Файл: Контрольные вопросы к зачету по курсу Специальная психология.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Патологические реакции и их виды.
Патологическая реакция - кратковременная необычная реакция организма на какое-либо воздействие. Если ребёнок считает, что его обидели или ущемили его интересы, он может в ответ заплакать, хлопнуть дверью, разломать игрушку, не разговаривать с нами и т. д. В этом будет проявляться его реакция. Такие реакции бывают у всех детей. Но если эти реакции становятся частыми, повторяются и дома, и в школе, нарушают сон и аппетит, влияют на адаптацию ребёнка в детском коллективе, то они становятся уже паталогическими, то есть выходящими за рамки нормы.
Довольно распространёнными являются реакции протеста. Они возникают как ответ на физическое наказание, оскорбление, развод родителей, появление в семье отчима или второго ребенка, ссоры в семье, грубое отношение учителя и т. д. Иногда реакции протеста носят активный характер. Дети становятся агрессивными, грубыми, портят любимые вещи обидчика, делают всё наоборот. Встречаются и пассивные реакции протеста, когда дети уходят от активной борьбы за свои интересы. В младших классах в ответ на грубость учителя дети иногда перестают в школе разговаривать, в то время как на улице и дома говорят хорошо.
Реакция группирования заключается в стремлении к объединению с себе подобными. Это и является причиной того, что мы часто встречаем компании старших детей в подъездах и на лестничных площадках, в скверах и на улицах. При этом мнение и авторитет группы для ребёнка становятся более значимыми, чем мнение родителей и учителей.
Реакция имитации выражается в подражании окружающим. Хорошо, когда идеалом ребёнка является положительный герой. Но иногда объектом для подражания избирается подросток с антисоциальным поведением. Тогда усваиваются и сквернословие, и курение, и пьянство, и сексуальная распущенность, и воровство.
-
Патологическое формирование личности: понятие и варианты. Виды неправильного воспитания.
Патологическое формирование личности - это изменение развития личности, имеющее психогенное происхождение и возникающее при сочетании двух факторов, первый из которых - наличие психотравмирующей ситуации, второй - ее протяженность во времени. Как правило, патологические реакции и патологическое формирование личности протекают на фоне сгладившейся симптоматики ранее перенесенных соматических заболеваний, общей астенизации, биологических сдвигов, свойственных пубертатному периоду развития. К вариантам патологического формирования личности относят:
1) патологическое развитие характера (возникает как результат длительной психотравмирующей ситуации или нарушенного воспитания);
2) невротическое формирование характера (как этап затянувшегося невроза на фоне длительной, протяженностью до нескольких лет, психотравмирующей ситуации);
3) постреактивное патологическое формирование личности (как последствие перенесенного психогенного (реактивного) психоза);
4) патологическое формирование вследствие обостренного переживания физических дефектов и связанных с ними социальных ограничений.
От психопатии патологическое формирование личности отличается достаточно быстрым возвратом к норме, при условии нивелирования или исчезновения причин, вызвавших ее появление.
Виды неправильного воспитания:
-
Гипопротекция. В крайней форме проявляется безнадзорностью, чаще недостатком опеки и контроля, а главное, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям подростка. Скрытая гипопротекция наблюдается тогда, когда контроль за поведением отличается крайним формализмом. -
Доминирующая гиперпротекция. Чрезмерная опека, мелочный контроль за каждым шагом, система постоянных запретов и неусыпного бдительного наблюдения за подростком. -
Потворствующая гиперпротекция. Чрезмерное покровительство, стремление освободить ребенка от малейших трудностей и неприятных обязанностей. При этом родители восхищаются мнимыми талантами, преувеличивают действительные способности ребенка. -
Эмоциональное отвержение. При этом типе воспитания ребенок или подросток постоянно ощущает, что им тяготятся, что он - обуза для родителей, что без него им было бы легче. Ситуация усугубляется, если рядом есть кто-либо другой - брат или сестра, мачеха или отчим, кто гораздо дороже и любимее (положение Золушки). -
Противоречивое воспитание. В одной семье каждый из родителей, а тем более бабушки и дедушки могут придерживаться неодинаковых воспитательных стилей. Например, может быть эмоциональное отвержение со стороны родителей и потворствующая гиперпротекция со стороны бабушки.
-
Дети с неврозами: понятие, причины, механизмы.
Невроз - заболевание, вызванное воздействием тяжелых психотравмирующих обстоятельств, направленных на блокаду или уничтожение важнейших личностно значимых ценностей и ориентации. Причина невроза - действие психотравмирующих раздражителей или ситуаций, вызывающих эмоционально заостренные переживания ребенка, с которыми он не может справиться из-за возрастной незрелости психики, интенсивности воздействия или неразрешимых обстоятельств. К возникновению невроза располагают:
-
индивидуальные особенности личности, характера и темперамента ребенка -
отклонения в воспитании ребенка -
резидуальная церебрально-органическая недостаточность (остаточная мозговая органическая недостаточность как результат интоксикации второй половины беременности, остановленного выкидыша, вирусных инфекций и т.п.).
Невроз развивается в течение относительно продолжительного времени, когда психическое напряжение или противоречие не разрешается не находит выхода, а накапливается и приводит к расстройству нейрорегуляторных и адаптационных функций организма. Невроз уменьшается или прекращается после исчезновения психотравмирующих факторов.
Психологическим механизмом невроза является внутренний конфликт. Это неразрешимое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, ведущее к неудовлетворению потребностей самоопределения, самоконтроля, самовыражения, утверждения, признания и понимания себя среди окружающих. Содержание конфликта составляет столкновение в сознании ребенка аффективно насыщенных и часто неразрешимых из-за внешних и внутренних преград переживаний, например противоречивых отношений к близкому лицу или значимой ситуации. Внутренний конфликт возникает в том случае, если переживания ребенка невыносимо тяжелы, длительно занимают центральное место в его жизни и сознании, на каком-то этапе неразрешимы. Затягиваясь, неразрешимый конфликт оказывает негативное влияние на формирование черт характера и может тормозить умственное развитие. Из-за направленности личности ребенка на переживания, связанные с конфликтом, круг его интересов и привязанностей резко сужается. Физиологическим механизмом невроза является срыв высшей нервной деятельности в результате перенапряжения или ошибки нервных процессов (конкурирующих очагов возбуждения).
-
Виды неврозов и их отличия от психопатий.
Неврозы делят натри основных вида: неврастению, истерию и невроз навязчивых состояний. Каждый из них возникает у людей с определенным типом высшей нервной деятельности, при конкретных ошибках в их воспитании и типичных неблагоприятных жизненных ситуациях.
Неврастения - самая частая расплата за неумение преодолевать барьеры общения, и она сама создает новые трудности в межличностных отношениях. Больных неврастенией беспокоит раздражительность по самым незначительным поводам. Им трудно сосредоточивать свое внимание, они быстро утомляются, у них появляются головные боли, сердечные боли, нарушаются функции желудка, появляется бессонница, расстраивается половая функция, снижается острота сексуальных ощущений.
Истерия - наблюдается чаще у женщин. Они подчас представляют себя тяжелобольными, несчастными, «непонятыми натурами» и глубоко вживаются в созданный ими образ. Иногда достаточно случайной неприятной мелкой семейной ссоры, незначительного служебного конфликта, чтобы больной начал горько рыдать, проклинать все и всех, угрожать покончить собой. Истерическая реакция начинается обычно тогда, когда больному необходимо добиться чего-либо от окружающих, или наоборот, избавиться от их якобы несправедливых или попросту нежелательных требований. Эти реакции могут проявляться безудержными слезами, обмороками, жалобами на головокружение и тошноту, рвотой, судорожными сведениями пальцев рук, а в целом - симптомами почти любой болезни, известной данному человеку, может возникнуть мнимый паралич, глухота, исчезнет голос. Но при всем этом истерический приступ нельзя считать симуляцией, он чаще всего возникает помимо желания человека и заставляет сильно физически и морально страдать его самого.
Избалованность, капризность, чрезмерно высокое самомнение и завышенные притязания, неприятие даже самой слабой критики в свой адрес - такие особенности характера человека провоцируют развитие истерии.
Невроз навязчивых состояний (психастения) - появляются стойкие тревожные мысли, страхи, например, «заразиться болезнью», потерять близкого человека, покраснеть при беседе, остаться одному в помещении, и т.п. При этом человек хорошо понимает нелогичность своих опасений, но не может от них избавиться.
Невротические расстройства и психопатические нарушения носят взаимоисключающий характер. Различия заключаются в том, что:
-
для неврозов наследственность не значима, а для психопатий играет определяющую роль; -
при неврозах, в отличие от психопатий, отсутствуют расторможенность, конфликтность в сочетании с агрессивностью и жестокостью, выражено чувство вины, стыда, сочувствие, переживание случившегося, осознание своей болезни; -
неврозы обратимы в результате благоприятного изменения обстоятельств или лечения; -
при неврозах, в отличие от психопатий, отношение к лечению положительное, ребенок ищет помощи, стремится избавиться от страданий.
-
Дети с начальными проявлениями психических заболеваний.
Шизофрения - психическое заболевание, характеризующееся тяжёлыми симптомами: разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции, а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью, ребёнок может начать видеть или слышать то, что не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребёнок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи.
Синдром РДА - нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков. Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними. У ребёнка может быть хорошо развитый словарный запас и способность формулировать собственные мысли, но при этом его речь носит характер «штампованности». Он избегает разговоров, не задаёт вопросов и может не реагировать на вопросы, обращённые к нему. При этом наедине с с собой он может комментировать свои действия, увлечённо декламировать стихи.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью, или СДВГ - это состояние, вызывающее постоянную невнимательность, гиперактивность и (или) импульсивность.
1. Симптомы невнимательности. Такие дети легко отвлекаются, забывчивы, с трудом сосредотачивают свое внимание. У них возникают проблемы с выполнением заданий, организаци5екй и соблюдением инструкций. Складывается впечатление, что они не слушают, когда им что-то говорят. Они часто делают ошибки из-за невнимательности, теряют свои школьные принадлежности и прочие вещи.
2. Симптомы гиперактивности. Дети кажутся нетерпеливыми, избыточно общительными, суетливыми, не могут долго усидеть на месте. В классе они стремятся сорваться с места в неподходящее время. Говоря образно, они все время в движении, как будто заведенные.