Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 4325
Скачиваний: 25
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
А.А. СОЛОВЬЕВА
СЕСТРИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НАРУШЕНИЯХ
ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2020
2
Соловьева А.А.
Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34.02.01 –
Сестринское дело/ Санкт-Петербург– Лань:, 2020. – 365 с.
Учебное пособие по ПМ 02. МДК 02.01. «Сестринская помощь при нарушениях психического здоровья» соответствует требованиям
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело; адаптировано к образовательным технологиям с учетом специфики обучения по специальности 34.02.01 -Сестринское дело.
Пособие содержит теоретический блок, задания для самоподготовки: вопросы для самоконтроля, задания в тестовой форме, ситуационные задачи, кейсы, в пособии имеются эталоны ответов.
Рецензенты: заведующий кафедрой психиатрии и наркологии с курсом ПО
КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого, д.м.н., доцент
Березовская М.А. заведующий отделением «Сестринское дело» фармацевтического колледжа ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф.
В.Ф. Войно-Ясенецкого Кудрявцева Б.В.
3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение .................................................................................................................
Глава 1. Организация психиатрической помощи. ............................................. 7
Основные психопатологические симптомы и синдромы ....................................
1.1.Лекция на тему Организация психиатрической помощи. .............................
Основные психопатологические симптомы и синдромы ....................................
1.2. Тестовые задания с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................................................................
1.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...................................................................................................................
1.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы
Глава 2.
Эпилепсия
63 2.1.Лекция на тему Эпилепсия ..............................................................................
2.2. Тестовые задания с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................................................................
2.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...................................................................................................................
2.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы
Глава 3. Шизофрения. Биполярное аффективное расстройство .................... 103 3.1.Лекция на тему Шизофрения. Биполярное аффективное расстройство .......
3.2. Тестовые задания с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................................................................
3.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...................................................................................................................
3.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы
Глава 4. Алкоголизм и алкогольные психозы ................................................ 148 4.1. Лекция на тему Алкоголизм и алкогольные психозы...................................................................................................................
4 4.2. Тестовые задания с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................................................................
4.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...................................................................................................................
4.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы
Глава 5.
Наркомания..........................................................................................................205 5.1.Лекция на тему Наркомании ............................................................................
5.2. Тестовые задания с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................................................................
5.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...................................................................................................................
5.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы
Глава 6. Пограничные психические заболевания .................................................
6.1.Лекция на тему Пограничные психические заболевания ....................... 256 6.2. Тестовые задания с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов........................................................................
6.3. Ситуационные задачи с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы студентов...................................................................................................................
6.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной работы
Глава 7. Задания для дифференцированного зачёта........................................296
Глава 8. Алгоритмы манипуляций и профессиональные стандарты практической деятельности медицинской сестры в психиатрии и наркологии...........................................................................................................314
Глоссарий психиатрических терминов ........................................................... 350
Заключение...........................................................................................................363
Список использованных источников.................................................................364
5
ВВЕДЕНИЕ
Одним из важнейших прогностических критериев здоровья, который может рассматриваться как конечный результат деятельности всей системы здравоохранения, по утверждению ВОЗ, является психическое здоровье нации. По данным доклада ВОЗ психическими расстройствами страдает в мире более 200 млн. человек, к 2020 году психические заболевания окажутся среди ведущих причин инвалидизации населения планеты, а униполярная депрессия будет занимать второе место среди заболеваний, приводящих к инвалидности
(после ишемической болезни сердца).
Увеличение заболеваемости психическими расстройствами отмечается и в России. По данным официальной государственной статистики, в РФ состоит на диспансерном учете психиатров более 4 млн. человек, в то время как
«скрытая психическая заболеваемость», по оценкам эпидемиологов, поражает две трети населения. Именно поэтому создан данный курс лекций для обучения медицинских сестер организации работы психиатрической службы современным технологиям сестринского ухода, тактике поведения с пациентами и работе с их родственниками.
Рассмотрим кратко содержание данного лекционного курса: особенности ухода за больным определяются на данном этапе развития психиатрии его состоянием, ведущим в клинической картине синдромом, наличием специфических для конкретного больного проблем, а не нозологической формой; основной особенностью работы в психиатрических стационарах считается общение с людьми, имеющими психические расстройства, нередко представляющих опасность для себя и окружающих, поэтому медицинским работникам необходимо знать систему организации психиатрической и наркологической помощи, знать психологию общения с больными и их родственниками; в психиатрической пропедевтике конспективно разбираются наиболее значимые симптомы и синдромы психических расстройств, при описании психофармакологического лечения основное внимание уделяется побочным действиям лекарственных препаратов и методам сестринской помощи, неотложная помощь в психиатрии и наркологии рассматривается в виде алгоритмов действий медработника.
Теоретический материал требует комплексного, интегративного подхода с использованием различных источников информации, в том числе интернет–ресурсов. Предложенные лекции направлены не только на углубление знаний и развитие умений, но и на овладение следующими общими и профессиональными компетенциями специалистов:
представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
осуществлять лечебно–диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
6
сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами;
применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования;
вести утвержденную медицинскую документацию;
реабилитационные мероприятия;
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
брать на себя ответственность за работу членов команды
(подчиненных), за результат выполнения заданий;
быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Высокая компетентность медицинской сестры укрепляет основы сестринской профессии, позволяет ей принимать самостоятельные решения, нести ответственность, проводить научные исследования, реализовывать инновационные проекты, управлять сестринскими службами, оказывать влияние на систему отечественного здравоохранения. Именно поэтому создан данный курс лекций для пополнения профессиональных знаний медицинских сестер самых разных специальностей.
Содержание курса лекций соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
7
Глава 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ.
ОСНОВНЫЕ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ И
СИНДРОМЫ
1.1 Лекция
Тема Организация психиатрической помощи. Основные
психопатологические симптомы и синдромы
План лекции:
1.Общая характеристика психических расстройств.
2.Расстройства восприятий и ощущений.
3.Нарушение мышления. Бред и бредовые синдромы.
4.Нарушение памяти. Корсаковский амнестический синдром.
5.Нарушение интеллекта.
6.Расстройства эмоционально-волевой и двигательной сферы.
7.Аффективные расстройства. Депрессивный синдром. Маниакальный синдром.
8.Синдромы нарушенного сознания.
Симптом – повторяющийся у разных больных феномен, указывающий на патологию, болезненное отступление от естественного течения психических процессов, ведущее к дезадаптации.
Синдром – повторяющееся сочетание симптомов, тесно связанных между собой общими механизмами происхождения и характеризующих настоящее состояние больного.
Классификация синдромов
По степени тяжести выделяют 5 уровней синдромов.
1.Невротические и неврозоподобные синдромы:
- астенический;
- обсессивный;
- истерический.
2.Аффективные синдромы:
- депрессивный;
- маниакальный;
- апато-абулический.
3.Бредовые и галлюцинаторные синдромы:
- паранойяльный;
- параноидный;
- синдром психического автоматизма;
- парафренный;
- галлюцинозы.
8 4.Синдромы нарушенного сознания:
- делириозный;
- онейроидный;
- сумеречное помрачение сознания.
5.Амнестические синдромы:
- психоорганический;
- корсаковский;
- деменции.
В психиатрии принято выделять расстройства невротического и
психотического уровня.
Психоз - проявляется тяжелым нарушением психических процессов, при котором человек теряет способность правильно воспринимать и понимать окружающий мир и себя самого.
Признаки психоза: неправильное отражение окружающего мира (бред и галлюцинации);отсутствие критики (сознания болезни); опасное поведение
(психомоторное возбуждение, агрессивность и т.д).
Невротические расстройства: больные с неврозом правильно воспринимают мир и себя, они понимают имеющиеся нарушения психики, страдают и не могут избавиться от них усилием воли, их поведение не опасно.
В психиатрии широко используется разделение симптомов напродуктивные и негативные.
К продуктивной симптоматике относят появления у пациентов на фоне заболевания новых функций: бред и галлюцинации, навязчивые идеи, сильное чувство тоски при депрессии, психомоторное возбуждение.
Негативная симптоматика (дефект, минус- симптом) - проявляется утратой имевшихся ранее функций, снижением способностей, ущербом психики: утрата памяти (амнезия), интеллекта (слабоумие), неспособность испытывать яркие эмоциональные чувства (апатия).
Негативные симптомы отличаются стойкостью, эффективных
методов лечения негативной симптоматики не существует.
Расстройства восприятий и ощущений
Расстройства ощущений
К данной группе расстройств относятся нарушения простых чувств человека– слуха, зрения, осязания, боли, тепла, холода, вкуса, запаха.
Общая
гиперестезия
– общее усиление чувствительности, сопровождающееся повышенной раздражительностью.
Гиперестезия – характерное проявление астенического синдрома.
Общая гипостезия – общее снижение чувствительности с тягостным для больного чувством утраты яркости восприятия всех оттенков окружающего мира.
Иллюзии и галлюцинации
Иллюзии – расстройства восприятия, при которых вместо реально
9 существующих объектов человек воспринимает совершенно другие предметы и объекты.
Галлюцинации – расстройства восприятия, при которых объекты или явления воспринимаются там, где в действительности ничего нет.
Галлюциниции указывают на грубое расстройство психики (психоз).
Нарушение мышления
Ускорение мышления проявляется быстрой, скачущей речью. У больных в голове возникает множество ассоциаций, из-за этого они легко отвлекаются от основной темы, не заканчивают свою мысль. Ускоренное мышление – типичное проявление маниакального синдрома.
Замедление мышления, напротив, заключается в бедности ассоциаций.
Больные малоразговорчивы, говорят всегда медленно и односложно, долго думают перед тем, как ответить на вопрос, на сложные вопросы они не могут ответить вовсе. Их ответы очень просты – «да» или «нет». Чаще всего данное расстройство наблюдают при депрессивном синдроме.
Патологическая обстоятельность (вязкость) проявляется медленной тягучей речью, но при этом больные довольно многословны, с чрезмерной детализацией описывают свои жалобы, воспоминания. Чаще всего причиной обстоятельности мышления бывают органические заболевания мозга, особенно эпилепсия.
Резонерство – бессмысленное рассуждательство. Больные бесконечно рассуждают на отвлеченные темы. Они не могут четко сформулировать ответ на вопрос, так как не стремятся к этому.
Паралогическое мышление заключается в том, что больной путем сложных логических построений приходит к абсурдным выводам. Нередко паралогическое мышление является основой бредовой системы. При этом паралогические построения больного как бы доказывают справедливость его мыслей.
Бред и бредовые синдромы
Бред – ложное умозаключение, не поддающееся разубеждению.
Бред – это признак психоза. Бред относят к продуктивным симптомам, современные лекарственные средства могут избавить больного от бреда или значительно уменьшить его выраженность.
Бред преследования может выражаться убежденностью в том, что кто- то следует за больным по пятам, проверяет его вещи и бумаги, подсматривает за ним из окон.
Бред воздействия. Нередко больной уверен, что на него оказывают воздействие сложными техническими и биологическими средствами, с тем, чтобы лишить его воли, рассудка, украсть его мысли.
Бред ревности может возникать при самых различных заболеваниях, его трудно выявить в беседе с больным, так как пациент стыдится своих
«неизменных» чувств. Известны случаи, когда больные физически расправлялись с супругой или ее воображаемым «любовником».
Бред материального ущерба проявляется мыслями о том, что преследователи якобы воруют продукты, портят вещи, бьют посуду,
10 подтачивают мебель и т.д
Параноидный синдром характеризуется сочетанием галлюцинаций с бредовыми идеями преследования, воздействия или отравления. При этом синдроме доказательства строят уже не на реальных фактах, а на галлюцинаторных образах, что делает систему бреда неправдоподобной, иногда фантастической. Самым частым вариантом параноидного синдрома является синдром психического автоматизма.
Синдром психического автоматизма Кандинского – Клерамбо –
типичное проявление параноидной шизофрении.
Его важнейшие компоненты:психическийавтоматизм;псевдогаллюцинации;бредвоздействия.
Три вида психического автоматизма:идеаторный автоматизм – ощущение, что мысли больного неподвластны его воле, он проявляется чувством вкладывания в голову, чтения, отнятия мыслей, передачи их на расстояние;
сенсорный автоматизм – отчуждение своих ощущений и эмоций; моторный
автоматизм – отчуждение своих движений, мимики, речи, чувство, что его руками, ногами, языком управляют другие люди или существа.
Нарушения памяти (мнестические расстройства)
Гипомнезия – общее ослабление всех функций памяти. Больной испытывает трудности при запоминании новой информации, не может долго удерживать в памяти некоторые факты и с трудом воспроизводит то, что он хорошо знает.
Амнезия – полное выпадение из памяти ряда событий (обычно в пределах определенного временного промежутка).
Варианты амнезии: ретроградная амнезия – утрата воспоминаний о периоде, непосредственно предшествовавшем началу болезни, чаще мозговой катастрофе (травма, инсульт, острая интоксикация и др.);
антероградная амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших после начала заболевания (острой мозговой катастрофы). Период, когда больной уже пришел в себя после потери сознания, но все еще не может фиксировать наблюдаемые события; фиксационная амнезия – неспособность длительно удерживать в памяти какую-либо новую информацию. Больной полностью забывает все сказанное ему уже через несколько минут, но события далекого прошлого, наоборот, могут четко сохраняться в памяти пациента.
Корсаковскийамнестический синдром проявляется: фиксационной
амнезией;
ретроантероградной
амнезией;
амнестической
дезориентировкой;
парамнезиями
(конфабуляциями
и
псевдореминисценциями).Главное расстройство при корсаковском синдроме
– фиксационная амнезия, она определяет все поведение человека, делает его беспомощным в новой ситуации. Корсаковский синдром проявляется негативной симптоматикой, поэтому нарушения памяти плохо поддаются лечению.
Нарушения интеллекта
Все нарушения интеллекта разделяются на две группы: олигофрении и
деменции.