Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 2522
Скачиваний: 139
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу:
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
1. | АМНЕЗИИ | Заболевание с симптомами потери памяти, особенно на недавние важные события, или неполных воспоминаний о произошедших событиях. Амнезия может быть спонтанной и часто бывает временной. Воспоминания возвращаются в хронологическом порядке, начиная с самых старых. |
2. | ГИПОМНЕЗИЯ | Патологическое ослабление памяти, которое проявляется в сложности в запоминании событий, дат, новых имен и лиц, а также характеризуется провалами в памяти. Характеристика заболевания. При легкой степени гипомнезии больной испытывает трудности в запоминании и воспроизведении новых имен, дат, событий, цифр, терминов. |
3. | ГИПЕРМНЕЗИЯ | Повышенная способность к запоминанию и воспроизведению информации. Может касаться различных форм и видов памяти. Часто бывает неприятным, болезненным явлением (например, при удержании в памяти обилия малосущественных деталей). |
4. | ДВИГАТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ | Возникает, когда больному необходимо осуществить движение одновременно двумя руками. Вначале выполняет движение равномерно, затем левая рука замедляет движение, затем больной начинает выполнять движение только правой рукой. В норме – движение левой рукой замедляется, при нарушении – очень быстро прекращается, при этом больной не осознает этого. |
5. | ЗРИТЕЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ | Психологическая неспособность обращать внимание на какой-либо объект, которая не относится к проблемам со зрением и носит исключительно психологический характер. Явление также может быть определено как неспособность индивида увидеть неожиданно возникший в поле зрения раздражитель. |
6. | ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ | Внимание, управляемое мышлением или направленное на мысли человека. Сенсорное внимание, в свою очередь, подразделяется на тактильное, слуховое, зрительное и так далее. |
7. | МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ | Модально-неспецифическая форма памяти связана с функциями блока регуляции коркового тонуса. Снижение тонуса коры делает невозможным длительное запечатление следов при сохранности ранее приобретенных знаний. Важнейшее значение в поддержании оптимального тонуса коры имеет восходящая активирующая система, включающая ретикулярную формацию ствола мозга, ретикулярный таламус и гиппокамп. Двустороннее поражение гиппокампа, не нарушая высших познавательных процессов, существенно снижает способность запечатлевать текущие события. Это нарушение формирования следов памяти охватывает самые разные модальности |
8. | МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ | Тип нарушений внимания, которые проявляются по отношению к стимулам одной модальности, как явления игнорирования тех или иных стимулов, трудности осознания стимула в определённых ситуациях. Модально-специфические нарушения внимания не имеют ничего общего с нарушениями гностических функций. |
9. | МОДАЛЬНО-НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ | Частные нарушения памяти, проявляющиеся только при сохранении и воспроизведении информации определенной модальности. Возникают при поражении корковых зон анализаторов, когда происходит повышение тормозимости следов памяти за счет интерферирующих воздействий. Выделяют модально–специфические расстройства акустической, слухоречевой, зрительно–пространственной, двигательной памяти. |
10. | МОДАЛЬНО-СПЕЦИФИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯ ПАМЯТИ | Первичные расстройства памяти, не связанные с познавательной деятельностью, – расстройства конкретных анализаторных систем. Сужается объем запоминаемой информации в пределах одной модальности. Невозможно формировать деятельность, направленную на запоминание материала. Основные симптомы: паталогическая инертность (трудно переключиться с одного стимула на другой (повтор слова); платообразная кривая запоминания (4-5 слов в каждом запоминании) |
11. | ПАРАМНЕЗИИ | Нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях; может происходить смешение прошлого и настоящего, а также реальных и вымышленных событий. Парамнезия часто характеризуется переоценкой влияния собственной личности на исход некоторых событий, имевших место в прошлом. Парамнезии являются качественными извращениями памяти. |
12. | СЕНСОРНОЕ ВНИМАНИЕ | Это процесс избирательного выделения сенсорного стимула в процессе деятельности человека, перцептивная готовность, влияющая на анализ входных сигналов. Моторное внимание - это избирательная установка, действующая на уровне выходных сигналов. Моторное внимание необходимо для выбора и запуска моторной программы действий, а также для функционирования систем обратных связей, информирующих организм о результатах движения |
13. | СЛУХОВОЕ НЕВНИМАНИЕ | Слуховое невнимание наблюдается при поражении слуховой анализаторной системы. Пациенты с локальным поражением коры головного мозга слышат те звуки, которые попадаются в одно ухо, и полностью игнорируют информацию, поступающую в другое ухо. |
14. | ТАКТИЛЬНОЕ НЕВНИМАНИЕ | Больной как бы «не замечает» прикосновения к одной руке, когда даются два одновременных прикосновения. |
15. | ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ | Внимание, регулируемое эмоциями или направленное на внутренние, эмоциональные переживания человека. Оно вызывается стимулами, имеющими личностную мотивацию. |
3. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу:
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | |
| | |
1. | «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ» НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ | Количественные изменения сознания. Это – угнетение сознания вплоть до его выключения. Три основных механизма: 1. Двухстороннее поражение коры головного мозга при сохранности механизмов активации. Чаще всего гипоксического генеза. 2. Поражение ствола головного мозга, нарушающее функцию восходящей активирующей ретикулярной формации. |
2. | «КАЧЕСТВЕННЫЕ» НАРУШЕНИЯ СОЗНАНИЯ | Синдромы спутанности и помрачения сознания (качественные нарушения сознания) — изменение уровня бодрствования при значительном нарушении содержания сознания. Синдромы спутанности включают, например, амнестическую спутанность, а синдромы помрачения сознания - онейроид. |
3. | КОМА | Патологическое состояние полной утраты сознания, сопровождающееся отсутствием целенаправленных реакций на внешние воздействия (в частности, на боль), прогрессирующим угасанием глубоких и поверхностных рефлексов, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса, нарушением температурной регуляции. |
4. | ОГЛУШЕННОСТЬ | Синдром нарушенного сознания, характеризующийся значительным повышением порога восприятия всех внешних раздражителей и сонливостью, а также замедленным образованием ассоциаций, затруднением их течения. Представления скудны, ориентировка в окружающем пространстве неполная или отсутствует. Вопросы воспринимаются с трудом, ответы на них неполные и неточные. |
5. | ПАРОКСИЗМАЛЬНЫЕ АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ | К пароксизмальным аффективным расстройствам (в рамках приступа) относятся внезапно возникающие и длящиеся в течение нескольких секунд (реже минут) приступы страха, безотчетной тревоги, иногда с ощущением тоски. Могут иметь место импульсивные кратковременные состояния усиления полового (пищевого) влечения, ощущения подъема сил, радостного ожидания. |
6. | СТУПОР | Ступор-это отсутствие критической психической функции и уровня сознания, при котором пораженный человек почти полностью не реагирует и реагирует только на интенсивные раздражители, такие как боль. Слово происходит от латинского stupor ("оцепенение, бесчувственность") |
Задание 7
1. Пользуясь материалами лекции опишите:
-
Синдромный анализ высших психических функций. Проблема факторов в нейропсихологии.
Синдромный анализ — это творческий процесс решения сложной диагностической задачи. Этот процесс должен протекать как гибкое, динамичное исследование, в ходе которого идет экспериментальная проверка той или иной гипотезы, а не как стандартная, затверженная процедура. В процессе синдромного анализа нужно изучать ту или иную функцию в разных условиях, вводить в эксперимент ряд динамических изменений (например, изменять темп деятельности) или характер самого задания (например, усложнять задание, увеличивать его объем). Соблюдение этих условий синдромного анализа обеспечивает надежность получаемых результатов, а следовательно, и точность поставленного диагноза. Эта надежность достигается путем сравнительного анализа результатов, полученных разными методами, а не путем статистического накопления данных.
Сущность синдромного анализ:
- качественная квалификация нарушений психических процессов,
- выделение как основного дефекта (т. е. первичных нарушений), так и вторичных системных нарушений,
-анализ состава не только нарушенных, но и сохранных психических функций. и все это направленно на топическую диагностику локальных поражений головного мозга.
-
Типы факторов по Е. Д. Хомской.
-
Модально-специфические факторы, связанные с работой корковых отделов различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Эти факторы изучались (и продолжают изучаться) в нейропсихологии в первую очередь. Именно они послужили основой для формирования самого понятия «фактор». Морфологическим субстратом этих факторов являются прежде всего вторичные поля коры больших полушарий, входящие в «ядерные зоны» корковых отделов анализаторов. Нарушения работы вторичных полей коры больших полушарий могут быть следствием поражений как непосредственно корковых отделов анализаторов, так и связанных с ними подкорковых образований. Модально-специфические нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде дефектов гнозиса и праксиса (разных форм зрительных, слуховых и тактильных агнозий, апраксий, сенсорных и моторных нарушений речи) и в виде различных модально-специфических мнестических нарушений (зрительной, слуховой, тактильной, двигательной памяти). -
Модально-неспецифические факторы, связанные с работой неспецифических срединных структур мозга. Сюда входит целая группа факторов, имеющих отношение к разным уровням (и разделам) неспецифической системы головного мозга. В клинической нейропсихологии эти факторы описываются следующим образом: фактор «инертности—подвижности» нервных процессов, лежащий в основе синдромов поражения передних (премоторных, префронтальных) отделов мозга, обусловливающий разного рода персеверации в двигательной, гностической и интеллектуальной сферах; фактор «активации—инактивации», нарушение которого ведет к явлениям адинамии, расстройствам произвольного внимания, памяти, селективного протекания всех психических процессов; к ним относится, по-видимому, и фактор «спонтанности—аспонтанности», лежащий в основе активного целесообразного поведения, направляемого целями и программами, нарушение которого ведет к замене целесообразных поведенческих актов шаблонами и стереотипами. -
Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры больших полушарий головного мозга. Данные факторы отражают процессы взаимодействия (интеграции) разных анализаторных систем, процессы переработки информации, уже преобразованной в коре больших полушарий. Эти факторы связаны с работой двух основных комплексов третичных полей: префронтального (конвекситального) и височно-теменно-затылочного (зоны ТРО). Первый из них является морфологической основой фактора «программирования и контроля» за различными видами психической деятельности, второй — фактора «симультанной организации психических процессов». Патологические изменения этих факторов лежат в основе самостоятельных нейропсихологических синдромов — префронтального (или «лобного») синдрома (и его вариантов) и синдрома ТРО (и его вариантов). Действие этих факторов проявляется в самых различных видах психической деятельности. -
Полушарные факторы, связанные с работой всего левого или правого полушария мозга. Данные факторы являются интегративными, характеризуя работу всего полушария в целом, а не отдельных зон (регионов) мозга, как описанные выше региональные факторы. Необходимость выделения таких факторов объясняется хорошо установленным фактом функциональной неоднородности, неравнозначности вкладов левого и правoro полушарий в мозговую организацию высших психических функций (и прежде всего речевых). Полушарные факторы характеризуют общую стратегию (или общие принципы) работы левого и правого полушарий мозга и носят характер дихотомий, различающих эти принципы. В современной нейропсихологии нет общепризнанной классификации этих стратегий-дихотомий. -
Факторы межполушарного взаимодействия. Данные факторы обеспечивают закономерности совместной работы левого и правого полушарий мозга и связаны со структурами мозолистого тела и других срединных комиссур. Важность и самостоятельность этого принципа работы мозга продемонстрировали результаты исследований больных с «расщепленным мозгом», показавшие, что при нарушении межполушарного взаимодействия возникает особый синдром в виде «дископии—дизграфии», аномии, трудностей переноса информации слева направо и т. д. Установлено, что в детском возрасте, вследствие недоразвития срединных комиссур мозга, синдромы «расщепленного мозга» протекают иначе, чем у взрослых. -
Факторы, связанные с работой глубинных подкорковых полушарных структур головного мозга. Успехи стереотаксической нейрохирургии открыли широкие возможности для изучения роли подкорковых структур в осуществлении психических функций и особенностей «глубинных факторов». Современные нейропсихологические исследования свидетельствуют о том, что глубинные подкорковые структуры головного мозга — стриопаллидум, миндалина, гиппокамп, таламические и гипоталамические образования и др. (а не только кора больших полушарий) — также являются синдромообразующими областями (т. е. факторами) и их поражение ведет к появлению особых подкорковых нейропсихологических синдромов. -
Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов, отличных от региональных. Общемозговые факторы, связанные с действием различных общемозговых процессов, а именно: с кровообращением, ликворообращением, гуморальными, биохимическими процессами и т. п., т. е. с механизмами, обеспечивающими интегративную, целостную работу всего мозга. Нарушение общемозговых факторов приводит к появлению особых нейропсихологических синдромов, отличных от региональных.
2. Оформите наглядно:
-
схему, рисунок, отражающие нарушения зрительного внимания – игнорировании какой-либо стороны. -
группы основных различий левого и правого полушарий мозга; -
сформите в виде структурно-логической схемы основные положения и последовательность производства синдромного анализа нарушений ВПФ.
Задание 8
-
На основе материалов лекции опишите принципы построения нейропсихологических диагностических методик.
К основным принципам построения нейропсихологических методик относятся:
1. функциональная проба – преимущественная направленность конкретной методики на
исследование определенного психического процесса или определенного звена этого
психического процесса;
2. провокация – нацеленность нейропсихологических методик в первую очередь на
выявление нарушенных звеньев психических функций;
3. перекрестный контроль – исследование любой психической функции с помощью
набора методик, результаты которых дополняют друг друга;
4. обязательный анализ как конечного результата деятельности, так и процесса
выполнения задания в его различных составляющих – нейродинамических,
мотивационных, регуляторных, операциональных;
5. сочетание качественного анализа выявленных нарушений с количественной оценкой
степени выраженности симптомов;
6. принцип обучения – в ходе выполнения определённой методики нейропсихолог
фиксирует возможность усвоения испытуемым способа действия и его применения в
аналогичных заданиях;
7. принцип сопоставления данных, полученных при нейропсихологическом
обследовании, с данными анамнеза, объективных клинических исследований;
8. учёт возрастных и преморбидных особенностей испытуемого.
2. На основе материалов лекции обозначьте общие правила проведения нейропсихологической диагностики.
К общим правилам построения нейропсихологического обследования относятся:
1. нейропсихологическое обследование проводится индивидуально;
2. продолжительность нейропсихологического обследования зависит от состояния и
возраста обследуемого (от 30-40 минут до 1,5 часов);
3. выполнение отдельной методики должно продолжаться, пока не завершена её
процедура либо до тех пор, пока нейропсихолог не решил, каковы качественные
особенности нарушений и степень их выраженности