Файл: Что возрождалось в эпоху ренессанса и что под этим предлогом было создано нового в культуре.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важнейшее изобретение XV в. (1440 год, И. Гутенберг, Германия)–книгопечатание сделало реальной выполнение гуманизмом своей просветительской задачи. Гуманисты стали заниматься изданием классической античной литературы.
3) Высокое возрождение(конец XV — первые 20 лет XVI века).

Высокое возрождение называют периодом высочайшего расцвета итальянского и европейского искусства. Произведения живописи, архитектуры, скульптуры, литературы достигают невероятного и почти недосягаемого совершенства. В эту эпоху творили такие гении как: Леонардо да Винчи, Микиланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио. Создавая свои шедевры, наряду с ликующими нотами артистического самоутверждения личности, они изображали и весь трагизм несоответствия между величием человека и несовершенством мира в котором он живёт. Главный центр возрождения в этот период переходит от Флоренции в Рим, благодаря стараниям честолюбивого, смелого и предприимчивого папы римского Юлия Второго, привлёкшего к своему двору множество лучших художников, создававших по его заказам многочисленные важные работы. Окончание периода высокого возрождение ознаменовано чудовищным разграблением Рима в 1527 году во время войны Коньякской лиги, между папским престолом и империей Габсбургов Карла Пятого, имперскими наёмниками, оставшимися без содержания опустевшей казны Габсбургов. Такого разорения город не видел со времён варварских нашествий, сильно пострадал авторитет папского престола, а город значительно обезлюдел, его покинули многие мастера и художники, На этом эпоха возрождения в Риме закончилась. На этот сравнительно короткий период попал пик художественного гения Ренессанса, когда творения даже малозначительных, по сравнению с описанными выше творцами, авторов становились великими шедеврами, до сих пор высоко ценимыми за гармонию композиции и безупречную технику исполнения.
4) Позднее возрождение (середина XVI — 1590-е годы).

Позднее возрождение–период дальнейшего развития традиций высокого возрождения, однако в новой политической обстановке, в условиях наступления контрреформации, видевшей в свободомыслии угрозу, и в условиях разочарования в гуманистических идеалах самого возрождения. Многие мировоззренческие противоречия данного периода вылились в новое течение западноевропейского искусства, характеризуемое утратой ценностей возрождения, его глубоким кризисом и неясностью выбора дальнейшего развития. Выдающимися зодчими этого времени были
Микеланджело (1475—1564), Джакомо Бароцци да Виньола (1507—1573) и Андрее Палладио (1518—1580). Микеланджело работал над такими грандиозными объектами, как ансамбль Капитолтия в Риме, который был заложен в 1536 году и подразумевался как духовный и светский центр «вечного города», и гробница Медичи во Флоренции, которая по замыслу должна была стать усыпальницей для представителей рода Медичи, гробница представляла собой часовню, являющуюся частью комплекса собора Сан–Лоренцо.


1.3.Конец итальянского Возрождения.

Со временем Возрождение начало распространяться по всей Европе и развитие искусства, культуры и науки перестало быть привилегией Италии. В странах к северу и западу от Альп распространилось северное возрождение, его особенностью было то, что оно не было однородным и имело свои отличительные черты в зависимости от стран или регионов, кроме того большое влияние в северном возрождении получило готическое искусство, меньше уделялось внимания обращению к античному наследию, людей больше интересовали идеи «религиозного обновления», из–за чего во многом и возникло движение Реформации. Культурологией и искусствоведением северное возрождение обычно разделяется на: немецкое, французское, нидерландское, испанское, английское , польское и другие. Исследуя эпоху возрождения невозможно не обратить внимания на выдающихся учёных, внёсших огромный вклад в развитие научного знания человечества, так в 1543 году поляк Николай Коперник написал трактат, в котором утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца, это было воскрешение хорошо известной в античные времена гипотезы Аристарха Самосского – однако, как и в древности, многие утверждали, что эта гипотеза противоречит результатам наблюдений, в 1609 году немецкий астроном Иоганн Кеплер доказал, что Земля вращается не по круговой орбите, а по эллиптической – это было великое открытие показавшее что люди Нового Времени превзошли в области знаний Аристотеля и Евклида. Год спустя профессор Галилео Галилей создал первый в мире телескоп и, взглянув на небо, сделал невероятные открытия: он увидел лунные горы, множество новых звезд, спутники Юпитера, пятна на Солнце. Открытия сделали Галилея знаменитым; он ездил по городам Италии, и герцоги, купцы, ученые с удивлением смотрели в телескоп на новые звезды. Галилей сделал множество открытий: он доказал, что Аристотель был неправ в утверждении о том, что тяжелые тела падают быстрее легких, он открыл, что пушечное ядро летит по параболической траектории, а время колебания маятника не зависит от амплитуды – эти открытия были началом новой науки, механики, развитие которой через двести лет привело к удивительным переменам в жизни людей. Астрономические наблюдения Галилея подтвердили, что Земля вращается вокруг Солнца, и это породило столкновение между наукой и церковью, учившей, что Земля находится в центре Вселенной. 70-летний Галилей предстал перед судом инквизиции и был вынужден, стоя на коленях, публично отречься от своих «мнимых заблуждений». Суд над Галилеем был символом окончания Итальянского Возрождения. Господствовавшая над душами людей католическая церковь пришла к выводу, что некоторые ученые позволяют себе слишком много, что их учения подрывают церковный авторитет. Католическая церковь проповедовала братство, милосердие, взаимопомощь – но, утверждая эти святые идеи, она требовала слишком многого; она требовала, чтобы люди верили, что первым человеком был Адам, а Ева была создана из его ребра, что Земля находится в центре Вселенной, а Иерусалим – в центре Земли. Все это противоречило выводам ученых, а раз так – то ученых ожидал суд инквизиции, а их книги – костер на площади. В 1600 году в Риме был сожжен философ Джордано Бруно, утверждавший, что во Вселенной много миров, подобных Земле, – после этого стало ясно, что католические страны – не лучшее пристанище для философов. Француз Рене Декарт уехал в Голландию и создал там аналитическую геометрию, а также теорию о том, что

весь мир подчиняется законам механики, открытым великим Галилеем, что этих законов достаточно, чтобы объяснить все, что происходит вокруг. Рене Декарт, Блез Паскаль, Уильям Гарвей, Роберт Бойль открывали законы нового мира, и этот мир должен был стать достоянием протестантов – будущее принадлежало народам, не знающим инквизиции. Судьбы государств и народов определяла не вера, а технические открытия – и Италии очень скоро предстояло убедиться в этой печальной для нее истине.

Глава 2. Общие достижения эпохи возрождения.

В эпоху Ренессанса культура совсем утрачивает культовый, возвышенный, священный характер и становится «творением» человека, его «мудростью» и «созданием». Как считали гуманисты, человек есть истинный творец культуры. Вот почему культура ориентируется на индивидуальный тип духовной деятельности, который будет основным для всего следующего развития культуры. Соображения о человеке как о свободной и независимой личности, огромной ценой личных усилий выходить за свои физиологические конечные пределы, стало самым важным открытием гуманизма и значило появление на свет совершенно нового взгляда на человека, его естество, природу и предназначение в мире.

Образ человека универсального, самого себя создающего являлся идеалом Возрождения. Очень ценилось образование, воспитание нравственности и развитие личностных интересов, уникальность и талант человека. Данный образ был великой мечтой гуманистов. Именно поэтому искусство иных форм культуры духовной этой эпохи смогло отобразить дух Возрождения.

Главное значение в эпоху Ренессанса имели ни сколько идеи, сколько их практическое применение. Как писал Леонардо да Винчи: «Увлекающийся практикой без науки – словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса». Самые важные деятели Ренессанса интересом к античности положили начало новейшей гуманитарной, духовной культуре, которая была обращена к человеку. Человечество снова почувствовало необходимость в искусстве потерянной античной культуры с характерным ему копированием физических форм натурального мира, принимаемых органами чувств.

Сотворенное человеком, как думали гуманисты эпохи Ренессанса, делает его равным с Богом, так как собственными трудами он заканчивает дело сотворения мира. Используя свои способности, человек совершенствует, облагораживает то, что напрямую дано нам природой, как считали гуманисты, человек сможет подняться над ограниченностью своего тела, шагая в сторону свободы. Возвращаясь к наследию античной культуры, гуманисты с необычайным почтением относились к Лукрецию, Платону, Аристотелю, и другим. Гуманистов прельщала как глубина концепций, так и тонкий вкус, всесторонняя образованность, умение создавать эстетические и философские теории и в то же время понимать в нынешнем искусстве, обосновывая неразрывную связь практики с теорией.


Воссоздавая античную традицию и смотря на искусство как на отражение жизни, гуманисты не руководствовались ей бездумно. Как они считали, искусство не попросту пытается сравнивается с реальными предметами и человеком, а старается зеркально воспроизвести общее, не оставляя при этом индивидуальное. Художественный метод Возрождения не повторяет художественный метод античности, взводя ее принципы в абсолют, а творчески их улучшает. Античность смогла объединить и разумно сконструировать собственные художественные образы в искусстве с позиции обобщенного идеала, сотворив собственные шедевры. Ренессанс же сумел воспроизвести человека и реальность с взгляда новоиспеченного идеала эстетического, акцентируя внимание, с одной стороны, - на их индивидуальности и неповторимости, смотря на человека как неповторимое творение Бога и природы, а с другой, понимая, что истинный человек очень часто так несовершенен, что искусство должно сконструировать некоторые его черты в общее целое. В этот период развивались идеи о социальном равенстве людей с учётом интересов личности и требованиями морали, появилась так называемая идея утопического социализма, попытки разработать «идеальное» общественное устройство : «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Это свидетельствует о первых попытках создания идеологий, в основе которых лежала бы справедливость, свобода и равенство всех людей перед законом. Завершением социально-политических изменений в эпоху Возрождения стало реформационное движение (XVI-XVII вв.) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф). Реформация глубоко затронула все сферы общественной жизни. В руках католической Церкви к этому времени сосредоточилась вся государ­ственная и духовная власть. Ее авторитет сковывал всякое проявление живой, недогматической мысли. В этот период проповедям аскетизма и надеждам на загробное воздаяние все настойчивее противопоставлялись светские интересы и стрем­ление к полнокровной земной жизни. Реформаторы отвергли священное предание о том, что Церковь является посредником между людьми и Творцом, а единственным источником веры объявили Библию. Они ра­товали за перестройку Церкви, отказу от пышных богослужений и церковных убранств; за возвращение Церкви к тому состоянию, в котором она пребывала в начале христианской эры. Наука во многом отринула религиозные начала и обратилась к изучению окружающего мира и природы через призму научного метода, основанного на научных знаниях и познании на их основе изучаемого явления.
В познании эпохи Возрождения, как и в античности, играют большую роль соображения гармонии, эмоциональные и эстетические критерии, познание рассматривается как своего рода искусство и трактуется как полезное и забавное занятие. Неслучайно, многие выдающийся деятели эпохи Возрождения занимались помимо искусства, архитектуры и прочего ещё и наукой и техникой, гармонично переплетая эти две сферы в своём творчестве. Желание познать этот мир воодушевляло многочисленные экспедиции, благодаря одной из которых был открыт Новый свет, оно же вдохновляло людей исследовать тайны космоса, разрушать старые религиозные представления о мире и его законах и стоить новые, основанные на научном подходе и новом мировоззрении.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что эпоха возрождения способствовало значительному культурному подъёму, связанному с осознанием человека как независимой личности, как двигателя и созидателя культуры и науки, каковым его считали цивилизации античности, создавшие элементы культуры, ставшие основой для всего Ренессанса. Возрождение восхваляло творчество, выражение своих мыслей и идей на практике, образование и воспитание, вместе с тем оно было враждебно по отношению к невежеству и фанатизму, которые были важными чертами предыдущей эпохи–Средневековья, возрождение заложило многие основы современной культуры и искусства, создало интерес к пониманию и изучению окружающего мира, что значительно поспособствовало эпохе Великих географических открытий. В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был неразрывно связан с возвышенной поэтической красотой, в своем стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусство стало всеобщей духовной потребностью. Развитие Ренессанса и кризис средневековой католической церкви, способствовали возникновению Реформации, массового процесса направленного на обновление церкви и сопровождавшимся всплеском религиозных чувств. Возрождение и Реформация являлись признаками ухода в прошлое старой средневековой системы, наступлением «нового времени», в рамках которого возникала новая европейская цивилизация, формировались новые общественные институты. Эпоха возрождения стала основой для эпохи Просвещения, основной которой был отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества.