Файл: Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения Содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Рис. 2. Условия, в рамках которых происходит развитие творческих способностей личности16.
Однако, процесс формирования благоприятных условий – это не единственный фактор, который позволяет воспитывать ребенка, у которого имеется высокая степень развитости творческих способностей. Нужно, чтобы осуществлялась целенаправленная деятельность, направленная на развитие творческих способностей ребенка. Однако, система начального образования практически не включает мер, которые были бы направлены на поэтапное систематическое развитие творческих способностей ребенка. В связи с этим процесс развития способностей происходит, как правило, стихийно, а поэтому высокого уровня развития не удаётся достигнуть. Чтобы данная проблематика была решена, необходимо предпринять ряд мер, которые будут направлены на результативное развитие творческих способностей детей школьного возраста. К ним относятся следующие:

  1. Программа школьного начального образования должна включать в себя специализированные занятия, основная цель которых заключается в развитии творческого мышления и воображения детей;

  2. В рамках специальных занятиях по музыке, рисованию и развитию речи дети должны решать задачи, которые имеют творческий характер;

  3. Управление со стороны взрослых детской сюжетно-ролевой и предметной игрой для того, чтобы работать над развитием воображения детей;

  4. Осуществление деятельности с родителями;

  5. Использовать игры развивающей направленности.

Итак, стоит заметить, что в том случае, если в учебный процесс будут введены различные развивающие занятия и целые системы творческих заданий, основная цель которых будет сводится к тому, чтобы развивать творческую деятельность, аналитико-синтаксическую и личностно-мотивационную сферу ребенка, воображения, памяти и внимания, а также множества иных психических функций, то можно решить главную задачу деятельности педагога нашего времени – воспитать ребенка с творческим складом ума.

2.2 Использование информационных технологий, как средства формирования творческих способностей младших школьников



Итак, творчество является процессом формирования абсолютно новых материальных и культурных ценностей.

Творчество – это деятельность, которая формирует что-то совершенно новое, которое имеет отличия на основании собственной оригинальности, неповторимости и уникальности общественно-исторического характера.


Творческая деятельность – это деятельность, которая осуществляется человеком, и в рамках которой происходит формирование абсолютно чего-то нового.

В рамках анализа поведения человека стоит заметить, что его деятельность в различных сферах подразумевает два различных главных типа поступков. Некоторые действия человека являются репродуктивными либо воспроизводящими. Данный тип деятельности имеет непосредственную связь с памятью личности, и его суть сводится к тому, что человек занимается воспроизведением либо повторением приемов поведения, либо действий, которые ранее уже были созданы либо выработаны17.

Помимо репродуктивной деятельности в рамках поведения каждого человека можно наблюдать также творческую. Её итог – это формирование абсолютно новых действий либо образов. В базу данного типа деятельности заложены творческие способности каждого человека.

Итак, в общем виде определение творческих способностей выглядит так:

Под творческими способностями подразумеваются индивидуальные качества личности, которые оказывают определяющее воздействие на степень результативности осуществления им различной творческой деятельности.

В рамках литературы по психологии и педагогики термин «креативность», как правило, имеет связь с термином «творчество» и анализируется в виде характеристики личности18.

Непосредственно в период младшего школьного возраста ученики впервые начинают знакомится с различными методами исследования свойств и явлений из окружающей действительности. В рамках математики ученики начинают наблюдать отражения в различных геометрических фигурах, в числовых значениях и так далее.

Элементы информационных технологий является сейчас существенным компонентом обучения, формирует «новую» грамотность, поэтому важно, чтобы каждый ученик уже с начальных классов овладел информационными технологиями - эффективным средством совершенствования и расширения познавательной деятельности19.

Неотъемлемыми условиями изучения дидактических особенностей применения компьютерно-ориентированных средств обучения являются:

• учет личностных качеств ученика младшей школы;

• изучение уровня руководящей компетентности учителя в условиях учебной среды в системе «ученик - учитель - средство обучения».

Изучение индивидуально-психологических особенностей младших школьников является постоянно актуальным компонентом

, способствует качественной построении педагогической работы и организации проведения учебно-воспитательного процесса.

У младших школьников в условиях специально организованного обучения можно формировать творческое мышление, характеризующееся самостоятельностью, гибкостью, инициативностью, комбинаторно-игровыми проявлениями, а также удовлетворяет их высшие потребности - в познании, общении, самореализации.

Процесс развития познавательной сферы младшего школьника имеет гетерохромный характер, что проявляется в количественных и качественных изменениях психологических детерминант учебной успеваемости учащихся: на протяжении обучения ребенка в начальных классах возрастает эффективность процесса его логического мышления , операций обобщения и автоматизации умственных действий.

Младших школьников можно подводить к осмыслению учебных умений, поскольку у детей начинают развиваться процессы, приводящие к абстрактному мышлению.

Ряд подходов по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе свидетельствует о влиятельности ИКТ на личностные особенности учеников разных возрастных категорий, преимущественно с положительными последствиями.















Заключение


Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление человека также можно понимать, как творческое преобразование имеющихся в памяти представлений и образов. Отличие мышления от остальных психологических процессов познания состоит в том, что оно всегда связано с активным изменением условий, в которых находится человек. Мышление всегда направлено на решение какой-либо задачи. В процессе мышления производится целенаправленное и целесообразное преобразование действительности.  Творческое мышление направлено на создание новых идей, его результатом является открытие нового или усовершенствование решения той или иной задачи. В ходе творческого мышления возникают новообразования, касающиеся мотивации, целей, оценок, смыслов внутри самой познавательной деятельности. Необходимо отличать создание объективно нового, т.е. того, что еще никем не было сделано, и субъективно нового, т.е. нового для данного конкретного человека. Каждая творческая личность - яркая оригинальность. В то же время, рассматривая творческие качества, нельзя не удивляться поразительному сходству внутреннего мира разных личностей. Изучение своих творческих способностей помогает в познании себя и окружающего мира, развитию в человеке самостоятельной личности, приносящей пользу обществу и продвижению прогресса. Характер личности, память и восприятие окружающего мира влияют на способность к творчеству. Не последнюю роль в этом процессе играет способность к нестандартному мышлению, и умение использовать идеи по назначению.

Все этапы творческого мышления взаимосвязаны между собой. Последовательное их выполнение помогает получить лучший результат в ходе проделанной работы.

Активизация мышления является важным процессом. Она позволяет быстрее и точнее найти поставленную цель, лучше решить задачу. В творческом мышлении активизация позволяет создавать предметы, кажущиеся невероятными но в тоже время лучше предыдущих.


























Список литературы





  1. Анпилогова Л.Н. Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности /Л.Н. Анпилогова // Начальная школа. – 2014. - № 1. – С.21-24.

  2. Андреев В.И. Пeдaгoгикa. [Текст] /В.И. Андреев - Кaзaнь: 2000. - 608 с.

  3. Бeлкин А.С. Оснoвы вoзрaстнoй пeдaгoгики. [Текст] /А.С.Белкин. - М.: Акaдeмия, 2009. - 192 с.

  4. Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с.

  5. Барышева Т.А. Креативный ребенок // Диагностика и развитие творческих способностей. // Сост. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.

  6. Березина В.Г. Дeтствo твoрчeскoй личнoсти // Встрeчa с чудoм. Нaстaвники. Дoстoйнaя цeль // В.Г. Бeрeзинa, И.Л. Викeнтьeв, С.Ю. Мoдeстoв. - СПб.: Питер, 2011. - 60 с.

  7. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. [Текст] /В.М.Букатов - М.: Первое сентября, 2007. – 217с.

  8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2014. - С. 391-410.

  9. Гагай В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения // Изд-во Шадрин. гос. пед. ин-та, 2006. — 89 с.

  10. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения // Из опыта работы со школьниками начальных классов // Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми – Казань, 2016. – С. 2–18.

  11. Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны // Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108.

  12. Генералов И.А. Театр.3-й класс. 4-й класс. [Текст] /И.А.Генералов. – М.: Баласс, 2009.

  13. Давыдова М.А. Школьный театр: воспитание детей и воспитание родителей. [Текст] /М.А.Давыдова // Начальная школа. - 2009. - №12. – С. 60-61.

  14. Зак А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. [Текст] /А.З.Зак — М.: Педагогика, 2010. - 152 с.

  15. Зак А.З. Интеллектика // Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов - М.: Интеллект-Центр, 2002. 408 с.

  16. Казакова. В. В. Современные подходы к анализу поэтического текста на уроках литературного чтения в начальной школе [Текст] // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. — 2014. - №4 - С. 57 – 61.

  17. Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.

  18. Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. - 191 с.

  19. Лук А.Н. Психология творчества. [Текст] /А.Н.Лук - М.: Наука, 2011. - 127 с.

  20. Львов М. Р. Школа творческого мышления [Текст] / М. Р. Львов. - М. 2003. - 216 с.

  21. Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика , 2001. - 168 с.

  22. Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2000. - 224 с.

  23. Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию [Текст] // Начальная школа – 2008. - №5 С. 43 – 46.

  24. Пeдaгoгикa [Текст] / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2010. - 640с.

  25. Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. [Текст] /Е.П.Политахина //Начальная школа. - № 11. - 2001. - С.75.

  26. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. [Текст] – М.: Просвещение, 2015. -327с.

  27. Рудакова В.П. Кружок «Кукольный театр» [Текст] /В.П.Рудакова // Начальная школа. -№ 3. - 2005. - С.69.

  28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.Смирнов. - М.: Академия - 2001. – 304.

  29. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать [Текст] // Ю. Г. Тамберг. - СПб.: Михаил Сизов, 2001. - 320 с.

  30. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников // Методика продуктивного обучения [Текст] // Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

  31. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. [Текст] - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. С.64

  32. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии [Текст] // Мн.: Современное слово, 2008. – 768 с.

  33. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2016.- № 3.- С. 28-34.

  34. Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 2003. – 248с.


1 Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников // Методика продуктивного обучения [Текст] // Пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС, 2004. – 320 с.

2 Политахина Е.П. Игровое проектирование и дизайн в начальной школе экспериментального типа. [Текст] /Е.П.Политахина //Начальная школа. - № 11. - 2001. - С.75.

3 Мaтюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст] - М.: Педагогика , 2001. - 168 с.

4 Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника [Текст] - М.: Просвещение, 2003. – 248с.

5 Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. [Текст] – М.: Просвещение, 2015. -327с.

6 Выготский Л.С. Педагогическая психология. [Текст] /Л.С. Выготский. М.: Педагогика, 2014. - С. 391-410.

7 Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с.

8 Бoрдoвскaя Н.В. Рeaн А.А. Пeдaгoгикa [Текст] /Н.В.Бордовская – СПб, 2000. - 304 с.

9 Гафитулин М.С. Урoвни нoвизны // Мeтодикa oцeнки творческой дeятeльнocти и пoлучeния нoвизны - 1994. - № 7. - С. 103-108.

10 Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.

11 Котлярова О.А., Жукова Е.В. Роль введения театрализации в образовательный процесс в начальной школе // Научный форум: Инновационная наука. — № 1(2). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 10-15.

12 Лeрнeр И.Я. Рaзвитиe мышлeния учащихся в процессе обучения истории. [Текст] - М.: Прoсвeщeниe, 2012. - 191 с.

13 Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности [Текст] /С.Д.Смирнов. - М.: Академия - 2001. – 304.

14 Меерович М. И. Технология творческого мышления [Текст] / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, 2000. - 224 с.

15 Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одарённости школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. [Текст] - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2014. С.64

16 Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 2016.- № 3.- С. 28-34.

17 Новолодская Е. Г. Театральная педагогика, как креативная технология реализации здравотворческого подхода к образованию [Текст] // Начальная школа – 2008. - №5 С. 43 – 46.

18 Зак А.З. Интеллектика // Систематический курс развития мыслительных способностей учащихся 1-4 классов - М.: Интеллект-Центр, 2002. 408 с.