Файл: Программа среднего профессионального образования 44. 02. 01 Дошкольное образование Дисциплина Ручное практическое задание до, СпДО.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 541
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная
организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Пермь - 2023
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина:
Ручное практическое задание ДО, СпДО
Выполнил:
Обучающийся Елизарова Ангелина Павловна
Преподаватель:
Завьялова Дарья Владимировна
ЗАДАНИЕ 1
Максимальное количество баллов – 3
Решите предложенные ситуационные задачи:
Ситуационная задача
1. Вы – воспитатель в дошкольной образовательной организации. В рамках своей педагогической деятельности, организовали творческий открытый проект для воспитанников средней группы «Дружба нас сближает». Участниками проекта были созданы коллажи из фотографий своих друзей и близких с применением продуктивной деятельности (рисование, аппликация, лепка). По итогам конкурса, одна из родительниц сказала вам, что очень недовольна результатами проекта, поскольку считает, что их совместный проект с дочерью достоин лучшей оценки, чем была получена.
Подумайте, при помощи каких компонентов конфликтоустойчивости педагога можно решить подобную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Ответ необходимо представить в таблице, представленной ниже.
Необходимо указать компонент конфликтоустойчивости, раскрыть содержание компонента, рассмотреть применение компонента в решении конфликтной ситуации, представленной выше в задании.
Таблица 1 – Компоненты конфликтоустойчивости
Ситуационная задача 2. Проанализируйте содержание открытого творческого проекта «Дружба нас сближает» для воспитанников средней группы (4 – 5 лет). Опишите собственные действия по организации проекта с детьми и отразите его обязательные элементы:
Проекта «Дружба нас сближает»
№
п/п
Компонент конфликтоуст
ойчивости
Содержание компонента
конфликтоустойчивост
и
Способы
применения компонента
конфликтоустойчивости
1
Мотивационный
Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречий.
Предложить родительнице участие в следующем проекте, замотивировать на хороший результат. Например: У вас хорошо получился данный проект, но я уверенна что следующий будет еще лучше, если соблюдать следующие правила и внести корректировки или добавить креативности.
2
Позновательный компонент конфликтоустойчивости
Умение сводить к минимуму искажения восприятия конфликтной ситуации и, способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора.
Предоставить родительнице аргументы данной оценки, на примере проектов с более высоким баллом
Цель проекта:
Формировать у детей понятие о том, что значит уметь дружить, установить дружеские отношения между сверстниками в группе, так и за территорией детского сада.
Актуальность проекта:
Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение. На сегодняшний день проблема жестокости и равнодушия в молодежной среде становится все более очевидной. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении, а прежде всего нравственные чувства.
Задачи: образовательные: - формировать представления детей о дружбе между людьми; - учить детей дружеским формам взаимодействия; - учить считаться с желаниями сверстников, ограничивая свои желания; - расширять и систематизировать знания о культуре поведения и взаимоотношениях между людьми. развивающие: - развивать социально-коммуникативные качества; - развивать эмоциональную сторону детской личности; - развивать творческие и речевые способности детей. воспитательные: - воспитывать потребность проявлять доброту, заботу, внимание, сочувствие, оказывать взаимопомощь; - воспитывать здоровый дух соперничества и способствовать сплочению коллектива.
Условия реализации открытого творческого проекта (в том числе, взаимодействие с воспитателями других групп):
Данный проект осуществляется в рамках средней группы, в совместной деятельности педагога, музыкального руководителя и детей.
Содержание проекта:
1.Беседа: «Умейте дружбой дорожить».
2. Конспект НОД в средней группе «С чего начинается дружба».
3. Чтение художественной литературы: М. Пляцковский «Урок дружбы», Э.Успенский
«Крокодил Гена и его друзья», В.Катаев «Цветик - семицветик», Л. Воронкова «Что сказала бы
мама?», русская народная сказка «Лиса и журавль», Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
(главы из книги).
4. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
5. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да - нет», «Дорисуй рисунок».
6. Пословицы и поговорки о дружбе.
7. Заучивание стихотворений о дружбе.
8.Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
9. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик»,
«Теремок».
10. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
11. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».
12. Мирилки – которые помогают детям помириться в конфликтных ситуациях.
13. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Этапы проекта: Беседа, конспект, дидактические игры, подвижные игры, результаты фотовыставки, консультация для родителей.
Планируемые результаты проекта:
Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Решите предложенную ситуационную педагогическую задачу:
Вы – воспитатель средней группы детей 4-5 лет в ДОУ. К Вам обратилась мама мальчика и говорит о том, что ребёнок не хочет ходить в детский сад. Ребёнок рассказывает маме о том, что его постоянно обзывают, смеются над ним, отбирают игрушки, ребята не играют с ним. Мальчик достаточно крепкого телосложения, высокий, но при этом застенчивый, спокойный. Родительница уведомила вас о том, что работа не проводится в группе, и она будет обращаться в вышестоящие органы по решению данного вопроса.
(главы из книги).
4. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка».
5. Дидактические игры: «Добрые и вежливые слова», «Передай своё настроение», «Угадай настроение», «Скажи, кто твой друг?» (узнать друга по описанию), «Да - нет», «Дорисуй рисунок».
6. Пословицы и поговорки о дружбе.
7. Заучивание стихотворений о дружбе.
8.Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Апельсин», «Сороконожки», «Дружные пальчики», «Дружат в нашей группе».
9. Подвижные игры: «Котята и щенята», «Найди себе пару», «Лавата», «Подтолкни шарик»,
«Теремок».
10. Сюжетно – ролевые игры: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
11. Создание фотовыставки «Мы – дружные ребята».
12. Мирилки – которые помогают детям помириться в конфликтных ситуациях.
13. Консультации для родителей: «Дружба крепкая», «Дружеские отношения взрослых и детей в семье – основа воспитания положительных черт характера ребенка».
Этапы проекта: Беседа, конспект, дидактические игры, подвижные игры, результаты фотовыставки, консультация для родителей.
Планируемые результаты проекта:
Сплочение коллектива, проявление доброты, заботы, внимания, сочувствия, оказание взаимопомощи.
ЗАДАНИЕ 2
Максимальное количество баллов – 5
Решите предложенную ситуационную педагогическую задачу:
Вы – воспитатель средней группы детей 4-5 лет в ДОУ. К Вам обратилась мама мальчика и говорит о том, что ребёнок не хочет ходить в детский сад. Ребёнок рассказывает маме о том, что его постоянно обзывают, смеются над ним, отбирают игрушки, ребята не играют с ним. Мальчик достаточно крепкого телосложения, высокий, но при этом застенчивый, спокойный. Родительница уведомила вас о том, что работа не проводится в группе, и она будет обращаться в вышестоящие органы по решению данного вопроса.
Вопросы:
1. Определите, какое явление описывается в ситуации.
В ситуации описывается педагогический конфликт между родителем и воспитателем группы по причине того, что ее сына обижают и отвергают в группе, но воспитатель по мнению родительницы не предпринимает никаких действий. Плюс в данной ситуации показано такое явление как буллинг.
Мальчика обижают его сверстники, смеются над ним и обзывают.
2. Предложите варианты решения ситуаций со стороны воспитателя для гармонизации отношений в коллективе, в том числе с детьми и родителями.
Нужно помочь мальчику войти в детское общество:
— выявить способности мальчика, значимые для других детей;
— подобрать поручения для этого ребёнка, от выполнения которых зависят другие дети, это поможет избежать конфликтов и недопонимания родителей.
— поручение одно, но ежедневное и практически необходимое детям, если на ежедневной основе выполнять данное поручение, можем получить отличный результат.
Нужно найти способ повернуть детей к отверженному мальчику: подобрать поручения для этого ребенка от выполнения которых зависят другие дети: научить ребенка делать то, чего не умеют остальные дети, например завязывать шнурки. И отправлять к нему за помощью во время сборов на прогулку.
Постоянно подчеркивать стремления мальчика оказать другим детям помощь, побуждать детей благодарить за оказанную услугу. Надо активнее вовлекать такого ребенка во все события группы акцентировать внимание на нем, но не навязчиво чтоб не смущать, чтобы дети почувствовали какой достойный человек есть в их группе. Можно попробовать найти у мальчика какую-нибудь
положительную особенность и показать ее детям, изюминка может быть и во внешности, например данный мальчик высокий и достаточно крепкого телосложения, что можно преподнести детям как некоторое превосходство. Чаще вовлекать ребенка в совместные игры, уступая по возможности ему доминирующую роль. Нужно почаще читать детям сказки о дружбе, о взаимоотношениях между людьми и о доброте.
Так же необходимо работать с родителями, так как в данной ситуации отношения родителей и ребенка играют очень важную роль.
Посоветовать родителям взять за правило интересоваться успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочь вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом. Зачастую устойчивое неприятие в межличностных отношениях в детском коллективе способствует понижению самооценки у ребенка, так называемого "комплекса Золушки". Это проявляется в равнодушии к оценкам окружающих, безразличии к внешнему виду, в стеснении или даже нежелании участвовать в совместной деятельности, отрешенность. В этом случае задача взрослых — способствовать формированию у отстраненного ребенка инициативы, подкрепленной убедительной похвалой для активизации интересов и в последующем поддержка начинаний у ребенка. Анализ конфликтных ситуаций.
Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации.
Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности. Родителям стоит научить
Так же необходимо работать с родителями, так как в данной ситуации отношения родителей и ребенка играют очень важную роль.
Посоветовать родителям взять за правило интересоваться успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочь вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом. Зачастую устойчивое неприятие в межличностных отношениях в детском коллективе способствует понижению самооценки у ребенка, так называемого "комплекса Золушки". Это проявляется в равнодушии к оценкам окружающих, безразличии к внешнему виду, в стеснении или даже нежелании участвовать в совместной деятельности, отрешенность. В этом случае задача взрослых — способствовать формированию у отстраненного ребенка инициативы, подкрепленной убедительной похвалой для активизации интересов и в последующем поддержка начинаний у ребенка. Анализ конфликтных ситуаций.
Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации.
Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности. Родителям стоит научить
ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.
Заполните таблицу, которая отражает характеристику отверженных, предпочитаемых и изолированных детей, опишите методы и игры со стороны воспитателя, способствующие гармонизации отношений в группе.
Таблица 2 – Методы гармонизации в коллективе
№ п/п
Тип детей в группе
Характеристика
Методы и игры,
направленные на
гармонизацию в
коллективе
1
Предпочитаемые это дети, которые достаточно хорошо общаются и взаимодействуют практически со всеми детьми в группе, с ними хотят дружить и играть большинство детей.
«5 важных вещей»
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
Эстафета – паровозик»
Несколько команд из 4 человек.
Минимум 2 черты (старт и финиш), расположенные в 10 метрах на свободной площадке.
Правила: Игроки размещены на линии отправления. Первый игрок каждой команды
–
«локомотив», его партнеры –
«вагончики».
По сигналу
«локомотив» бежит до вокзала
(линия финиша прибытия), потом возвращается, пятясь задом к линии старта, где к нему цепляется первый «вагончик».
Затем двое игроков направляются к вокзалу бегом или шагом, потом, пятясь, возвращаются, цепляют второй
«вагон» и так далее. Выигрывает команда, первой сформировавшая весь состав и прибывшая затем на вокзал.
2
Изолированные это дети, которых сверстники отвергают, не
«Дотронуться
до
одежды
Заполните таблицу, которая отражает характеристику отверженных, предпочитаемых и изолированных детей, опишите методы и игры со стороны воспитателя, способствующие гармонизации отношений в группе.
Таблица 2 – Методы гармонизации в коллективе
№ п/п
Тип детей в группе
Характеристика
Методы и игры,
направленные на
гармонизацию в
коллективе
1
Предпочитаемые это дети, которые достаточно хорошо общаются и взаимодействуют практически со всеми детьми в группе, с ними хотят дружить и играть большинство детей.
«5 важных вещей»
Выполняется в парах. Пары расходятся на пять минут и молча жестами показывают друг другу пять самых важных для себя вещей. А затем пара жестами представляет друг друга кругу. Возможны варианты: пять самых страшных для меня вещей, самых неприятных и т.п.
Эстафета – паровозик»
Несколько команд из 4 человек.
Минимум 2 черты (старт и финиш), расположенные в 10 метрах на свободной площадке.
Правила: Игроки размещены на линии отправления. Первый игрок каждой команды
–
«локомотив», его партнеры –
«вагончики».
По сигналу
«локомотив» бежит до вокзала
(линия финиша прибытия), потом возвращается, пятясь задом к линии старта, где к нему цепляется первый «вагончик».
Затем двое игроков направляются к вокзалу бегом или шагом, потом, пятясь, возвращаются, цепляют второй
«вагон» и так далее. Выигрывает команда, первой сформировавшая весь состав и прибывшая затем на вокзал.
2
Изолированные это дети, которых сверстники отвергают, не
«Дотронуться
до
одежды
принимают в игры и совместную деятельность.
Очень часто это дети внешне малопривлекательные, имеющие выраженные физические дефекты, нервозные, чрезмерно конфликтные и негативно настроенные по отношению к другим детям группы.
…цвета»
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий.
Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться.
Осаленный становиться водящим.
Три фразы»
Ведущий: «Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?»
- Сегодня хорошая погода… (все
повторяют)
- У нас прекрасное настроение…
(все повторяют)
- А вот вы уже и проиграли…
(ребята
спрашивают
«Почему?»)
В этом их ошибка, т.к. это была третья фраза.
3
Пренебрегаемые то дети, которых в группе попросту не замечают, их как бы нет. В основном к таким детям относятся очень тихие и малоактивные, предпочитающие играть в одиночке и не стремятся устанавливать взаимоотношения и контакты со сверстниками.
Как показывает практика, чаще всего это дети, которые недавно поступили в группу, редко посещают детский сад вследствие частых болезней.
«Мяч по кругу»
Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
«Любимое занятие»
Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами.
Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.
ЗАДАНИЕ 4
Максимальное количество баллов – 3
Очень часто это дети внешне малопривлекательные, имеющие выраженные физические дефекты, нервозные, чрезмерно конфликтные и негативно настроенные по отношению к другим детям группы.
…цвета»
Играющие должны дотронуться до одежды (своей или чужой) того цвета, которого скажет ведущий.
Ведущий должен успеть осалить кого-нибудь, кто не успел дотронуться.
Осаленный становиться водящим.
Три фразы»
Ведущий: «Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?»
- Сегодня хорошая погода… (все
повторяют)
- У нас прекрасное настроение…
(все повторяют)
- А вот вы уже и проиграли…
(ребята
спрашивают
«Почему?»)
В этом их ошибка, т.к. это была третья фраза.
3
Пренебрегаемые то дети, которых в группе попросту не замечают, их как бы нет. В основном к таким детям относятся очень тихие и малоактивные, предпочитающие играть в одиночке и не стремятся устанавливать взаимоотношения и контакты со сверстниками.
Как показывает практика, чаще всего это дети, которые недавно поступили в группу, редко посещают детский сад вследствие частых болезней.
«Мяч по кругу»
Все сидят в кругу. У первого игрока в руках мяч. Он называет чье-либо имя и кидает этому человеку мячик. Поймавший мяч должен назвать другое имя и кинуть ему мяч. Так до тех пор, пока не будет обойден весь круг, причем мяч должен побывать у каждого только один раз.
«Любимое занятие»
Все участники сидят в кругу на стульях. Ведущий в центре, он произносит некую характеристику (например: кто любит танцевать, кто играет на гитаре, кто любит мороженое и др.), относящие её к себе игроки должны поменяться местами.
Если ведущий первым занимает свободный стул, то игрок без стула становится ведущим.
ЗАДАНИЕ 4
Максимальное количество баллов – 3
Предлагается к решению следующая педагогическая задача. В старшую группу (возраст детей
5-6 лет) поступил мальчик из другого детского сада. Ребёнок из многодетной семьи, ведет себя агрессивно, на просьбы воспитателя не реагирует, на занятиях ведёт себя пассивно и отвлекает детей, привлекая к себе внимание.
Вопросы:
1. Объясните причины сложившегося поведения ребенка.
2. Опишите действия воспитателя в возникшей ситуации.
3. Предложите рекомендации воспитателю для выстраивания общения с родителями ребёнка.
4. Подготовьте доклад коллегам по выстраиванию общения с детьми, поступающими из другого ДОУ для данного возрастного периода. В докладе необходимо отразить:
1) появление возможных трудностей;
2) адаптационный период;
3) особенности ребёнка;
4) важность роли воспитателя;
5) вхождение ребёнка в коллектив;
6) привлечение специалистов при необходимости.
Ответ на вопросы:
1)Дети из многодетных семей менее пластичны, хуже ориентируются в неопределенных ситуациях, чаще проявляют конформизм, чем независимость.
Они более тревожны и обидчивы, испытывают большую потребность в одобрении, также обладают более высокими оценками организованности.
Основными психологическими проблемами многодетной семьи являются дефицит внимания к детям со стороны родителей. Психолого-педагогическая проблема - одна из самых серьезных проблем, которая характеризуется дефицитом времени, недостаточностью знаний по воспитанию детей; это невозможность выкроить отдельное время для общения с каждым ребенком с глазу на глаз, а детям для нормального развития абсолютно необходимо пристальное внимание родителей. Практически во всех многодетных семьях возникают психологические проблемы в процессе воспитания детей. Малая возможность удовлетворить свои потребности развивает чувство зависти, требование невозможного. Как правило, старшие дети быстро взрослеют и менее тесно связаны со своими родителями. Необходимо отметить то, что в таких
семьях отсутствует уважение к личности каждого ребенка, нет личного уголка, личных любимых игрушек, т.е. Автономности каждого, что приводит к длительным конфликтам между детьми. Это в свою очередь сказывается на поведении мальчика.
2)
Можно выделить семь ключевых направлений работы с такими детьми:
1. Консультационная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.
3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом и эмоциям.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребенка выражению своего гнева способами безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
3)Задача родителей – не показывать предпочтений одному из детей. Необходимо лишь эту проблему у видеть, идентифицировать, честно назвать, обсудить, как исправить положение,- и приняться за дело. И не забывать при этом, что отношения в семье строятся по кирпичику, каждый день, каждый час.
1. Выделите время перед сном. Посидите всей семьей в кружке, побеседуйте, обсудите как прошел день, расскажите сказку, спойте песенку.
2. Проведите с каждым ребенком по отдельности хотя бы несколько минут.
2)
Можно выделить семь ключевых направлений работы с такими детьми:
1. Консультационная работа с родителями и учителями, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.
2. Обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемных ситуациях.
3. Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом и эмоциям.
4. Снижение уровня личностной тревожности.
5. Формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии.
6. Развитие позитивной самооценки.
7. Обучение ребенка выражению своего гнева способами безопасными для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом.
3)Задача родителей – не показывать предпочтений одному из детей. Необходимо лишь эту проблему у видеть, идентифицировать, честно назвать, обсудить, как исправить положение,- и приняться за дело. И не забывать при этом, что отношения в семье строятся по кирпичику, каждый день, каждый час.
1. Выделите время перед сном. Посидите всей семьей в кружке, побеседуйте, обсудите как прошел день, расскажите сказку, спойте песенку.
2. Проведите с каждым ребенком по отдельности хотя бы несколько минут.