Файл: Организация работы службы доставки в ресторанном бизнесе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 1777

Скачиваний: 39

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными причинами покупки готовой еды в магазинах респонденты из Москвы называют[6]:

51% — «я не хочу самостоятельно готовить»;

34% — «я хочу попробовать новое блюдо»;

18% — «я не хочу идти в кафе/столовую».

На основании полученных комментариев мы выяснили, что потребители положительно оценивают качество и ассортимент готовой продукции. Покупатели предпочитают пойти в ближайший магазин, а не стоять в очереди в столовой или ожидать приготовления блюда в кафе. С введением ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, указанные причины не стали менее актуальными.

В городах-миллионниках, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Новосибирск, все чаще потребители предпочитают покупать готовую еду в супермаркетах или питаться в ресторанах быстрого обслуживания. Наиболее сильно этот тренд представлен в Москве, где более 66% покупок совершают так называемые «нерегулярные» покупатели. Они приобретают готовую еду время от времени, чаще в будни, на ужин, обед или перекус. Наиболее популярными видами продукции являются салаты, выпечка, блюда из мяса и птицы. Отметим, что среди «регулярных» покупателей готовой кулинарии доля людей, не состоящих в браке, существенно выше.

Жители Москвы имеют более высокий доход. В отсутствие ограничений они чаще питаются на работе, что существенно меняет характер их потребления. Для москвичей более 75% покупок готовых блюд приходится на будни, в среднем по России этот показатель ниже, около 70%.

Среди покупок кулинарии в Москве лидируют ужины (40%), затем обеды (33%) и перекусы (20%) — см. рисунок 2.

Показатель значительно выше в Москве по сравнению с средним значением в России

Опрос потребителей, проведенный Oliver Wyman в феврале 2020г.

Рисунок 2. Профиль московского покупателя,

Основные периоды покупки

Доля покупок в обеденное время значительно превышает аналогичный среднероссийский показатель (40% против 25%), поскольку москвичи зачастую не имеют возможности съездить на обед домой или сходить в кафе, а потому покупают еду в магазине и обедают на работе. Жители крупного мегаполиса очень высоко ценят свободное от работы и дороги время, а потому готовы покупать приготовленные блюда по более высоким ценам, заплатив за возможность приобрести еду быстрее и съесть ее в удобном месте. После снятия ограничительных мер, связанных с пандемией COVID-19, и возвращения к работе в офисе, жители мегаполисов вернутся к привычке покупать еду, приготовленную вне дома.Помимо покупки готовой еды в магазине, многие потребители предпочитают питаться в ресторанах быстрого обслуживания.


Значительную часть в ситуации питания вне дома (около 82,7%) традиционно занимало физическое посещение кафе и ресторанов, однако структура расходов потребителей на питание начинает меняться. Все больше увеличиваются расходы на покупку еды на вынос и доставку на дом: +18,2% и +31,6% роста соответственно с 2013 по 2019 год (см. рисунок 3).

Растет использование онлайн-приложений и сайтов-агрегаторов для заказа еды с доставкой. Объем этого рынка увеличился на 72,5% еще до ограничений, связанных с пандемией COVID-19. Россияне, особенно жители столицы, все реже посещают традиционные кафе и магазины. Желание сэкономить время порождает большой спрос на услуги доставки еды, значительно увеличивая предложение и усиливая конкуренцию в данной отрасли.

Большинство изменений, происходящих на российском рынке, идут в ногу с общемировыми социальными тенденциями: желанием людей максимально эффективно использовать свое время, стремлением к ярким впечатлениям и получению удовольствия от жизни. Потребители становятся все более взыскательными к качеству продукции и предоставляемых услуг. Поэтому большинство крупнейших сетей питания и доставки уже успели скорректировать свои бизнес-стратегии, чтобы сохранить максимальное число лояльных покупателей и увеличить выручку за счет дифференциации и привлечения новых клиентов.

В рамках проведенного исследования можно выделить следующие тренды на российском рынке готовой еды:

  1. Сотрудничество кафе и ресторанов с сервисами доставки.
  2. Выход ретейлеров на рынок доставки готовой еды через партнерство с крупными агрегаторами.
  3. Развитие онлайн-супермаркетов.
  4. ЗОЖ и dark kitchen.
  5. Открытие кафе и ресторанов под общим брендом.

Стоит отметить, что актуальность первых четырех трендов не исчезла и в период ограничительных мер, вызванных пандемией COVID-19.

Рисунок 3. Затраты российских потребителей на фаст-фуд сети и доставку еды (LSR) по типу потребления

Одним из способов, позволяющих бизнесу покрыть изменяющиеся потребительские предпочтения, является партнерство с крупными сервисами доставки еды. Данная стратегия предполагает выход ресторанов и ретейлеров в онлайн-сферу, дает покупателям более широкий выбор и позволяет оперативно реагировать на изменение предпочтений. Кроме того, она приводит к более высокому уровню прозрачности бизнеса. Мы наблюдаем, что в России эта стратегия становится макротрендом.


Подобные системы партнерств на протяжении многих лет успешно внедряются в большинстве развитых стран, принося взаимную выгоду как предприятиям общественного питания, так и агрегаторам услуг доставки. В крупных городах России это взаимодействие развивается ускоренными темпами: два основных сервиса-гиганта — Delivery Club и «Яндекс.Еда» — суммарно покрывают более 20% российского и 80% московского рынка доставки готовых блюд из кафе и ресторанов. Наиболее быстрым ростом в этой отрасли отличилась именно «Яндекс.Еда», добившись к концу 2019 года партнерства с более чем 12 000 ресторанами.

Запрет на посещение кафе и ресторанов в связи с пандемией COVID-19 привел к тому, что еще большая часть заведений, до этого не осуществляющих доставку, были вынуждены выйти на онлайн рынок и сотрудничать с агрегаторами услуг доставки.

Международные фуд-агрегаторы заключают соглашения не только с ресторанами и кафе, но и с крупными ретейлерами, желающими предоставлять услуги доставки готовой еды своим потребителям. Это один из наиболее успешно растущих трендов, уже доказавший свою рентабельность в США и странах Европы. Так, например, крупная торговая сеть Великобритании Asda с 2018 года успешно работает со службой Just Eat (доставка пиццы и продукции бакалеи). Компания демонстрирует значительный рост выручки в тестируемых магазинах и планирует расширить обслуживание на остальные торговые точки.

Подобные партнерства есть и на российском рынке. Например, «Азбука Вкуса», являясь одним из немногих представителей продовольственного ретейла с большими мощностями по производству кулинарной продукции, уже несколько лет активно работает с платформами по доставке готовой еды собственного производства. Аналогичной стратегии следует и «ВкусВилл», готовую продукцию которого можно заказать через агрегаторы SaveTime, SberMarket и «ВкусВилл Экспресс»[7].

На рынке доставки готовой еды конкурентное преимущество торговых сетей заключается в миллионах лояльных клиентов. Благодаря им они могут быстро адаптировать бизнес-модель к новому рынку и добиться мгновенного увеличения числа покупок дополнительно к существующему бизнесу.

Помимо доставки готовой еды, в Москве активно развиваются форматы омниканального ретейла и полноценных онлайн-супермаркетов. Это сервисы заказа и доставки любых продуктов. Наиболее активными игроками на данном рынке являются «Утконос» и «Перекресток». Оба онлайн-супермаркета предлагают доставку в течение рабочего дня и устанавливают минимальный размер заказа.


Но на рынок выходят и более гибкие игроки — они предлагают доставку продуктов в течение 10-20 минут с установкой минимального размера заказа только в периоды повышенного спроса. Именно такой стратегии придерживается основанная в 2019 году «Яндекс-Лавка» — являясь партнером сетей «Хлеб Насущный» и «Братья Караваевы», она завоевывает позиции, предлагая быструю доставку супов, салатов, выпечки и других готовых блюд из этих ресторанов.

Потребители выбирают полезную и домашнюю пищу, несмотря на нежелание тратить время на ее самостоятельное приготовление. Именно по этой причине в крупных городах России растет число производителей домашней еды с доставкой, демонстрирующих впечатляющие финансовые результаты.

Одним из наиболее известных столичных примеров является «Кухня на районе».

Сеть предлагает выбор здоровых блюд — от простой гречки с грибами до изысканных пенне с креветками. Доставить заказ из «Кухни» обещают в течение 30 минут, что удовлетворяет желание клиентов максимально экономить время. «Кухня на районе» — яркий представитель формата dark kitchen: еда изначально готовится исключительно для доставки, а не для подачи на столик в кафе или продажи с горячего прилавка.

Эффективное использование данного формата в тандеме с быстрой доставкой на скутерах позволило «Кухне» выгодно выделиться на фоне конкурентов и достичь в 2019 году уровня более 10 000 заказов в день, а также годовой выручки в размере 800 млн рублей[8].

Многие действующие рестораны и кафе России уже применяют формат dark kitchen для проникновения на рынок доставки еды. Некоторые предприниматели, подобно «Кухне на районе», пробуют открывать сеть dark kitchen, не имея ни одного ресторана с посадочными местами. Однако таким игрокам не всегда удается привлекать необходимый трафик покупателей. Дело в том, что для достижения стабильного потока заказов необходимо иметь сильную узнаваемость бренда и изначальную базу лояльных клиентов. Именно поэтому dark kitchen может стать перспективным форматом для ретейлеров с многомиллионными базами лояльных бренду покупателей.

Помимо прилавков с горячей едой, многие игроки продовольственного ретейла открывают кафе и даже рестораны с целью повышения частоты посещения магазинов. В 2019 году «ВкусВилл» открыл свое первое кафе в Москве — «Правильное кафе и кулинария «Парим- Варим» друг «ВкусВилл». Крупные гипермаркеты также пересматривают концепции, открывая кафе и рестораны прямо на территориях своих магазинов. Такая стратегия может стать хорошим стартом для успешного выхода на рынок доставки готовой еды.


Хотя развитие и открытие кафе и ресторанов потеряло актуальность в период ограничений, связанных с пандемией COVID-19, мы ожидаем возврат к этому тренду по возвращении к прежнему образу жизни и старым потребительским привычкам.

На данный момент услуги по доставке готовой еды с прилавков магазинов мало распространены на российском рынке. В то же время исследования показывают, что тенденция потребителей меньше готовить и больше заказывать продолжит укрепляться. Это обострит конкуренцию торговых сетей с сервисами доставки готовых блюд из ресторанов и кафе. А потому выход ретейлеров в сегмент доставки готовой еды — это способ сохранить и нарастить свою долю на рынке. Он позволит выделиться на фоне конкурентов и привлечь покупателей уникальным предложением.

Рисунок 4. Предложения торговых сетей по доставке еды и продуктов

Большая база лояльных бренду потребителей

Одним из основных преимуществ крупных ретейлеров при выходе на рынок доставки является их широкая база клиентов. Несмотря на необходимость конкурировать на новом рынке с множеством ресторанов и кафе быстрого питания, наработанная база клиентов позволит достичь высокого трафика заказов при запуске доставки еды под собственным брендом[9].

Выгодные партнерства

Партнерство с популярными сервисами доставки является взаимовыгодными для обоих участников сделки: ретейлеры получают мгновенный прирост количества потребителей и одновременно расширяют возможности обслуживания уже существующей лояльной аудитории. Агрегаторы-поставщики увеличивают предлагаемый ассортимент.

Высокий потенциал привлечения новых клиентов

Выход на рынок доставки позволит познакомить больше клиентов с высоким качеством ассортимента готовой еды ретейлера. Кулинария входит в Топ-10 категорий, способных оказывать наиболее сильное влияние на выбор покупателями торговой сети (см. срисунок 5). Повышение информированности о высоком качестве кулинарии в данном магазине потенциально привлечет новых покупателей, которые вернутся не только за готовой продукцией, но также купят и другие товары из основной корзины.

Другой крепкий алкоголь (не водка)

0,95%

Мясные полуфабрикаты

0,91%

Вино

0,83%

Конфеты в коробках

0,81%

Рыба (свежая, не замороженная)

0,79%

Кофе растворимый

0,71%

Кофе зерновой/молотый

0,68%

Готовая продукция

0,67%

Пицца замораженная

0,65%

Мясо (свежее, не замораженное)

0,63%

Ингредиенты для выпечки

0,62%

Готовые завтраки

0,58%

Соки/морсы

0,53%

Сыр

0,49%

Водка

0,47%