Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 2523

Скачиваний: 139

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

1-Г,2-В,3-Б, 4-А

 3. Пользуясь материалами лекции соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).



Тактильная предметная агнозия



Представляет собой убеждение в том, что некоторые части тела изуродованы или определенные части тела пациента  испускают сильный неприятный запах, который могут легко почувствовать другие люди.



Тактильная агнозия



Неспособность правильно оценить расположение частей тела по отношению к образу всего тела.



Тактильная алексия



Пациент может распознать свойства объекта, его функции и подобрать идентичный ему объект на ощупь, но называние ощупанного объекта нарушено.



Тактильная амнестическая афазия



Проявляется в трудностях описания формы объектов при относительной сохранности описания простых свойств объектов



Аутотопогнозия



Больной воспринимает предмет зрительно, но не может узнать предмет на ощупь, с закрытыми глазами, он не в состоянии интегрировать тактильные ощущения, которые поступают от объекта.



Апперцептивная тактильная агнозия



Определяется как трудности опознания материала, из которого сделан предмет, т. е. шероховатость, гладкость, твердость и т. д.



Тактильная афазия



Характеризуется тем, что больной способен опознать написанные на руке цифры практически безошибочно потому, что цифр всего девять; при этом буквы опознаются с трудом, но также достаточно хорошо.



Аутотопогнозия



Характеризуется невозможностью с закрытыми глазами назвать ощупываемый объект при возможности правильного описания его вида и назначения.



Соматический бред



Возникает игнорирование половины тела, но, главным образом, неузнавание отдельных его частей, расстройство оценки положения отдельных частей тела в пространстве


1-Е,2-Д,3-Ж,4-В,5-Б,6-Г,7-З,8-И,9-А

4. В нейропсихологии изучены 2 основных синдрома, вызывающих тактильные агнозии, – нижнетеменной и верхнетеменной. Охарактеризуйте их.

1.      Нижнетеменной синдром.

Астереогноз - предметной тактильной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта. Астереогноз может проявляться как при относительной сохранности разных видов чувствительности, так и на фоне изменений чувствительности.

Больной правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его при ощупывании с закрытыми глазами. Ощупывая мелкие предметы, например, ключ, карандаш, больной говорит, что у него в руке что-то длинное или острое, т.е. правильно оценивает отдельные признаки предмета. Однако он не может опознать предмет в целом. В некоторых случаях неверно опознаются и признаки объекта.

В одних случаях больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое, в других – нарушено опознание и этих признаков.

Встречаются трудности опознания самого материала, из которого сделан предмет, т. е. трудности опознания таких качеств объекта, как шероховатость, гладкость, мягкость, твердость – качеств, которые характеризуют поверхность предмета. Этот тип нарушения тактильного гнозиса получил название «тактильной агнозии текстуры объекта».

  1. Верхнетеменной синдром.

Возникают симптомы нарушения «схемы тела» (соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.
Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела, что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больной игнорирует левые конечности, иногда как бы «теряет их». При этом часто возникают ложные соматические образы (соматопарагнозии) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей.

Задание 4

  1. Опираясь на данные лекции опишите классификацию апраксий по А. Р. Лурия.

Апраксии - нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора.

Апраксиями обозначают, прежде всего, нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. А.Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из принципа выделения разных видов апраксий в зависимости от механизма их возникновения. Он выделил четыре вида апраксий: 1) кинестетическая; 2) пространственная; 3) кинетическая; 4) регуляторная. Кинестетическая и пространственная апраксии связаны с нарушениями афферентных механизмов организации произвольных движений (локализация поражения в задних отделах мозга). Кинетическая и регуляторная апраксии связаны с нарушениями эфферентных механизмов (локализация поражения в передних отделах мозга).



Кинестетическая апраксия. Локализация поражения - соматосенсорная кора (нижние отделы постцентральной области коры – 1,2,5,40, частично 7-го полей), куда приходит проприоцептивная информация (мышечное чувство). Механизм нарушения: нарушается кинестетическая основа движений (кинестетическая обратная связь, необходимая для построения двигательного акта). Клинические проявления: первичная симптоматика заключается в том, что движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука - лопата»). Вторичные симптомы: нарушаются движения при письме - пишут большими буквами, неровно, «как курица лапой»; возникает апраксия позы
трудности в придании своему телу, конечностям (в частности, руке) определенного положения; невозможность показать, как совершается то или иное действие без предмета (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т.д.). При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать (используется как диагностический признак: поза хорошо выполняется при зрительном контроле, но не выполняется без него).
Пространственная апраксия. Локализация поражения - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры (зоны ТРО, где пересекаются поля соматосенсорной, зрительной и слуховой коры). Механизм нарушения - страдает зрительно-пространственная афферентация движений (обратная связь через зрительный анализатор). Клинические проявления: апраксия позы - трудности с повторением какого-либо движения, сохранения позы; нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое - левое» и т.д.); трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (застелить постель, одеться, застегнуться и т.д.), при этом зрительный контроль не помогает - нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами; конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т.п.); нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.
Кинетическая апраксия. Локализация поражения: нижние отделы премоторной области коры больших полушарий (6 и 8 поля коры). Механизм нарушения: страдает переключение с одного элемента движений на другой. Клинические проявления: характерны двигательные персеверации - бесконтрольные продолжения раз начавшегося движения, что приводит к распаду «кинетических мелодий» (по определению А.Р. Лурии), т.е. нарушению последовательности движений, временной организации двигательных актов.

Регуляторная апраксия. Локализация поражения: префронтальная кора (кпереди от премоторных отделов). Механизм нарушения: страдает регуляция и программирование двигательной активности, отключение сознательного контроля за выполнением движений. Клинические проявления: симптом эхопраксии - бесконтрольные подражательные повторения движений экспериментатора без попытки сознательного контроля их; системные персеверации - трудности в переключении с одной двигательной программы на другую, замена нужных движений моторными шаблонами и стереотипами, упрощение двигательных программ (например, пробу «кулак-ладонь-ребро» начинаю выполнять как «ладонь- ребро» и т.п.); при массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.

  1. Опираясь на материалы лекции опишите классификацию апраксий по Липману.
    - идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла
    - кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения
    - идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений»

Задание 5

1. Пользуясь материалами лекций 1-5 заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АГНОЗИЯ

 Нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), при котором теряется возможность узнавать и определять информацию, при сохранении чувствительности и сознания.

2.       

АПРАКСИЯ

 Нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

3.       

АФАЗИИ

 Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер.

4.       

ВТОРИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

Нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

5.       

ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

 Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения).

6.       

ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВПФ

Теоретический концепт, который характеризуется тезисом о более или менее однозначном соответствии определенных участков мозга и психических процессов Лурия Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг).

7.       

МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА

 Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). Проблема Л. в. п. ф. разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения Л. в. п. ф. восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.).

8.       

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 Особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов.

9.       

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ

Нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга).

Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов).

10.   

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ

Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов).

Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение ко-торой ведет к появлению нейропсихологического синдрома.

11.   

ПЕРВИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ

 Нарушения психических функций, непосредственно связанных с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями.

12.   

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР

 Способность мозговых

структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий)

перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий,

вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем.

13.   

ПРИНЦИП ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

 Это означает, что рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающие ту или другую психическую функцию, могут трансформироваться по мере её формирования. То есть функция меняется местами по мере развития структуры, изменяются её взаимоотношения с другими психическими процессами, а следовательно, меняется её локализация, которая резко отличается у взрослого и ребёнка.

14.   

ПРИНЦИП СИСТЕМНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ

 Каждая психическая фун­кция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга. Различные корковые и подкорковые мозговые структуры принимают свое, «долевое» участие в реализации функции, выполняя роль звена более общей единой функциональной системы.

15.   

СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА

 Расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (света, цвета, громкости, длительности и т. д.), связанные с поражением периферических, подкорковых уровней анализаторной системы и первичного коркового поля, и гностические расстройства, связанные с поражением вторичных полей, обеспечивающих процессы восприятия (формы, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.).

16.   

СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ

 Метод в нейропсихологии, под которым понимают: 1) анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (нейропсихологического фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; 2) изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; 3) качественная квалификация нейропсихологических симптомов.

17.   

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

 Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа ВПФ. Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия считал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающих целый набор афферентных (чувствительных, настраивающих) и эфферентных (двигательных, осуществляющих) компонентов или звеньев.

18.   

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ

 Это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию.


 

Задание 6

1. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу: 

ПОНЯТИЕ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1.       

АФАЗИИ

 

2.       

АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

3.       

АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

 

4.       

АКАЛЬКУЛИЯ

 

5.       

АНОМИИ

 

6.       

АЛАЛИИ

 

7.       

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

8.       

ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ

 

9.       

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ

 

10.   

МОТОРНАЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ АФАЗИЯ

 

11.   

МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ

 

12.   

МУТИЗМ

 

13.   

НОМИНАТИВНАЯ АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

14.   

ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

15.   

ОПТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ

 

16.   

ОПТИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ

 

17.   

ОДНОСТОРОННЯЯ ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ

 

18.   

ПЕРВИЧНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ

 

19.   

РЕЧЬ

 

20.   

РЕЧЕВАЯ СИСТЕМА

 

21.   

РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ

 

22.   

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

 

23.   

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

24.   

ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

 

25.   

ФЕНОМЕН ПРОАКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ

 

26.   

ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ