Файл: Понятие международного права. Отличие международного права от права внутригосударственного.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды. Основные международные соглашения.
Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир.
Можно выделить две категории объектов: международно-правовые объекты, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, и объекты, воздействие на которые происходит с международной территории или с территории со смешанным режимом. Сразу отметим тот факт, что некоторые объекты могут относиться как к первой, так и ко второй группе.
К международно-правовым объектам, воздействие на которые происходит с территорий отдельных государств, относятся: воздушная среда, внутренние воды, флора и фауна.
Воздушная среда является общим достоянием человечества. Основное вредное воздействие на атмосферу происходит с территорий отдельных государств по таким видам их деятельности, как: выбросы серы в атмосферу, порождающие кислотные дожди; выбросы углекислого газа, способствующие нарастанию парникового эффекта; использование и утечка химических веществ, разрушающих озоновый слой Земли; утечка в атмосферу радиоактивных веществ. Заключённый в Москве (СССР) Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года, предусматривающий соответствующие ограничения режима испытаний ядерного оружия, исключал важный вид загрязнения атмосферы и вод Мирового океана.
С середины 80-х годов прошлого века принимаются меры по защите озонового слоя Земли. В 1985 году в Вене (Австрия) была принята Конвенция по защите озонового слоя. В 1987 году Конвенцию дополнил Монреальский протокол относительно веществ, приводящих к истощению озонового слоя. В нём предусматриваются ограничения на производство веществ, разрушающих озоновый слой.
В 1992 году под эгидой ООН на конференции в Рио-де-Жанейро (Бразилия) была принята Рамочная конвенция ООН об изменении климата, участниками которой к настоящему времени являются свыше 180 государств, а в 1997 году в Киото (Япония) Протокол к ней (Киотский протокол), обязывающий развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов. Также Европейская Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 год.
Внутренние воды – это воды рек и озер, которые хотя и находятся на территории отдельных государств, но являются объектами международного права окружающей среды. Реки, или точнее водотоки, под которыми понимаются система поверхностных и подземных вод, образующих единое целое, привлекли внимание международного сообщества по двум причинам. Во-первых, некоторые реки протекают по территории двух или более государств (международные реки). Во-вторых, воды рек так или иначе попадают в международные воды. Ряд озер являются объектом международно-правовой охраны в связи с отнесением их к числу объектов мирового природного наследия (например, озеро Байкал, озеро Ломан).
Фауна и флора относятся к смешанному объекту правового регулирования, поскольку воздействие на них происходит как с территории отдельных государств, так и за их пределами. Международной защитой пользуются: исчезающие и редкие виды флоры и фауны, мигрирующие виды животных, среда их обитания в отдельных регионах.
Можно выделить ряд конкретных направлений сотрудничества государств в данной сфере:
• охрана растительного мира: охрана растений, карантин растений и их охрана от вредителей и болезней, охрана тропической древесины;
• охрана конкретных видов животных: атлантических тюленей, атлантических тунцов, белых медведей, занесенных в Мировую Красную книгу исчезающих и редких видов животных;
• охрана мест обитания: водно-болотные угодия, места обитания перелетных птиц.
Договоры:
• Конвенция о защите растений, предусматривающая совместные действия в борьбе с занесением и распространением болезней и вредителей растений и растительных продуктов и принятие мер в этих целях, была подписана в Риме (Италия) в 1951 году.
• Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, положения которой были дополнены нормами Конвенции по морскому праву, посвящёнными охране живых ресурсов.
• Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 года предусматривала сотрудничество государств, в частности, в области охраны имеющих особое значение природных комплексов и мест обитания исчезающих видов животных и растений.
• Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года посвящена сохранению наземных и морских мигрирующих животных, а также мигрирующих птиц по всему ареалу их обитания.
• Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания 1979 года предусматривает меры по охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе.
• Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года направлена на сохранение биологического разнообразия и сотрудничество в использовании его компонентов.
• Конвенция по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьёзную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке 1994 года посвящена улучшению плодородия и восстановлению почв, охране и рациональному использованию земли и водных ресурсов.
К международно-правовым объектам, воздействие на которые происходит с международной территории или с территории со смешанным режимом, относятся: космос, Мировой океан, объекты общего достояния человечества, использование природы в военных целях.
Мировой океан – это экосистема, занимающая более 70% территории планеты, способная переработать огромное количество органического вещества (в понятие "Мировой океан" мы включаем как воды непосредственно океанов, так и воды морей). Резкое увеличение количества сбросов продуктов жизнедеятельности человечества, их химический состав, поставили под угрозу формировавшийся тысячелетиями механизм самоочищения Мирового океана. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1973г, 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).
Космос – это пространство, находящееся за пределами атмосферы Земли.
Хозяйственное использование космического пространства пока ограничено техническими возможностями человечества. Однако перед международным сообществом уже встала проблема по охране данного объекта от так называемого "космического мусора". Его накопление на околоземных орбитах (ближний космос) может сделать невозможным дальнейший выход человечества в космос.
Хотя без использования ядерной энергии в освоении космического пространства обойтись невозможно, международное право окружающей среды ограничивает испытание ядерного оружия в космосе. В связи с этим установлен экологический иммунитет некоторых объектов космического пространства, под которым понимается изъятие из хозяйственной деятельности объектов, являющихся общим достоянием человечества. Применительно к космосу экологический иммунитет распространяется на такое небесное тело как Луна.
Объекты общего достояния человечества – это территории, не находящиеся под суверенитетом какого-либо государства и обладающие экологическим иммунитетом. К ним относится, например, Антарктида. Протокол по охране окружающей среды к Договору об Антарктике, подписанный в 1991 году, предусматривал объявление Антарктики «природным заповедником, предназначенным для мира и науки». В нём закреплялся также принцип строгого контроля государств за деятельностью их антарктических экспедиций. Кроме этого, применительно к Антарктике действуют две конвенции: Конвенция о сохранении антарктических тюленей и Конвенция о сохранении антарктических морских живых ресурсов.
55. Международно-правовая регламентация начала и окончания войны.
Обычаи войны, сложившиеся в древности, устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать формальное объявление войны. В последующем эта норма была закреплена в договорном порядке. Так, в Конвенции об открытии военных действий от 5 октября 1907 г. закреплено, что “Договаривающиеся Державы признают, что военные действия между ними не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения, которое будет иметь или форму мотивированного объявления войны, или форму ультиматума с условным объявлением войны” (ст. 1).
Кроме того, о состоянии войны должны быть незамедлительно оповещены нейтральные державы. Состояние войны будет иметь для них действительную силу после получения оповещения. Правда, в Конвенции не содержится конкретных норм, устанавливающих определенный промежуток времени между ее объявлением и началом. А это имеет принципиальное значение в том отношении, что государства, имея определенное время после объявления войны до открытия военных действий, могли бы предпринять все имеющиеся у них, возможно, еще не использованные меры для предупреждения вооруженного столкновения.
С началом войны для всех воюющих сторон наступают следующие правовые последствия:
1. прекращаются дипломатические и консульские отношения, при этом их персоналу обеспечивается защита и возможность беспрепятственно покинуть территорию противника;
2. прекращаются и запрещаются экономические, торговые финансовые, отношения и сделки с юридическими и физическими лицами противника;
3. утрачивают силу все двухсторонние договоры между воюющими, а также некоторые многосторонние договоры приостанавливают свои действия (например, по вопросам транспорта);
4. конфискуется собственность, принадлежащая вражескому государству или лицам, принадлежащим к нему (например, торговые суда воюющих, находящиеся к началу войны в неприятельских портах, могут быть реквизированы или задержаны до конца войны независимо от принадлежности – государству, частным компаниям или лицам);
5. к гражданам неприятельского государства может быть применен специальный режим (например, ограничение в перемещении, принудительное поселение в отведенных властями местах);
6. обязанность воюющих сторон учитывать интересы нейтральных и других, не воюющих государств.