Файл: 1 Анализ уголовной ответственности несовершеннолетних общие положения 7.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание


Введение 3

1 Анализ уголовной ответственности несовершеннолетних: общие положения 7

1.1 Историческое становление уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних 7

1.2 Криминологические особенности преступности несовершеннолетних 13

1.3 Уголовно-правовые особенности уголовной ответственности несовершеннолетних 18

1.4 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности 25

2 Особенности наказания для несовершеннолетних 33

2.1 Правовая характеристика наказания 33

2.2 Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним преступникам 37

2.3 Особенности назначения наказания несовершеннолетним и освобождение от него 44

2.4 Сроки давности и сроки погашения судимости. 52

Заключение 57

Глоссарий 63

Список использованных источников 66

Приложение А 72

Приложение Б 73

Приложение В 74



Введение



Минимальные стандартные правила ООН об отправлении правосудия по делам несовершеннолетних 1985 рекомендуют участникам ООН гуманное отношение к лицам, преступившим уголовный закон в несовершеннолетнем возрасте. К ним неприменимо тяжкое наказание, поскольку психика лица, не достигшего совершеннолетия, не окрепла и тяжкое наказание может лишь повредить психическому развитию лица; не достичь целей, стоящих перед наказанием, а напротив, «создать» непримиримого преступника посредством естественных психологических «инъекций» места отбывания наказания.

В Уголовном кодексе РФ впервые в истории русского права вопросом об ответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом, посвящен специальный раздел V (ст.87 – 96 главы 14).

Вместе с тем уголовное законодательство России и зарубежных стран всегда предусматривало нормы, отличающие правовые последствия за преступления, совершенные взрослыми лицами и несовершеннолетними. Однако эти нормы не были систематизированы, затрагивали лишь отдельные институты права, что не всегда способствовало учету возрастных особенностей несовершеннолетних в правоприменительной практике.


Включение в Уголовный кодекс РФ главы 14 служит не только естественным следствием реагирования на документы международно – правового характера, но и необходимой в праве и правоприменении данью гуманизму как одному из важнейших правовых принципов. В криминологии выработано довольно ограниченное и вместе с тем отвечающее сути понятие «возрастная невменяемость». Возрастная невменяемость означает, что в определенном возрасте субъект еще не в состоянии должным образом и в должной мере оценивать социальную значимость собственного поведения. Бравада, так часто отличающая несовершеннолетних, выступает основным стимулом поведенческих реакций, и «взрослый» правоприменитель должен понимать и в меру гуманно оценивать данное обстоятельство.

Наличие в новом Уголовном кодексе РФ самостоятельной главы об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних обусловлено значением, которое общество придает этой проблеме, и спецификой уголовно – правовых мер, применяемых в отношении несовершеннолетних правонарушителей, необходимостью точно установить правовую регламентацию отступлений от общих правил уголовной ответственности. Сосредоточение всех норм Общей части Уголовного кодекса РФ, относящихся к несовершеннолетним, в одной главе позволило показать общие принципы уголовной ответственности этих лиц и привести в систему все нормы, которые регулируют эту ответственность. Представляется, что наличие самостоятельной главы об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних привлечет внимание следователей, прокуроров и судей к этим особенностям и будут способствовать более правильному разрешению дел.

Введение в Уголовной кодекс РФ особых положений ответственности несовершеннолетних обусловлено социально – психологическими особенностям лиц этой возрастной категории. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, с одной стороны, достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать свое поведение, владеть собой), с другой – происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств и т.д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.



Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе (около половины), что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности и погашения судимости.

Уголовно-правовые меры противодействия преступности несовершеннолетних не являются основными. Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, падения жизненного уровня значительной части населения, обострения межнациональных конфликтов, благоприятного развития семейно - брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры. И тем не менее, когда преступление совершено, возникает вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетнего.

Объектом данного исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе применения российского законодательства по вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних лиц и назначении им наказания. Предметом исследования выступают сами нормы законодательства Российской Федерации об уголовной ответственности несовершеннолетних.

Целью работы ставится всестороннее полное раскрытие особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних с учетом последних изменений и дополнений в уголовном законодательстве.


Задачами данной выпускной квалификационной работы является рассмотрение вопросов связанных с ответственностью несовершеннолетних, предусмотренных планом работы.

К наиболее интересным и содержательным специальным исследованиям советского времени следует отнести работы Бабаева М.М. “Индивидуализация наказания несовершеннолетних”, Ноя И.С. “Вопросы теории наказания в советском уголовном праве”, Шаргородского М.Д. “Наказание, его цели и эффективность”, Соловьёва А.Д. “Вопросы применения наказания по советскому уголовному праву”, Орлова В.С. “Уголовная ответственность несовершеннолетних”.

Современных работ по данной тематике практически нет. Можно выделить лишь работу Сафуанова Ф. “Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого”, в которой рассмотрен сложный вопрос проведения комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетнего обвиняемого.

Поэтому можно сказать, что вопросы уголовной ответственности несовершеннолетних в России остаются ещё слабо разработанными. Если общие вопросы, в той или иной степени, рассматривались в научной литературе, то содержание отдельных частей данной темы не было пока предметом подробного специального исследования юристов.

Методологическую основу исследования составил диалектический метод научного познания. В работе использовались как общенаучные, так и конкретно-социологические методы познания: формально-логический, историко-правовой, сравнительно-правовой, социологический, статистический.

Структура исследования состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, глоссария и списка использованной литературы, приложения.


1 Анализ уголовной ответственности несовершеннолетних: общие положения




1.1 Историческое становление уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних



Действующее законодательство впервые предусматривает специальный раздел, посвященный особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних. Такие разделы были известны Уголовному уложению 1845 г., Воинскому уставу Петра Великого, Уголовному уложению 1903 г. и другим источникам права России. Разница состояла в широте охвата вопросов, касающихся ответственности несовершеннолетних, главным образом возраста с которого должна наступать ответственность; видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним; порядка их исполнения и органов, рассматривающих дела о правонарушениях подростков.

Обобщенные данные статистики свидетельствуют о постоянном росте преступности среди несовершеннолетних и лиц молодежного возраста, особенно в переломные моменты истории государства, в периоды обострения негативных социальных процессов, происходящих в обществе, что наблюдалось во времена гражданской и Великой Отечественной войн, восстановительные периоды, когда государство было вынужденно разрабатывать систему мер борьбы с преступностью несовершеннолетних.

Рассматривая уголовное законодательство России в историческом аспекте можно отметить, что оно на большинстве этапов своего развития искало средства исправления юных правонарушителей, не связанные с применением мер уголовной репрессии. Так, в декрете СНК РСФСР от 14 января 1918 г. “О комиссиях для несовершеннолетних” указывалось, что “суды и тюремное заключение для малолетних и несовершеннолетних упраздняются, а дела о несовершеннолетних до 17 лет, замеченных в деяниях общественно опасных, подлежат ведению комиссии о несовершеннолетних”.

Основная идея декрета - исправление прежде всего мерами воспитательного характера, была воплощена при разработке уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. Ст. 13 “Руководящих начал” по уголовному праву РСФСР 1919 г. предусматривалось, что несовершеннолетние до 14 лет не подлежат суду и наказанию. К ним применяются лишь воспитательные меры (приспособления). Такие же меры применяются к лицам от 14 до 18 лет, “действующим без разумения”. Если же они “действуют с разумением”, т.е. сознавая общественную опасность своих действий, то возможны меры уголовного наказания. Право решения этого вопроса предоставлялось суду.