ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
9. Орфограмма: суффикс страдательных причастий настоящего времени.
Движимый. Данное причастие образовано от старинного глагола движити, относившегося ко второму спряжению, а значит, и пишется причастие с суффиксом -им-.
10. Орфограмма: чередующиеся корни.
Почему возникли исключения в этой орфограмме – об этом есть только отрывочные сведения.
Равнина. Равнина – это место горизонтально плоское, то есть все ее точки расположены на равном расстоянии от уровня моря.
Полог. По смыслу это слово уже не связывается с корнем лаг – лож.
Плав – плов. В написание вмешалось языковое чутье. В свое время появились сложносокращенные слова: плавкран, плавсредства с двумя ударениями. Если стали так говорить, то и писать слова стали с корнем плав (плавать, плавун). Так и была узаконена новая орфограмма.
К сожалению, поиски по данной теме на этом остановились, так как не удалось найти дополнительную информацию. Но и собранный материал мне кажется очень полезным.
Для работы с орфографическими правилами мы взяли учебник В.В. Бабайцевой, Л.Д. Чесноковой «Русский язык. Теория», учебники для 5–9-х классов, авторами которых являются М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, а также учебное пособие «Русский язык» Д.Э. Розенталя для 10–11-х классов.
|
|
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В практической части нашего исследования было проведено анкетирование среди учеников 5-7-х классов по вопросу знаний слов исключений русского языка и причин их происхождения. Ребятам было задано три вопроса:
-
Что такое исключение из правил? -
Назовите известные Вам правила, где есть слова-исключения. -
Как вы думаете, почему появились слова-исключения?
В анкетировании приняли участие 5-6 классы в количестве 145 человек. Проанализировав ответы (см. Приложение 1), можно сделать следующие выводы по результатам анкетирования в 5-х классах:
1. Большинство учеников 5-х классов понимают понятие «исключение из правил»
2. самыми знакомыми для учеников являются правила написания гласных в корнях –раст- и -рос-, о и ё после шипящих, буквы и ы после ц (это те правила, которые изучены детьми в 5 классе) – 89% всех опрошенных.
3. 11 % из опрошенных затрудняются ответить на данный вопрос, назвать правила в которых есть слова-исключения.
4. многие не смогли ответить правильно на вопрос, почему появились слова-исключения
, откуда такие слова появились.
Немного другая ситуация складывается в параллели 6-х классов:
-
33% обучающихся затрудняются ответить на вопрос «Что такое исключение из правил?». -
самыми знакомыми для учеников являются правила написания гласных в корнях –раст- и -рос-, удвоенная н, -гор- и –гар-, -зор- и –зар-. 50% опрошенных вообще затруднились ответить на этот вопрос. -
46% не смогли ответить правильно на вопрос, почему появились слова-исключения, откуда такие слова появились, практически для всех остается загадкой.
Таким образом, мы столкнулись с общей для 5-х и 6-х классов проблемой запоминания слов-исключений. Поэтому вторым шагом практической части нашего исследования явилось составление памятки, которая сможет помочь всем детям нашей школы в заучивании слов-исключений. Эти способы заучивания не придуманы нами. Они найдены нами из источников и оформлены в информационный буклет.
1. Начнем с самого простого — падежей.
Иван родил девчонку,
Велел тащить пеленку
Этот мнемостих помогает запомнить последовательность падежей. Иван — именительный, родил — родительный, девчонку — дательный, велел — винительный, тащить — творительный, пеленку — предложный.
2. А теперь повторим спряжение глаголов.
Стихотворение, состоящее из глаголов-исключений II спряжения, то есть таких, в личных окончаниях которых пишется И, а не Е, в школе учили все. Правда, в разных вариациях. Вот некоторые из них:
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,
И обидеть, и терпеть —
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Таким образом: гонИшь, держИшь, смотрИшь и т. д.
3. Теперь чередование гласных в корне.
Что, например, может быть проще «правила ослика Иа»?
Звучит оно так: если за корнем суффикс А, в корне пиши И. Например, блИстАть, но блЕстЕть.
Оно справедливо для всех случаев, когда есть чередование Е-И (раздирать — раздерут, расстилать — расстелет, умирать — умереть).
4. И еще о гласных в корне.
Цыган на цыпочках цыкнул цыпленку: «Цыц».
Эта мнемофраза предназначена для запоминания слов- исключений с Ы после Ц. По общему правилу, после Ц в корне пишется И: циркуль, циферблат, цирюльник.
5. О непроизносимых согласных в корне.
Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву Т писать напрасно — в этой фразе собрано пять слов, где НЕ пишется Т между С и Н.
6. Сложная тема, в которой часто путаются, — О и Е после шипящих.
У девчонки чужой парчовый башмачок — нехорошо / Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку — эти мнемофразы помогают запомнить самые распространенные слова, где под ударением путают О и Ё. Под ударением после шипящих пишется О и Ё.
Шорох, чокаться, трущоба,
Шов, крыжовник и чащоба,
Шорты, пончо, капюшон,
Чопорный, жокей, пижон,
Плюс трещотка, жор, мажор,
И изжога, и боржом,
А ещё жонглер, обжора,
Шомпол, шок, чох, шоу, шоры,
Шоколад, шоссе, шофер -
Вот почти и весь набор.
Все слова напишем с О-
Их запомнить нелегко.
7. С дефисами или их отсутствием в некоторых словах разберемся при помощи длинного слова автомотовелофототелерадиомонтер. Оно поможет запомнить, что приставки авто-, мото-, вело-, фото-, теле-, радио- пишутся слитно.
8. Теперь к наречиям, написание которых вызывает проблемы.
Уж замуж невтерпеж — мнемофраза для запоминания наречий БЕЗ мягкого знака.
Примечание: Сейчас фразу можно было бы усовершенствовать, добавив к наречиям имя собственное: «Наташ / Маш / Даш / Ксюш, уж замуж невтерпеж!» Слишком многие в последнее время зачем-то снабжают эти имена мягким знаком и пишут с ошибкой: «Наташь, привет!»
9. Одна или две буквы Н в суффиксах прилагательных.
Тут работает «правило окна», на которое надо бросить взгляд, и все сразу станет ясно:
Посмотрите на окно:
В окне стеклянное стекло,
Рамы деревянные,
Ручки оловянные.
деревяННый
оловяННый
стекляННый
Правило звучит так: в суффиксах -АН-/-ЯН- прилагательных пишется одна буква Н, слова-исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ.
10. Мнемоправила из раздела «стилистика» представлены прежде всего знаменитым «Одеть Надежду, надеть одежду». Эта мнемофраза помогает запомнить, когда надо говорить «надеть», а когда — «одеть»: одеть — кого-то, надеть — что-то.
Примечание: многие лингвисты в отличие от граммар-наци относятся к путающим эти глаголы толерантно и склоняются к тому, что скоро смысловая разница между этими паронимами сотрется, а употребление «одеть» вместо «надеть» не будет считаться грубой ошибкой.
11. Наконец, орфоэпия. Тут мнемостихов много. Вот некоторые из них.
Не говори «катАлог»,
А только «каталОг».
А твОрог?
Можно твОрог,
А можно и творОг.
Долго ели тОрты —
Не налезли шОрты.
Есть и более сложные:
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.
Жюри, брошюра, парашют -
В дружбе только с Ю живут.
-
Гласные после шипящих и Ц:
Русские слова с жи, ши
Через и всегда пиши.
И, конечно, ча и ща
Мы напишем с буквой а.
Ну, а жу, щу, шу и чу,
Я серьёзно, не шучу,
С буквой у всегда дружны.
И заметить мы должны,
В иностранных лишь словах
Ю встречается в корнях:
Парашют, жюри, брошюра –
Вот такая в них структура.
Заключение
Моё исследование подтверждает выше заявленную гипотезу о том, что знание исторических процессов в развитии языка необходимо для более успешного обучения. И это подтверждают результаты анкетирования. Многие не понимают, что такое слова-исключения и почему они есть. И я смею предположить - значит, возникают и проблемы с грамматикой написания этих слов. Т.к. непонимание правил рождает ошибки и бездумное письмо.
Изготовленная нами памятка для заучивания слов-исключений может помочь ребятам запомнить данные слова и писать грамотно.
Данная работа для меня стала полезной, информативной. Работа над проектом помогла мне закрепить свои знания перед подготовкой к ОГЭ. А памятка пригодится мне в дальнейшем обучении на уроках русского языка.