должен быть не менее трех и не более пяти человек.

Отработка практических навыков с зачетом по использованию и техническому обслуживанию должна проводиться на том типе СИЗОД (со сжатым воздухом или сжатым кислородом), который будет фактически закрепляться за выпускником по возвращении после обучения на постоянное место службы. Приборы контроля параметров работы СИЗОД предоставляются обучаемому на зачете и (или) экзамене по такому же принципу.

Личный состав, курсанты (слушатели), выполнившие в полном объеме учебный план настоящей Программы, считаются прошедшими курсовое обучение по квалификации «газодымозащитник» и допущенными к прохождению первичной аттестации на право использования СИЗОД в непригодной для дыхания среде.

Личный состав, обучающийся по программе специального первоначального обучения в форме экстерната1), считается прошедшим обучение по квалификации «газодымозащитник» при условии, что все разделы настоящей Программы изучались и отрабатывались непосредственно в образовательном учреждении, учебном центре, учебном пункте и успешной сдачи в установленном порядке экзаменов и зачетов.

Образовательное учреждение, учебный пункт имеют право вносить изменения и дополнения в учебные тематические планы и в содержание тем в объеме часов, указанных в учебном плане, исходя из уровня профессиональной подготовки слушателей, оперативно-служебных и иных условий. Запрещается уменьшать учебное время, отведенное на практические занятия.

При организации учебного процесса необходимо своевременно актуализировать документы планирования подготовки личного состава для получения квалификации «газодымозащитник» с учетом изменения действующего законодательства, требований новых нормативных правовых актов в области организации тушения пожаров и технического перевооружения гарнизонов пожарной охраны и подразделений ФПС, передовых форм и методов организации и деятельности газодымозащитной службы.


К организации и проведению учебных занятий следует привлекать практических работников ФПС, специалистов других министерств и ведомств, научных и образовательных учреждений.

Основными формами обучения в процессе обучения являются: занятия; тренировки; групповые упражнения; отработка нормативов.

Практические занятия на объектах, в учебной пожарной части, на контрольном посту ГДЗС, на свежем воздухе и в теплодымокамере проводятся, как правило, двумя преподавателями. В качестве второго преподавателя допускается привлекать должностных лиц отдела практического обучения, учебной пожарной части, старших мастеров (мастеров) баз ГДЗС и пожарных частей, подразделений гарнизона пожарной охраны.

Отработка, прием и оценка нормативов по пожарно-строевой подготовке по разделу «газодымозащитная служба» осуществляется в объеме требований Методических рекомендаций по организации и проведению занятий с личным составом газодымозащитной службы ФПС.

При проведении практических занятий руководитель занятия до начала практических работ проводит со слушателями, независимо от их должностного положения, стажа работы по данной квалификации и образования, инструктаж по безопасным условиям работы с приборами и дыхательными аппаратами, включенными в учебно-тематический план и расписание занятий. Инструктаж проводится руководителем занятия (основным преподавателем) в объеме требований нормативных правовых документов и технических условий, относящихся к данному типу СИЗОД, а также соответствующих правил, норм и инструкций по охране труда.

Практические занятия в непригодной для дыхания среде должны проводиться с участием медицинского работника лечебного учреждения.

Итоги обучения заносятся по месту учебы в раздел 2 Свидетельства о специальном первоначальном обучении, которое направляется в установленном порядке по месту службы обучаемого.

В образовательном учреждении высшего профессионального образования результаты обучения курсантов (слушателей) по квалификации «газодымозащитник» оформляются зачетной ведомостью соответствующей базовой кафедрой совместно с подразделением практического обучения.

Экзамены принимаются по биллетам, содержащим три вопроса по разделам учебного плана настоящей Программы и задачу по расчету времени пребывания звеньев ГДЗС в непригодной для дыхания среде.


Оценка “отлично” выставляется экзаменуемому за выполнение им на “отлично” установленных нормативов, правильных действий по техническому обслуживанию СИЗОД, правильно решенную задачу и оценки за знание теоретических вопросов не ниже “хорошо”.