Файл: Ответы на билеты по тгп предмет и метод теории государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 410

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Взаимодействуют по следующим направлениям:

  • Право закрепляет наиболее важные для общества требования морали (оставление в опасности)

  • Законодательная власть учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения

  • Мораль влияет на процесс применения норм права

30. Понятие и признаки нормы права

Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.

Признаки:

  • Общий характер (не имеют конкретного адресата)

  • Обязательный характер (предписания обязательные для всех субъектов, на которых оно распространяется)

  • Регулирует внешнее поведение человека (а не чувства и эмоции)

  • Регулирует общ. отношения, путем закрепления прав и обязанностей сторон

  • Носят формальный характер (выражается в четких, конкретных формулировках)

  • Признаются и гарантируются государством (носят официальный характер)

  • Защита интересов прав и свобод человека

  • Вырабатываются и утверждаются компетентными органами

  • Нормы права отражают уровень развития общества

  • Обеспечиваются экономическими и иными ресурсами государства и правовой культурой общества.

31. Структура нормы права.

Структура – внутреннее строение нормы.

  • ГИПОТЕЗА – часть нормы, указывающая на обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма

  • Положительная – наличие обстоятельств

  • Отрицательная - отсутствие обстоятельств

  • Простая – указывает на 1 обстоятельство, чтобы сработала диспозиция

  • Сложная – действие нормы обусловлено несколькими обстоятельствами

  • Альтернативная – указывает на несколько обстоятельств, любое из которых реализовывает диспозицию.

  • ДИСПОЗИЦИЯ – часть юридической нормы, содержащая правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений.

  • Простая – назначает вариант поведения, но не поясняет, не раскрывает его

  • Описательная – описывает все существующие признаки поведения

  • Ссылочная – отсылает для ознакомления с нормой поведения к другой норме

  • Бланкетная – отсылает не к норме закона, а к инструкциям, техническим нормам.

  • Управомочивающая

  • Обязывающая

  • Запрещающая


  • САНКЦИЯ – часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы

  • Абсолютно-определенные – в них точно указан размер неблагоприятных последствий

  • Относительно-определенная – указаны границы последствий (От…до)

  • Альтернативная – из нескольких последствий выбирается одно (или)

32. Классификация норм права.

По функциям в механизме правового регулирования. (Правовое регулирование – целенаправленное, результативное воздействие права на общ. отношения)

  • Исходные нормы (базовые, основополагающие нормы)

  • Нормы-начала (основы экономического, политического и государственного строя)

  • Определительно-установочные нормы (цели. задачи)

  • Нормы-принципы (не могут меняться)

  • Нормы-дефиниции (определения)

  • Нормы-правила поведения (нормы непосредственного регулирования поведения людей и общественных отношений)

  • Регулятивные (регулируют нормальное поведение людей)

  • Охранительные (вступают в действие в связи с фактом правонарушения)

  • Общие нормы (охватывают своим действием все правовые институты той или иной отрасли)

  • Специальные нормы (относятся к правовым институтам отрасли права)

По предмету правового регулирования: (-разнообразные общественные отношения, которые могут и должны быть урегулированы правом)

  • Конституционные, гражданские, административные, уголовные и т.д.

  • Материальные (закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение)

  • Процессуальные (регулируют организационные отношения, носят процедурный характер)

По методу правового регулирования: (МПР – совокупность способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения)

  • Императивные нормы – категорические, строго обязательные

  • Диспозитивные – предполагают вариативное поведение

  • Поощрительные – поощрения за одобряемые обществом действия

  • Рекомендательные – устанавливают наиболее желательное поведение

По форме выражения предписания:

  • Управомачивающие – дают право субъектам на совершение действий

  • Обязывающие нормы – закрепляют обязанность совершения определенных действий

  • Запрещающие нормы – запрещают названное в низ поведение, которое приянается правонарушением.


33. Понятие и виды форм (источников) права:

Форма права – внешнее выражение и закрепление юридических норм. Назначение: упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.

Источник права – обстоятельство, способствующее возникновению и действию права.

Виды форм права:

  • ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – обычай, санкционированный государством. (общеобязат. веление)

(Русская Правда, Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц, Салическая правда и др.)

Обычное право – совокупность правовых обычаев.(Н-р, первое заседание гос. думы открывается старейшим из депутатов; ст. 5 ГК «обычай делового оборота», уголовное право – участие присяжных заседателей)

  • Достоинства:

  1. Формируется в общ-ве, более полно отражает волю народа

  2. Выражает закономерности общественного развития, более объективны

  3. Более доступен, доводится до сведения усно

  4. Исполняется добровольно, в силу привычки

  • Недостатки:

  1. Менее динамичен, не способен быстро реагировать на общественные изменения

  2. Неопределен по содержанию, поскольку текстуально не фиксируется

  3. Носит локальный характер
  • 1   2   3   4   5   6   7


ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ – судебное или административное решение по конкретному судебному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем. (Характерно для англо-саксонской правовой системы, т.к. там судебная система возникла раньше законодат.)

Высший судебный орган в Англии – Палата Лордов, их решения обязательны для всех судов

Высший апелляционный суд (решения для всех, кроме палаты Лордов)

Высший суд (решения обязательны только для нижестоящих судов)

Особенности прецедента: Все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, который также становится нормой права.

  • Достоинства:

  1. Результат правоприменения

  2. Более содержателен, т.к. выносится по конкретному

  3. Обладает большим динамизмом, чем НПА

  • Недостатки:

  1. Не имеет четко определенных пределов действия

  2. Не исключает произвола в правоприменении

  3. Не обладает авторитетом НПА

  4. Не публикуются, менее доступны для ознакомления.

  • АКТ РЕФЕРЕНДУМА – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной или общественной жизни. (самая демократическая форма и самая дорогая)

  • ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ – это совместный юридический акт, выражающий взаимное волеизъявление правотворческих органов.

___________

  • НПА – акт правотворчества, содержащий нормы права. (Конст., ФКЗ, ФЗ, подз. акты)

НПА преобладающая форма правотворчества, т.к:

  • Исходит от компетентных органов

  • Принимаются в строго обозначенном процедурном порядке

  • Имеют установленную форму, реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действ.

  • Могут быть быстро изменены, в зависимости от соц. потребностей

Виды НПА:

  • НПА законодательной власти

  • НПА исполнительной власти

  • Акты органов МСУ

Система законодательства включает в себя законы и подзаконные акты.

Закон – НПА, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом, строго определенном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.


Законы принимаются на федеральном и региональном уровне, а так же в результате референдума. Изменить или приостановить действие закона может только орган, который его принимал. В случае ЧС действие закона может приостановить президент РФ.

Признаки законов:

  1. Вид НПА, содержащий нормы права, адресованный конкретным субъектам

  2. Принимаются органами законодательной власти

  3. Принимаются в особом процедурном порядке

  4. Закон обладает высшей юридической силой

  5. Регулирует наиболее важные отношения

  6. Наиболее стабильный НПА

Классификация законов:

По юридической силе:

Конституция –>ФКЗ – ФЗ –> Конс. Уставы субъектов –>законы субъектов Федерации.

По субъектам правотворчества:

  • Законы, принятые органами законодательной власти

  • Законы, принятые на референдуме

По сфере действия: Федеральные законы; Законы субъектов РФ.

По отраслевой принадлежности: Конституционные; Уголовные; Гражданские; Административные

По внешней форме выражения: Конституции; Уставы; Кодексы; Законы

По времени действия: Постоянные; Временные.

ПНПА (подзаконные нормативно-правовые акты)

  • Издаются в пределах компетенции исполнит. Органами власти

  • Не должны противоречить закону

  • Раскрывают, уточняют, расширяют толкование закона.

Виды ПНПА:

  • Указы президента и распоряжения (разовый характер);

  • Постановления и распоряжения правительства

  • Акты министерств и ведомств

  • Акты субъектов федерации

  • Подзаконные акты и органы МСУ

34. Понятие и виды нормативных актов. (См. вопрос 33)

35.Понятие, признаки и виды законов. (См. вопрос 33)

36. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.

Действие НПА во времени – вступление их в силу и утрата силы.

  1. Закон вступает в силу с момента 10 дней после опубликования (общее правило)

  2. С момента публикации (если указано в законе)

  3. С даты, указанной в законе

Обратная сила закона – закон, усиливающий ответственность субъекта права обратной силы не имеет, а закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Закон считается принятым, когда он принят в 3 чтении в гос.Думе. ФКЗ с одобрения Совета Федерации.