Файл: Эссе Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


«Дыхание». Упражнение желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По собственной команде постарайтесь отключить внимание от внешней ситуации, сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не следует специально управлять дыханием, не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.

«Психоэнергетический зонтик». Упражнение проводится с первой минуты после начала урока, а также при необходимости периодически в течение всего урока. Учитель встает перед классом, желательно – в центре классной комнаты, и в процессе объяснения старается представить, что за счет его воли и сознания над классом образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех учеников. Цель самого учителя – уверенно, крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего урока. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в классе.

5. Составить блок-схему (интеллект-карту, опорный констект) по одной из предложенных тем

Опорный конспект на тему: Классификация здоровьесберегающих технологий: общая характеристика

Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата. В технике, в промышленности технологии связаны с производственной деятельностью людей и позволяют получить продукцию с заданными параметрами. В медицине это – все разрешенные к применению методы диагностики, лечения, профилактики и реабилитации заболеваний, а также технические средства, медикаменты и т.д., способствующие эффективному оказанию медицинской помощи, имеющие своим основным результатом лечение тех ил иных заболеваний.

В промышленности и сельском хозяйстве изложение технологии описывается в документах, именуемых операционная карта технологического процесса(при подробном описании) или маршрутная карта (при кратком описании). В медицине технологии лечения описываются в протоколах лечения тех или иных заболеваний, а также в конкретных методиках.

 Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья. Здоровьесберегающие технологии связаны с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах), которые направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.


Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

•        Внесубъектные: технологии рациональной организации образовательного процесса, технологии формирования здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового питания (включая диетическое) и т.п.

•        Предполагающие пассивную позицию субъекта: физиопроцедуры, фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.

•     Предполагающие активную субъектную позицию учащегося различные виды гимнастки, технологии обучения здоровью, воспитание культуры здоровья.

По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как комплексные (интегрированные), так и частные (узкоспециализированные).

К комплексным здоровьесберегающим технологиям относят: технологии комплексной профилактики заболеваний, коррекции и реабилитации здоровья (физкультурно-оздоровительные и валеологические); педагогические технологии, содействующие здоровью; технологии, формирующие ЗОЖ.

По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медико-гигиенические, физкультурно-оздоровительные, экологические, социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательные.

Среди здоровьесберегающих технологий выделяют несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ) –технологии профилактики заболеваний; коррекции и реабилитации соматического здоровья; санитарно - гигиенической деятельности. Все проблемы, связанные создоровьем человека,традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. На самом же деле, хотя понятие«здоровье»является краеугольным в медицине, на практике медицинские работники давно уже занимаются не столько здоровьем, сколько болезнями. Провозглашаемый профилактической медициной приоритет профилактики перед лечением остается благим пожеланием. Чтобы убедиться в этом, достаточно попросить у участкового терапевта совета, как укрепить свое здоровье. В лучшем случае придется услышать банальные рекомендации «правильно питаться, больше гулять, не нервничать». На системную работу, связанную с профилактикой заболеваний, у современного врача зачастую нет времени. Поэтому, программы профилактики заболеваний должны активно применяться и реализовываться в центрах медицинской профилактики, а также в школах, средних специальных и высших учебных заведениях, на предприятиях и в организациях, в спортивных школах и секциях.



К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся,организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся, или работников с проблемами здоровья. Занятия попрограмме «Лечебная педагогика»должны проводиться под контролем и при участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ).Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций. Спортивные залы и секции могут и должны создаваться также на предприятиях и в организациях.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ).Ресурсы этой областиздоровьесбереженияпока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. Это - и обустройство пришкольной или придомовой территории, зеленые растения в классах и в квартирах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Социальные технологии и технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).Социальные здоровьесберегающие технологии связаны с различными видами социальной работы по формированию здорового образа жизни.
Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельностиреализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Посколькусохранение здоровьярассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую системуздоровьесберегающих технологий.Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов –курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в системе образования отвечают их руководители.

5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ). Основы здоровогообраза жизни необходимо формировать еще в детском возрасте, на уровне детских садов и школ. Необходимо обеспечивать человека объективной обобщенной систематизированной информацией о здоровом образе жизни, о факторах, которые вредят, или, наоборот, способствуют его формированию. Цель педагогической (образовательной) технологии – достижение заданного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Здоровьесберегающие образовательныетехнологии– это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни (Н.К.Смирнов). Этому способствуют условия обучения (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания) рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями) соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка, необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Системный подход реализации здоровьесберегающих технологий в системе образования предполагает два важных условия решения этих проблем для достижения объединяющей их цели: сохранение и укрепление здоровья учащихся. 

Перед учителем, готовым использовать в своей работе здоровьесберегающие образовательные технологии,на первом этапе стоит задача содействия формированию в своем образовательном учреждении здоровьесберегающей образовательной среды как эффективного взаимодействию всех членов педагогического коллектива, учащихся и их родителей для создания условий и реализации программ, направленных на сохранение,
формирование и укрепление здоровья.

 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)подразделяются на различные типы:организационно-педагогические технологии (ОПТ), учебно-воспитательные технологии (УВТ),  психолого-педагогические технологии (ППТ), социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), лечебно-оздоровительные технологии (ЛОТ)и др.

В системе образования можно выделить три возможных уровня решения задач по проблеме реализации здоровьесберегающих технологий.

1. Уровень района, города

2. Уровень образовательного учреждения

3. Уровень класса, курса, потока, академической группы и т.д.

6. Укажите специфику проведения оздоровительной работы, проводимой с детьми в разных возрастных группах
Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Правильная организация двигательной активности детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Ежедневно, для создания у детей хорошего настроения и поднятия эмоционального тонуса, под музыкальное сопровождение необходимо проводить утреннюю гимнастику в разных формах: понедельник, вторник – традиционный комплекс упражнений, среда – в форме подвижной игры, четверг – полоса препятствий, а в пятницу – музыкально – ритмические упражнения. Длительность гимнастики составляет 6 – 8 мин, что соответствует возрастным особенностям детей. Упражнения нужно подбирать на разные группы мышц, на формирование осанки. В комплекс входят упражнения на дыхание. Утром до завтрака необходимо планировать хороводную игру, игру средней подвижности, а также игры по интересам детей. В перерывах между НОД нужно проводить малоподвижную игру или двигательную разминку, для того чтобы дети смогли отдохнуть после умственной нагрузки. Двигательная разминка состоит из 3 – 4 игровых упражнений.

Для предупреждения утомляемости, смены характера деятельности и позы ребёнка можно использовать в процессе НОД физкультминутки в разных формах: дидактические игры с разными движениями, игровые упражнения.