Файл: Задание 1 Посмотрите на немую карту мозга и отметьте на ней основные структурные элементы, морфофункциональные блоки мозга.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 2523
Скачиваний: 139
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1-Г,2-В,3-Б, 4-А
3. Пользуясь материалами лекции соотнесите левую и правую части таблицы. Ответ запишите в правильной комбинации букв и цифр (понятие – характеристика понятия).
| Тактильная предметная агнозия | | Представляет собой убеждение в том, что некоторые части тела изуродованы или определенные части тела пациента испускают сильный неприятный запах, который могут легко почувствовать другие люди. |
| Тактильная агнозия | | Неспособность правильно оценить расположение частей тела по отношению к образу всего тела. |
| Тактильная алексия | | Пациент может распознать свойства объекта, его функции и подобрать идентичный ему объект на ощупь, но называние ощупанного объекта нарушено. |
| Тактильная амнестическая афазия | | Проявляется в трудностях описания формы объектов при относительной сохранности описания простых свойств объектов |
| Аутотопогнозия | | Больной воспринимает предмет зрительно, но не может узнать предмет на ощупь, с закрытыми глазами, он не в состоянии интегрировать тактильные ощущения, которые поступают от объекта. |
| Апперцептивная тактильная агнозия | | Определяется как трудности опознания материала, из которого сделан предмет, т. е. шероховатость, гладкость, твердость и т. д. |
| Тактильная афазия | | Характеризуется тем, что больной способен опознать написанные на руке цифры практически безошибочно потому, что цифр всего девять; при этом буквы опознаются с трудом, но также достаточно хорошо. |
| Аутотопогнозия | | Характеризуется невозможностью с закрытыми глазами назвать ощупываемый объект при возможности правильного описания его вида и назначения. |
| Соматический бред | | Возникает игнорирование половины тела, но, главным образом, неузнавание отдельных его частей, расстройство оценки положения отдельных частей тела в пространстве |
1-Е,2-Д,3-Ж,4-В,5-Б,6-Г,7-З,8-И,9-А
4. В нейропсихологии изучены 2 основных синдрома, вызывающих тактильные агнозии, – нижнетеменной и верхнетеменной. Охарактеризуйте их.
1. Нижнетеменной синдром.
Астереогноз - предметной тактильной агнозии. Это нарушение способности воспринимать предметы на ощупь, невозможность интегрировать тактильные ощущения, поступающие от объекта. Астереогноз может проявляться как при относительной сохранности разных видов чувствительности, так и на фоне изменений чувствительности.
Больной правильно воспринимает предмет зрительно, но не узнает его при ощупывании с закрытыми глазами. Ощупывая мелкие предметы, например, ключ, карандаш, больной говорит, что у него в руке что-то длинное или острое, т.е. правильно оценивает отдельные признаки предмета. Однако он не может опознать предмет в целом. В некоторых случаях неверно опознаются и признаки объекта.
В одних случаях больной правильно воспринимает отдельные признаки предмета, но не может их синтезировать в единое целое, в других – нарушено опознание и этих признаков.
Встречаются трудности опознания самого материала, из которого сделан предмет, т. е. трудности опознания таких качеств объекта, как шероховатость, гладкость, мягкость, твердость – качеств, которые характеризуют поверхность предмета. Этот тип нарушения тактильного гнозиса получил название «тактильной агнозии текстуры объекта».
-
Верхнетеменной синдром.
Возникают симптомы нарушения «схемы тела» (соматоагнозия), т.е. расстройство узнавания частей тела, их расположения по отношению друг к другу.
Обычно больной плохо ориентируется в одной левой половине тела, что сопровождает поражение правой теменной области мозга. Больной игнорирует левые конечности, иногда как бы «теряет их». При этом часто возникают ложные соматические образы (соматопарагнозии) в виде ощущений «чужой» руки, увеличения, уменьшения частей тела (руки, головы), удвоения конечностей.
Задание 4
-
Опираясь на данные лекции опишите классификацию апраксий по А. Р. Лурия.
Апраксии - нарушения произвольных движений и действий, которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами - параличами и парезами, явными нарушениями мышечного тонуса и тремора.
Апраксиями обозначают, прежде всего, нарушения произвольных движений и действий, совершаемых с предметами. А.Р. Лурия разработал классификацию апраксий, исходя из принципа выделения разных видов апраксий в зависимости от механизма их возникновения. Он выделил четыре вида апраксий: 1) кинестетическая; 2) пространственная; 3) кинетическая; 4) регуляторная. Кинестетическая и пространственная апраксии связаны с нарушениями афферентных механизмов организации произвольных движений (локализация поражения в задних отделах мозга). Кинетическая и регуляторная апраксии связаны с нарушениями эфферентных механизмов (локализация поражения в передних отделах мозга).
Кинестетическая апраксия. Локализация поражения - соматосенсорная кора (нижние отделы постцентральной области коры – 1,2,5,40, частично 7-го полей), куда приходит проприоцептивная информация (мышечное чувство). Механизм нарушения: нарушается кинестетическая основа движений (кинестетическая обратная связь, необходимая для построения двигательного акта). Клинические проявления: первичная симптоматика заключается в том, что движения становятся недифференцированными, плохо управляемыми (симптом «рука - лопата»). Вторичные симптомы: нарушаются движения при письме - пишут большими буквами, неровно, «как курица лапой»; возникает апраксия позы
трудности в придании своему телу, конечностям (в частности, руке) определенного положения; невозможность показать, как совершается то или иное действие без предмета (например, как наливают чай в стакан, как закуривают сигарету и т.д.). При усилении зрительного контроля движения можно в определенной степени скомпенсировать (используется как диагностический признак: поза хорошо выполняется при зрительном контроле, но не выполняется без него).
Пространственная апраксия. Локализация поражения - возникает при поражении теменно-затылочных отделов коры (зоны ТРО, где пересекаются поля соматосенсорной, зрительной и слуховой коры). Механизм нарушения - страдает зрительно-пространственная афферентация движений (обратная связь через зрительный анализатор). Клинические проявления: апраксия позы - трудности с повторением какого-либо движения, сохранения позы; нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое - левое» и т.д.); трудности выполнения пространственно-ориентированных движений (застелить постель, одеться, застегнуться и т.д.), при этом зрительный контроль не помогает - нет четкой разницы при выполнении движений с открытыми и закрытыми глазами; конструктивная апраксия - трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т.п.); нередко возникает оптико-пространственная аграфия из-за трудностей правильного написания букв, различно ориентированных в пространстве.
Кинетическая апраксия. Локализация поражения: нижние отделы премоторной области коры больших полушарий (6 и 8 поля коры). Механизм нарушения: страдает переключение с одного элемента движений на другой. Клинические проявления: характерны двигательные персеверации - бесконтрольные продолжения раз начавшегося движения, что приводит к распаду «кинетических мелодий» (по определению А.Р. Лурии), т.е. нарушению последовательности движений, временной организации двигательных актов.
Регуляторная апраксия. Локализация поражения: префронтальная кора (кпереди от премоторных отделов). Механизм нарушения: страдает регуляция и программирование двигательной активности, отключение сознательного контроля за выполнением движений. Клинические проявления: симптом эхопраксии - бесконтрольные подражательные повторения движений экспериментатора без попытки сознательного контроля их; системные персеверации - трудности в переключении с одной двигательной программы на другую, замена нужных движений моторными шаблонами и стереотипами, упрощение двигательных программ (например, пробу «кулак-ладонь-ребро» начинаю выполнять как «ладонь- ребро» и т.п.); при массивных поражениях левой лобной доли (у правшей) наряду с эхопраксией возникает эхолалия - подражательные повторения услышанных слов или фраз.
-
Опираясь на материалы лекции опишите классификацию апраксий по Липману.
- идеаторную, предполагающую распад «идеи» о движении, его замысла
- кинетическую, связанную с нарушением кинетических «образов» движения
- идеомоторную, в основе которой лежат трудности передачи «идей» о движении в «центры исполнения движений»
Задание 5
1. Пользуясь материалами лекций 1-5 заполните таблицу:
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
1. | АГНОЗИЯ | Нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного), при котором теряется возможность узнавать и определять информацию, при сохранении чувствительности и сознания. | |
2. | АПРАКСИЯ | Нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела. | |
3. | АФАЗИИ | Афазией называют расстройство ранее сформированной речевой функции. Иными словами, при афазии человек полностью или частично теряет способность передавать свои мысли с помощью слов, записывать свои мысли и/или понимать обращенную к нему речь. Эта патология носит неврологический характер. | |
4. | ВТОРИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ | Нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями. | |
5. | ГНОСТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА | Этим термином обозначаются расстройства зрительного восприятия, возникающие при поражении корковых структур задних отделов больших полушарий и протекающие при относительной сохранности элементарных зрительных функций (остроты зрения, полей зрения, цветоощущения). | |
6. | ЛОКАЛИЗАЦИЯ ВПФ | Теоретический концепт, который характеризуется тезисом о более или менее однозначном соответствии определенных участков мозга и психических процессов Лурия Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). | |
7. | МЕЖПОЛУШАРНАЯ АССИМЕТРИЯ МОЗГА | Отнесение высших психических функций к конкретным мозговым структурам (см. мозг). Проблема Л. в. п. ф. разрабатывается нейропсихологией, нейроанатомией, нейрофизиологией и др. История изучения Л. в. п. ф. восходит к античности (Гиппократ, Гален и др.). | |
8. | МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | Особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. | |
9. | НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИМПТОМ | Нарушение психической функции, возникающее вследствие локального поражения головного мозга (или вследствие иных патологических причин, приводящих к локальным изменениям в работе мозга). Нейропсихологический синдром – закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов). | |
10. | НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СИНДРОМ | Закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или несколь-ких факторов). Нейропсихологический фактор – структурно-функциональная единица работы мозга, характеризуется определенным принципом физиологической Деятельности, нарушение ко-торой ведет к появлению нейропсихологического синдрома. | |
11. | ПЕРВИЧНЫЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СИМПТОМЫ | Нарушения психических функций, непосредственно связанных с нарушением определенного фактора. Вторичные нейропсихологические симптомы – нарушения психических функций, возникающие как системное следствие первичных нейропсихологических симптомов по законам системной взаимосвязи с первичными нарушениями. | |
12. | ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МОЗГОВЫХ СТРУКТУР | Способность мозговых структур (и прежде всего ассоциативных зон коры больших полушарий) перестраивать свои функции под влиянием новых афферентных воздействий, вследствие чего происходит внутрисистемная и межсистемная перестройка пораженных функциональных систем. | |
13. | ПРИНЦИП ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ | Это означает, что рабочие объединения различных зон и уровней мозга, обеспечивающие ту или другую психическую функцию, могут трансформироваться по мере её формирования. То есть функция меняется местами по мере развития структуры, изменяются её взаимоотношения с другими психическими процессами, а следовательно, меняется её локализация, которая резко отличается у взрослого и ребёнка. | |
14. | ПРИНЦИП СИСТЕМНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ | Каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга. Различные корковые и подкорковые мозговые структуры принимают свое, «долевое» участие в реализации функции, выполняя роль звена более общей единой функциональной системы. | |
15. | СЕНСОРНЫЕ РАССТРОЙСТВА | Расстройства, отражающие нарушения различных видов ощущений (света, цвета, громкости, длительности и т. д.), связанные с поражением периферических, подкорковых уровней анализаторной системы и первичного коркового поля, и гностические расстройства, связанные с поражением вторичных полей, обеспечивающих процессы восприятия (формы, символов, пространственных отношений, звуков речи и т. д.). | |
16. | СИНДРОМНЫЙ АНАЛИЗ | Метод в нейропсихологии, под которым понимают: 1) анализ нейропсихологических синдромов с целью обнаружения общего основания (нейропсихологического фактора), объясняющего происхождение различных нейропсихологических симптомов; 2) изучение качественной специфики нарушений различных психических функций, связанных с поражением (выпадением) определенного фактора; 3) качественная квалификация нейропсихологических симптомов. | |
17. | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА | Под функциональной системой в нейропсихологии понимается психофизиологическая основа ВПФ. Характеризуя ВПФ как функциональные системы, А.Р. Лурия считал, что особенностью этого рода функциональных систем является их сложный состав, включающих целый набор афферентных (чувствительных, настраивающих) и эфферентных (двигательных, осуществляющих) компонентов или звеньев. | |
18. | ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИЧНОСТЬ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ | Это специфика переработки информации и мозговой организации функций, присущая правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными полушарными факторами. Иными словами, это специфика того вклада, которое вносит каждое полушарие в любую психическую функцию. |
Задание 6
1. Пользуясь материалами лекции заполните таблицу:
ПОНЯТИЕ | ОПРЕДЕЛЕНИЕ | ||
1. | АФАЗИИ | | |
2. | АКУСТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ | | |
3. | АФФЕРЕНТНАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ | | |
4. | АКАЛЬКУЛИЯ | | |
5. | АНОМИИ | | |
6. | АЛАЛИИ | | |
7. | ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ | | |
8. | ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ | | |
9. | КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ МОТОРНАЯ АФАЗИЯ | | |
10. | МОТОРНАЯ ЭФФЕРЕНТНАЯ АФАЗИЯ | | |
11. | МОТОРНЫЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧИ | | |
12. | МУТИЗМ | | |
13. | НОМИНАТИВНАЯ АМНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ | | |
14. | ОПТИКО-МНЕСТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ | | |
15. | ОПТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ | | |
16. | ОПТИЧЕСКАЯ ВЕРБАЛЬНАЯ АЛЕКСИЯ | | |
17. | ОДНОСТОРОННЯЯ ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ | | |
18. | ПЕРВИЧНАЯ ОПТИЧЕСКАЯ АЛЕКСИЯ | | |
19. | РЕЧЬ | | |
20. | РЕЧЕВАЯ СИСТЕМА | | |
21. | РЕТРОАКТИВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ | | |
22. | СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ | | |
23. | СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ | | |
24. | ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | | |
25. | ФЕНОМЕН ПРОАКТИВНОГО ТОРМОЖЕНИЯ | | |
26. | ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ | |