Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 2522

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 2. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АМНЕЗИИ

Заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях. Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых.

2.       

ГИПОМНЕЗИЯ

Патологическое ослабление памяти, которое проявляется в сложности в запоминании событий, дат, новых имен и лиц, а также характеризуется провалами в памяти. Характеристика заболевания. При легкой степени гипомнезии больной испытывает трудности в запоминании и воспроизведении новых имен, дат, событий, цифр, терминов.

3.       

ГИПЕРМНЕЗИЯ

Повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Может касаться различных форм и видов памяти. Часто бывает неприятным, болезненным явлением (например, при удержании в памяти обилия малосущественных деталей).

4.       

ДВИГАТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

Возникает, когда больному необходимо осуществить движение одновременно двумя руками. Вначале выполняет движение равномерно, затем левая рука замедляет движение, затем больной начинает выполнять движение только правой рукой. В норме – движение левой рукой замедляется, при нарушении – очень быстро прекращается, при этом больной не осознает этого.

5.       

ЗРИТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

Психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер. Явление также может быть определено как неспособность индивида увидеть неожиданно возникший в поле зрения раздражитель.

6.       

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Внимание, управляемое мышлением или направленное на мысли человека. Сенсорное внимание, в свою очередь, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и так далее.

7.       

МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Модально-неспецифическая форма памяти связана с функциями блока регуляции коркового тонуса. Снижение тонуса коры делает невозможным длительное запечатление следов при сохранности ранее приобретенных знаний. Важнейшее значение в поддержании оптимального тонуса коры имеет восходящая активирующая система, включающая ретикулярную формацию ствола мозга, ретикулярный таламус и гиппокамп. Двустороннее поражение гиппокампа, не нарушая высших познавательных процессов, существенно снижает способность запечатлевать текущие события. Это нарушение формирования следов памяти охватывает самые разные модальности

8.       

МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

 Тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности, как явления игнорирования тех или иных стимулов, трудности осознания стимула в определённых ситуациях. Модально-специфические нарушения внимания не имеют ничего общего с нарушениями гностических функций. 

9.       

МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

 Частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модально–специфические расстройства акустической, слухоречевой, зрительно–пространственной, двигательной памяти.

10.   

МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ

 Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала.

Основные симптомы: паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова); платообразная кривая запоминания (4-5 слов в каждом запоминании)

11.   

ПАРАМНЕЗИИ

Нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Парамнезия часто характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом. Парамнезии являются качественными извращениями памяти.

12.   

СЕНСОРНОЕ ВНИМАНИЕ

 Это процесс избирательного выделения сенсорного стимула в процессе деятельности человека, перцептивная готовность, влияющая на анализ входных сигналов.
Моторное внимание - это избирательная установка, действующая на уровне выходных сигналов. Моторное внимание необходимо для выбора и запуска моторной программы действий, а также для функционирования систем обратных связей, информирующих организм о результатах движения

13.   

СЛУХОВОЕ НЕВНИМАНИЕ

 Слуховое невнимание наблюдается при поражении слуховой анализаторной системы. Пациенты с локальным поражением коры головного мозга слышат те звуки, которые попадаются в одно ухо, и полностью игнорируют информацию, поступающую в другое ухо.

14.   

ТАКТИЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ

Больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения.

15.   

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

Внимание, регулируемое эмоциями или направленное на внутренние, эмоциональные переживания человека. Оно вызывается стимулами, имеющими личностную мотивацию.


 

 3. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

 

1.       

«КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ» НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

 Количественные изменения сознания. Это – угнетение сознания вплоть до его выключения. Три основных механизма: 1. Двухстороннее поражение коры головного мозга при сохранности механизмов активации. Чаще всего гипоксического генеза. 2. Поражение ствола головного мозга, нарушающее функцию восходящей активирующей ретикулярной формации.

2.       

«КАЧЕСТВЕННЫЕ» НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ

Синдромы спутанности и помрачения сознания (качественные нарушения сознания) — изменение уровня бодрствования при значительном нарушении содержания сознания. Синдромы спутанности включают, например, амнестическую спутанность, а синдромы помрачения сознания - онейроид.

3.       

КОМА

Патологическое состояние полной утраты сознания, сопровождающееся отсутствием целенаправленных реакций на внешние воздействия (в частности, на боль), прогрессирующим угасанием глубоких и поверхностных рефлексов, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса, нарушением температурной регуляции.

4.       

ОГЛУШЕННОСТЬ

Синдром нарушенного сознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и сонливостью, а также замедленным образованием ассоциаций, затруднением их течения. Представления скудны, ориентировка в окружающем пространстве неполная или отсутствует. Вопросы воспринимаются с трудом, ответы на них неполные и неточные.

5.       

ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ

 К пароксизмальным аффективным расстройствам (в рамках приступа) относятся внезапно возникающие и длящиеся в течение нескольких секунд (реже минут) приступы страха, безотчетной тревоги, иногда с ощущением тоски. Могут иметь место импульсивные кратковременные состояния усиления полового (пищевого) влечения, ощущения подъема сил, радостного ожидания.

6.       

СТУПОР

  Ступор-это отсутствие критической психической функции и уровня сознания, при котором пораженный человек почти полностью не реагирует и реагирует только на интенсивные раздражители, такие как боль. Слово происходит от латинского stupor ("оцепенение, бесчувственность")


 

Задание 7 

1. Пользуясь материалами лекции опишите:

  1. Синдромный анализ высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии.

Синдромный анализ — это творческий процесс решения сложной диагностической задачи. Этот процесс должен протекать как гибкое, динамичное исследование, в ходе которого идет экспериментальная проверка той или иной гипотезы, а не как стандартная, затверженная процедура. В процессе синдромного анализа нужно изучать ту или иную функцию в разных условиях, вводить в эксперимент ряд динамических изменений (например, изменять темп деятельности) или характер самого задания (например, усложнять задание, увеличивать его объем). Соблюдение этих условий синдромного анализа обеспечивает надежность получаемых результатов, а следовательно, и точность поставленного диагноза. Эта надежность достигается путем сравнительного анализа результатов, полученных разными методами, а не путем статистического накопления данных.
Сущность синдромного анализ:
- качественная квалификация нарушений психических процессов,
- выделение как основного дефекта (т. е. первичных нарушений), так и вторичных системных нарушений,
-анализ состава не только нарушенных, но и сохранных психических функций. и все это направленно на топическую диагностику локальных поражений головного мозга.

  1. Типы факторов по Е. Д. Хомской.

  1. Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Эти факторы изучались (и продолжают изучаться) в нейропсихологии в первую очередь. Именно они послужили основой для формирования самого понятия «фактор». Морфологическим субстратом этих факторов являются прежде всего вторичные поля коры больших полушарий, входящие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов. Нарушения работы вторичных полей коры больших полушарий могут быть следствием поражений как непосредственно корковых отделов анализаторов, так и связанных с ними подкорковых образований. Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде дефектов гнозиса и праксиса (разных форм зрительных, слуховых и тактильных агнозий, апраксий, сенсорных и моторных нарушений речи) и в виде различных модально-специфических мнестических нарушений (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной памяти).

  2. Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Сюда входит целая группа факторов, имеющих отношение к разным уровням (и разделам) неспецифической системы головного мозга. В клинической нейропсихологии эти факторы описываются следующим образом: фактор «инертности—подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга, обусловливающий разного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; фактор «активации—инактивации», нарушение которого ведет к явлениям адинамии, расстройствам произвольного внимания, памяти, селективного протекания всех психических процессов; к ним относится, по-видимому, и фактор «спонтанности—аспонтанности», лежащий в основе активного целесообразного поведения, направляемого целями и программами, нарушение которого ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами.

  3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий головного мозга. Данные факторы отражают процессы взаимодействия (интеграции) разных анализаторных систем, процессы переработки информации, уже преобразованной в коре больших полушарий. Эти факторы связаны с работой двух основных комплексов третичных полей: префронтального (конвекситального) и височно-теменно-затылочного (зоны ТРО). Первый из них является морфологической основой фактора «программирования и контроля» за различными видами психической деятельности, второй — фактора «симультанной организации психических процессов». Патологические изменения этих факторов лежат в основе самостоятельных нейропсихологических синдромов — префронтального (или «лобного») синдрома (и его вариантов) и синдрома ТРО (и его вариантов). Действие этих факторов проявляется в самых различных видах психической деятельности.

  4. Полушарные факторы, связанные с работой всего левого или правого полушария мозга. Данные факторы являются интегративными, характеризуя работу всего полушария в целом, а не отдельных зон (регионов) мозга, как описанные выше региональные факторы. Необходимость выделения таких факторов объясняется хорошо установленным фактом функциональной неоднородности, неравнозначности вкладов левого и правoro полушарий в мозговую организацию высших психических функций (и прежде всего речевых). Полушарные факторы характеризуют общую стратегию (или общие принципы) работы левого и правого полушарий мозга и носят характер дихотомий, различающих эти принципы. В современной нейропсихологии нет общепризнанной классификации этих стратегий-дихотомий.

  5. Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур. Важность и самостоятельность этого принципа работы мозга продемонстрировали результаты исследований больных с «расщепленным мозгом», показавшие, что при нарушении межполушарного взаимодействия возникает особый синдром в виде «дископии—дизграфии», аномии, трудностей переноса информации слева направо и т. д. Установлено, что в детском возрасте, вследствие недоразвития срединных комиссур мозга, синдромы «расщепленного мозга» протекают иначе, чем у взрослых.

  6. Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга. Успехи стереотаксической нейрохирургии открыли широкие возможности для изучения роли подкорковых структур в осуществлении психических функций и особенностей «глубинных факторов». Современные нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что глубинные подкорковые структуры головного мозга — стриопаллидум, миндалина, гиппокамп, таламические и гипоталамические образования и др. (а не только кора больших полушарий) — также являются синдромообразующими областями (т. е. факторами) и их поражение ведет к появлению особых подкорковых нейропсихологических синдромов.

  7. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов, отличных от региональных. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов, отличных от региональных.



2. Оформите наглядно:

  1. схему, рисунок, отражающие нарушения зрительного внимания – игнорировании какой-либо стороны.

  2. группы основных различий левого и правого полушарий мозга;

  3. сформите в виде структурно-логической схемы основные положения и последовательность производства синдромного анализа нарушений ВПФ.


Задание 8

  1. На основе материалов лекции опишите принципы построения нейропсихологических диагностических методик.

К основным принципам построения нейропсихологических методик относятся:

1. функциональная проба – преимущественная направленность конкретной методики на

исследование определенного психического процесса или определенного звена этого

психического процесса;

2. провокация – нацеленность нейропсихологических методик в первую очередь на

выявление нарушенных звеньев психических функций;

3. перекрестный контроль – исследование любой психической функции с помощью

набора методик, результаты которых дополняют друг друга;

4. обязательный анализ как конечного результата деятельности, так и процесса

выполнения задания в его различных составляющих – нейродинамических,

мотивационных, регуляторных, операциональных;

5. сочетание качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой

степени выраженности симптомов;

6. принцип обучения – в ходе выполнения определённой методики нейропсихолог

фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в

аналогичных заданиях;

7. принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом

обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических исследований;

8. учёт возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.

2. На основе материалов лекции обозначьте общие правила проведения нейропсихологической диагностики.

К общим правилам построения нейропсихологического обследования относятся:

1. нейропсихологическое обследование проводится индивидуально;

2. продолжительность нейропсихологического обследования зависит от состояния и

возраста обследуемого (от 30-40 минут до 1,5 часов);

3. выполнение отдельной методики должно продолжаться, пока не завершена её

процедура либо до тех пор, пока нейропсихолог не решил, каковы качественные

особенности нарушений и степень их выраженности