Файл: Пособие для родителей по развитию речи детей от 0 до 2 лет.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Игры с малышами от рождения до 2 лет
«я вижу…»
Цель:
развитие зрительных реакций, слухового анализатора .
Материал:
яркие и приятно звучащие игрушки .
Рекомендации:
лучше всего подвешивать игрушки на расстоя- нии 30 см от глаз ребёнка, передвигать их по самой разной траек- тории .
Ход игры:
возьмите малыша на руки, пообщайтесь с ним .
Затем привлеките внимание малыша звуком игрушки и убе- дитесь, что он зафиксировал её взглядом . Начните медленно, с остановками перемещать её, чтобы ребёнок мог немного отдыхать,
затем вновь возобновляйте движение . Первое время свободной рукой слегка фиксируйте положение головы малыша в сторону нахождения игрушки . Постепен- но, по мере освоения, скорость перемещения игрушки увеличивайте .
Первое время комментируйте движение предмета, привлекайте внимание к нему своим голосом . После того как малыш поймёт, где находится игрушка, воз- обновляйте её передвижение . Внимательно наблюдайте за ребёнком, не перегру- жайте его, давайте время для отдыха .
После окончания игры похвалите кроху за его старания .
«Бесстрашный лётчик»
Цель игры:
знакомство с окружающим миром, развитие анализаторов, обще- ние со взрослым .
Рекомендации:
игра начинается в медленном темпе, по мере того, как ребё- нок адаптируется, темп движения можно ускорить .
Ход игры:
возьмите ребёнка на руки, несколько минут пообщайтесь, объясни- те ему, в какую игру вы будете с ним играть . Затем возьмите малыша под мышки или «как самолётик», придерживая за грудь и живот . Поднимите перед собой, изображая самолёт, ходите по комнате . После того как малыш привыкнет к игре, меняйте траекторию движения . Приговаривайте вот такие слова:
Летела сова —
Весёлая голова.
Летела, летела,
На дубок села.
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела
И опять полетела.
3

Во время движения останавливайтесь перед предметами, которые ежеднев- но окружают малыша . Необходимо стимулировать малыша к действиям: «Давай посмотрим…», «Давай потрогаем…», «Давай попробуем…», «Давай сосчитаем…»
Задерживая внимание малыша на различных предметах, находящихся в ком- нате, вы даёте ему возможность рассмотреть их, потрогать, изучить .
Необходимо озвучивать всё то, мимо чего «пролетает» малыш:
Летаю, смотрю,
Себе говорю:
Вот стол, кровать,
Продолжаю летать!
* * *
Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами,
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме
(папе, бабушке, дедушке)
.
Если после игры вы передаёте ребёнка другому родителю или дедушке, обя- зательно называйте того, к кому он идёт на руки .
После окончания игры похвалите малыша за смелость .
Играйте в эту игру не реже 3—4 раз в неделю, поскольку эта игра способству- ет развитию образного мышления .
«Присядка»
Ваш малыш уже уверенно стоит на ножках, но пока ещё не ходит? Ему трудно держать равновесие . Чтобы научиться держать спинку, не качаясь в разные сторо- ны, нужно танцевать вприсядку!
Ребёнок стоит перед вами, возьмите его за руки . Приседайте сами и побуж- дайте малыша присесть на корточки . А чтобы было веселее, напевайте весёлые частушки:
Тук, тук каблучок
С пятки на пятку!
Разойдись, народ, —
Я пойду вприсядку!
* * *
Дроби бей, дроби бей,
Под ногою воробей,
Под другою — серый гусь,
Я плясать-то не боюсь!
* * *
4


Эх, топни, нога,
Топни, правенькая!
Всё равно ребята любят,
Хоть и маленькая!
* * *
Эх, топну ногой
Да притопну другой.
Сколько я не топочу —
Всё равно плясать хочу!
«Давай почитаем!»
Посадите ребёнка к себе на колени и рассматривайте с ним картинки в книж- ках . Картинки должны быть крупными, с небольшим количеством деталей, а стра- ницы — картонными: их удобно переворачивать .
Показывая изображения животных, имитируйте их голоса (звукоподража- ние): «Вот это киска, она говорит: «Мяу-мяу» . Покажи, где киска . Это собачка, она лает: «Ав-ав» . Покажи, где собачка», — и так далее . Постепенно малыш на вопрос
«Что говорит киса?» научается отвечать «Мяу» .
Также во время чтения учите малыша переворачивать страницы .
Эта игра развивает мышление, координацию и речь . Говоря с ребёнком, не- обходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующей интонацией, чётко выделять ударный слог: поэтому нельзя растягивать слова по слогам, так как при этом теряется ударение .
игра в кубики
Возьмите набор кубиков (достаточно 5—6 штук) . Покажите ребёнку, как их перекладывать из руки в руку, складывать в машинку и так далее .
Покажите, как поставить рядом два кубика или кубик на кубик . Научите ло- мать построенные башенки . Взяв ручку ребёнка в свою, постройте башню вместе . Затем пусть малыш сам поиграет с кубиками . Игра развивает зрительно-моторную координацию рук .
Так же методично и поэтапно, «рука в руке» складывайте пластмассовые или деревянные пирамидки .
Как только малыш освоит новое действие, похвалите его, поздравьте .
«Общение»
Цель:
развитие навыков коммуникативного общения, формирование эмоцио- нального доверия к родителям и окружающему миру .
Материал:
мягкое одеяло, яркие игрушки, тихая спокойная музыка .
Рекомендации:
играть с малышом лучше всего до еды или через 30—40 минут
5
после кормления . Очень важно, чтобы ребёнок чувствовал, что родители, играя с ним, тоже получают удовольствие и заряд положительной энергии . Игру можно проводить на диване, на кровати, на полу — каждый раз меняйте место проведе- ния игры .
Ход игры:
расстелите одеяло (например, на полу), положите ребёнка на спин- ку, посидите рядом с ним, потом можно лечь рядом . Разговаривайте, показывайте ему яркие игрушки . Затем переверните малыша на живот, расположитесь с ним
«нос к носу» . Играть можно всей семьёй, по типу круглого стола . Поглаживая кро- ху по спине, спойте ему колыбельную песенку, если время движется ко сну . Если же время бодрствования, то расскажите сказку «Колобок», «Теремок», можно даже в лицах (голосом мамы и папы, старшего брата или сестры) . Эмоций будет больше, если рассказ проиллюстрируете игрушками .
Если ребёнок уснёт, то данный приём можно использовать для укладывания его спать . После игры возьмите малыша на руки, прижмите, поцелуйте .
«гладкий? Нет, шершавый!»
Цель игры:
развитие тактильной чувствительности, мелкой мотори- ки рук, эмоционального контакта с родителями, познание окружающе- го мира .
Материал:
яркие игрушки и другие предметы различных фактур: мягкие, резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические; кусоч- ки различных материалов: шерсть, шёлк, хлопок, мех; мягкое покрыва- ло .
Рекомендации:
учитывая «хватательный» рефлекс младенца, не- обходимо следить, чтобы ткань была прочной и не рвалась, а на руках малыша не оставались нитки или ворсинки .
Ход игры:
Вариант 1.
Возьмите малыша на руки, сядьте на расстеленное одеяло, положите ребёнка на свои колени лицом вверх, пообщай- тесь, создайте положительный эмоциональный настрой на игру .
Расскажите, что вы будете сегодня рассматривать игрушки малы- ша . Начинайте игру со слов:
У нашего мальчишки
(нашей девчушки)
,
Руки цепки, руки крепки,
Руки быстры и игристы.
Что этим ручкам поднести?
Родители подносят к рукам малыша игрушку или другую выбранную вещь .
Необходимо, чтобы ребёнок прикоснулся к предмету, потрогал его, подержал в своих ручках . Если это не получается с первого раза, сделайте несколько попыток, чтобы ребёнку удалось потрогать предмет, пообщаться с ним на тактильном уров- не . Называйте предмет и его характеристики, когда малыш прикасается к вещи:
6


Маленькие ручки
Погладили мишку
(название игрушки)
,
Мишка большой,
Мишка мягкий,
Кто следующий?
Если ребёнок крепко схватил предмет и не отдаёт, не пытай- тесь отнять его силой . Наоборот, как можно больше рассказывайте о том предме- те, который «попал в плен» к малышу .
Вариант 2.
Игра проводится с различным текстильным материалом: шерсть, шёлк, хлопок, ситец, мех . Дайте ребёнку возможность подержать ткань в ручках, прикоснитесь ею к телу малыша . При этом рассказывайте о характеристиках мате- риала: гладкий, скользящий, прохладный .
После игры обязательно похвалите малыша .
«Кочка, яма»
Цель игры:
развитие вестибулярного аппарата, навыков общения, доверия к родителям .
Рекомендации:
начинайте игру в медленном темпе, следите за реакцией ре- бёнка .
Ход игры:
Вариант 1.
Положите ребёнка к себе на колени лицом вверх, пообщайтесь с ним, чтобы он адаптировался к этому положению .
Затем покачайте малыша, опуская и поднимая свои колени в такт песенки:
Чики-чики, чикалочки,
Едет зайчик на палочке,
Белка на тележке
Щёлкает орешки.
Иди, зайчик, не проси,
Сам орешков натруси.
Улыбайтесь малышу, эмоциональный настрой игры особенно важен, ребёнок должен видеть в вашем лице одобрение и радость за него .
1   2   3   4   5   6   7

Вариант 2.
Посадите ребёнка к себе на колени, первое время лицом к себе, держа его под мышки, и дайте ему адаптироваться к этому положению . Затем поднимайте и опускайте ноги, качайте его, приговаривая:
Тюшки-тютюшки,
Весёлые вы душки,
Подыму Фролку
(имя ребёнка)
На крутую горку.
Бух! Свалился, с горки покатился!
7

После этих слов опустите ребёнка осторожно вниз, затем обнимите, прижми- те к себе и скажите:
С горки свалился,
Но не укатился.
Наш малыш,
Мы его любим,
Обнимем, приголубим!
Вариант 3.
Скрестите ноги, посадите малыша на ногу . Придерживая его, осто- рожно раскачивайте ногу и приговаривайте:
Ехал Тит
(имя ребёнка)
на дрожках
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
Бух! Свалился под кусточком.
После этих слов опустите ребёнка осторожно вниз . Затем обнимите, прижми- те к себе и скажите:
С горки свалился,
Но не укатился.
Наш малыш,
Мы его любим,
Обнимем, приголубим!
«Хорошее настроение»
Цель игры:
изучение малышом схемы своего тела, установление эмоциональ- ного контакта, доверительное отношение к окружающему миру .
Ход игры:
Возьмите малыша на руки, расскажите, что вы будете с ним играть .
Расстелите одеяло на полу, положите ребёнка на спину, сядьте рядом с ним, сде- лайте «потягушеньки» . Приговаривая прибаутку, дотрагивайтесь до той части тела, которая озвучивается . Нужно именно дотрагиваться, а не только указывать, только в этом случае ребёнок фиксирует и запоминает названия:
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень,
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
* * *
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок,
Вскочил к Маше
(имя ребёнка)
на шесток,
Клюнул в ножку
(в ушко и так далее)
.
8

Улыбайтесь малышу, подражайте ему, вызывайте его ответную улыбку . После игры похвалите малыша .
«где ты, мама? где ты, папа?»
Цель игры:
развитие эмоционального контакта, игрового коллективного навыка .
Рекомендации:
играть следует втроём (мама, папа и ребёнок) .
Ход игры:
Возьмите малыша на руки, встаньте вкруг, проговаривая считалоч- ку, выберите того, кто будет водить:
Три бычка в хлеву стояли,
Сено сладкое жевали
И сказали: «Раз, два, три —
В этот счёт выходишь ты».
Тот взрослый, который остался в кругу, прячется . Водящий вместе с ребён- ком его ищут . Поиски должны проходить весело и радостно, с голосовым сопро- вождением: «Где папа? И здесь его нет! Куда он спрятался?» . Называйте места, куда вы заглядываете с малышом: «В шкафу папы нет, под столом тоже!» — и так далее . Вы заметите, как замирает ребёнок, какое он испытывает удовольствие, как он радуется . После игры спросите ребёнка: «Понравилось играть? Здорово было?» . Улыбайтесь малышу и расставляйте голосом акценты, вопросительные и восклицательные .
«удивительный волчок»
Заведите волчок и начните кружиться сами . Потом попросите малыша сде- лать то же самое . Кружась по комнате, напевайте песенку:
Вертится волчок,
Весело кружит,
А когда устанет,
Ляжет-полежит.
Допев до конца, прилягте на диван, отдохните . Затем снова заводите волчок и кружитесь вместе с малышом .
Игра развивает вестибулярный аппарат и координацию движений .
«Бусы»
Цель:
развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук .
1 вариант.
Материал:
сделайте бусы из предметов, которые различаются по величине, по фактуре, по цвету (крупные пуговицы, пряжки, кольца от пирамидки) . Предме-
9

ты не должны быть мелкими, чтобы ребёнок не смог их проглотить .
Ход игры:
Положите малыша на свои колени спиной к себе в по- ложении «полусидя-полулёжа», помассируйте его пальчики и ладош- ки, затем покажите сделанные бусы . Вместе с ним рассматривайте и ощупывайте предметы, совместные исследования подкрепляйте словесными комментариями . Прежде чем назвать новый предмет,
спрашивайте у малыша: «Давай посмотрим, что это такое?» . После чего говори- те малышу, из чего сделан предмет, какой он формы и какого цвета: «Посмотри, какая красивая пуговица, красная, круглая, деревянная» . После окончания игры положите бусы на своё место, делайте это каждый раз . Так малыш приучается к тому, что каждая вещь лежит на своём месте .
2 вариант.
Предложите ребёнку взять в ручки яркие, крупные бусы, привлекая внимание:
Вот какие бусы,
Красные, зелёные,
Ну-ка, посмотри!
Синие и жёлтые!
Яркие, весёлые —
Бусинки качаются —
Ручки протяни!
Детка улыбается.
Наденьте бусы себе на шею и вложите бусины в ручку малыша, пусть потрога- ет . Игра развивает зрение, внимание, мелкую моторику .
«страна звуков»
Когда мама постоянно общается со своим малышом, он знает все оттенки её голоса . С ребёнком можно говорить тихо и громко, петь колыбельные и задорные песни . Звуковые контрасты развивают слух, внимание, интуицию . Играйте с малы- шом в разные звуки, только не забывайте объяснять, что вы изображаете:
Ветер воет: у-у-у!
Дверь скрипит: э-э-э…
Ворона каркает: кар-кар!
Собачка лает: гав-гав!
Мышка пищит: пи-пи-пи!
Поросёнок хрюкает: хрю-хрю-хрю!
Свинья визжит: уи-уи!
Дети любят, когда взрослые инсценируют песенки . Например, напевая эту потешку, вы всего лишь загибаете пальцы (сначала у себя, потом у ребёнка), а для малыша это настоящий спектакль:
10

— Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем щи варил, С
этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Напевая её ежедневно, вы заметите, что ребёнок начинает повторять движе- ния . Время от времени меняйте репертуар . Игра развивает слух, внимание, мел- кую моторику .
Также потешки дают возможность ребёнку получать удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей потешку от обычной речи . Содержание песе- нок не имеет особого значения, они могут быть самыми разными . Незатейливые стишки оказывают комплексное развивающее влияние на эмоциональное, рече- вое, интеллектуальное развитие ребёнка .
«укрепляем спинку»
Положите малыша на животик ножками к себе . Плавно водите по спине указа- тельным пальцем по спирали, по ходу часовой стрелки:
Пау-паучина
Паутинку шил.
Теперь постукивайте по спинке вдоль позвоночника:
Вдруг закапал дождик
Паутинку смыл.
Мягко поглаживайте спинку малыша от поясницы к шейке:
Солнышко всходит,
Стало припекать.
Снова водите пальцем по спирали:
Пау-паучина
Трудится опять.
«Баба сеяла горох»
Эту игру проводят во время купания . Если малыш уже умеет стоять, то можно приседать:
Баба сеяла горох.
Прыг-скок! Прыг-скок!
Обвалился потолок.
Прыг-скок! Прыг-скок!
Баба шла, шла, шла,
Пирожок нашла,
Села, поела,
Опять пошла.
11