Файл: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности 34. 02. 01.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 4356

Скачиваний: 25

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16
Вопросы для самоконтроля:
1.Перечислите основы законодательства РФ в области психиатрии.
2.Назовите расстройства восприятия и ощущений.
3.Назовите нарушения памяти.
4.Назовите нарушения мышления. Бред и бредовые синдромы.
5.Назовите нарушения интеллекта. Уход за больными с нарушениями интеллекта. Особенности ухода при болезни Альцгеймера.
6.Назовите расстройства эмоционально-волевой сферы.
Апатико- абулический синдром. Уход за беспомощными больными.
7.Перечислите аффективные расстройства.
Важнейшие синдромы аффективных расстройств. Уход за депрессивными больными.
8.Охарактеризуйте двигательные расстройства. Уход за больным при психомоторном возбуждении.
9.Перечислите синдромы помрачения сознания.
1.2 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
по теме «Организация психиатрической помощи. Основные
психопатологические симптомы и синдромы»
Выберите один правильный ответ
1.ОСНОВНЫМ В ДИАГНОСТИКЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
ЯВЛЯЕТСЯ МЕТОД
1) рентгенологический
2) электроэнцефалографический
3) клинический
4) генеалогический
2. ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОРАЖЕНИЙ МОЗГА ПОЧТИ
ВСЕГДА ТРЕБУЕТСЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
1) гастроэнтеролога
2) окулиста
3) кардиолога
4) фтизиатра
3. ВЫСОКАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ, ОТКРЫТЫЙ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР, ОТКРОВЕННОСТЬ, СПОСОБНОСТЬ К СОПЕРЕЖИВАНИЮ
ОБЫЧНО НАБЛЮДАЕТСЯ У ЛИЦ С ТЕЛОСЛОЖЕНИЕМ
1) астеническим
2) пикническим
3) атлетическим
4) грацильным

17 4.НАИБОЛЬШУЮ ЦЕННОСТЬ ДАННЫЕ ЭЭГ ИМЕЮТ В ДИАГНОСТИКЕ
1) эпилепсии
2) истерии
3) шизофрении
4) олигофрении
5. ИНДЕКС IQ ХАРАКТЕРИЗУЕТ СОСТОЯНИЕ
1) восприятия
2) памяти
3) интеллекта
4) эмоций
6. ПОНЯТИЕ «СИНДРОМ» ПРИМЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) причин болезни
2) текущего состояния больного
3) типа течения
4) прогноза заболевания
7. ЯРКАЯ МИМИКА И ЖЕСТИКУЛЯЦИЯ БОЛЬНОГО, СТРЕМЛЕНИЕ
ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ ОКРУЖАЮЩИХ НАЗЫВАЕТСЯ
1) спонтанностью
2) демонстративностью
3) пароксизмальностью
4) аутохтонностью
8. ТЯЖЕЛОЕ НАРУШЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ПРИ
КОТОРОМ ЧЕЛОВЕК ТЕРЯЕТ СПОСОБНОСТЬ ПРАВИЛЬНО
ВОСПРИНИМАТЬ И ПОНИМАТЬ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР И САМОГО
СЕБЯ, НАЗЫВАЕТСЯ
1) психозом
2) галлюцинозом
3) неврозом
4) делирием
9. ПРИЗНАКОМ ПСИХОЗА ЯВЛЯЕТСЯ
1) нарушение адаптации
2) снижение настроения
3) чувство утомления
4) отсутствие критики
10.
СТОЙКИЙ,
НЕОБРАТИМЫЙ
ХАРАКТЕР
ПСИХИЧЕСКИХ
РАССТРОЙСТВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИЗНАКОМ СИМПТОМАТИКИ
1) продуктивной
2) негативной
3) невротической


18 4) психотической
11.НЕОБЫЧАЙНЫЕ,
ТЯГОСТНЫЕ
ДЛЯ
БОЛЬНОГО
И
ТРУДНООПИСУЕМЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
1) гиперестезия
2) сенестопатия
3) ипохондрия
4) парейдолия
12. ПОКАЗАНИЕМ К НЕОТЛОЖНОЙ ГОСПИТАЛИЗАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
1) элементарные
2) вербальные
3) сценоподобные
4) тактильные
13.
ХАРАКТЕРНЫМ
ПРИЗНАКОМ
ПСЕВДОГАЛЛЮЦИНАЦИЙ
ЯВЛЯЕТСЯ
1) чувство сделанности
2) экстрапроекция
3) усиление в вечернее время
4) яркость и естественность
14. ИСТИННЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИВОЗНИКАЮТ ПРИ
1) шизофрении
2) истерии
3) олигофрении
4) делирии
15. ЧУВСТВО СОБСТВЕННОЙ ИЗМЕНЕННОСТИ, ВНУТРЕННЕГО
ПРЕОБРАЖЕНИЯ, УТРАТЫ СВОЕГО «Я» НАЗЫВАЕТСЯ
1) галлюцинацией
2) дереализацией
3) деперсонализацией
4) ажитацией
16.
ПОЛНАЯ
УТРАТА
СМЫСЛА
ВЫСКАЗЫВАНИЙ
ПРИ
СОХРАННОСТИ ИХ ГРАММАТИЧЕСКОЙСТРУКТУРЫ НАЗЫВАЕТСЯ
1) обстоятельностью
2) резонерством
3) разорванностью
4) персеверацией
17. НАИЛУЧШИЙ ПРОГНОЗ ХАРАКТЕРЕН ДЛЯ СИНДРОМА
1) паранойяльного

19 2) параноидного
3) Кандинского – Клерамбо
4) острого чувственного бреда
18. СИНДРОМ ПСИХИЧЕСКОГО АВТОМАТИЗМА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ
БРЕДОМ
1) отравления
2) воздействия
3) величия
4) самообвинения
19. ВАЖНЕЙШИМ СИМПТОМОМ КОРСАКОВСКОГО СИНДРОМА
ЯВЛЯЕТСЯ
1) резонерство
2) бред величия
3) патологическая обстоятельность
4) фиксационная амнезия
20.ПРИЗНАКОМ ТОТАЛЬНОГО СЛАБОУМИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
1) отсутствие критики
2) снижение памяти
3) обстоятельность мышления
4) апатия и абулия
21. ПРИЗНАКОМ АПАТИКО–АБУЛИЧЕСКОГО СИНДРОМА ЯВЛЯЕТСЯ
1) снижение аппетита
2) безразличие
3) чувство тоски
4) полная обездвиженность
22.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
РИГИДНОСТЬ
И
ПРИСТУПЫ
ДИСФОРИИЯВЛЯЮТСЯ ХАРАКТЕРНЫМИ СИМПТОМАМИ
1) шизофрении
2) истерии
3) олигофрении
4) эпилепсии
23. ПРИ ДЕПРЕССИИ ОБЫЧНО НАБЛЮДАЕТСЯ
1) снижение аппетита
2) сонливость
3) плаксивость
4) потребность в общении
24. ПРИ МАНИИ ОБЫЧНО НАБЛЮДАЕТСЯ
1) агрессивное поведение

20 2) бред преследования
3) нарушение сна
4) снижение аппетита
25. МУТИЗМ, НЕГАТИВИЗМ И ВОСКОВАЯ ГИБКОСТЬ ЯВЛЯЮТСЯ
СИМПТОМАМИ СИНДРОМА
1) гебефренического
2) депрессивного
3) паранойяльного
4) кататонического
26.
СИНДРОМЫ
РАССТРОЕННОГО
СОЗНАНИЯ
ОБЫЧНО
ПРОЯВЛЯЮТСЯ
1) бредом
2) возбуждением
3) агрессивностью
4) дезориентировкой
27. ПАРЕЙДОЛИЧЕСКИЕ ИЛЛЮЗИИ И ИСТИННЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ
НАБЛЮДАЮТСЯ ПРИ
1) оглушении
2) сопоре
3) делирии
4) онейроиде
28. ДЕЛИРИЙ ЯВЛЯЕТСЯ ТИПИЧНЫМ ПРОЯВЛЕНИЕМ
1) интоксикаций
2) шизофрении
3) эпилепсии
4) истерии
29.
ПРИЗНАКОМ
СУМЕРЕЧНОГО
ПОМРАЧЕНИЯ
СОЗНАНИЯ
ЯВЛЯЮТСЯ
1) иллюзии и галлюцинации
2) несистематизированный бред и возбуждение
3) ступор и отсутствие рефлексов
4) внезапное начало и полная амнезия
30. МАЛЫЕ ПРИПАДКИ ОБЫЧНО ПРОЯВЛЯЮТСЯ
1) тоническими судорогами
2) клоническими судорогами
3) выключением сознания
4) злобно – агрессивным настроением


21
Эталоны ответов на тестовые задания
по
теме
«Организация
психиатрической
помощи.
Основные
психопатологические симптомы и синдромы»
1-3
4-1
7-2
10-2
13-1
16-3
19-4
22-4
25-4
28-1
2-2
5-3
8-1
11-2
14-4
17-4
20-1
23-1
26-4
29-4
3-2
6-2
9-4
12-3
15-3
18-2
21-2
24-3
27-3
30-3
1.3. Ситуационные задачи по теме
Организация психиатрической помощи. Основные психопатологические
симптомы и синдромы
Ситуационная задача № 1
Больной Д., 42-х лет, накануне красил квартиру нитрокраской. Вечером стала беспокоить головная боль, услышал, как из выключенного радиоприемника заиграла музыка. Затем увидел маленьких, уродливых человечков, которые выходили из-за батареи. Человечки дразнили его, нападали, «хотели распилить на кусочки». Испытывал сильный страх, спасаясь, побежал в милицию.
На приеме у врача: дезориентирован в месте и времени; не знает, где он находится и какое сегодня число. В собственной личности ориентировка сохранена. Испытывает сильный страх, возбужден, пытается вскочить, бежать. Видит «маленьких гномиков, которые прячутся за тумбочкой», боится, что его убьют.
Задания:
1.Определите неотложное состояние пациента.
2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Ситуационная задача № 2
Больной Д., 49-ти лет, находится в хирургическом отделении после операции. К вечеру состояние изменилось. Не мог уснуть, появилась тревога, страх. Стал видеть темные тени на стене. Затем увидел чёрта, который сидел у него в ногах. Испугался, пытался убежать.
При осмотре: не знает, где находится, какое сегодня число. Себя называет правильно. Ночью не спал. Испытывает страх. Возбужденно порывается вскочить с постели. Пристально озирается, к чему-то присматривается. Коррекции не поддается.
Задания:
1.Определите проблемы пациента.

22 2.Сформируйте цели и составьте план сестринского ухода по приоритетной проблеме с мотивацией каждого сестринского вмешательства.
Эталоны ответов
Эталон ответа на ситуационную задачу №1:
1.У пациента психомоторное возбуждение.
2.Алгоритм оказания неотложной помощи:
-вызвать врача;
-оказывать помощь вдвоем или втроем;
-изолировать больного;
-установить наблюдение за больным;
-по согласованию с врачом применить МФС;
-приготовить шприцы, иглы.
Эталон ответа на ситуационную задачу № 2:
1.Проблемы пациента.
Настоящие проблемы:

Психомоторное возбуждение
Приоритетная проблема:

Психомоторное возбуждение
Потенциальные проблемы:

риск развития затяжного течения психоза
2.Краткосрочная цель: уменьшить психомоторное возбуждение
Долгосрочная цель: К выписке пациент будет чувствовать себя комфортно
План сестринского ухода:
№ п/п
Мероприятия
Мотивация
1
Вызвать врача.
Для оказания квалифицированной помощи
2
Изолировать больного.
Для безопасности больного и окружающих
3
Оказывать помощь вдвоем или втроем. Для безопасности персонала
4
По согласованию с врачом применить меры механического стеснения.
Для безопасности больного и окружающих.
5
Приготовить шприцы, иглы.
Для проведения медикаментозной терапии
6
По назначению врача ввести 0,5% раствор седуксена в возрастной дозе.
Для купирования приступа психомоторного возбуждения
Оценка сестринских вмешательств: пациент уснул.


23
1.4. Кейсы с эталонами ответов для внеаудиторной самостоятельной
работы студентов

Тема занятия «Организация психиатрической помощи. Основные
психопатологические симптомы и синдромы»
Значение темы:
Медсестра психиатрической помощи проводит больше времени с пациентом, чем другие сотрудники. Знает его переживания, способна оценить личность пациента, резервы адаптабельности, спрогнозировать осознанность выполнения пациентом предписаний врача. Поэтому медицинские сестры психиатрических учреждений представляют собой потенциал качественного ухода за пациентами, компетентного выполнения назначений врача. Основная роль медсестры заключается в четком определении проблем пациента и создании индивидуализированного ухода за ним. Важным элементом в работе медсестер является поддержание в отделении лечебного охранительного режима, способствующего эффективному лечению.
Для осуществления помощи психически больным на доврачебном этапе необходимо точно знать перечень ведущих проблем больного, владеть синдромологическим подходом с целью определения приоритетной проблемы и тактики ухода за пациентом.
Цели обучения:
Студент должен овладеть общими компетенциями:
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
Студент должен овладеть профессиональными компетенциями
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
Учебная цель:
Сформировать знания по этапам сестринского процесса в психиатрии и его

24 особенностям:
 Ознакомить обучающихся с работой медицинской сестры в системе психиатрической помощи.
 Сформировать знания и представления в структуре и целях организации психиатрической помощи в РФ.
 Сформировать знания по основным психопатологическим синдромам.
Сформировать умения:
 Оценить синдромологическое состояние пациента.
 Закрепить и отработать на практике алгоритмыНМП при психомоторном возбуждении, НМП при отравлении снотворными, НМП при суицидальном поведении, фиксацию пациента, промывание желудка, действия медсестры в обращении с лекарственными средствами.
 Определить показания для недобровольной госпитализации.

Создать развернутый план обучения пациента и членов его семьи навыкам ухода, режиму труда и отдыха.
Приложение 1(кейсы и эталоны ответов)
Кейс 1
Больной Феев Андрей Игоревич, 16 лет. В раннем детстве развивался без отклонений: ходить начал до 1 года, фразовая речь появилась около 2х лет, интересовался игрушками, был любознательным. Когда мальчику было 3 года, перенес тяжелую травму головы, выпав из окна 2го этажа на асфальт.
Около 3 часов не приходил в сознание. На следующий день после травмы перестал ходить. Речь стала невнятной. Ел только с посторонней помощью. В течение года после травмы отмечались рвота, недержание кала и мочи. Не ходил самостоятельно до 6 лет. С трудом мог одеваться в возрасте 9 лет. С 4 лет появились нарушения поведения: стал назойливым, капризным. К детям не стремился. С 9 лет начал обучаться во вспомогательной школе. С 13 лет усилились нарушения поведения, временами становился драчливым.
При обследовании в стационаре выявлены признаки гидроцефалии; неврологические симптомы: неравномерность глазных щелей, отклонение языка влево, неуверенная походка, нарушение координации. Запас сведений и речь бедные, не может перечислить месяцы года. Не в состоянии объяснить разницу между птицей и самолетом, женщиной и коровой, девочкой и куклой. Пословицы трактует буквально. Значительно снижена память.
Некритичен к своим возможностям. Истощаем. Легко возбуждается по незначительному поводу. При недовольстве становится агрессивным.
Задания:
1.Сформулируйте вывод об имеющихся психических нарушениях и установите предположительно синдром на основании критериев, приведенных в курсе общей психопатологии.
2.Назовите критерии разграничения деменции от олигофрении.
3.Перечислите симптомы органической деменции у данного больного.
4.Приведите примеры планирования сестринской помощи при сестринских