Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 2520
Скачиваний: 139
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задание 1
1. Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфо-функциональные блоки мозга.
2. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу:
| Принципы эволюции и строения мозга по О. С. Адрианову | - принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных путей проведения возбуждения, что дает возможности для различных типов переработки афферентных сигналов; - принцип иерархического соподчинения различных систем мозга, благодаря которому уменьшается число степеней свободы каждой системы и становится возможным управление одного уровня иерархии другим. |
| Принципы эволюции и строения мозга по Е. Д. Хомской | - принцип системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга); - принцип динамической локализации функций (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрасты их жизни).Выделенные главные принципы структурно-функциональной организации мозга сформулированы на основе анализа нейроанатомических данных. |
3. Пользуясь материалами лекции опишите структурно-функциональную модель интегративной работы мозга (А. Р. Лурия) весь мозг можно разделить на три основных блока. Каждый блок имеет собственное строение и играет определенную роль в психическом функционировании.
1– й блок – блок регуляции уровня общей и избирательной активации мозга, энергетический блок, который включает:
ретикулярную формацию ствола мозга;
диэнцефальные отделы;
неспецифические структуры среднего мозга;
лимбическую систему;
медиобазальные отделы коры лобных и височных долей.
2– й блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации, включает центральные части основных анализаторных систем, корковые зоны которых расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга.
Работа второго блока подчиняется трем законам.
Закон иерархического строения (первичные зоны являются фило– и онтогенетически более ранними, из чего следуют два принципа: принцип «снизу вверх» – недоразвитие первичных полей у ребенка приводит к потере более поздних функций; принцип «сверху вниз» – у взрослого с полностью сложившимся психологическим строем третичные зоны управляют работой подчиненных им вторичных и при повреждении последних оказывают на их работу компенсирующее влияние).
Закон убывающей специфичности (наиболее модально специфичными являются первичные зоны, а третичные зоны вообще надмодальны).
Закон прогрессирующей латерализации (по мере восхождения от первичных к третичным зонам возрастает дифференцированность функций левого и правого полушарий).
3-й блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности), состоит из моторных, премоторных и префронтальных отделов коры больших полушарий. При поражении данного отдела мозга нарушается работа опорно-двигательного аппарата.
4. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу:
МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АССИМЕТРИИ
ХАРАКТЕРИСТИКА | ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ | ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЯ |
Доминантность | | |
Принцип функционирования | | |
Способ деятельности | | |
Взаимодействие (Голдберг) | | |
Речь | | |
Функция | | |
Невербальная деятельность | | |
Гендерные приоритеты | | |
Реакции | | |
Анатомическое взаимовлияние | | |
Варианты мышления Боген | | |
Доминирующая рука | | |
| Амбидекстрия |
Задание 2
1. Пользуясь материалами лекции необходимо заполнить таблицу «Краткий экскурс в историю возникновения неиропсихологии»
| Учение Гиппократа о головном мозге | Гиппократ указывал на то, что мозг является органом разума, а сердце - органом чувств. Мозг человека Гиппократ считал железой, предназначенной - в том числе - для удаления из организма образующегося в нём избытка жидкости, которая выделяется через нос, глаза, уши, гортань, а также через спинной мозг и поясницу. |
| Учение Галена о мозге человека | Человеческий мозг, как утверждал Гален, есть обитель мысли и убежище души. Это свое мнение он доказывал опытом, в ходе которого животное умирало тотчас после того, как перевязали его спинной мозг между первым и вторым позвонком. Отсюда был сделан вывод, что именно это место является "полосой жизни" или "узлом жизни", как назвали его позднее, описывая нервную систему человека. |
| Френология Франца Галля | Учение о локализации психических способностей в головном мозге человека. Создателем учения являлся австрийский врач Франц Йозеф Галль (1758-1828). Френология (от греческого «phrenos» — душа, нрав, характер) — учение, согласно которому различные психические способности человека локализованы в различных участках мозга, при этом каждый участок мозга рассматривался как самостоятельный орган данной способности. Галль выделил 37 способностей души. |
| Исследование поля Брока | Французский анатом Поля Брока в 1861 году описал больного, который не мог говорить, но понимал обращенную к нему речь. Постмортальное исследование мозга больного показало, что у него была разрушена часть лобной части коры в левом полушарии мозга, которая была названа в дальнейшем зоной Брока. Брока предположил, что этот участок мозга отвечает за двигательную речь (экспрессивную речь). |
| Исследования невролога Вернике | Карл Вернике сделал открытие повреждение задней части височной доли левого полушария вызывает затруднение в понимании речи. С тех пор его именем называется эта зона мозга. (Зона Вернике) Более того, К. Вернике тем самым зафиксировал новый вид афазии- сенсорную афазию, которая проявляется в том , что пациент, с такого рода поражениями височной доли левого полушария, может говорить, но не понимать обращенную к нему речь. Это был случай, противоположный случаю, описаному Полем Брока: когда пациент не мог говорить, но понимал обращенную к нему речь, так называемая моторная афазия. |
| Локализационная карта Клейма | |
| Вклад Выготского Л. С. и Лурия А. Р. в развитие нейропсихологии | |
| Вклад Зейгарник Б. В. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Гершуни Г. В. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Узнадзе Д. Н. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Ананьева Б. Г. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Бернштейна Н. А. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Анохина П. К. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Соколова Е. Н. в развитие отечественной нейропсихологии | |
| Вклад Трауготт Н. Н. в развитие отечественной нейропсихологии | |
Задание 3
1. Пользуясь материалами лекции соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).
| Предметная агнозия | | Характеризуется возможностью восприятия только отдельных фрагментов изображений при сохранности полей зрения. |
| Лицевая агнозия | | Характеризуется неспособностью воспринимать зрительно предъявленный объект, хотя базовые операции первой фазы переработки зрительной информации, где происходят ее описание и кодировка, остаются относительно сохранными, и человек способен описать базовые свойства объекта, в том числе форму, цвет и текстуру. |
| Симультанная агнозия | | Определяется как нарушение внутренней навигации, или нарушение способности опираться на характерные признаки местности и хранящиеся в пространственной памяти топографические координаты и маршруты, чтобы управлять своими перемещениями в выбранных направлениях и оценивать изменения своего положения в ходе таких перемещений путем соотнесения своего положения с топографическими координатами и хранящимся в памяти описанием. |
| Топографическая апраксия | | Характеризуется тем, что больной не может различать лица / фотографии. |
| Ассоциативная предметная агнозия | | Характеризуется правильной оценкой отдельных элементов объекта / изображения объекта, но не пониманием смысла предмета / его рисунка в целом. |
| Агнозия глубины | | Характеризуется нарушением способности локализации объектов в трехмерном пространстве, особенно в сагиттальной плоскости по отношению к позиции пациента. |
1-Б,2-Г,3-А,4-В,5-Д,6-Е
2. Пользуясь материалами лекции соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).
| Слуховая (акустическая) агнозия | | Характеризуется полной потерей слуха, которая не различима клинически от глухоты вследствие двустороннего поражения улиток |
| Аритмия | | Патология узнавания предметов и явлений внешнего мира по характерным звукам без визуального контроля |
| Ассоциативная слуховая агнозия | | Симптомы аритмии состоят в невозможности больным правильно оценить и воспроизвести предъявляемые на слух относительно простые ритмические структуры |
| Корковая глухота | | Нарушается процесс подбора модели памяти, соответствующей звуку; пациент слышит звук, но не способен узнать, какому объекту этот звук принадлежит |