Файл: Что возрождалось в эпоху ренессанса и что под этим предлогом было создано нового в культуре.docx
Добавлен: 29.11.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Энергетический факультет
Кафедра «Электроснабжение»
РЕФЕРАТ
на тему:
«Что возрождалось в эпоху ренессанса и что под этим предлогом было создано нового в культуре?»
Работу выполнил:
Студент группы Эбд–11
Овчинников Д.А.
Работу проверил:
Профессор кафедры истории и культуры УлГТУ
Гуркин В.А.
Ульяновск 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….……………....3
1 Этапы ренессанса и его развития……………………….........................................5
1.1 Предпосылки эпохи возрождения. …………….................................................5
1.2 Этапы эпохи возрождения………………………………..…...……………….6
1.3 Конец эпохи возрождения…………………………………………………….11
2 Общие достижения эпохи возрождения.……………..………….…………….13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….……………………………………………………….………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………18
Введение
Что возрождалось в эпоху ренессанса и, что под этим предлогом было создано нового в культуре? Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо сначала указать, что же значит ренессанс? Ренессанс–это период интеллектуального и культурного расцвета, целая эпоха, ознаменовавшая собой конец средних веков и начало нового времени. Сам термин «Ренессанс» появился в шестнадцатом веке, он был введён итальянским художником и писателем, а также первым историком итальянского искусства Джорджо Вазари. Он, как и другие выдающийся творцы называли это время «возрождением античных наук и искусств, которые в течении тысячелетий спали смертным сном»[4;c.7].
Я выбрал данную тему потому что именно период ренессанса является наиболее интересным и насыщенным в плане развития и изменения культуры и науки, характеризуется осознанием достижений античных цивилизаций, осознанием человека как личности, имеющей право на свободное развитие и общественные отношения , а также обращение внимания на способность человека к творческой деятельности, раскрытие его внутреннего мира.
Стоит отметить, что эпоха возрождения это не возврат к прошлому человечества, а скорее обращение к нему, использование его достижений в совокупности с уже сложившимися христианскими началами, ренессанс не противоположен средневековью, напротив он тесно связан с предшествующей эпохой. Каждая из этих эпох по своему выражала ценности единой традиции западноевропейской культуры.
Основными проблемами эпохи возрождения являются: появление новой картины мира, отождествляющей бога с природой, то есть рассматривающей его не как создателя вселенной, а как часть этой вселенной, как её деятельное начало, появление гуманизма, воззрения признающего ценность человеческой личности, право человека на свободу, счастье и творчество, а также появление индивидуализма, представление человека как творца своей судьбы со свободой его воли и разума, заметной была и проблема борьбы новых убеждений и идей философии ренессанса со средневековой схоластикой, которая считала вершиной нравственного совершенства в сопричастности человека к богу, борьбу этики возрождения, заключающейся в благородстве, доблести духа, с этикой средневековья, где важная роль отвадилась богатству и преклонению перед авторитетом, социальному положению и иерархии.
Для исследования этих проблем я обратился к труду П.М. Бицилли по эпохе Возрождения - "Место Ренессанса в истории культуры" (1933). В нем автор попытался дать целостную характеристику культурного периода в его соотношении со Средневековьем и Новым временем, затронул проблему борьбы средневековых начал с началами эпохи Возрождения, а также проблему отождествления бога и мира, созданного им, с человеком, это отождествление было выражено в способности человека к созиданию, в соответствии со своим разумом, подобно богу создавшему вселенную, в способности человека осознавать красоту мира, созданного богом. Ученый раскрывает эти вопросы через творчество таких выдающихся мыслителей эпохи, как Н. Кузанский, М. Фичино, Леонардо да Винчи, Н. Макиавелли и прочих.
Использование учебника под редакцией Л.М.Брагиной по истории культуры стран Западной, Северной и Центральной Европы в эпоху Возрождения, где авторами дана широкая панорама духовной, художественной и повседневной жизни Европы в XIV - XVI вв, позволило мне исследовать своеобразие и общее развитие культуры эпохи Возрождения от её зачатков, возникших ещё в средние века, до заката эпохи во второй половине XVI века и постепенного её переход в эпоху Просвещения. В учебнике описан неповторимый характер культуры Ренессанса, её связь с культурой древности и некоторая преемственность с традициями средневекового периода, уделено большое внимание величайшим деятелям эпохи и созданным ими шедеврам искусства, литературы, архитектуры, которые внесли неоценимый вклад в культурное наследие данной эпохи. Из этого учебника мне удалось понять, что культурное развитие Ренессанса тесно связанно с развитием общественным, политическим и экономическим, что общую специфику эпохи не стоит оценивать поверхностно, так как сама эпоха отличается многогранностью и некоторой противоречивостью, определяемой индивидуальным вкладом в культуру многих её деятелей из разных стран Европы.
Глава 1.Этапы ренессанса и его развитие.
1.1.Предпосылки эпохи возрождения.
Появление такого явление как ренессанс было не случайным , оно было связано с многими процессами происходившими на закате средневековья. С самого начала средних веков церковь имела огромное влияние на общество и соперничала за политическое господство со светской властью. Очень многие аспекты общественной жизни были подчинены религии, а инакомыслие и неугодные церкви инновации рассматривались как ересь и жестко подавлялись , сама же католическая церковь имела обширные земельные владения по всей Европе , получала огромные денежные средства благодаря церковной десятине. Однако уже в четырнадцатом и пятнадцатом веках католическая церковь вступает в период своего кризиса, в ней возникают противоречия между схоластиками, на фоне этого формируется критическая философия, которая проявляется в новых взглядах на традиционные средневековые темы. В связи с развитием городов, торговли и ремесел возникает интерес к исследованиям, как в области естественных, так и гуманитарных наук. Появляются новые университеты, образование и наука становятся всё менее и менее привязанными к религии. Со средины и до конца четырнадцатого века католическая церковь переживает Великий раскол, когда папский престол занимали одновременно двое пап, а некоторое время – даже трое. Все это значительно подрывало авторитет церкви. Средневековье, однако, продолжалось, сохранялась феодальная форма зависимости, а церковь подавляла инакомыслие с помощью инквизиции. Но развитие новых идей, развитие науки и культуры, постепенное появление капиталистического уклада говорило о медленном уходе средневековья в прошлое. По моему мнению упадок средневековой системы был неизбежен в связи с кризисом средневековой культуры, связанной с её теоцентричностью, то есть убеждённостью в том , что во главе всего стоит бог и церковь, а человек не рассматривается как личность в отличие, например, от античной культуры. Кризис, конечно же, привел к постепенному всплеску новых веяний и дал толчок новому этапу в развитии культуры – Ренессансу, где главная роль отводилась как раз таки личности человека, его внутреннему миру.
1.2.Периоды эпохи возрождения.
Эпоху возрождения подразделяют на четыре этапа:
1. Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
2. Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
3.Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
4.Позднее Возрождение (середина XVI — 1590-е годы)
Рассмотрим каждый из этих периодов по отдельности.
1)Проторенессанс(2-я половина XIII века — XIV век).
Проторенессанс, появившийся в период позднего средневековья, был тесно связан с ним, так же как и романская, византийская и готическая традиции. Этот период был характерен для центральных областей Италии, в особенности Рима и Тосканы, именно он стал предтечей для итальянского возрождения. Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъеме и расцвете искусства Возрождения большую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых семейств) — крупнейшие покровители и заказчики произведений живописи, скульптуры и архитектуры.
Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя. Милан и позже всех, во второй половине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в столицей итальянского Возрождения стал Рим. В этот период творили поэт Данте Альгиери, художники Джотто ди Бондоне и Симоне Мартини. Они отвернулись от следования византийским и средневековым образам в искусстве и литературе и впервые обратились к изображению человека, какой он есть в жизни, с его страстями, переживаниями и мыслями. В конце XIII века во Флоренции возводится великолепное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором которого был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора. Именно в этот период возникает понятие «возрождение», приобретая смысл обновления культуры после долгого её упадка в средние века.
Итальянский поэт Франческо Петрарка(1304–1374), который считался родоначальником культуры эпохи возрождения, построил концепцию «тёмных веков», обозначив средневековье как период регресса и упадка достижений античной культуры. В будущем этой концепции придерживалось большинство гуманистов возрождения, которые проявляли презрение к «невежеству и варварству» средневековья. По моему мнению, в истории культуры не может быть «более выдающихся» или «менее выдающихся эпох», каждая эпоха внесла свою лепту в культуру человечества, и каждый этап существования человечества решал свои вопросы, не обязательно являющиеся проблемными или даже сколь-нибудь существенными для другой эпохи.
2) Раннее Возрождение(начало XV — конец XV века).
В этот период Ренессанс, в большинстве своем, отрешается от средневековья, всё больше обращаясь к античности. Этот период характерен в основном для территории Италии, но к концу пятнадцатого века Ренессанс начинает распространяться в землях за Альпами и в Испании. Основы гуманистической светской культуры были заложены во Флоренции, оттеснившей на второй план Сиену и Пизу. Флоренцию того времени называли «цветком Италии, соперницей славного города Рима. От которого она произошла и величию которого подражает». Политическая власть принадлежала здесь купцам и ремесленникам, особое влияние на городские дела оказывали несколько богатейших семейств. Они постоянно соперничали друг с другом. Эта борьба закончилась в конце XIV века победой банкирского дома Медичи. Его глава, Козимо Медичи, стал негласным правителем Флоренции. Ко двору Козимо Медичи (а затем и его внука Лоренцо, прозванного Великолепным) стекались писатели, поэты, учёные, архитекторы и художники. В архитектуре тогда произошёл подлинный переворот. Во Флоренции развернулось широкое строительство, на глазах менявшее облик города. Такие художники как Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Андреа Мантенья, Сидро Боттичелли достигли небывалой жизненность, полноты света и красок, тонкой поэзии в живописи. Именно в этот период мыслители Альберти и Мирандола сформулировали понятие «гуманизма».
По определению древнеримского философа Цицерона гуманизм (от лат.–человеческий, человечный)–это высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью. Появление гуманизма в Италии происходило в условиях жизни горожан. Италия благодаря своему экономическому развитию, динамикой политической жизни и развитой светской культуре опережала другие европейские страны.
Отдельные черты гуманизма есть и в античной культуре, но гуманизм эпохи возрождения был куда более объемным и целостным.
Гуманизм означает не только то, что человек признается высшей ценностью, но и то, что он становиться критерием всякой ценности. Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором: «Человек есть мера всех вещей»[6]. Отсюда гуманизм входит в противоречие с христианством, для которого человек не может быть главнее Бога, так как Бог-творец человека.
Гуманизм предполагал самопознание человека, в нём разум превозносился в качестве главного орудия познания. Это фактически означало признание господства разума над окружающим миром. Из этого следовала еще одна черта гуманизма – вера во всеобщий и бесконечный прогресс.