Файл: Сборник примерных программ профессиональной подготовки и дополнительного профессионального образования.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 1262
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема № 3.3.2 Обеспечение пожарной безопасности технологического оборудования.
Тема 3.5. Порядок создания и работы поста безопасности
В результате изучения дисциплины обучаемые должны:
Тема 8.2.8. Государственное регулирование экономики и экономический рост.
Тема 10.1.2. Электрические измерения
Тема 10.2.1 Электронные приборы
Тема 10.3.2. Пожарная профилактика электрических сетей
Тема 11.4.16. Тушение лесных пожаров
Тема 11.6.1. Понятие и классификация чрезвычайных ситуаций
Дисциплина 12. ПОЖАРНАЯ ТЕХНИКА И ПРОТИВОПОЖАРНОЕ
Тема 3.15 Техническое обслуживание и ремонт автоподъёмника
строительства и реконструкции тренировочных комплексов, обеспечивающие безопасность проведения занятий. Требования безопасности при проведении занятий.
Ознакомление с современной техникой ГДЗС зарубежных стран на примере: тепловизоров, газоанализаторов, приборов для обнаружения газодымозащитников, автоматизированных постов безопасности, теплоиндикаторов, современного оборудования теплодымокамер и т.п.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 160, 165, 170]
Тема 14. 13. Принцип работы и техническая характеристика зарубежных и новых отечественных СИЗОД.
Общие сведения о принципе действия и схеме работы современных отечественных и зарубежных аппаратов.
Основные технические характеристики современных отечественных и зарубежных аппаратов: время защитного действия при работе средней тяжести, запас воздуха в баллоне, вакуумметрическое давление, при котором срабатывает легочный автомат, давление избыточное, при котором открывается избыточный клапан редуктора, давление при котором срабатывает звуковой сигнал, масса в снаряженном виде.
Рекомендуемая литература: [29, 160, 169]
Тема 14.14. Тренировка газодымозащитников на свежем воздухе.
Выполнение команд при работе в дыхательных аппаратах (надевание аппарата, включение и выключение из аппарата). Проведение боевой проверки. Работа газодымозащитников с нагрузкой различной степени тяжести на свежем воздухе. Действия газодымозащитников при обнаружении неисправностей в аппарате в различных условиях работы. Замена баллонов высокого давления при работе в дыхательном аппарате. Определение степени тяжести работы выполняемой в противогазе по ЧСС. Способы выноса пострадавших из задымленной зоны.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 160, 165, 169]
Тема 14.15. Тренировка газодымозащитников в теплодымокамере(ТДК).
Порядок организации разведки с целью обнаружения “очага пожара”, отключения электрорубильника и ликвидации “истечения газа” из трубопровода. Эвакуация имущества, оборудования и пострадавших. Работа с пожарно-техническим оборудованием. Работа на тренажерах. Порядок чередования работы и отдыха. Использование теплопротекторов. Контроль за самочувствием.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 160, 165, 169]
Дисциплина 15.ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Введение.
Цель изучения дисциплины – приобретение слушателями теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с основными видами пожарного и спасательного оборудования как индивидуально, так и в составе отделения (караула), в подготовке и проведении практических занятий по пожарно-строевой подготовке, в проведении соревнований по пожарно-прикладному спорту, оформлении документации соревнований по пожарно-прикладному спорту, формирования у обучаемых морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
Дисциплина «Пожарно-строевая подготовка» взаимосвязана с изучением таких дисциплин как «Физическая подготовка», «Психология», «Педагогика», «Пожарная техника», «Подготовка газодымозащитника», «Пожарная тактика», «Противопожарная служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций».
Планом учебного процесса изучение дисциплины «Пожарно-строевая подготовка» предусмотрено в течении всего срока обучения.
Программа курса состоит из трех разделов:
Раздел 1. Подготовка пожарных и отделений.
Раздел 2. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий.
Раздел 3. Пожарно-прикладной спорт.
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
- знать:
- уметь:
- иметь представление:
Практические занятия направлены на приобретение и совершенствование практических навыков в выполнении индивидуальных и групповых упражнений с пожарно-техническим оборудованием, подготовке и проведении практических занятий с личным составом отделения и караула, в судействе соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Практические занятия проводятся двумя преподавателями.
Уроки проводятся при изучении сложных вопросов, требующих активной обратной связи, демонстрации техники и оборудования, с целью оперативного закрепления знаний.
Самостоятельная работа (подготовка) учащихся проводится для углубления и закрепления знаний и умений, полученных на лекциях и других видах занятий, выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых дополнительных знаний. Самостоятельная работа включает: выполнение индивидуальных заданий, изучение рекомендуемой литературы, совершенствование навыков работы с отдельными видами пожарно-технического оборудования, подготовку к предстоящим учебным занятиям и зачетам.
Программа курса рассчитана на 114 часов, из которых лекции составляют 12 часов, практические –98 часов. Форма итогового контроля- зачет 4 часа
Распределение часов по разделам и темам приведено в тематическом плане.
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 15.1. Первоначальная подготовка пожарных.
Тема 15.1.1. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Общие положения пожарно-строевой подготовки
Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки. Взаимосвязь пожарно-строевой подготовки с другими дисциплинами. Нормативные требования. Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма. Понятие об упражнениях, элементах и приемах работы с пожарно-техническим оборудованием.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 158, 186]
Тема 15.1.2. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге
Способы укладки и надевания боевой одежды и снаряжения. Построение отделений у пожарных автомобилей. Посадка личного состава в автомобиль.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.3. Упражнения с ручными пожарными лестницами
Снятие лестницы-палки с пожарного автомобиля переноска, установка и подъем по ней. Укладка лестницы-палки на автомобиль.
Снятие с автомобиля, переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни.
Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Подъем по пожарной лестнице с пожарно-техническим вооружением и рукавными линиями.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186, 240]
Тема 15.1.4. Упражнение со спасательной веревкой. Спасание и самоспасание
Закрепление спасательной веревки за конструкцию различными способами. Вязка спасательных петель без надевания и с надеванием на пострадавшего, петель для подъема пожарно-технического оборудования. Сматывание веревки в клубок. Самоспасание с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки. Меры безопасности при работе со спасательной веревкой.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.5. Упражнение с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями
Прокладка рукавных линий из скаток и пачек. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Подъем рукавных линий на высоту с помощью спасательной веревки. Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.6. Установка пожарных автомобилей на водоисточник
Подготовка пожарного гидранта, установка пожарной колонки на гидрант, пуск и перекрывание воды, снятие колонки с гидранта. Установка пожарного автомобиля на пожарный гидрант и водоем. Меры безопасности.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.7. Психологическая подготовка пожарных
Устройство огневой полосы психологической подготовки пожарных (психологической полосой) и способами преодоления её снарядов. Преодоление индивидуально и в составе отделения снарядов огневой полосы (психологической полосы) без воздействия и с воздействием огня и дыма.
Рекомендуемая литература: [29, 148, 186, 240]
Тема 15.1.8. Вскрытие и разборка конструкций
Правила переноски пожарного инструмента. Правила вскрытия кровли, полов, дверей и окон, вскрытие и разборка междуэтажных и чердачных перекрытий при помощи ручного пожарного инструмента. Меры безопасности при вскрытии и разборке конструкций.
Рекомендуемая литература: [29, 186]
РАЗДЕЛ 15.2. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий.
Тема 15.2.1. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий по пожарно-строевой подготовке
Основные принципы и методы обучения, применяемые на занятиях по пожарно-строевой подготовке. Требования, предъявляемые к руководителю занятий. Порядок подготовки руководителя к занятиям по пожарно-строевой подготовке. План проведения практического занятия с отделением и караулом. Методика организации и проведения занятий с отделением и караулом с целью «обучить», «тренировать», «принять зачет». Подведение итогов по пожарно-строевой подготовке.
Подготовка и проведение слушателями практических занятий в роли командира отделения и начальника караула.
Рекомендуемая литература: [55, 148, 158, 186, 194]
Тема 15.2.2. Работа с ручными пожарными лестницами и автолестницами
Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни. Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска её к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам. Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным “цепью”. Подъем по пожарной автолестнице.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.2.3. Боевое развертывание
Полное развертывание от основных пожарных автомобилей с установкой на водоисточник и подачей ручных пожарных стволов “А” и “Б”, пенных стволов, лафетного ствола. Боевое развертывание с забором воды при помощи одного, двух гидроэлеваторов. Боевое развертывание с подачей воды в перекачку. Боевое развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам и с использованием автолестниц. Меры безопасности при проведении боевого развертывания.
Ознакомление с современной техникой ГДЗС зарубежных стран на примере: тепловизоров, газоанализаторов, приборов для обнаружения газодымозащитников, автоматизированных постов безопасности, теплоиндикаторов, современного оборудования теплодымокамер и т.п.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 160, 165, 170]
Тема 14. 13. Принцип работы и техническая характеристика зарубежных и новых отечественных СИЗОД.
Общие сведения о принципе действия и схеме работы современных отечественных и зарубежных аппаратов.
Основные технические характеристики современных отечественных и зарубежных аппаратов: время защитного действия при работе средней тяжести, запас воздуха в баллоне, вакуумметрическое давление, при котором срабатывает легочный автомат, давление избыточное, при котором открывается избыточный клапан редуктора, давление при котором срабатывает звуковой сигнал, масса в снаряженном виде.
Рекомендуемая литература: [29, 160, 169]
Тема 14.14. Тренировка газодымозащитников на свежем воздухе.
Выполнение команд при работе в дыхательных аппаратах (надевание аппарата, включение и выключение из аппарата). Проведение боевой проверки. Работа газодымозащитников с нагрузкой различной степени тяжести на свежем воздухе. Действия газодымозащитников при обнаружении неисправностей в аппарате в различных условиях работы. Замена баллонов высокого давления при работе в дыхательном аппарате. Определение степени тяжести работы выполняемой в противогазе по ЧСС. Способы выноса пострадавших из задымленной зоны.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 160, 165, 169]
Тема 14.15. Тренировка газодымозащитников в теплодымокамере(ТДК).
Порядок организации разведки с целью обнаружения “очага пожара”, отключения электрорубильника и ликвидации “истечения газа” из трубопровода. Эвакуация имущества, оборудования и пострадавших. Работа с пожарно-техническим оборудованием. Работа на тренажерах. Порядок чередования работы и отдыха. Использование теплопротекторов. Контроль за самочувствием.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 160, 165, 169]
Дисциплина 15.ПОЖАРНО-СТРОЕВАЯ ПОДГОТОВКА
Введение.
Цель изучения дисциплины – приобретение слушателями теоретических знаний, практических умений и навыков в работе с основными видами пожарного и спасательного оборудования как индивидуально, так и в составе отделения (караула), в подготовке и проведении практических занятий по пожарно-строевой подготовке, в проведении соревнований по пожарно-прикладному спорту, оформлении документации соревнований по пожарно-прикладному спорту, формирования у обучаемых морально-психологических качеств, обусловленных спецификой профессиональной деятельности.
Дисциплина «Пожарно-строевая подготовка» взаимосвязана с изучением таких дисциплин как «Физическая подготовка», «Психология», «Педагогика», «Пожарная техника», «Подготовка газодымозащитника», «Пожарная тактика», «Противопожарная служба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций».
Планом учебного процесса изучение дисциплины «Пожарно-строевая подготовка» предусмотрено в течении всего срока обучения.
Программа курса состоит из трех разделов:
Раздел 1. Подготовка пожарных и отделений.
Раздел 2. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий.
Раздел 3. Пожарно-прикладной спорт.
В результате изучения дисциплины слушатель должен:
- знать:
-
- место и роль пожарно-строевой подготовки в системе профессиональной подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны; -
- требования нормативных документов, регламентирующих пожарно-строевую подготовку Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России; -
- методику организации и проведения занятий по пожарно-строевой подготовке; -
- методы формирования и совершенствования контроля и оценки знаний, умений и навыков по пожарно-строевой подготовке; -
- правила и приемы работы с ручными пожарными лестницами, спасательными средствами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями, пожарными стволами; -
- действия боевых расчетов на основных пожарных автомобилях при проведении различных видов боевого развертывания; -
- значение пожарно-прикладного спорта и его место в системе боевой и физической подготовки; -
- правила и технику выполнения упражнений по видам пожарно-прикладного спорта; -
- правила соревнований по пожарно-прикладному спорту; -
- меры безопасности при работе с пожарно-техническим вооружением и оборудованием.
- уметь:
-
- работать с ручными пожарными лестницами, спасательными веревками и средствами, рукавами, рукавной арматурой и принадлежностями, пожарными стволами в различных условиях; -
- выполнять действия в составе боевых расчетов на основных пожарных автомобилях при проведении различных видов боевого развертывания; -
- подготавливать и проводить практические занятия по пожарно-строевой подготовке с отделением и караулом; -
- выполнять различные виды упражнений по пожарно-прикладному спорту; -
- составлять документы необходимые для проведения соревнований по пожарно-прикладному спорту; -
- осуществлять судейство по пожарно-прикладному спорту.
- иметь представление:
-
- о правилах планирования и организации пожарно-строевой подготовки в аппаратах пожарной охраны; -
- о путях и способах предотвращения травматизма на занятиях по пожарно-строевой подготовке.
Практические занятия направлены на приобретение и совершенствование практических навыков в выполнении индивидуальных и групповых упражнений с пожарно-техническим оборудованием, подготовке и проведении практических занятий с личным составом отделения и караула, в судействе соревнований по пожарно-прикладному спорту.
Практические занятия проводятся двумя преподавателями.
Уроки проводятся при изучении сложных вопросов, требующих активной обратной связи, демонстрации техники и оборудования, с целью оперативного закрепления знаний.
Самостоятельная работа (подготовка) учащихся проводится для углубления и закрепления знаний и умений, полученных на лекциях и других видах занятий, выработки навыков самостоятельного активного приобретения новых дополнительных знаний. Самостоятельная работа включает: выполнение индивидуальных заданий, изучение рекомендуемой литературы, совершенствование навыков работы с отдельными видами пожарно-технического оборудования, подготовку к предстоящим учебным занятиям и зачетам.
Программа курса рассчитана на 114 часов, из которых лекции составляют 12 часов, практические –98 часов. Форма итогового контроля- зачет 4 часа
Распределение часов по разделам и темам приведено в тематическом плане.
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ 15.1. Первоначальная подготовка пожарных.
Тема 15.1.1. Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки. Общие положения пожарно-строевой подготовки
Назначение и задачи пожарно-строевой подготовки, ее место в системе профессиональной подготовки. Взаимосвязь пожарно-строевой подготовки с другими дисциплинами. Нормативные требования. Меры безопасности при проведении занятий, пути и средства предупреждения травматизма. Понятие об упражнениях, элементах и приемах работы с пожарно-техническим оборудованием.
Рекомендуемая литература: [29, 55, 158, 186]
Тема 15.1.2. Укладка и надевание боевой одежды и снаряжения. Сбор и выезд по тревоге
Способы укладки и надевания боевой одежды и снаряжения. Построение отделений у пожарных автомобилей. Посадка личного состава в автомобиль.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.3. Упражнения с ручными пожарными лестницами
Снятие лестницы-палки с пожарного автомобиля переноска, установка и подъем по ней. Укладка лестницы-палки на автомобиль.
Снятие с автомобиля, переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни.
Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска ее к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Подъем по пожарной лестнице с пожарно-техническим вооружением и рукавными линиями.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186, 240]
Тема 15.1.4. Упражнение со спасательной веревкой. Спасание и самоспасание
Закрепление спасательной веревки за конструкцию различными способами. Вязка спасательных петель без надевания и с надеванием на пострадавшего, петель для подъема пожарно-технического оборудования. Сматывание веревки в клубок. Самоспасание с этажей учебной башни с помощью спасательной веревки. Меры безопасности при работе со спасательной веревкой.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.5. Упражнение с пожарными рукавами, стволами, рукавной арматурой и принадлежностями
Прокладка рукавных линий из скаток и пачек. Уборка рукавов в одинарную и двойную скатку, восьмерку, укладка в пачки. Подъем рукавных линий на высоту с помощью спасательной веревки. Прокладка рукавных линий с верхних этажей способом наращивания.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.6. Установка пожарных автомобилей на водоисточник
Подготовка пожарного гидранта, установка пожарной колонки на гидрант, пуск и перекрывание воды, снятие колонки с гидранта. Установка пожарного автомобиля на пожарный гидрант и водоем. Меры безопасности.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.1.7. Психологическая подготовка пожарных
Устройство огневой полосы психологической подготовки пожарных (психологической полосой) и способами преодоления её снарядов. Преодоление индивидуально и в составе отделения снарядов огневой полосы (психологической полосы) без воздействия и с воздействием огня и дыма.
Рекомендуемая литература: [29, 148, 186, 240]
Тема 15.1.8. Вскрытие и разборка конструкций
Правила переноски пожарного инструмента. Правила вскрытия кровли, полов, дверей и окон, вскрытие и разборка междуэтажных и чердачных перекрытий при помощи ручного пожарного инструмента. Меры безопасности при вскрытии и разборке конструкций.
Рекомендуемая литература: [29, 186]
РАЗДЕЛ 15.2. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий.
Тема 15.2.1. Инструкторско-методическая подготовка руководителя занятий по пожарно-строевой подготовке
Основные принципы и методы обучения, применяемые на занятиях по пожарно-строевой подготовке. Требования, предъявляемые к руководителю занятий. Порядок подготовки руководителя к занятиям по пожарно-строевой подготовке. План проведения практического занятия с отделением и караулом. Методика организации и проведения занятий с отделением и караулом с целью «обучить», «тренировать», «принять зачет». Подведение итогов по пожарно-строевой подготовке.
Подготовка и проведение слушателями практических занятий в роли командира отделения и начальника караула.
Рекомендуемая литература: [55, 148, 158, 186, 194]
Тема 15.2.2. Работа с ручными пожарными лестницами и автолестницами
Переноска, подвеска и подъем по пожарной штурмовой лестнице на этажи учебной башни. Снятие пожарной выдвижной лестницы с пожарного автомобиля, переноска её к учебной башне, установка и подъем по ней на этажи учебной башни, укладка лестницы на пожарный автомобиль. Комбинированный подъем по пожарным выдвижной и штурмовой лестницам. Подъем по пожарным штурмовым лестницам, подвешенным “цепью”. Подъем по пожарной автолестнице.
Рекомендуемая литература: [29, 158, 186]
Тема 15.2.3. Боевое развертывание
Полное развертывание от основных пожарных автомобилей с установкой на водоисточник и подачей ручных пожарных стволов “А” и “Б”, пенных стволов, лафетного ствола. Боевое развертывание с забором воды при помощи одного, двух гидроэлеваторов. Боевое развертывание с подачей воды в перекачку. Боевое развертывание с подачей стволов по ручным пожарным лестницам и с использованием автолестниц. Меры безопасности при проведении боевого развертывания.