Файл: Ответы на билеты по тгп предмет и метод теории государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 10
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Взаимодействуют по следующим направлениям:
-
Право закрепляет наиболее важные для общества требования морали (оставление в опасности) -
Законодательная власть учитывает состояние общественной морали, нравственную культуру населения -
Мораль влияет на процесс применения норм права
30. Понятие и признаки нормы права
Норма права – общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующее общественные отношения.
Признаки:
-
Общий характер (не имеют конкретного адресата) -
Обязательный характер (предписания обязательные для всех субъектов, на которых оно распространяется) -
Регулирует внешнее поведение человека (а не чувства и эмоции) -
Регулирует общ. отношения, путем закрепления прав и обязанностей сторон -
Носят формальный характер (выражается в четких, конкретных формулировках) -
Признаются и гарантируются государством (носят официальный характер) -
Защита интересов прав и свобод человека -
Вырабатываются и утверждаются компетентными органами -
Нормы права отражают уровень развития общества -
Обеспечиваются экономическими и иными ресурсами государства и правовой культурой общества.
31. Структура нормы права.
Структура – внутреннее строение нормы.
-
ГИПОТЕЗА – часть нормы, указывающая на обстоятельства, при наличии или отсутствии которых реализуется норма
-
Положительная – наличие обстоятельств -
Отрицательная - отсутствие обстоятельств -
Простая – указывает на 1 обстоятельство, чтобы сработала диспозиция -
Сложная – действие нормы обусловлено несколькими обстоятельствами -
Альтернативная – указывает на несколько обстоятельств, любое из которых реализовывает диспозицию.
-
ДИСПОЗИЦИЯ – часть юридической нормы, содержащая правила поведения, которому должны следовать участники правоотношений.
-
Простая – назначает вариант поведения, но не поясняет, не раскрывает его -
Описательная – описывает все существующие признаки поведения -
Ссылочная – отсылает для ознакомления с нормой поведения к другой норме -
Бланкетная – отсылает не к норме закона, а к инструкциям, техническим нормам. -
Управомочивающая -
Обязывающая -
Запрещающая
-
САНКЦИЯ – часть юридической нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы
-
Абсолютно-определенные – в них точно указан размер неблагоприятных последствий -
Относительно-определенная – указаны границы последствий (От…до) -
Альтернативная – из нескольких последствий выбирается одно (или)
32. Классификация норм права.
По функциям в механизме правового регулирования. (Правовое регулирование – целенаправленное, результативное воздействие права на общ. отношения)
-
Исходные нормы (базовые, основополагающие нормы)
-
Нормы-начала (основы экономического, политического и государственного строя) -
Определительно-установочные нормы (цели. задачи) -
Нормы-принципы (не могут меняться) -
Нормы-дефиниции (определения)
-
Нормы-правила поведения (нормы непосредственного регулирования поведения людей и общественных отношений)
-
Регулятивные (регулируют нормальное поведение людей) -
Охранительные (вступают в действие в связи с фактом правонарушения)
-
Общие нормы (охватывают своим действием все правовые институты той или иной отрасли) -
Специальные нормы (относятся к правовым институтам отрасли права)
По предмету правового регулирования: (-разнообразные общественные отношения, которые могут и должны быть урегулированы правом)
-
Конституционные, гражданские, административные, уголовные и т.д.
-
Материальные (закрепляют права и обязанности субъектов, их правовое положение) -
Процессуальные (регулируют организационные отношения, носят процедурный характер)
По методу правового регулирования: (МПР – совокупность способов правового воздействия на регулируемые общественные отношения)
-
Императивные нормы – категорические, строго обязательные -
Диспозитивные – предполагают вариативное поведение -
Поощрительные – поощрения за одобряемые обществом действия -
Рекомендательные – устанавливают наиболее желательное поведение
По форме выражения предписания:
-
Управомачивающие – дают право субъектам на совершение действий -
Обязывающие нормы – закрепляют обязанность совершения определенных действий -
Запрещающие нормы – запрещают названное в низ поведение, которое приянается правонарушением.
33. Понятие и виды форм (источников) права:
Форма права – внешнее выражение и закрепление юридических норм. Назначение: упорядочить содержание права, придать ему свойства государственно-властного характера.
Источник права – обстоятельство, способствующее возникновению и действию права.
Виды форм права:
-
ПРАВОВОЙ ОБЫЧАЙ – обычай, санкционированный государством. (общеобязат. веление)
(Русская Правда, Законы Хаммурапи, Законы 12 таблиц, Салическая правда и др.)
Обычное право – совокупность правовых обычаев.(Н-р, первое заседание гос. думы открывается старейшим из депутатов; ст. 5 ГК «обычай делового оборота», уголовное право – участие присяжных заседателей)
-
Достоинства:
-
Формируется в общ-ве, более полно отражает волю народа -
Выражает закономерности общественного развития, более объективны -
Более доступен, доводится до сведения усно -
Исполняется добровольно, в силу привычки
-
Недостатки:
-
Менее динамичен, не способен быстро реагировать на общественные изменения -
Неопределен по содержанию, поскольку текстуально не фиксируется -
Носит локальный характер
- 1 2 3 4 5 6 7
ПРАВОВОЙ ПРЕЦЕДЕНТ – судебное или административное решение по конкретному судебному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем. (Характерно для англо-саксонской правовой системы, т.к. там судебная система возникла раньше законодат.)
Высший судебный орган в Англии – Палата Лордов, их решения обязательны для всех судов
Высший апелляционный суд (решения для всех, кроме палаты Лордов)
Высший суд (решения обязательны только для нижестоящих судов)
Особенности прецедента: Все последующие решения могут вносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, который также становится нормой права.
-
Достоинства:
-
Результат правоприменения -
Более содержателен, т.к. выносится по конкретному -
Обладает большим динамизмом, чем НПА
-
Недостатки:
-
Не имеет четко определенных пределов действия -
Не исключает произвола в правоприменении -
Не обладает авторитетом НПА -
Не публикуются, менее доступны для ознакомления.
-
АКТ РЕФЕРЕНДУМА – всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной или общественной жизни. (самая демократическая форма и самая дорогая) -
ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ – это совместный юридический акт, выражающий взаимное волеизъявление правотворческих органов.
___________
-
НПА – акт правотворчества, содержащий нормы права. (Конст., ФКЗ, ФЗ, подз. акты)
НПА преобладающая форма правотворчества, т.к:
-
Исходит от компетентных органов -
Принимаются в строго обозначенном процедурном порядке -
Имеют установленную форму, реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действ. -
Могут быть быстро изменены, в зависимости от соц. потребностей
Виды НПА:
-
НПА законодательной власти -
НПА исполнительной власти -
Акты органов МСУ
Система законодательства включает в себя законы и подзаконные акты.
Закон – НПА, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом, строго определенном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы принимаются на федеральном и региональном уровне, а так же в результате референдума. Изменить или приостановить действие закона может только орган, который его принимал. В случае ЧС действие закона может приостановить президент РФ.
Признаки законов:
-
Вид НПА, содержащий нормы права, адресованный конкретным субъектам -
Принимаются органами законодательной власти -
Принимаются в особом процедурном порядке -
Закон обладает высшей юридической силой -
Регулирует наиболее важные отношения -
Наиболее стабильный НПА
Классификация законов:
По юридической силе:
Конституция –>ФКЗ – ФЗ –> Конс. Уставы субъектов –>законы субъектов Федерации.
По субъектам правотворчества:
-
Законы, принятые органами законодательной власти -
Законы, принятые на референдуме
По сфере действия: Федеральные законы; Законы субъектов РФ.
По отраслевой принадлежности: Конституционные; Уголовные; Гражданские; Административные
По внешней форме выражения: Конституции; Уставы; Кодексы; Законы
По времени действия: Постоянные; Временные.
ПНПА (подзаконные нормативно-правовые акты)
-
Издаются в пределах компетенции исполнит. Органами власти -
Не должны противоречить закону -
Раскрывают, уточняют, расширяют толкование закона.
Виды ПНПА:
-
Указы президента и распоряжения (разовый характер); -
Постановления и распоряжения правительства -
Акты министерств и ведомств -
Акты субъектов федерации -
Подзаконные акты и органы МСУ
34. Понятие и виды нормативных актов. (См. вопрос 33)
35.Понятие, признаки и виды законов. (См. вопрос 33)
36. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени – вступление их в силу и утрата силы.
-
Закон вступает в силу с момента 10 дней после опубликования (общее правило) -
С момента публикации (если указано в законе) -
С даты, указанной в законе
Обратная сила закона – закон, усиливающий ответственность субъекта права обратной силы не имеет, а закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.
Закон считается принятым, когда он принят в 3 чтении в гос.Думе. ФКЗ с одобрения Совета Федерации.