Файл: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
могут являться попросту гениальными открытиями, у которых имеется особенная значимость. Машина игнорирует различные запросы того или иного века. У человеческого мозга существует способность в различных экстренных случаях в минимальный период времени мобилизовать огромное количество данных, которые являются жизненно важными. У человека интеллект отличается высокопластичностью, т.к. он с легкостью адаптируется к различным условиям жизни5.

Сложные механизмы данного процесса входят в алгоритмическую системы довольно простых правил. Жизнь является наиболее трудной, нежели различные схемы, которые её отображают, а также механизмы и системы.

Различные педагоги и психологи смогли доказать, что среди детей проявление творческих возможностей происходит в период дошкольного возраста.

Выготский Л.С. о проблематике творчества говорил то, что творческая деятельность – это определенная человеческая деятельность, в рамках которой формируется что-то новое. Данная деятельность является вторым родом творческого либо комбинирующего поведения6. Мозгом называется орган, который воспроизводит и сохраняет прошлый опыт каждого человека, а также он является комбинирующим органом, который с творческим подходом перерабатывает либо созидает из компонентов данного прошлого опыта новое поведение и положения. В том случае, если человеческая деятельность имела ограничения исключительно тем, что воспроизводится старое, то человек был бы тем, кто обращается исключительно к прошлому, а также мог бы адаптироваться к будущему исключительно поскольку оно воспроизводит данное прошлое. Непосредственно благодаря творческой деятельности человека он является существом, которое обращается к будущему, созидает его, а также меняет собственное настоящее7.

Главная характерная черта творческого мышления в виде интеллектуальной системы сводится к тому, что здесь появляется возможность исследовать различные проблематики, формировать системные связи, определять противоречия, решать их, формировать прогнозы для будущих вариантов развития. Вплоть до 1950-ых годов в рамках психологии творческие способности человека имели связь с уровнем его умственного развития. Потребность в определении умственных способностей повлияла на то, что были созданы IQ-тесты, которые определяют общую степень умственной одаренности. Но на основании исследований большого количества психологов можно говорить о том, что у интеллекта и творческих способностей не имеется какой-либо прямой зависимости.


Основной плюс интеллектуального поиска, если сравнивать его с творческим, заключается в том, что он на 100% предоставляет гарантию того, что будет достигнуть оптимальный результат. Однако, это происходит лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия.

  1. Задача либо проблематика обладает исключительно одним верным решением, либо определенным перечнем верных решений.

  2. Алгоритм для решения этой задачи уже заранее известен.

  3. Существуют верные и полные исходные данные для того, чтобы данная задача была решена.

Дж. Гилфорд в рамках анализа творческого мышления пришёл к выводу о том, что у него существуют четыре характерные черты. Они заключаются в следующем:

  1. Идеи отличаются тем, что являются оригинальными и необычными;

  2. Объект рассматривается с различных точек зрения;

  3. Способность к изменению восприятия объекта для того, чтобы определить его различные скрытые аспекты;

  4. Применять разнообразные идеи в ситуации, которая является неопределенной.

Итак, стоит заметить, что под творческим мышлением подразумевается процесс, в рамках работы которого возникают всё новые идеи, формируются условия, в которых возникают предметы быта и искусства, которые являются ценными для людей и его окружающих. Творческое мышление подразумевает процесс развития условий для того, чтобы возникли культурные и нравственные компоненты личности. Благодаря творческому мышлению человек самовыражается, а также выражает собственные чувства и мысли. Благодаря творчеству человек может демонстрировать для окружающих собственный характер, видеть окружающую действительность и показывать для других людей общее содержание собственного внутреннего «Я».


1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников




Характерная черта творческой деятельности детей сводится к тому, что у продукта деятельности имеется субъективная новизна. По собственному объективному значению открытие, к которому приходит ребенок, может являться достаточно необычным и новым, а также исполняется на основании указания педагога, по его непосредственной задумке, благодаря его помощи. Поэтому творчеством этот продукт назвать нельзя. Кроме того, ребенок может выдвинуть предложение по решению, которое уже заранее является известным, применять его в рамках практики, но при этом он пришёл к нему сам, не копируя то, что уже является известным

8.

В данной ситуации происходит творческий процесс, который базируется на самостоятельном мышлении школьника, на его интуиции и догадке. Здесь особенная значимость отводится непосредственно психологическому механизму деятельности, в рамках которого происходит формирование умения ребенка решать математические задачи, которые относятся к нестандартным и нешаблонным.

Результативное становление творческого мышления среди детей младшего школьного возраста происходит в том случае, если педагог принимает во внимание главные характерные черты творчества ребенка, а также решает основные задачи в рамках развития творческого мышления.

Блоинский П.Б. говорит о том, что существует целый ряд особенностей творчества ребенка. К ним относятся: вымысел ребенка является скучным, а поэтому он относится к нему некритически; ребенок является рабом собственной скудной фантазии. Основной аспект, который оказывает определяющее воздействие на творческое мышление ребенка – это его имеющийся опыт. В связи с этим формируется первая основная задача в процессе становления творческого мышления ребенка младшего школьного возраста. Чтобы создать среди учеников возможность творчески решать задачи по математике, нужно, в первую очередь, работать над развитием математического кругозора ребенка, сформировать чувственную базу для его воображения9.

Характерная черта творческого мышления среди детей младшего школьника возраста – это то, что ребенок достаточно некритически относится к собственному продукту творчества. Замысел ребенка не будет направлен теми или иными целями, требованиями и критериями, и в связи с этим он имеет субъективный характер.

Процесс развития творческого мышления происходит совместно с тем, что у ребенка происходит формирование исполнительских навыков и умений. Чем более совершенно и разносторонне будет навык и умение ученика, тем более богатой будет являться фантазия учеников, а также замысли будут являться более реальными, а дети смогут решать более сложные задачи по математике10.

Психологам удалось определить, что процесс развития человеческого мышления взаимосвязан с развитием языка. В связи с этим, особенная значимость в процессе развития творческого мышления учеников отводится процессу обучения их умения словами предоставлять описание различных методов для решения задач, демонстрировать, изображать и читать различные графические изображения. В рамках осуществления различной творческой деятельности, задача первоначально должна быть решена в уме, а после уже переносится во внешнюю действительность.


Савенков А., анализируя специальное и целенаправленное развитие креативности детей, говорит о том, что существует целый ряд условий, в рамках которых происходит становление творческого мышления среди школьников. Опишем их на рисунке ниже.



Рис. 1. Условия для формирования творческого мышления учеников11.

Итак, в случае, если данные условия будут соблюдаться, то это позволит добиться становления и последующего развития творческого мышления детей школьного возраста.

Глава 2. Методы формирования творческого мышления младших школьников

2.1 Роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников



На текущий момент имеется огромное количество подходов к определению термина «творчество», и к различным иным терминам, которые являются смежными с ним.

В большом количестве научных исследований широко описаны различные психологические факторы творчества, В рамках которого принимают участие мышление, а также творческое изображение в виде итога мыслительной деятельности, который гарантирует формирование нового образа, осуществляемых в различных типах деятельности12.

Итак, под творческой деятельностью детей младшего школьного возраста подразумевается одна из более продуктивных форм деятельности учеников начальной школы, цель которой сводится к овладению творческим опытом создания, познания и преобразования, а также применения в абсолютно новом качестве объектов духовной и материальной культуры в рамках образовательной деятельности, организация которой происходит совместно с педагогом.

Под творческими способностями понимается перечень личностно-важных и ценных идеалов, взглядов, стремлений и убеждений, а также верований, позиций и отношений, деятельности личности и взаимоотношения с другими людьми.

Если рассматривать творчество в прямом смысле, то здесь понимается созидание чего-то нового. Термин «творчество» подразумевает личное начало, а также слово, которое ему соответствует, используется применительно к деятельности человека.

Самая адекватная из всех форм развития творческих способностей – это процесс обучения творческой деятельности. Стоит заметить, что главная форма обучения – это урок13.

Различные педагоги и психологи нашей страны говорят о том, что учебная деятельность имеет особенную значимость для становления и последующего развития творческого мышления, а также познавательной деятельности, накопления опыта поисковой и творческой деятельности учеников. Опыт творческой деятельности – это независимый структурный компонент сути всего процесса образования. Он подразумевает то, что знания, которые были усвоены раньше, будут перенесены в абсолютно новую ситуацию, личность будет самостоятельно видеть и анализировать проблематику, различные варианты её решения, комбинировать способы решения, которые были усвоены раньше в абсолютно новые и так далее.


В рамках учебной деятельности, различные компоненты творчества учеников, в первую очередь, можно увидеть в характерных чертах её протекания. В первую очередь, здесь подразумевается умение увидеть проблематику, определить новые способы для решения учебных и конкретно-практических задач в достаточно нестандартных ситуациях14.

Непосредственно в учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста, первоначально, решению подлежат задачи развития мышления и воображения, возможности анализировать и синтезировать, а также фантазии.

Различная деятельность, к которой также относится и творческая, сводится к тому, что личность решает различные задачи творческой направленности. Средство, которое позволяет развивать творческую деятельность детей младшего школьного возраста – это формирование целой системы творческих заданий со стороны педагога.

Данная система – это большое количество заданий творческого характера, которые являются взаимосвязанными между собой, а также сформированы, базируясь на способах творчества, которые являются иерархически выстроенными. Основная цель данной системы сводится к тому, чтобы ученики смогли создавать, использовать, познавать и преобразовать в абсолютно новом виде ситуации, явления и объекты, а также развивать креативные способностей детей младшего школьного возраста в рамках учебного процесса. В систему творческих заданий входит результативный, целевой, деятельностный и содержательный элемент.

Степень результативности развитости творческих способностей детей находится в зависимости от материала, на основании которого было сформировано задание.

Итак, творческие способности – это различного рода индивидуальные качесива и особенности личности, которые оказывают определяющее воздействие на степень результативности исполнения человеком творческой деятельности. В базу творческих способностей заложены мыслительный процесс, а также воображение. В связи с этим главные направления для развития творческих способностей сводятся к следующим:

  1. Продуктивное творческое воображение, которое имеет следующие качества – направленность и богатство образов.

  2. Мыслительных качеств, которые и влияют на формирование креативности – системность, ассоциативность и диалектичность мыслительного процесса15.

Процесс наиболее эффективного развития творческих способностей происходит в том случае, если были сформированы некоторые условия, на основании которых они и формируются. Опишем данные условия на рисунке ниже.