Файл: Контрольные вопросы к зачету по курсу Специальная психология.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Следует понимать, что УО - это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:

  • недоразвитие в эмоционально-волевой сфере - эмоциональная лабильность, агрессивность, гипобулия (снижение воли), гипотимия (стойкое ухудшение настроения), безынициативность и другое;

  • недостаточность абстрактного мышления - конкретизация, неспособность к обобщению;

  • нарушения внимания и памяти - повышенная отвлекаемость, плохая кратковременная память;

  • проблемы с речью;

  • трудности с обучаемостью;

  • проблемы социализации.

Деменция - слабоумие, приобретённое вследствие перенесённого заболевания. Г.И. Каплан и Б. Дж. Сэдок определяют деменцию как утрату когнитивных и интеллектуальных способностей, ведущую к нарушениям социальной и профессиональной деятельности больного. Авторы считают деменцией только синдромы слабоумия, обусловленные органическим заболеванием мозга либо вторичным его повреждением при некоторых системных заболеваниях. Некоторые авторы ставят знак равенства между деменцией и «органическим психосиндромом».

Клинические критерии деменции могут быть представлены следующим образом (Г.И.Каплан, Б.Дж.Сэдок).

1. «Явные факты нарушения краткосрочной и долговременной памяти». Нарушение краткосрочной памяти считается доказанным, если пациент после запоминания трёх слов или трёх изображений предметов спустя пять минут не может их вспомнить. Нарушение долговременной памяти констатируют в тех случаях, когда пациент не может припомнить событий своей жизни в прошлом или общеизвестных событий.

2. По меньшей мере одно из следующих нарушений:

• нарушение абстрактного мышления; это, например, неспособность «найти сходство и различие между словами, затруднения в нахождении нужного слова или понятия»;

• нарушение критики в виде «неспособности строить реальные планы в отношении окружающих, родственников и вопросов, связанных с работой»;

• «другие нарушения высших нервных функций», например афазия апраксия, агнозия, конструктивные нарушения (неспособность копировать фигуры, имеющие три измерения, строить блоки или располагать палочки в определённом порядке);

• изменения личности, то есть «разрушение или акцентуация преморбидных характеристик».


3. Нарушения, приведённые в п.п. 1 и 2, «значительно сказываются на работе или обычной социальной деятельности, или взаимоотношениях с окружающими».

4. Отсутствие проявлений делирия в период деменции.

5. Наличие подтверждённого специфического органического фактора, который рассматривается как этиологически связанный с расстройством.

6. Наличие предположительного этиологического органического фактора, если расстройство нельзя отнести за счёт какого-либо неорганического психического нарушения (например, тяжёлой депрессии).

Причинами развития деменции авторы считают паренхиматозные заболевания центральной нервной системы, а также системные заболевания.

Паренхиматозные заболевания ЦНС представляют: 1. болезнь Альцгеймера (первичная дегенеративная деменция), 2. болезнь Пика (первичная дегенеративная деменция), 3. болезнь Гентингтона, 4. болезнь Паркинсона, 5. рассеянный склероз.

Ряд системных заболеваний, которые могут повлечь развитие деменции, выглядит следующим образом:

  • эндокринные расстройства и нарушения обмена: заболевания щитовидной железы, заболевания паращитовидных желез, гипоталамоадреналовые расстройства, постгипогликемические состояния;

  • заболевания печени: хроническая прогрессирующая печёночная энцефалопатия;

  • заболевания мочевыводящих путей: хроническая уремическая энцефалопатия, прогрессирующая уремическая энцефалопатия (диализная деменция);

  • заболевания сердечно-сосудистой системы: церебральная гипоксия и аноксия, деменция, вызванная множественными очагами атрофии; сердечная аритмия, воспалительные заболевания кровеносных сосудов;

  • лёгочные заболевания: респираторная энцефалопатия.

  1. Степени олигофрении.

  • Дебильность - легкая степень слабоумия. Дебилы способны к обучению, овладевают несложными трудовыми процессами, возможно их социальное приспособление. Лица с дебильностью овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теории им не удается. При дебильности всегда можно отметить слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание своих поступков, некоторую импульсивность поведения, повышенную внушаемость. Несмотря на это, лица с дебильностью неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее на ранних этапах, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее выраженным и выступает не так явственно.

  • Имбецильность - средняя степень слабоумия. Речь и другие псхические функции развиты больше, чем при идиотии, однако лица с имбецильностью необучаемы, нетрудоспособны, им доступны лишь элементарные акты самообслуживания. Их речь косноязычна и аграмматична. Лицам с имбецильностью доступны несложные обобщения, они обладают некоторым запасом сведений, неплохо ориентируются в обычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усвоить элементарные знания, которыми пользуются, как штампами. Некоторые лица с имбецильностью владеют порядковым счетом, знают отдельные буквы, но усваивают только простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом отмечаются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции бедны, однообразны, все психические процессы тугоподвижны и инертны.

  • Идиотия - самое тяжелое слабоумие (глубокая умственная отсталость) с почти полным отсутствием речи и мышления, потребностью в постоянном уходе и надзоре. Речь не развита, ограничивается звуками, отдельными словами, нет понимания обращенной к ним речи. Какая-либо осмысленная деятельность при идиотии недоступна. Предоставленные самим себе, остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями, автоматическим раскачиванием, стереотипным размахиванием руками, хлопаньем в ладоши и т. п.


  1. Психические особенности детей с умственной отсталостью.

Для нарушения интеллекта свойственно стойкое недоразвитие психики. Отмечаются элементы недостаточного развития, а в отдельных случаях атипичное развитие психических реакций на различных этапах процесса познания. В первую очередь нарушается процесс восприятия. У данной категории детей оно поверхностно. Снижена или вовсе отсутствует способность к сравнению и сопоставлению. Отсутствие целенаправленных приемов анализа, сравнения, систематического поиска, полного охвата материала, применения адекватных способов действия приводит к тому, что их деятельность приобретает непоследовательный и необдуманный характер. Проблемы, связанные с аналитической и сравнительной характеристикой психических процессов, несомненно, могут сказываться и на способности концентрировать внимание. Психическое качество - внимание у детей с нарушениями интеллекта характеризуется рассеянностью. Для них свойственна слабость произвольного внимания - заинтересованность такого ребенка можно привлечь только с помощью ярких предметов, картинок. Вместе с тем, на продолжительное время сконцентрировать его внимание представляется весьма сложным. Рассеянность внимания, нарушения процессов восприятия являются неотъемлемыми составляющими формирования такого качества интеллекта как память. Ведущие процессы памяти - запоминание, сохранение и воспроизведение - у ребенка с нарушениями интеллекта имеют характерные черты, так как развиваются на болезненной основе. Для них свойственно лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков. Сложнее ими понимаются и усваиваются внутренние логические связи. Задержка в развитии детей с нарушениями интеллекта проявляется в познавательной деятельности, в особенностях их мышления. Дети не способны применять полученные знания и умения при изменении условий, обстоятельств, принимать решение в легко разрешимых ситуациях - все это вызывает затруднения. Специфика мышления ребенка с нарушениями интеллекта проявляется в отсутствии критики в отношении проделанной ими работы. Воображение детей с нарушениями интеллекта отличает неполнота, отрывочность. Это происходит ввиду недостаточности жизненного опыта, слабости мышления. Следовательно, формирование воображения происходит на дефектной основе. Следовательно, любые изменения привычной для ребенка обстановки могут стать факторами дизадаптивных изменений, способствующих формированию дизадаптивных моментов психоэмоционального характера. Отличительной чертой нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей с нарушениями интеллекта является непостоянство эмоциональных проявлений. Состояние радости без видимых причин оборачивается апатией, подавленностью. В связи с отсутствием взаимосвязанной работы между первой и второй сигнальными системами отмечаются нарушения речевой деятельности. У ребенка с нарушениями интеллекта отстают в развитии все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. Наблюдаются сложности звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В этой связи возникают всевозможные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения. Психоэмоциональные изменения, лабильность психики, трудности в обучении и формировании познавательных навыков, непосредственно, могут быть взаимосвязаны с психомоторными особенностями, формирующимися у детей с нарушениями интеллекта. Психомоторное недоразвитие выражается в замедленном темпе развития локомоторных функций, ограниченности движений. Движения неловкие. Отдельно стоит отметить слабо развитые тонкие и точные движения рук, предметную манипуляцию, жестикуляцию и мимику.


  1. Дети с психопатиями: понятие, причины, критерии, виды психопатий.


Психопатия - нарушение поведения, которое часто имеет врожденный характер. Психопатия - это неадекватное развитие эмоционально волевых черт характера человека - иными словами, это чрезмерное проявление какой-либо стороны личности. Факторами риска психопатии могут служить врожденная неполноценность нервной системы (энцефалит, травма головы). Считается также, что ответственными могут быть нарушения головного мозга в период родов или раннего детства, или же наследственная предрасположенность. К развитию некоторых видов психопатий приводит неправильное воспитание ребёнка. Психопатия никогда не возникает в зрелом возрасте у полностью здорового человека, это указывает скорее на какое-либо другое психическое заболевание.

Критерии психопатии Ганнушкина-Кербикова - характер можно считатьпатологическим, расценивать как психопатию, по таким признакам:

1) относительная стабильность во времени - малые изменения в течение жизни;

2) тотальность проявлений - одни и те же черты характера обнаруживаются повсюду, в любых обстоятельствах;

3) дезадаптация социальная (пожалуй, самый важный признак); состоит в том, что у человека постоянновозникают жизненные трудности, испытываемые либо им самим, либо окружающими, либо ими вместе.

Основные виды психопатий:

  • Психастеническая. Психастенические психопаты отличаются повышенным уровнем тревожности, боязливостью, неуверенностыо в себе, крайне повышенной чувствительностью к психотравмируюшим обстоятельствам, дезадаптированностью в психически напряженных ситуациях

  • Возбудимая (взрывчатая). Возбудимые (взрывчатые) психопаты отличаются повышенной раздражительностью, постоянным пребыванием в состоянии психического напряжения, взрывной эмоциональной реактивностью, доходящей до неадекватных приступов ярости.

  • Истерическая. Истерические психопаты отличаются главным образом жаждой признания. Они стремятся к внешнему проявлению своей значительности, демонстрации собственного превосходства, склонны к театральности и рисовке, позерству и внешней эффектности.

  • Паранойяльная. Паранойяльные психопаты (параноики) отличаются повышенной склонностью к «сверхценным идеям». Это обусловлено крайней узостью их мышления, однонаправленностью интересов, повышенным самомнением

  • Шизоидная психопатия. Шизоидные психопаты высокочувствительны, ранимы, но эмоционально ограниченны («холодные аристократы»), деспотичны, склонны к резонерству.