Файл: 1. Теория государства и права понятие и общая характеристика 3.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 488

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общество потому и называется гражданским, что главным и постоянно функционирующим его элементом, живым его олицетворением является подлинно свободный, уверенный в себе и своих правах, заботящийся о процветании общества гражданин. Разумеется, гражданин не свободен от неукоснительного выполнения лежащих на нем обязанностей, от соблюдения и исполнения правовых норм, действующих законов. Жизнедеятельность гражданского общества строится на нравственных и правовых началах, а широкие гражданские свободы органично сочетаются с ответственностью и дисциплиной.

Исторический опыт показывает, что без развитого гражданского общества государственная власть приобретает тоталитарный характер. Благодаря же гражданскому обществу она получает мощный импульс демократизма, становится на службу человеку, на защиту его прав и свобод.

Особенность российской ситуации заключается в том, что параллельно становлению гражданского общества создаются основы демократического правового государства, которое объективно заинтересовано в оказании поддержки институтам гражданского общества, стремится активно помогать тем из них, кто способен непосредственно усиливать могущество и демократизм государственной власти. Гармонизация закономерных взаимоподдерживающих связей и отношений гражданского общества и правового государства — столбовая дорога мировой цивилизации, по которой рано или поздно все равно пойдет Россия.
36. Система правоохранительных органов государства.

Правоохранительная деятельность – это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы гос.органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.

Признаки:

такая деятельность может осуществляться лишь с помощью применения юридических мер воздействия (меры гос.принуждения, регламентируемые законом, меры предупреждения противоправных деяний, их профилактика, в допускаемой лишь в установленных законом пределах);

юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона;

правоохранительная деятельность реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур;

реализация правоохранительной деятельности возлагается на специально уполномоченные гос.органы, комплектуемые соответствующим образом подготовленными служащими.


Задачи правоохранительной деятельности изложены в законодательных актах, в которых в той или иной степени решаются вопросы организации деятельности различных правоохранительных органов (законы – О безопасности, О милиции, О судоустройстве, ГПК, УПК и др.).

Основные направления (функции) правоохранительной деятельности:

конституционный контроль;

правосудие;

прокурорский надзор;

выявление и расследование правонарушений;

оказание юридической помощи;

организационное обеспечение деятельности;

Каждое из этих направлений нацелено на достижение определенных результатов: - устране-ние нарушений предписаний Конституции; - справедливое разбирательство и разрешение гражданских и уголовных дел; - выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования, раскрытие правонарушений и изобличение лиц, винов-ных в их совершении; - подготовка материалов для рассмотрения конкретных дел в суде; - предоставление всем, кому это необходимо, квалифицированной юридической помощи, особенно лицам, привлекаемым к уголовной ответственности. Достижение таких результатов в конечном итоге обеспечивает выполнение общих задач правоохранительной деятельности.

В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, протесты и представления прокуроров, приговоры и решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, - охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.

Система правоохранительных органов
Система правоохранительных органов – единая система специальных государственных органов и негосударственных организаций, образованная на основе законодательства и уполномоченная применять меры убеждения и принуждения в целях защиты прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, защиты материальных и духовных ценностей общества, защиты конституционного строя, обеспечения суверенитета, территориальной целостности и безопасности государства.

Систему правоохранительных органов образуют:
1) органы суда (суды): а) система конституционных судов РФ – возглавляется Конституционным судом РФ и включает в себя Конституционные(уставные) суды субъектов РФ; б) систе- ма судов общей юрисдикции – состоит из системы общих судов и системы военных судов. Возглавляется Верховным судом РФ (Военной коллегией Верховного суда) и структурно состоит из судов субъектов РФ (окружных, флотских судов), районных, городских (гарнизонных) судов и мировых судей; в) система арбитражных судов – состоит из арбитражных судов субъектов, арбитражных судов федеральных округов и Высшего арбитражного суда РФ;


2) иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из: органов прокуратуры; органов внутренних дел; федеральной службы безопасности; органов государственной охраны; органов государственной налоговой службы; таможенных органов; органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органов предварительного расследования; органов юстиции.
Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как: конституционный контроль; отправление правосудия; прокурорский надзор; расследование преступлений; оперативно-разыскная функция; исполнение судебных решений; оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам; предупреждение преступлений и иных правонарушений.
37. Теория и практика государства социалистического выбора.

Социализм — это экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения выгод находится под контролем союза. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность.
Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны.

Ленин считал  это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Признаки социализма




1 Невозможность присвоения чужого труда: 

- Общенародная (общественная) собственность на средства производства, т.е., когда определен круг собственников (все граждане) без выделения долей каждого из них.

- вознаграждение коллектива трудящихся по результатам их труда определяется непосредственно потребителями   

- вознаграждение отдельного труженика пропорционально его трудовому вкладу      

- трудовой вклад отдельного труженика определяется трудовым коллективом (или с его участием)      

- целевой функцией экономической деятельности является максимально полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан

2Прямое народовластие:

- принятие законов всенародным голосованием.

3Нетоварное производство:

- плановая экономика, включая производство предметов потребления по заказам потребителей

- монополия коллективов потребителей, которые одновременно являются коллективами трудящихся, по отношению к каждому из производителей

4Ответственность исполнительной власти:

- высшие руководители исполнительной власти несут материальную, а если предусмотрено законом, и уголовную ответственность за результаты своей деятельности. 

- эффективность деятельности исполнительной власти оценивается непосредственно народом

5Самоуправление трудовых коллективов:

- Для назначения руководителя подразделения или трудового коллектива требуется согласие вышестоящего руководителя и его непосредственных подчинённых (эквивалент профессиональных коллегий).

- Вознаграждение руководителя определяется подчинёнными или с их участием.

6Равные возможности информационного обмена:

- граждане желающие выступить в первый раз в средствах массовой информации имеют равные шансы для этого.

- возможность гражданина продолжать пользоваться средствами массовой информации зависит лишь от пожеланий аудитории, и не зависит от его властного и/или материального положения.







Социализм 21 века является проектом такого общественного государственного устройства, в котором главными принципами являются

  1. базовая демократия (в противоположность представительной и парламентарской)

  2. эквивалентная экономика (в отличие от рыночной экономики).

Термин «Социализм 21 века» введён ХайнцомДитерихом, издавшем одноимённую книгу (1996). Книга базируется на идеях АрноПетерса. Переняв у Хайнца Дитериха термин «Социализм 21 века», президент Венесуэлы Уго Чавес сделал его своим политическим лозунгом и политической программой социалистических реформ в Венесуэле. Концепт «Социализма 21 века» очень популярен во многих странах Латинской Америки, в том числе и на Кубе.[источник не указан 825 дней]

Социализм становится возможен в связи с ростом вычислительных способностей техники. Современные технологии позволяют изменить отношения между производителем и покупателем. Согласно трудам известных математиков, таких как Виктора Михайловича Глушкова план производства представляет, с точки зрения математики матрицу, систему линейных уравнений. Балансировка плана — решение системы линейных уравнений с параметрами третьей степени. Глушков опубликовал анализ-прогноз, в котором решение с помощью рыночной экономики хуже идеального плана в 2-3 раза. Рост вычислительной мощности по экспоненциальному закону позволит рассчитать точный план производства в разумные сроки, что станет возможным составлять оптимальный план производства к 2020 году эволюционным путём, или ранее, если будет сформулирована и отработана задача. В новых условиях производителю станет выгодным планово вести развитие общества.[7]

В Российской Федерации термин «Социализм 21 века» является слоганом программ политических партий Справедливая Россия и КПРФ.

Социалистическое же государство - антиэксплуататорское по своей природе - считается "полугосударством" или "государством не в собственном смысле слова". Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно "засыпает" и в конечном итоге "отомрет", выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.
Теоретические основы социалистического государства были заложены в трудах основопо-ложников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях ученых, стоящих на марксистско-ленинских позициях.


Исходные положения:

Социалистическое государство возникает не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции.

Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития соц.госу-дарства является слом старой гос.машины, уничтожение буржуазного гос.аппарата.

Сущностью нового государства, функционирующего в переходный период от капитализма к социализму, является диктатура пролетариата.

В своем становлении и развитии социалистическое государство проходит несколько этапов эволюционного развития: - этап существования государства диктатуры пролетариата, -этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, -этап развития общенародного государства. Каждый из этих этапов соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно – переходным от капитализма к социализму этапом развития общества; - этап развития собственно социалистического общества; - этап существования и функционирования развитого социалистического общества.

Формой правления социалистического государства является республика.

Государство не является вечным. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также отмира-ют.

Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и прав, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права.