Файл: Контрольные вопросы к зачету по курсу Специальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Контрольные вопросы к зачету по курсу Специальная психология



  1. Специальная психология, понятие, предмет, объект, задачи.

Специальная психология - раздел психологической науки о закономерностях развития, воспитания, обучения и подготовки к социальной адаптации и реабилитации различных категорий детей с проблемами в развитии. Специальная психология - наука, которая занимается изучением психики человека при наличии первичных нарушений в развитии или неблагоприятных социальных условий развития.

Первичные нарушения в развитии - проблемы, возникающие при поражении центральной нервной системы, анализаторных систем, речевых центров, опорно-двигательного аппарата, а также тотального поражения головного мозга. Они могут сопровождаться отрицательным воздействием на психику окружающей социальной среды, ограничениями в общении, педагогической запущенностью.

Задачи специальной психологии:

  1. Разработка методологических основ специальной психологии как науки. Требуется создание новых теорий, концепций, объясняющих закономерности возникновения и проявления нарушений в развитии у детей с учетом их возрастных особенностей.

  2. Создание диагностических средств для изучения разных отклонений в развитии. Актуальной проблемой стала стандартизация имеющихся методик, их адаптация для решения разных диагностических задач. В настоящее время в специальной психологии почти не существует валидных и надежных методик.

  3. Создание основ для психологической коррекции отклонений в развитии у детей.

  4. Определение возможностей для совместной работы многих специалистов, помогающих лицам с отклонениями в развитии с целью оказания эффективной психологической поддержки.

Объект изучения специальной психологии - это дети, подростки, взрослые, у которых по разным причинам возникли проблемы в развитии.

I. Лица с первичными нарушениями в развитии:

– нарушение интеллекта (умственная отсталость, задержка психического развития);

– дети незрячие и слабовидящие;

– дети глухие и слабослышащие;

– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (детским церебральным параличом);

– дети с ранним детским аутизмом;

– дети с нарушениями речи (дизартрия, алалия и пр.).


II. Дети со сложным дефектом.

В качестве синонимов используются такие, как «сложные», «комплексные нарушения развития», «сочетанные», «комбинированные».

III. Дети с трудностями в обучении. У них в медицинских сведениях значится диагноз психиатра: «специфические расстройства развития школьных навыков», в соответствии с Международной классификацией болезней и поведенческих расстройств 10-го пересмотра. Эти школьники систематически не справляются с усвоением школьной программы по одному-двум или нескольким учебным предметам.

IV. Дети с эмоциональными и поведенческими расстройствами, которые обычно начинаются с детского или подросткового возраста. Они склонны к аффективным реакциям, агрессии, страдают нервно-психическими и тревожно-фобическими расстройствами.

V. Одаренные дети. Они имеют различные виды особых способностей, одновременно с этим демонстрируя определенные психологические проблемы.

VI. Дети и подростки с нехимической и химической зависимостью.

Предметом изучения специальной психологии является изучение закономерностей развития психики в особых условиях (условиях дизонтогенеза).

  1. Аномальные дети и их классификации.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные физические и психические отклонения, вызванные врожденными или приобретенными дефектами, и нуждающиеся в специальных условиях обучения и воспитания.

Категории аномальных детей:

1) дети с нарушениями зрения (слепые, ослепшие, слабовидящие);

2) слуха (глухие, оглохшие и слабослышащие);

3) интеллекта (дети с УО и ЗПР);

4) речи;

5) опорно-двигательного аппарата;

6) дети с эмоциональными и нарушениями поведения (психопатиями, п.р.л);

7) с начальными проявлениями психических заболеваний (шизофрения, РДА, СДВГ);

8) реактивными состояниями (состояния после пережитого стресса, сильной тревоги);

9) сложными дефектами (слепоглухонемые и т.д.).

Классификация аномальных детей Усановой:

1) Дети с отклонениями в развитии в связи с органическим повреждением ЦНС;

2) в связи с функциональной незрелостью;

3) на почве психических деприваций (лишений).

  1. Дизонтогении: этиология нарушений, понятие о дефекте.

Термин «дизонтогения» был введен представителями клинической медицины для обозначения различных форм нарушения нормального онтогенеза, возникающих в детском возрасте, когда морфофункциональные системы организма еще не достигли зрелости.



Под этиологией понимают не только причины возникновения тех или иных нарушений, но и условия, которые способствуют их появлению. Так, экзогенные вредности в зависимости от наследственной предрасположенности, определяющей чувствительность мозговых структур к тем или иным воздействиям, могут привести к разным по тяжести отклонениям в развитии. Совпадение во времени различных влияний также приводит к неодинаковым конечным результатам. Среди причин, вызывающих ухудшение психического здоровья детей, на первом месте стоит поражение центральной нервной системы различной степени тяжести, на втором - хронические соматические заболевания.

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского:

Первая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункцию созревания.

Вторая группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу повреждения:

  • поврежденное развитие (органическая деменция);

  • дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

Третья группа дизонтогений включает в себя отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:

  • искаженное развитие (ранний детский аутизм),

  • дисгармоническое развитие (психопатии).

  1. Виды психического дизонтогенеза.

В основе наиболее широко использующейся в настоящее время классификации видов психического дизонтогенеза, предложенной В.В.Лебединским, лежат представления отечественных и за рубежных ученых (Л.С. Выготский, Г.Е. Сухарева, В.В. Ковалева Л. Каннер) об основных направлениях качественно несводимым друг к другу нарушений психического развития человека:

  • ретардация (задержанное развитие) - запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

  • дисфункция созревания связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

  • поврежденное развитие - изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

  • асинхрония (искаженное развитие) - диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других. общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести), задержанное развитие (задержка психического развития).


  1. Биологические причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

  1. Пренатальная патология. Патогенные агенты действуют на плод во внутриутробный период. К ним относят: физические и психические травмы; интоксикация (курение, алкоголь, наркотики); неправильное питание, голодание, дистрофия; радиация; инфекционные болезни; резус-несовместимость; наследственные заболевания.

  2. Натальные нарушения: при родовых механических повреждениях, асфиксия, клиническая смерть.

  3. Постнатальные: инфекционные заболевания, различного рода травмы (черепно-мозговые травмы), интоксикация.

  4. Нарушение в развитии может возникнуть под влиянием действия различных вредных воздействий внутреннего и внешнего характера на организм эмбриона, плода, новорожденного или ребенка в раннем возрасте. Часто имеет место сочетание этих вредоносных факторов. Существует прямая связь между временем воздействия патогенных агентов на развивающийся плод и негативными последствиями. Чем раньше во внутриутробном развитии повреждается эмбрион, тем более тяжелыми оказываются последствия.

  1. Социальные причины дефектов и их роль в развитии аномальных детей.

Механизмы социальных влияний в пренатальном и натальном периодах развития ребенка. Основным «проводником» социальных влияний в это время развития ребенка является мать. Уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать. В период внутриутробного развития у ребенка закладываются так называемые базовые перинатальные матрицы эмоционального опыта. В зависимости от биологических и социальных условий протекания беременности они могут стать как полноценной основой для нормального психического развития ребенка, так и его патогенной базой.

Наиболее патогенными являются длительные отрицательные переживания матери. Результатами их являются выработка и выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства. Их влияние проявляется в сужении сосудов плода, что затрудняет доставку кислорода к клеткам головного мозга, плод развивается в условиях гипоксии, может начаться отслойка плаценты и соответственно преждевременные роды.


Механизмы социальных влияний в период индивидуального развития. Чем меньше ребенок, тем большую роль в возникновении и профилактике недостатков его развития играет семья. Условием полноценного развития в младенческом возрасте является прежде всего наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым. Отсутствие таких условий приводит, как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и детях, чьи матери находились в заключении. Независимо от морального облика матери общение с ней для младенца более полезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания. Однако пребывание ребенка в семье социального риска повышает и степень риска появления у него педагогической и социальной запущенности, ухудшения состояния физического, психического здоровья, усугубления уже имеющихся недостатков развития. Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося развития ребенка препятствует выявлению действительных закономерностей этого процесса и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем.

  1. Факторы и закономерности развития аномальных детей.

Факторы:

1) степень и качество первичного дефекта;

2) срок возникновения первичного дефекта;

3) наличие и ранний срок применения воспитательных обучающих воздействий.

Закономерности:

1) закономерное развитие имеет поэтапный, последовательный характер, т.е. определенная последовательность стадий развития психики, последовательность развития психических процессов;

2) каждый этап завершается формированием новых, более совершенных качеств, которые необходимы для скачка в развитии;

3) психические свойства развиваются на основе чередования эволюционного и революционного формирования новых качеств.

  1. Компенсация: понятие, механизмы, факторы ее эффективности.

Компенсация - это сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций. В основе компенсации лежат нейропсихологические механизмы замещения функций одних пораженных зон коры головного мозга другими.