ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.11.2023

Просмотров: 429

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
образование обеспечивало каждого нового гражда-нина профессиональными навыками, имеющими спрос на рынке труда в выбранном человеком виде деятельнос-ти. Если необходимо, то государство должно и профи-нансировать это. Принцип
80/20, возможно, нигде так не важен, как в сфере образования. Поскольку 20% затрат или вложенных ресурсов приносят
80% результата, мы должны сосредоточиться на высокоэффективных 20% методик образования и добиться того, чтобы вся молодежь имела возможность работать эффективно в определенной области рыночного хозяйства.
Других путей сплочения различных слоев общества и продолжения экономичес-кого прогресса не существует.
1   ...   20   21   22   23   24   25   26   27   28

Принцип 80/20 может и должен применяться в сфере образования
Если мы хотим улучшить общество, то применение Прин-ципа 80/20 лучше всего начать со сферы образования. Три ключевых элемента применения Принципа 80/20 здесь будут такими: определение немногих действительно важных рычагов получения исключительно хороших ре-зультатов; децентрализация; конкуренция.
Принцип 80/20 обеспечивает нас рабочей гипотезой о том, что превосходное качество образования регулирует-ся немногими действительно важными причинами и что лишь немногие подходы и методы дают превосходные ре-зультаты.
Если мы сможем определить эти причины и подходы, а затем сделаем их более распространенными, то прогресс будет потрясающим. И мы можем сделать это. Проводились исследования, и мы сейчас на примере двух из них рассмотрим наши возможности в этой сфере.
Первое исследование было проведено Институтом Брукингза
5
. Оно охватывало 500 американских школ и изуча-ло факторы, влияющие на эффективность работы уча-щихся. Наверное, совсем не удивительным оказалось то, что наиболее значительное влияние на эффективность работы учащегося оказывают его склонности и отноше-ние к учебе, а эти факторы в огромной степени определя-ются семьей учащегося. В среднесрочной перспективе су-ществует настоятельная необходимость сделать так, чтобы все учащиеся приходили в школу с позитивным отноше-нием к учебе, чтобы они действительно хотели учиться. Добиться этого мы можем лишь включением каждой семьи в процесс создания богатства и владения собствен-ностью. Однако в краткосрочной перспективе этого достичь невозможно, поэтому школы должны работать с тем материалом, который имеется в настоящее время.
Изучение 500 школ показало также, что следующим по важности фактором — после склонностей учащегося и его отношения к учебе — является собственно школа. Некото-рые школы оказались значительно лучшими, чем другие.
Проведенное исследование как раз и занималось выясне-нием того, чем же все-таки действительно хорошие школы отличаются от не столь хороших. Более тщательному рас-смотрению подверглись причины, которыми обычно объ-ясняют качество обучения: размеры средств, которые затра-чивает школа, уровень зарплаты преподавателей, затраты на одного учащегося, размеры класса, экзаменационные требования. Однако эти причины, на которые обычно во-злагается ответственность за качество обучения, оказались ни при чем. Действительно же важными факторами оказа-лись: контроль со стороны родителей, ясность той миссии, которую пытается выполнить школа, наличие лидера, школьное самоуправление и, кроме того, возможность пользоваться престижем и свободой действий.



Очень немногие школы организованы так, чтобы мак-симизировать или даже поощрять эти желательные фак-торы. Мы могли бы тратить меньше общественных денег на образование и получать гораздо лучшие результаты, если бы мы могли бы тратить меньше общественных денег на образование и получать гораздо лучшие результаты, если бы мы передали каждую школу под контроль препо-давателей и родителей.
Затем возникает вопрос о методиках обучения в преде-лах отдельно взятой школы. Здесь я хочу упомянуть второе исследование или скорее серию исследований, описанных в просто великолепной книге Гордона
Драйдена и доктора
Джаннетте Вос «The Learning Revolution» («Революция в обучении»)
6
. Вот некоторые из доказавших свою состоя-тельность методов, рассмотренных в этой книге:
• В поселке Флаксмере в Новой Зеландии одиннадца-тилетние ученики, отстающие от своих ровесников на пять лет, в десятинедельный срок смогли догнать их с помощью программы, в которой использовались маг-нитофонные записи.
• В эксперименте, проведенном в армии США, солдаты, изучающие немецкий язык с использованием описан-ных в книге
Драйдена и Вос техник, добились резуль-татов, на 661% лучших, чем с использованием тради-ционных методов, то есть вдвое лучшие результаты были достигнуты в треть времени, затрачиваемом при традиционных методиках.
• В средней школе Брайдли Мур в округе Реддич в Вели-кобритании использовали методику ускоренного обу-чения иностранному языку. После обучения по тради-ционным методикам на не менее чем 80 вопросов теста из 100 ответили лишь 11% учащихся; после обу-чения по новой методике таких же результатов смогли добиться уже
65% учащихся.
После обучения по обыч-ным методикам лишь 3% учащихся ответили правиль-но на 90 и более вопросов теста из 100 вопросов; после обучения по новой методике на 90 и более вопросов теста ответили 38% учащихся.
Как видите, при обуче-нии по новой методике были достигнуты результаты в 10 раз лучшие.
Хотя книга Драйдена и Вос не упоминает Принципа 80/20, она является восхитительнейшим примером его применения. В
Принципе 80/20 главное — делать то, что работает наилучшим образом в тех сферах жизни, которые сами по себе имеют первоочередное значение. Всегда будет существовать меньшинство методов, мень-шинство практикующих эти методы, и меньшинство причин и подходов, дающих превосходнейшие резуль-таты. Выявите их. Затем приумножьте их. И эффектив-ность автоматически не просто возрастет — она будет приумножена.
Мы можем решить наши проблемы в сфере образова-ния, но мы должны быть радикальны. Мы должны ис-пользовать то, что работает наилучшим образом. И здесь я имею в виду не только наилучшие проверенные мето-дики, которые заставляют учащихся применять феноме-нальные возможности своего ума, но и правильно построенные структуры в сфере образования. И существу-ют убедительнейшие свидетельства в пользу того, что школы должны сами распоряжаться своей судьбой. Ро-дители и преподаватели в каждой школе должны быть способны экспериментировать и должны управлять шко-лой, подчиняясь лишь объективному аудиту эффектив-ности ее работы.
Существует еще и другой ключ к огромному улучше-нию наших образовательных систем, и этот ключ назы-вается конкуренцией. Хорошие школы должны увеличи-ваться в размерах. Они также должны иметь возмож-ность поглощать

низкоэффективные школы, — в том случае, если родители и учащиеся в последних выразят такое желание. Необходимо вынуждать плохие школы закрываться.
Несколько лет назад Питер Друкер отметил, что США являются единственной из крупных развитых стран, в школьной системе которой практически отсутствует кон-куренция. Сейчас эта ситуация меняется. Учащиеся в
Ист-Гарлеме, в штатах Миннесота, Айова, Арканзас, Огайо, Небраска, Айдахо, Юта, Массачусетс, Вермонт и Мэн сейчас имеют существенные возможности выбора. Но в большинстве стран, в том числе США, не создана систе-ма преобладания конкуренции в школьной системе. И до тех пор, пока эта система не будет создана, наши учащие-ся и наше общество будут меняться очень медленно. Когда же система конкуренции среди школ будет созда-на, мы добьемся потрясающего и долговременного про-рыва в эффективности школьного образования.
Резервы повышения эффективности в сфере образова-ния используются недостаточно, а разрыв между немноги-ми школами с великолепным качеством обучения и массой посредственных школ так же велик, как и между немноги-ми суперпродуктивными методиками и массой обычных непродуктивных методик. Поэтому применение
Принципа 80/20 к сфере образования — использование проверенных методик, передача управления школой в руки родителей и учителей, а также предоставление конкуренции возможности творить свои чудеса — обязательно даст эффектный результат. И не воспользоваться этой мощью, заложенной в Принципе 80/20, будет преступлением — против человечес-тва, и прежде всего против наших детей.
Принцип 80/20 обращает наше внимание на существование
повсеместной непроизводительности
Я говорил много хорошего о работе рынков и указывал на то, что мы можем пользоваться тем дополнительным благо-состоянием, которое свободные рынки несут нам, и при этом также пользоваться благосостоянием без побочных эффектов в виде нежелательной безработицы и других общественных потрясений. Это может показаться слишком оптимистичным, чтобы быть правдой. Моя уверенность основана на том, что Принцип 80/20 постоянно демонстри-рует нам то, как неэффективно мы используем ресурсы: время, деньги, энергию, собственные усилия и интеллект. Парадоксально, но это неэффективное использование ре-сурсов и дает очень хороший повод для оптимизма.
По-скольку мы обычно работаем так плохо и поскольку мы всегда можем найти меньшинство ресурсов, которые в несколько
раз более эффективны, чем их большинство, мы имеем возможность работать гораздо лучше. Рынки хороши тем, что они делают возможным превращение низкоэффек-тивных ресурсов в высокоэффективные. Но они не гаран-тируют, что это превращение произойдет. Это зависит от знаний, технологий и предприимчивости. И эти факторы обычно лучше расцветают в рыночных условиях, чем в не-рыночных. Тем не менее рынки всегда нуждаются в том, чтобы их подталкивали в нужном направлении. Если бы рынок давал наилучшие результаты, то продолжительный прогресс был бы невозможен. Прогресс зависит от того, сможем ли мы найти лучшие способы работы во всем, в том числе лучшие способы руководства нашей рыночной эко-номикой. С помощью Принципа 80/20 мы всегда можем улучшить существующее

положение вещей.
Частное предпринимательство использует ресурсы не плохо, но и не очень хорошо
Как отмечал французский политэкономист Ж.-Б. Сэй примерно в 1800 году, «предприниматель перебрасывает экономические ресурсы из области низкой продуктив-ности в область более высокой продуктивности и более высокой прибыли». Этот процесс является сущностью Принципа 80/20, который говорит нам, что обычно су-ществуют огромные возможности улучшения. Сегодня этот процесс называется арбитражем. Свободный рынок создает возможность для существования арбитража, но не порождает его автоматически, и лишь в наиболее простых сферах
(например, при определении ценности нацио-нальных валют) арбитраж работает убедительно и эффек-тивно.
Современное деловое предприятие в условиях конку-ренции обычно увеличивает количество арбитража, как это наблюдал Ж.-Б. Сэй в отношении антрепренера. Однако большинстворуководителей предприятий не яв-ляются предпринимателями; и чем более сложна корпо-рация, тем менее вероятно, что ее арбитраж эффективен.Корпорации, особенно те, которые занимаются несколь-кими видами бизнеса (многоотраслевые корпорации, кото-рые контролируют подавляющее большинство экономи-ческих ресурсов свободного рынка), представляют собой коалиции множества различных управленцев (продуктив-ность которых колеблется в очень широких пределах) и множества различных сегментов бизнеса (рентабельность которых также сильно различается). Вот почему сейчас широко распространилось и очень быстро нарастает тен-денция к распаду многоотраслевых корпораций, когда отдельные подразделения этих корпораций откалывают-ся, с тем чтобы создать отдельные корпорации, занимаю-щиеся лишь одной сферой бизнеса. Эти отколовшиеся корпорации более здоровы, поскольку работают лишь в одной сфере бизнеса. Их акции быстро растут в цене, что подчеркивает размеры съедания прибавочной стоимости, имевшего место до отделения
7
Для тех, кто понимает
Принцип 80/20, неудивительны и удельный вес этого прежнего разрушения прибавочной стоимости и легкость, с которой начинают, расти прибыли, как только процесс арбитража облегчается благодаря упрощению структуры компании.
Принцип 80/20 утверждает, что бизнес распределяет ресурсы не очень хорошо
Процесс арбитража, переброски ресурсов в более продук-тивные сферы, даже в самом свободном из рыночных обществ не происходит автоматически. Всегда требуется толчок в нужном направлении. Как найти это правильное направление?
Какой именно толчок требуется?
Принцип 80/20 даст ясные ответы на эти вопросы. Правильное направление может быть определено отделе-нием немногих мощных сил от множества слабых сил, посредством определения в общем итоге вклада, произво-димого каждой из этих сил в отношении ресурсов, ис-пользующихся каждой из этих сил. Если силы являются благоприятными (например, способствуют получению при-были), то посредством изъятия ресурсов из множества малопроизводительных сфер и переброски большего ко-личества ресурсов к немногие высокопродуктивные сферы («сферой» может быть назван продукт, покупатель, канал дистрибьюции, группа управленцев или любая комбина-ция перечисленного) мы можем