Файл: Про темперамент индивидуальные свойства личности, определяющие динамические характеристики психической деятельности и его поведения.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
Душевные свойства этого типа по Стендалю: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. «Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией», - считает французский писатель.
В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее.
Холерик:
.неусидчив и суетлив;
.не выдержан и вспыльчив;
.резок и прямолинеен;
.решителен и инициативен
.упрям;
.находчив в споре;
.работает рывками;
.склонен к риску;
.незлопамятен и необидчив;
.обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
.неуравновешен и склонен к горячности;
.агрессивный забияка;
.нетерпим к недостаткам;
.обладает выразительной мимикой;
.способен быстро действовать и решать;
.неустанно стремится к новому;
.обладает резкими, порывистыми движениями;
.настойчив в достижении поставленной цели;
.склонен к резким сменам настроения.
Меланхолический темперамент.
Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. «Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение»
.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.
Меланхолик:
.стеснителен и застенчив;
.теряется в новой обстановке;
.затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми;
.не верит в свои силы;
.легко переносит одиночество;
.чувствует подавленность и растерянность при неудачах;
.склонен уходить в себя;
.быстро утомляется;
.обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;
.невольно приспосабливается к характеру собеседника;
.впечатлителен до слезливости;
.чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию;
.предъявляет высокие требования к себе и окружающим;
.склонен к подозрительности и мнительности;
.болезненно чувствителен и легко раним;
.чрезвычайно раним;
.скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями;
.малоактивен и робок;
.безропотно покорен;
.стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
2.4 Учет темперамента в трудовой деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой устойчивостью не могут работать, во второй специальных высоких требований к данным психологическим особенностям человека нет. Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно психического напряжения.
Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности Лий, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только на отборе профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Деятельность в этих профессиях связана с экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.
Второй путь приспособления темперамента к личности заключается индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий способов работы. При этом обучение и воспитание не должны менять темперамент, а помогать преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Сказанное имеет и к мастеру производственного обучения, к управлению им собственным темпераментом. Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, эффективность, раздражительность.
Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента: мягкость, отзывчивость, тактичность и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.
Третий путь заключается в определении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их всегда осознанно. Задача преподавателя, мастера - оценить целесообразность их и помочь учащемуся сознательно творчески выработать индивидуальный стиль деятельности.
3. Практическая часть
3.1 Характеристика выработки
Экспериментальное исследование стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников социальной защиты проводилось в Кадуйской социальной службе.
В исследование принимали участие 5 сотрудников социальной защиты, которые работают в отделе по делам семьи, женщин и детей. Стаж работы испытуемых в сфере социальной защиты от 2 до 25 лет, их возраст от 27 до 50 лет. Исследование проводились 5 мая 2015 года.
Многие сотрудники в ходе беседы отметили у себя симптомы, как потеря интереса к своей профессиональной деятельности, высоким уровнем стресса.
Семейное положение испытуемых: замужем-4 человек, разведены 1 человека, не замужем - 1 человека. У 5 испытуемых имеются дети.
3.2 Описание методик исследования
Тест «Тип темперамент по Гиппократу»
Текст опросника представлен в приложении 1. Предложение теста дает подробно определить тип темперамента. Показатели выраженности темперамента колеблется от 10 до 40 и выше%: 10-19% - то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо, 20-29% - то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний, 30-39% - то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко, 40% или выше
-то данный тип темперамента у вас является доминирующим.
Данный тест делится на 4 части, каждая часть теста относится к какому-либо типу темперамента: часть 1 - холерик, часть 2 - сангвиник, часть 3 - флегматик, часть 4 - меланхолик.
В данном тесте 4 части, в каждой части - 20 утверждений, характеризующих определенный тип темперамента. Вам нужно будет согласиться или не согласиться с каждым утверждением в зависимости от того, насколько оно применимо к вам.
Тип темперамента выявляется по данному тесту на основании обработки данных.
Подсчитать общее количество положительных ответов в каждой части теста. (А).
Подсчитать количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4).
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
· Холерик = (А1/А) х 100%;
· Сангвиник = (А2/А) х 100%;
· Флегматик = (А3/А) х 100%;
· Меланхолик = (А4/А) х 100%.
Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов.
Если результат по какому-либо типу равен 40% или выше, то данный тип темперамента у вас является доминирующим.
Если результат по какому-либо типу равен 30-39%, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко.
Если результат по какому-либо типу равен 20-29%, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний.
Если же результат составил 10-19%, то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо.
Тест «Стрессочувствительность»
Тест опросника предоставлен в приложении 2. Данный тест оценивает уровень стрессочувствительности - показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.
Показатель выраженности стрессоустойчивости колеблется от 1 до 100 баллов, где менее 36 балов устойчивость к стрессу, от 35 до 85 баллов нормальная устойчивость, от 86 повышенная устойчивость к стрессу.
Душевные свойства этого типа по Стендалю: повышенная впечатлительность, движения резкие, порывистые. «Пламя, пожирающее человека желчного темперамента, порождает мысли и влечения самодовлеющие и исключительные. Оно придает ему почти постоянное чувство тревоги. Без труда дающееся сангвинику чувство душевного благополучия ему совершенно незнакомо: он обретает покой только в самой напряженной деятельности. Человек холерического темперамента предназначен к великим делам своей телесной организацией», - считает французский писатель.
В психологической литературе холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, не сдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Сведя особенности холерика к набору качеств, можно написать следующее.
Холерик:
.неусидчив и суетлив;
.не выдержан и вспыльчив;
.резок и прямолинеен;
.решителен и инициативен
.упрям;
.находчив в споре;
.работает рывками;
.склонен к риску;
.незлопамятен и необидчив;
.обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью;
.неуравновешен и склонен к горячности;
.агрессивный забияка;
.нетерпим к недостаткам;
.обладает выразительной мимикой;
.способен быстро действовать и решать;
.неустанно стремится к новому;
.обладает резкими, порывистыми движениями;
.настойчив в достижении поставленной цели;
.склонен к резким сменам настроения.
Меланхолический темперамент.
Меланхолика, считает Стендаль, отличают стесненность в движениях, колебания и осторожность в решениях. Чувства его лишены непосредственности. «Когда он входит в гостиную, то пробирается вдоль стен. Самую простую вещь эти люди умудряются высказать с затаенной и мрачной страстностью. Любовь для них всегда дело серьезное. Один юноша-меланхолик пустил себе пулю в лоб из-за любви, но не потому, что она была несчастной, а потому, что он не нашел в себе сил признаться предмету своего чувства. И смерть показалась ему менее тягостной, чем это объяснение»
.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человеку в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живет сложной и напряженной внутренней жизнь, придает большое значение всему, что его касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередко бывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогда не обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что не может выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнение непосредственно от него самого не зависит.
Меланхолик:
.стеснителен и застенчив;
.теряется в новой обстановке;
.затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми;
.не верит в свои силы;
.легко переносит одиночество;
.чувствует подавленность и растерянность при неудачах;
.склонен уходить в себя;
.быстро утомляется;
.обладает слабой, тихой речью, иногда снижающейся до шепота;
.невольно приспосабливается к характеру собеседника;
.впечатлителен до слезливости;
.чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию;
.предъявляет высокие требования к себе и окружающим;
.склонен к подозрительности и мнительности;
.болезненно чувствителен и легко раним;
.чрезвычайно раним;
.скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями;
.малоактивен и робок;
.безропотно покорен;
.стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.
2.4 Учет темперамента в трудовой деятельности
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, но нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности. Взять, например, деятельность операторов энергосистем, химкомбинатов и деятельность рабочего на конвейере. Если в первой люди с высокой тревожностью, малой устойчивостью не могут работать, во второй специальных высоких требований к данным психологическим особенностям человека нет. Желательно лишь, чтобы он относительно безболезненно переносил монотонную работу.
Роль темперамента в труде и учебе заключается в том, что от него зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами.
От темперамента зависит влияние различных факторов, определяющих уровень нервно психического напряжения.
Существует четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь - профессиональный отбор, одна из задач которого - не допустить к данной деятельности Лий, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют только на отборе профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Деятельность в этих профессиях связана с экстренным напряжением, риском, опасностью, большой ответственностью.
Второй путь приспособления темперамента к личности заключается индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий способов работы. При этом обучение и воспитание не должны менять темперамент, а помогать преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны. Сказанное имеет и к мастеру производственного обучения, к управлению им собственным темпераментом. Так, например, представитель холерического темперамента должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность, энтузиазм и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, эффективность, раздражительность.
Представитель меланхолического типа должен использовать положительные черты своего темперамента: мягкость, отзывчивость, тактичность и преодолевать такие, как нетребовательность, податливость, внушаемость, вялость и нерешительность.
Третий путь заключается в определении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов. Например, на очень интересном уроке, вызывающем повышенную активность учащихся, степень сдержанности холериков не меньше, чем сангвиников, а работоспособность меланхоликов не ниже, чем флегматиков.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности - формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата. Человек обычно выбирает такие приемы и способы выполнения действия, которые в наибольшей степени соответствуют его темпераменту, но выбирает он их всегда осознанно. Задача преподавателя, мастера - оценить целесообразность их и помочь учащемуся сознательно творчески выработать индивидуальный стиль деятельности.
3. Практическая часть
3.1 Характеристика выработки
Экспериментальное исследование стрессоустойчивости и темперамента у сотрудников социальной защиты проводилось в Кадуйской социальной службе.
В исследование принимали участие 5 сотрудников социальной защиты, которые работают в отделе по делам семьи, женщин и детей. Стаж работы испытуемых в сфере социальной защиты от 2 до 25 лет, их возраст от 27 до 50 лет. Исследование проводились 5 мая 2015 года.
Многие сотрудники в ходе беседы отметили у себя симптомы, как потеря интереса к своей профессиональной деятельности, высоким уровнем стресса.
Семейное положение испытуемых: замужем-4 человек, разведены 1 человека, не замужем - 1 человека. У 5 испытуемых имеются дети.
3.2 Описание методик исследования
Тест «Тип темперамент по Гиппократу»
Текст опросника представлен в приложении 1. Предложение теста дает подробно определить тип темперамента. Показатели выраженности темперамента колеблется от 10 до 40 и выше%: 10-19% - то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо, 20-29% - то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний, 30-39% - то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко, 40% или выше
-то данный тип темперамента у вас является доминирующим.
Данный тест делится на 4 части, каждая часть теста относится к какому-либо типу темперамента: часть 1 - холерик, часть 2 - сангвиник, часть 3 - флегматик, часть 4 - меланхолик.
В данном тесте 4 части, в каждой части - 20 утверждений, характеризующих определенный тип темперамента. Вам нужно будет согласиться или не согласиться с каждым утверждением в зависимости от того, насколько оно применимо к вам.
Тип темперамента выявляется по данному тесту на основании обработки данных.
Подсчитать общее количество положительных ответов в каждой части теста. (А).
Подсчитать количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4).
Вычислить процент положительных ответов по каждому типу темперамента:
· Холерик = (А1/А) х 100%;
· Сангвиник = (А2/А) х 100%;
· Флегматик = (А3/А) х 100%;
· Меланхолик = (А4/А) х 100%.
Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов.
Если результат по какому-либо типу равен 40% или выше, то данный тип темперамента у вас является доминирующим.
Если результат по какому-либо типу равен 30-39%, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко.
Если результат по какому-либо типу равен 20-29%, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний.
Если же результат составил 10-19%, то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо.
Тест «Стрессочувствительность»
Тест опросника предоставлен в приложении 2. Данный тест оценивает уровень стрессочувствительности - показатель, обратный стрессоустойчивости. Следовательно, чем выше показатели данного теста, тем ниже стрессочувствительности человека.
Показатель выраженности стрессоустойчивости колеблется от 1 до 100 баллов, где менее 36 балов устойчивость к стрессу, от 35 до 85 баллов нормальная устойчивость, от 86 повышенная устойчивость к стрессу.