Файл: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения Содержание.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы творческого мышления
1.1 Понятие и сущность творческого мышления
1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников
Глава 2. Методы формирования творческого мышления младших школьников
2.1 Роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников
Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения
Содержание
Введение 4
1.охарактеризовать понятие и сущность творческого мышления 5
2.определить особенности творческого мышления у младших школьников 5
3.рассмотреть роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников 5
4.проанализировать использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников. 5
Методология исследования. При проведении данного исследования использовался стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др. 6
Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы. 6
Глава 1. Теоретические основы творческого мышления 7
1.1 Понятие и сущность творческого мышления 7
1.2 Особенности творческого мышления у младших школьников 12
Глава 2. Методы формирования творческого мышления младших школьников 16
2.1 Роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников 16
2.2 Использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников 21
Младших школьников можно подводить к осмыслению учебных умений, поскольку у детей начинают развиваться процессы, приводящие к абстрактному мышлению. 23
Ряд подходов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о влиятельности ИКТ на личностные особенности учеников разных возрастных категорий, преимущественно с положительными последствиями. 23
Заключение 24
Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности. 24
Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Каждая творческая личность - яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира разных личностей. Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению. 24
Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы. 24
Активизация мышления является важным процессом. Она позволяет быстрее и точнее найти поставленную цель, лучше решить задачу. В творческом мышлении активизация позволяет создавать предметы, кажущиеся невероятными но в тоже время лучше предыдущих. 25
Список литературы 25
Введение
Актуальность темы исследования. Первоначальный этап жизненного цикла каждого человека характерен тем, что он стремится к тому, чтобы реализовать способности к творческому мышлению. Каждый человек стремится к тому, чтобы выразить собственное «Я» в виде личности благодаря творчеству, продемонстрировать свою важность и индивидуальные качества. Это происходит и происходило во все времена, но нужно принимать во внимание то, что данная способность не является жизненно необходимой, и она вовсе не требуется для выживания каждого человека.
Исследование собственных творческих способностей способствует тому, что человек познаёт себя и окружающую его действительность, развивает в нем самостоятельную личность, которая будет приносить пользу для современного общества и способствовать продвижению прогресса. Общий характер личности, а также память и процесс восприятия окружающей действительности воздействует на творческие способности человека. Особенная значимость здесь отводится нестандартному мышлению и возможность применять данное назначение по непосредственному предназначению.
База для исторического и эволюционного развития различных познавательных процессов личности – это способность человека к мышлению. На основании понятийного мышления человеку удалось увеличить границы собственного бытия, определенные возможностями различных познавательных процессов, которые находятся на более низком уровне – представления, ощущения и восприятия. Чувственные образы, формирование которых происходит благодаря данным процессам, позволяют оперативно демонстрировать реакцию на различные изменения и результативно строить собственное поведение как ответ на различного рода события.
Актуальность данной тематики сводится к тому, что каждый из нас в настоящее время проживает в век научно-технического прогресса, а поэтому жизнь становится более интересной и сложной. Со временем это влияет на то, чтобы человек предпринимал действия, которые не являются для него привычными, а использовал творческий подход, быстрые ориентиры, подвижность мышления. Человеку, у которого имеется творческий склад ума, становится намного проще изменить собственную профессию, найдя абсолютно иную, а также отыскать некоторый творческий подход в различных делах, увлекаясь различной работой и достигнуть высокого уровня производительности труда.
Объектом исследования является понятие и сущность творческого мышления.
Предмет исследования выступают методы изучения творческого мышления и его развитие.
Цель исследования - является рассмотрение и изучение творческого мышления.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
-
охарактеризовать понятие и сущность творческого мышления -
определить особенности творческого мышления у младших школьников -
рассмотреть роль творческих заданий в процессе обучения детей младшего школьного возраста младших школьников -
проанализировать использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников.
Методология исследования. При проведении данного исследования использовался стандартный набор общенаучных и частно-научных методов - анализ и синтез, индукция и (в меньшей мере) дедукция, структурный метод, системный метод, функциональный метод, исторический метод, метод сравнительного правоведения, метод экономического анализа права и др.
Структура работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных правовых источников и специальной литературы.
Глава 1. Теоретические основы творческого мышления
1.1 Понятие и сущность творческого мышления
Под творческим мышлением подразумевается созидающее мышление, которое позволяет добиться того, что решение проблемной ситуации будет радикально иным, формируя при этом абсолютно новые открытия и идеи.
Новая идея является новым взглядом на различные взаимозависимости и взаимосвязи тех или иных явлений. Как правило, формирование новой идеи происходит, базируясь на абсолютно новом сцеплении данных, которые ранее являлись известными. К примеру, Эйнштейн не ставил эксперименты, а лишь с иной стороны анализировал данные, которые уже существуют, систематизируя их совершенно иначе.
Формирование новых идей происходит, основываясь на предпосылках в развитии различных сфер знаний. Но особенная значимость отводится нестандартному и особенному складу ума самого исследователя, общему уровню его интеллектуальной смелости и возможности отойти от идей, которые являются основополагающими. Идеи, которые являются уже старыми и классическими являются основой для всеобщего познания, а поэтому они становятся некоторым препятствием для того, чтобы появились новые взгляды. К примеру, геоцентрическая идея на протяжении длительного времени являлась препятствием к тому, чтобы своё утверждение получил научный взгляд о том, что Земля двигается вокруг Солнца и многие другие
1.
Процесс творческого поиска имеет связь с широтой и общим уровнем динамичности мышления, с тем, что субъект имеет способность к достаточно смелому высвобождению из различных основополагающих идей.
Итак, креативные и творческие способности можно увидеть в рамках мышления личности, а также в иных типах деятельности.
Наиболее значимый элемент творческого мышления – это воображение и образное мышление. В настоящее время в научной среде особенно популярным является способ мысленного эксперимента. Ракеты, пирамиды и различные соборы в настоящее время существуют на основании геометрии, термодинамике и строительной механике, а на основании того, что в самом первоначальном этапе они существовали в виде картинок их строителей.
В рамках творческого мышления верный развернутый путь к открытию, как правило, после увидеть уже после того, как было совершено непосредственно открытие. Первоначальный порыв мысли должен ломать все существующие барьеры. Первоначально свободное сознание должно охватывать абсолютно различные аспекты, исключая необходимость классификации и объяснения. Абсолютно новое явление нельзя понять на основании исключительно обобщений и законов, которые являются известными для субъекта. В данной ситуации формируется некоторая иллюзия противоречия здравому смыслу, который был сформирован в прошлом опыте. Различные переломные стадии познания имеют связь с некоторым «шоком новизны»2.
В рамках творчества происходит некоторая борьба сил человека, происходит реализация созидательной интуиции каждого человека.
Абсолютно все новые открытия, а также творческий акт является новым узнаванием со стороны человека окружающей его действительности. Творчество является толчком и влияет на то, что сверхознание личности является наиболее доминирующим, нежели её сознание.
Личности, которые являются творческими, принимают требования, которые диктуются из окружающей действительности исключительной в той мере, в которой последние будут совпадать с их точками зрения. Их понимание об окружающей действительности, социуме, жизни отличаются некоторой нестандартностью, так как данные люди уже давно шагнули за границы различных идеологических догм. Помимо всего прочего, у творческих личностей интеллект отличается собственной синтетичностью в связи с тем, что они желают установить некоторые связи среди различных явлений. Кроме того, их мышление отличается дивергентностью, т.к. они хотят рассмотреть разнообразные связи одинаковых вещей. Данные люди являются особенно чувствительны к тому, что является необычным.
В большинстве случаев творчество имеет связь с процессами, которые являются малоосознанными и интуитивными3.
Под интуицией подразумевается способность к тому, чтобы находить ответы на различные сложные вопросы, определять истину, догадываясь о них, не используя при этом развёрнуые рассуждения. Итак, интуиция имеет связь с тем, что личность обладает способностью к тому, чтобы перенести собственные знания в абсолютно новые ситуации, а также с тем, что интеллект личности является достаточно пластичным. Однако, данный «скачок разума» происходит исключительно в том случае, если имеет место быть высокая степень обобщенности опыта, а также профессиональных познаний личности.
Особенная значимость в рамках интуиции отводится обобщенным смысловым значениям, которые имеют отношения к задачам этого класса. Это является непосредственной базой для профессиональной интуиции.
Механизм интуиции заключается в том, что в один момент различные признаки явлений объединяются в общий ориентир, который является комплексным.
Интеллект каждого человека является радикально отличным от «интеллекта» машины. Мышление каждого человека имеет различия с алгоритмическим умом, который существует у электронно-вычислительной машины, а также самонастраивающихся машин. Когда человек занимается решением различного рода творческих задач, то происходит процесс взаимодействия между личностных смыслов и операционных значений. Основное условие для развитие мыслительного процесса каждой личности – это то, что человек принимает определенную проблематику к тому, чтобы её решить, а для этого он вносит её в систему личных установок и мотивов.
Когда человек решает ту или иную проблематику, то можно наблюдать определенную цепь эмоциональных и мотивационных состояний, а также он ставит новые цели, которые ранее не были предусмотрены. Машина будет решать исключительно задачи, которые перед ней стоят. Однако человек самостоятельно формирует данные задачи, базируясь на собственных потребностях, которые на постоянной основе развиваются. ЭВМ будет освобождать человека исключительно от мыслительных процессов, которые являются рутинными. Она будет решать только тактические задачи, формируя перед личностью стратегические4.
Как правило, развитие творческого мышления происходит радикально иначе, вступая в противоречие с различными общепринятыми нормами. В данный период исследователь переживает внезапное озарение, которое являлось базой для всей научной деятельности. Если сравнивать человека и машину, то первый имеет способность к саморефлексии, под которой подразумевается критическое исследование мышления и его итогов. Он может формировать различные нестандартные идеи, которые в будущем